Семья как субъект воспитания и развития младшего школьника. Основные формы работы учителя начальных классов с семьей. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семья как субъект воспитания и развития младшего школьника. Основные формы работы учителя начальных классов с семьей.



Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьиСоциология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье.Функции семьи по отношению к обществу:•физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;

•воспитательная функция — передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;. производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот (приготовление пищи, стирка, уборка жилища и пр.) потребуется дополнительно 40—45 млн человек;•организация досуга, так как значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).

Функции семьи по отношению к человеку:супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;

родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле.

Особенности развития современной семьи. К таким особенностям относятся:

•специфика социального уклада в городской и сельской семье. Н-р, отн-ния в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. В городе такой контроль практически отсутствует;•существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже;• происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. В семье с большим доходом при проявлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отн-ние к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, кот-е проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к предоставляемым благам;• идет процесс разукрупнения семьи — выделение молодой брачной семьи (так называемые семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрупнения семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. В отделенной семье складывается благоприятный психол-й климат для восп-я детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в детские сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества;• уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая 1-2 детей. Причины сокращения рождаемости многообразны: занятость на работе; недостаточная обеспеченность дошк-ми учр-ями; рост затрат на восп-е ребенка; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи;• увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод — плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка.• увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников, нет и подопечных. Однодетная семья суживает опыт коллективных отн-ний. Ребенок становится центром семьи, кот-я отдает ему всю ласку, внимание, заботу.Психолого-педагогических правила взаимодействия учителей с родителями:



Первое правило. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного рук-ля, т. к. это м/б источником обид, раздражения. Чаще всего родители знают свои обязанности, но у них не всегда получается. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психол-ки родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, кот-е не имеют пед. подг-ки и высокого обр-ния, с поним-ем и ответст-тью относятся к восп-ю детей.Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Хорошо известно, что сущ-ют десятки способов решения пед. задачи, но только один из них является верным в данных конкретных условиях. И поэтому д/б взгляд на пед-ку как на науку об общих законах эффективного воздействия на личность, а не как на рецептурный указатель.



Установление контактов с родителями, с семьей учащихся — первостепенная задача в работе учителя. Одной из форм установления контактов с семьей является посещение семьи школьника. (Посещение семьи должно осуществляться по приглашению. К посещению нужно готовиться).

Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. (Периодическая и научно-популярная литература по семейно-школьному воспитанию).

Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Виды пед. поручений.Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми — руководство кружком по интересам, детским клубом;

Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю — содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками.

Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, — участие в оборудовании кабинетов, в благоустройстве школы.

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся

Вся работа школы с семьей делится на 2 осн. группы форм: коллективные и индивидуальные. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др.

Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к совр. проблемам восп-я. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.Проводятся научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Опр-ся наиболее назревшая проблема семейного восп-я. В течение года проводится ее теор. и практич. изуч-е в школе и в семье.День открытых дверей, или родительский день в школе.

Классные родительские собрания. Один из подходов к их орг-ции — проблемная формулировка тем собраний и заинтересованное их проведение. Этому может помочь заранее составленный вопросник.

Индивидуальным формам работы: посещение семьи, педагогическое поручение. А так же педагогические консультации. В основе консультации лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими условиями консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности к оказанию помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

Социализирующее влияние воспитательных организаций

Воспитательные организации – одна из разновидностей социальных организаций, в которых присутствует фиксированное членство, а также системы власти, социальных ролей и формальных позитивных и негативных санкций. Воспитательные организации – специально воспроизводимые государственные и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения.

Посредством системы воспитательных организаций общество и государство пытаются обеспечить равные возможности, с одной стороны, для воспитания непосредственно всего подрастающего поколения, а с другой стороны, для удовлетворения каждым своих позитивных потребностей, способностей и интересов.В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль.С одной стороны, только в них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие общности) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам мало или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации принято считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий, которые способствуют индивидуальному развитию и духовно-ценностной ориентации; отделение подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными свойствами применительно к действительной социально-профессиональной структуре общества.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная организация воздействует в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, создающих более или менее нормальные условия для развития человека, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способностей и интересов. В то же время практика реальной жизни организации влияет на вектор самоизменения.Воспитательные организации играют главную роль в контролируемой социализации. Социальное воспитание происходит в создаваемых специальных воспитательных учреждениях, помогающих развить возможности человека, его способности, знания, образцы поведения, ценности, отношен ия, позитивно ценные для социума, в котором он растет.

 






Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.009 с.