Раздаточный материал на бумажных носителях (памятки) — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздаточный материал на бумажных носителях (памятки)



1. Памятка медиатора;

2. Правила встречи;

3. Предварительная встреча;

4. Фазы медиации;

5. Примирительный договор;

6. Протокол о результатах встречи сторон.

 

Методические рекомендации

 

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

 

1 занятие. Основы восстановительного подхода к решению конфликтов в образовательной организации.

 

1. Церемония знакомства. Игра «Имя с прилагательным» (№2) – 10 минут.

2. Выработка групповых правил (№3) – 5 минут.

3. Игра «Десять «я». Анализ своей личности» (№7) - 10 минут.

4. Фильм «Война и мир» - 20 минут.

5. Беседа «Агрессия в детской среде» (№6) – 5 минут.

6. Игра «Торт» (по решению конфликтных ситуаций в образовательном учреждении) (№4) - 10 минут.

7. Презентация «Восстановительный подход к решению конфликтов». (Правовая основа восстановительной медиации и ШСП. Философия восстановительных практик. Принципы восстановительного подхода) - 25 минут.

8. Церемония завершения занятия. «Одно новое слово» (№1) - 5 минут.

 

Занятие 2. Коммуникативные навыки медиатора. Эффективное общение

 

1. Церемония начала занятия «1 слово» (№1)– 5 минут.

2. Беседа «Что такое эффективное общение. Открытые и закрытые вопросы. Восстановительные вопросы» (№5) - 15 минут.

2. Игра «Беседа клеймящим и восстанавливающим способом» ( №8) - 25 минут.

3. Беседа «Типы конфликтов в школе» (№9) - 10 минут

4. Игра «Крокодил» (№10) - 30 минут.

5. Церемония завершения занятия. Игра «Одно слово» (№1).- 5 минут.

 

Занятие 3. Коммуникативные навыки медиатора. Где живут чувства

 

1. Церемония начала занятия «Одно слово» (№1)– 5 минут.

2. Беседа «Чувства – то, что переживаем. Эмоции – то, что показываем» (№ 32) - 10 минут.

3. Упражнение «Отражение чувств»(№26) - 15 минут.

4. Игра «Рисунок на обоях» (карта чувств) (№22) - 25 минут.

5. Беседа «Ошибки, препятствующие активному слушанию» (№20) - 10 минут.

6. Игра «Правильно ли я вас поняла» (№18) - 20 минут.

7. Церемония завершения занятия «Одно слово» (№1) - 5 минут.

 

Занятие 4. Коммуникативные навыки медиатора. Эффективное общение

 

1. Церемония начала занятия. Игра «Одно слово» (№1) – 5 минут.

2. Беседа «Что такое эффективная коммуникация» (№ 15)- 10 минут.

3. Игра «Я-послание» (№16) - 20 минут.

4. Игра в парах «Восстановительные вопросы» (№12) - 10 минут.

5. Беседа «Правила ролевых игр» (27) - 5 минут.

6. Игра «Птичий двор» (по решению конфликтных ситуаций с помощью эффективного общения) (№21) - 35 минут.

7. Церемония завершения занятия «Одно слово»(№1) - 5 минут.



 

Занятие 5. Этапы организации медиации.

 

1. Церемония начала занятия «Одно слово» (№1)– 5 минут.

2. Беседа «Мотивирование сторон» по памятке (приложение №9) – 5 минут.

3. Игра в парах «Мотивирование сторон» (№ 28) - 15 минут.

4. Презентация «Восстановительная медиация»- 20 минут.

5. Ролевая игра «Свидетель конфликта» (по решению конфликтных ситуаций в образовательном учреждении) (№13) - 25 минут.

6. Упражнение «Работа с медиа-материалами» (№24) - 15 минут.

7. Церемония завершения занятия «Одно слово» (№1)- 5 минут.

