Уровни нарушенного произношения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Уровни нарушенного произношения

2017-05-13 692
Уровни нарушенного произношения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Многие авторы отмечают, что в ряде случаев дети правильно употребляют звук изолированно, в слогах, а иногда в словах и в отраженной речи, а в самостоятельной речи не употребляют (М. А. Александровская). Эти данные свидетельствуют о том, что произносительные умения детей соотносятся со степенью сложности вида речевой деятельности.

О.В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука.

13.Современные научные подходы в изучении дизартрии. Классификация дизартрии.

Термин «Дизартрия» означает расстройство артикуляции. В настоящее время дизартрию относят к нейромоторным речевым расстройствам, при котором имеется нарушение не только речевой артикуляции и связанным с ним звукопроизношением, но и нарушение всей речевой системы устной речи, включающее речевое дыхание, фонацию и просодику в целом.

В настоящее время дизартрия представляет собой одну из острых проблем логопедии и специальной психологии. Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов: Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.И. Панченко, Л.Н. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее неврологическим, логопедическим и психологическим исследованием.

Сложность проблемы дизартрии обоснована неврологической природой речевого расстройства. Дизартрия характеризуется апраксическими речевыми нарушениями, обусловленными расстройством мышечного контроля психофизиологического механизма речи в результате патологии центральной и реже периферической нервной системы, участвующих в организации речепроизводства.

В отечественной литературе дизартрию принято рассматривать как симптом детского церебрального паралича.

Наша позиция основана на собственных многолетних психолого-педагогических и клинико-психологических исследованиях и наблюдениях.

Принципиально новым на наш взгляд, является то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, у которых психомоторные функции развивались в пределах