 

Занятие 6. Предварительная встреча со сторонами

 

1. Церемония начала занятия. Игра «Одно слово» (№1) – 5 минут.

2. Игра «Мудрецы и слон» (№17) - 30 минут.

3. Беседа «Предварительная встреча» (памятка) - 10 минут.

4. Ролевая игра «Предварительная встреча» (№ 29) - 40 минут.

5. Церемония завершения занятия «Одно слово» (№1) - 5 минут.

 

Занятие 7. Организация программы примирения

 

1. Церемония начала занятия. Игра «Одно слово» (№1) – 5 минут.

2. Беседа «Фазы медиации» (памятка) - 10 минут.

3. Игра «Техники прояснения» (№19) - 20 минут.

4. Беседа «Документы медиатора» (№ 30) - 10 минут.

5. Ролевая игра «Медиация в школьном конфликте» (№14)- 40 минут.

6. Церемония завершения занятия. Игра « Одно слово» (№1) - 5 минут.

 

Занятие 8. Круги сообщества

 

1. Церемония начала занятия. Игра «Одно слово» (№1) – 5 минут.

2. Игра «Слоненок» (вербальная коммуникация) (№32) - 20 минут.

3. Видеофильм «Круги сообщества»- 30 минут

4. Беседа «Ценности круга» (№ 31) – 10 минут

5. Игра «Испорченный телевизор» (невербальная коммуникация) (№11) - 20 минут.

6. Церемония завершения занятия. Игра «Одно слово» (№1) - 5 минут.

 

Занятие 9. Круг сообщества

 

1. Церемония начала занятия. Игра «Одно слово» (№1)– 5 минут.

2. Презентация «Круги сообщества»- 20 минут.

3. Ролевая игра «Круг сообщества» (№23) - 45 минут.

4. Упражнение «Медиатор» (№25) - 15 минут.



5. Церемония завершения занятия. Игра «Одно слово» (№1) - 5 минут.

 

Список игр

 

1. Игра «Одно слово».

- Назови одно новое слово, которое узнал на занятии.

- Скажи одно слово о своем настроении.

- Скажи одно слово о своих впечатлениях.

 

2. Игра «Имя с прилагательным».

 

Посадите группу в круг. Вы сидите в кругу как член группы и даете следующую инструкцию.

- Сначала представляюсь я, и добавлю к нему прилагательное. Затем сидящий слева повторяет мое имя и добавляет свое. После этого третий ученик повторяет наши имена и называет свое. Упражнение выполняем по часовой стрелке. Повторять нужно только три имени, предшествующих вашему, и добавлять свое. Если вы забыли чье-то имя, то попросите этого человека повторить его для вас.

- Попросите одного из учащихся назвать свое имя с эпитетом перед ним, предупредив, что прилагательное должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например, мудрая Марина, доблестный Денис, правдивый Петр и т.д. В инструкции уточните, что прилагательные должны быть только позитивные. Запишите их.

Это упражнение может дать вам некоторый материал для определения сильных сторон детей.

 

3. Игра «Выработка групповых правил» (их можно написать на ватмане).

 

Типичными являются следующие:

1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).

2. «Конфиденциальность»— то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.

3. «Стоп»— если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.

Учащиеся высказывают свое согласие/несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем голосования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.

 

4. Игра «Торт».

 

Представьте себе, что Вам подарили прекрасный торт. Но он маленький, а близкие ждут свое доли. Как вы поступите:

1. Попросите кого-нибудь другого его порезать (Избегание)

2. Разрежете сами. Себе возьмете лучший кусок (Конкуренция)

3. Разрежете сами. Будете брать кусок, не глядя (Приспособление)

4. Попытаетесь учесть вкусы каждого (Сотрудничество)

5. Заберете себе с торта свои любимые украшения, остальное – гостям (Компромисс). Каждая может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личности и свои интересы. Вопрос не «Кто виноват», а «Что делать».

Все стратегии имеют свои плюсы и минусы.

 

5. Беседа «Что такое эффективное общение».

 

Для ответа на этот вопрос руководителю тренинга стоит обсудить с учащимися потребности и цели коммуникации, преимущества управления общением и как это может помочь в школе, в семье, со сверстниками.

Открытые вопросы помогают прояснять ситуацию. Они предпочтительнее. Закрытые предполагают короткие ответы и нужны для подведения итогов. Перефразирование должно быть дословным, чтобы человек понял, что его действительно слушают. Резюмирование помогает подводить промежуточные итоги. Не нужно бояться пауз – людям необходимо дать время на обдумывание ответов. Знакомим подростков с техникой «5 вопросов». Просим заучивать эти вопросы наизусть.

В результате дети приходят к выводу, что медиация создает более мирную среду; снижает враждебность, напряженность, фрустрацию, способствует доверию, дружбе, самоуважению, уверенности в себе; учит принимать решения, решать проблемы; контролировать эмоции; объединяет людей; предупреждает насилие и физические оскорбления.

Тренер вносит предложение в конце года присудить награду за бесконфликтность: 1) учителю, 2) обучающему, 3) классу (или сразу трем).

 

6. Беседа «Агрессия в детской среде».

Виды агрессии: вербальная, физическая. Прямая и косвенная. Внешняя и внутренняя (аутоагрессия). Особенности агрессии в детской среде – не вызрел центр анализа последствий. Поэтому возможна неоправданная жестокость. Проблемы «клеймления» и последствий проступков.

 

7. Упражнение «Десять «я».

 

Дети на листочке пишут в колонку десять «я», затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например: «Я люблю мороженое».

 

8. Игра «Беседа клеймящим и восстанавливающим способом»

 

Формируются триады: рассказчик, клеймитель, представитель восстановительного подхода. Рассказчик делится историей о проступке из своей жизни. Клеймитель реагирует на нее традиционным способом.

Потом рассказчик с помощью медиатора через эффективную коммуникацию повторяет свою историю. Медиатор в ходе беседы задает 5 вопросов. Советов медиатор давать не стремится, осуждения или порицания не высказывает...

После завершения игры идет анализ ролей в триадах. Каждый должен проанализировать свои чувства в роли рассказчика, клеймителя, медиатора.

 

9. Беседа «Типы конфликтов в школе».

 

Тренер рассказывает о том, что в школе возможны конфликты между обучающимися, между обучающимися и взрослыми, между взрослыми. Любая конфликтная ситуация может решиться через медиацию, если стороны признают свое участие в конфликте и добровольно готовы принять участие в программе.

Медиация позволяет уточнить различные точки зрения на один и тот же вопрос. Обязательно наличие третьей стороны (медиатора). Закон третьей стороны очень важен, поэтому пусть ученики приведут примеры из своей жизни, из литературных источников и кинофильмов, где помощником является третья сторона.

Конфликт не всегда означает спор или борьбу. Иногда он возникает, когда надо принять решение или что-то необходимо изменить. Конфликты бывают разрушающие и конструктивные. При правильном обращении он может быть полезен — приводит к изменениям. При неправильном — приводит к обиде, непониманию и даже к насилию.

Подчеркните, что медиатор-ровесник в школе работает только с небольшими конфликтами между обучающимися либо более младшими и не участвует в конфликтах между учителем и обучающимся, между родителями и детьми.

Попросите обучающихся вспомнить небольшие конфликты, улаженные посредством переговоров в последние 24 часа. Подскажите, в какие конфликты опасно вмешиваться.

Напомните, что медиатор руководствуется здравым смыслом, когда решает вмешаться в конфликт, и отвечает за то, чтобы избежать причинения физического вреда.

10. Игра «Крокодил».

 

Обучающиеся делятся на группы по пять-шесть человек. Каждая группа придумывает какое-то понятие, которое невербально демонстрирует. Другая группа пытается его отгадать.

Данное упражнение хорошо развивает понимание невербальных средств коммуникации и определение по ним внутреннего мира собеседника.

 

11. Игра «Испорченный телевизор» (невербальная коммуникакция).

 

Пять-шесть человек выходят из аудитории. Одному из обучающихся вы показываете картинку, хорошо, чтобы там был представлен конфликт. Ученик ее рассматривает и пытается запомнить. Затем картинка показывается всем остальным.

В аудиторию заходит один из участников. Ученик описывает ему картинку. Затем вошедший описывает ее второму вошедшему и т.д. В конце игры картинка показывается тем, кто ее не видел, и определяется потеря информации на каждом этапе. После чего делается вывод: наша память не может точно запоминать слова. В результате этого наблюдаются потеря информации и, как следствие, непонимание.

 

12. Игра «Восстановительные вопросы»

 

1. Что случилось.

2. Что ты подумал.

3. Что ты почувствовал.

4. Кто пострадал.

5. Что нужно сделать, чтобы ситуация не повторилась.

 

13. Ролевая игра «Свидетель конфликта».

 

В начале занятий обучающиеся получают лист бумаги, на котором представлены этапы посредничества.

1. Приблизьтесь к спорящим.

2. Успокойте их, если необходимо.

3. Познакомьтесь.

4. Объясните свою компетентность.

5. Получите согласие.

6. Объясните, как будет проходить процесс сотрудничества.

7. Задавайте 5 вопросов.

При работе:

— слушайте;

— повторяйте услышанное,

— проясняйте спорные моменты,

— получайте больше информации,

— ищите множество решений,

— достигайте соглашения.

Закончите на позитивной ноте.

 

14. Ролевая игра «Медиация в школьном конфликте».

 

Описание ситуации: Ученики 5 класса Миша и Маша на школьной перемене столкнулись в коридоре. Миша сильно ударился. Он настаивает, что Маша специально его толкнула. Маша кричит, что это не так.

Проведение ролевой игры. Проведение медиации.

 

15. Беседа «Эффективная коммуникация».

 

Тренер напоминает ученикам, что коммуникация в разрешении конфликтов – это говорение и слушание. «Говорение» бывает вербальное и невербальное.

Правила эффективной коммуникации:

Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

 

Одна из главных техник в разрешении конфликтов – «Я»-утверждение. Это наименее угрожающая форма коммуникации, ведь когда мы даем оценку каким-то событиям, фактам, то рискуем вызвать возражение противоположной стороны, если она с этим не согласна. При «Я»-утверждении человек не дает оценки, а сообщает о своих чувствах. Такая форма высказывания позволяет выразить свое отношение к проблеме, снижает вероятность возражения противоположной стороны.

 

16. Ролевая игра «Я-послание».

 

Произнесите фразы, приведенные ниже, используя «Я»-утверждение. «Когда происходит такое, то я чувствую...»

1. Вы одолжили учебник своему другу, и он его потерял.

2. Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.

3. Подруга взяла у вас одежду и не вернула.

4. Сосед по парте во время теста заглядывает к вам в листок и навлекает на вас неприятности.

5. Ваша мать просит вас мыть посуду, когда вы опаздываете в кино.

«Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Проясняет ситуацию.

«Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. В результате человек больше защищается, чем старается решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь. Ты...»

Дети должны увидеть, что в «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего.

 

17. Игра «Мудрецы и слон».

 

Прочитайте или расскажите историю «Мудрецы и слон» (Приложение 5).

Разыграйте похожую ситуацию с черным ящиком или завязанными глазами.

 

18. Игра «Правильно ли я вас понял».

Обучающиеся делятся на пары и один рассказывает другому историю из своей жизни. Слушатель проясняет ситуацию с помощью резюмирования и перефразирования.

Проводится обсуждение игры.

 

19. Беседа «Техники прояснения».

Вы проясняете ситуацию о конфликте. Попробуйте обсудить ситуацию при помощи следующих техник:

— Получайте больше информации, и вы не будете делать ошибочных предположений.

— Задавайте вопросы.

— Стремитесь понять то, о чем говорят.

— Избегайте того, что отвлекает (шум, музыка, разглядывание людей).

— Поддерживайте контакт глазами.

— Слегка наклонитесь к человеку.

— Поощряйте говорящего киванием или улыбкой.

— Повторяйте сказанное своими словами.

— Уточняйте смысл посредством вопросов (получайте побольше информации о событиях и чувствах).

— Выделяйте главное.

— Коротко повторите услышанное, чтобы говорящий убедился, что вы его поняли.

— Помните, что нельзя:

перебивать и давать советы,

говорить о своих собственных чувствах и опыте.

Проиграйте с учащимися в ролевых играх различные ситуации. При проигрывании учащиеся должны работать над одним из умений. После того как все потренировались над этим умением, можно переходить к следующему. Не следует делать несколько дел сразу. Обучающимся трудно держать в голове разные техники.

 

20. Беседа «Ошибки, препятствующие активному слушанию».

 

Репетиция: подготовка того, что вы скажете, когда говорящий закончит.

Сны наяву: мысль где-то блуждает.

Оценка: наклеивание ярлыков на говорящего («немой», глупый, резкий и т.д.).

Фильтрация: собирается только некоторая информация, а остальное игнорируется.

Гадание: опережать говорящего, потому что вы думаете, что знаете, что он собирается сказать.

Чтение мыслей: попытки выразить то, что другой хочет сказать, вместо того чтобы задавать вопросы для уточнения. Не гадайте, а выясняйте.

После того как тренер перечислит основные ошибки, он проводит серию ролевых игр, в процессе которых наблюдатели должны определить типы ошибок, допускаемых посредником.

 

21. Игра «Птичий двор».

 

Разыграть сказку «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена. Выбрать жертву, лидеров. Разыгрывать сказку по тексту до момента, когда Гадкий утенок решился на побег. После этого изменить события с применением восстановительного подхода. Посредник пусть будет Страусом. И будет привезен на Птичий двор в разгар конфликта.

Обсудите игру:

Кто явился инициатором конфликта?

На каком этапе его можно было избежать?

Как изменилась жизнь Птичьего двора после появления Страуса?

Можно поставить и другие вопросы.

 

22. Игра «Рисунок на обоях».

На обоях обводится силуэт человека и группа разноцветными фломастерами отмечает различные чувства: злость, гнев, возмущение, ненависть, обида, раздражение, страх, тревога, стыд, удивление, радость, интерес, и место, где они «живут» на теле человека. Игра нужна для анализа физических реакций собеседника на различные ситуации.

 

23. Ролевая игра «Круг сообщества».

 

Ученики имеют возможность провести круг по ситуации. Которая их волнует в данный момент. Задача хранителя — попытаться достигнуть консенсуса группы по выбранной теме. Тема должна быть достаточно интересной, чтобы вызвать энтузиазм, и достаточно широкой, чтобы допускать различные мнения.

 

24. Упражнение «Работа с медиа-материалами».

Проанализировать любую конфликтную митуацию с точки зрения медиатора.

1) Какие чувства испытывают участники конфликта?

Обидчик _____________________________________________________

Жертва ______________________________________________________

2) Какие потребности испытывают участники конфликта?

Обидчик _____________________________________________________

Жертва ______________________________________________________

3) Какие варианты решения конфликта возможны?

4) Если конфликт будет разрешен, какие преимущества получат стороны?

5) В каких случаях медиатору может показаться сложным сохранить нейтральную позицию?

 

25. Упражнение «Медиатор»

Придумать 8 слов, имеющих отношение к школьной службе примирения, в каждом из которых используется одна буква из слова «Медиатор». Например,

 

 

Объясните значение каждого слова, например, «Медиатор» (ведущий примирительной программы, нейтральный посредник)

 

26. Упражнение «Отражение чувств»

Необходимо определить чувство, которое скрывается за высказыванием и спросить о нем. Например,

Ты ощущаешь себя обиженным?

Ты чувствовал обиду?

Тебе обидно?

 

Может быть, я сделала что-то не так? (Неуверенность, тревожность, сомнение).

Я ей пытался объяснить, что ни в чем не виноват, а она как набросилась, как давай орать, ну я и не выдержал. (Раздражение, обида, возмущение, злость).

Теперь я хотя бы могу сидеть на уроках. Пусть не разговаривают, зато не обзываются. (Успокоение, уверенность).

Как она могла так поступить со мной, я же была ее подругой. (Сожаление, обида, унижение, предательство).

Он обозвал мою сестру, а я что молчать должен? (Гнев, возмущение).

Я ничего не делал, просто мне хотелось после его слов ему треснуть. (Злость, гнев, раздражение).

Я не понимаю, что я сделал не так, почему он так поступил. (Сомнение в своих действиях, неуверенность, бессилие).

Не хочу я с тобой разговаривать ни о чем, оставьте меня в покое. (Обида, раздражение, злость).

А если он снова начнет обзываться. (Тревожность, беспокойство, страх).

Я все делаю неправильно! (Страх, раздражение, огорчение).

Это все глупости! (Обида, злость, возмущение).

Я больше не пойду в школу! (Тревога, обида, страх, протест).

 

27. Беседа «Правила ролевых игр»

Так как конфликтные ситуации задевают живых людей с реальный ситуации, тренироваться в проведении восстановительных процедур можно только с помощью ролевых игр. Нельзя делать фото или видеосъемку реальных людей, но можно использовать реальные ситуации (с изменением имен участников) для отработки навыков ведущих программ.

Очень важно побывать не только в роли медиатора, но и в разных ролях, чтобы пережить чувства и эмоции всех участников конфликта.

Играть роли важно с полной отдачей и погружением. Ритуалы входа в игру и выхода из нее обязательны.

28. Ролевая игра «Мотивирование сторон».

 

Описание ситуации: Ученики 5 класса Миша и Маша на школьной перемене столкнулись в коридоре. Миша сильно ударился. Он настаивает, что Маша специально его толкнула. Маша кричит, что это не так.

Проведение ролевой игры. Мотивирование сторон на встречу.

 

29. Ролевая игра «Предварительные встречи».

 

Описание ситуации: Ученики 5 класса Миша и Маша на школьной перемене столкнулись в коридоре. Миша сильно ударился. Он настаивает, что Маша специально его толкнула. Маша кричит, что это не так.

Проведение ролевой игры. Проведение предварительных встреч.

 

30. Беседа «Документы медиатора»

Результатом встречи сторон будет примирительный договор (если стороны пришли к соглашению) или протокол о результатах встречи сторон (если стороны встретились, но не договорились). Формы договора и протокола должны быть заготовлены заранее, тогда медиатору останется только вписать пункты договора и собрать подписи всех участвующих в медиации (участники, законные представители, медиаторы).

Пока один медиатор заполняет договор или протокол – другой помогает участникам ответить на вопросы анкеты.

Кроме этого, медиатор должен получить заявку на проведение медиации в письменной форме и заполнить регистрационную карточку.

Таким образом, по одной медиции должны быть:

1. Заявка

2. Примирительный договор или протокол о результатах встречи сторон.

3. Анкеты участников.

4. Регистрационная карточка.

5. Записи медиаторов, если они велись.

 

31. Беседа «Ценности круга».

Что такое круг сообщества?

Это место, где слушают и искренне говорят о том, что волнует, а другие принимают это близко к сердцу. Круг позволяет участникам обратиться к своим ценностям и через них посмотреть на проблему.

Организует и проводит круг хранитель, который не контролирует круг, а позволяет участникам сохранять его целостность. Волонтеры помогают хранителю сберегать ценности круга.

Правила круга:

Уважать символ слова

Говорить от всего сердца

Говорить и слушать с уважением

Подготовка круга:

Формулирование темы, целей и задач круга

Создание команды ведущих

Предварительные встречи с участниками круга

Проведение круга:

Церемония открытия

Принятие правил круга

Раунд личных историй

Раунд отношения к проблеме

Раунд способов выхода из проблемы

Раунд принятия решения круга

Церемония закрытия

Контроль за реализаций решений круга

 

32. Игра «Слоненок» (вербальная коммуникация).

Пять-шесть человек выходят из комнаты. Один встает перед группой, ему зачитывают простую и четкую последовательность событий и инструкцию, согласно которой он должен тщательно сконцентрироваться, чтобы пересказать услышанное при помощи техник прояснения. После этого в класс входит один из тех, кто вышел. Первый рассказывает историю второму, затем входит третий, которому рассказывает уже второй. Последний должен пересказать историю (или записать как полицейский протокол или газетный репортаж) первому. Затем следует обсуждение того, как видоизменяется история по мере прохождения через множество рассказчиков.

«Слоненок» (текст для прослушивания)

Жил да был в жаркой Африке ушастый Слоненок. И хотя Слоненок был совсем маленьким, он уже дружил с огромным Носорогом и волосатой Гориллой. Все втроем они плескались в грязных лужах, ели сочные бананы и грелись на африканском солнышке. Однажды, когда слоненок пил воду из речки, его схватил за хобот зубастый крокодил. Но на помощь ушастому Слоненку бросились огромный Носорог и волосатая Горилла. Носорог наступил крокодилу на лапу, а Горилла укусила его за хвост. Крокодил взвыл от боли и отпустил Слоненка. Так дружба победила зло и коварство.

 

Рекомендации взрослому тренеру:

1. Иметь помощников, если это возможно;

2. Готовить программу для каждой встречи;

3. Знать, почему вы здесь, и осознавать, что делаете;

4. Быть готовым поделиться собственными чувствами и идеями относительно обсуждаемой темы;

5. Создавать обстановку доверия (то, что сказано здесь, должно остаться здесь), уважать членов группы;

6. Быть образцом правильного поведения;

7. Обладать чувством управления и четко знать ближние и дальние цели группы;

8. Побуждать членов группы делиться своими идеями и чувствами;

9. Быть внимательным как к вербальному, так и к невербальному общению;

10. Быть активным слушателем;

11. Проявлять эмпатию к различным соображениям и чувствам каждого;

12. Обсуждать пройденный материал, используя для этого прямые вопросы, не давать отклоняться от темы, преодолевать замкнутость;

13. Использовать незаконченные вопросы для стимулирования дискуссии;

14. Сочетать уважение и сочувствие;

15. Предоставлять время для оценивая;

16. Давать время для написания заметок;

17. Сохранять чувство юмора, непосредственность;

18. Подготовить помещение для встреч, так чтобы все могли видеть друг друга;

19. Сделать заявление о том, что он отвечает за безопасность учеников.

 

 

Приложение 1

Правила управления конфликтом

 

1.Дай партнеру «выпустить пар». Пока этого не случится, договориться с ним будет трудно. Во время его «взрыва» нужно вести себя спокойно. Но не высокомерно.

2. Не выясняй, кто прав, а кто виноват. Это путь к усугублению конфликта. Ваша задача договориться, а значит, важнее решить как действовать дальше, чем искать виновных.

3. Не переходи на личности. Что бы ни говорил партнер, веди разговор в русле рассуждения о поступках, а не о личности собеседника. Иначе конфликт разгорится еще больше.

4. В любом случае дай партнеру «сохранить лицо». Не отвечай агрессией на агрессию и не задевай достоинства партнера. Важно, чтобы во время конфликта оба собеседника оставались в позиции «На равных».

5. Не бойся извиниться, если чувствуешь, что виноват. Это обезоруживает партнера и вызывает у него уважение. Ведь к извинению способны только уверенные, зрелые и честные по отношению к себе личности.

6. Обговори взаимоотношения на будущее. Обязательно поговорите о том, как вы будете решать возникшие проблемы в будущем. Независимо от результатов разрешения противоречия старайся не разрушить отношения с собеседником.

 

Приложение 2

Восстановительные вопросы

1. Что случилось.

2. Что ты подумал.

3. Что ты почувствовал.

4. Кто пострадал.

5. Что нужно сделать, чтобы ситуация не повторилась.

 

Приложение 3

Шаги посреднического процесса

1. Приблизьтесь к спорящим.

2. Успокойте их, если необходимо.

3. Представьтесь и спросите их имена, если вы еще не знакомы.

4. Объясните свою компетентность.

5. Получите согласие.

6. Объясните процесс сотрудничества.

7. Задавайте восстановительные вопросы.

8. Начните процесс посредничества:

а) не делайте предположений;

б) слушайте;

в) повторяйте услышанное;

г) проверяйте;

д) получайте больше информации;

е) рассматривайте множество решений;

ж) достигните соглашения.

9. Закончите на позитивной ноте.

 

Приложение 4

Мудрецы и слон.

 

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов.

Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? ««Я знаю», — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». «– «Хорошая идея», — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!»— закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!»— воскликнул он. «Вы оба неправы», — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы», — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!»– «Змея!»– «Стена!»– «Вы ошибаетесь!»– «Я прав!». Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 

Приложение 5

Тетрадь медиатора-ровесника.

 

Главное назначение тетради — учащиеся при необходимости должны быстро найти информацию о восстановительных практиках.

Тетрадь может быть расширена многими способами:

— журнал (дневник),

— газетные и журнальные статьи,

— поэзия в конфликте, войне и мире,

— картинки,

— сообщения об улаженных конфликтах,

— замечания о занятиях,

— придумайте сами и добавьте.

Если у учащегося нет тетради, ему нужно иметь тезисы основной информации по улаживанию конфликтов.

 

Приложение 6

Типы высказываний

• «Я»-утверждение применяется для выражения своего отношения к событиям. Однако медиатору при разрешении конфликта нужно пользоваться им крайне осторожно.

• «Ты»-утверждение заставляет слушателя чувствовать себя виноватым или осуждаемым. В результате человек больше защищается, чем старается решить проблему. Например: «Ты всегда одалживаешь у меня деньги и никогда не отдаешь. Ты...». В «Ты»-утверждении есть оценка действия, неприятного для говорящего: «...никогда не отдаешь».

 

Приложение 7

Словарь медиатора.

 

Желательно создать с ученикам словарь с пояснением следующих слов: медиация, восстановительный подход, активное слушание, соглашение, альтернатива, мозговой штурм, прояснение, примирение, конфиденциальный, конфликт, спор, эмпатия, , нарастать, обратная связь, «глобальное» утверждение, «Я»-утверждение, медиатор, процедура медиации, круг сообщества, хранитель круга, волонтеры, переговоры, нейтральный, ненасильственный, выбор, равные, передача ответственности, профессионализм, решение, повторение (перефразирование), резюмирование, ролевая игра, разрешение (урегулирование) конфликта, решение, обсуждение, добровольность, «Ты»-утверждение, принятие решения.

Приложение №8

Правила эффективной коммуникации

 

Перефразируйте правила разговора конфликтных сторон на примирительной встрече.

Сообщайте о своем эмоциональном состоянии.

Обращайтесь к фактам, а не к интерпретации.

Находите конкретное решение в конкретной ситуации.

Предлагайте варианты выхода из ситуации.

 






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.069 с.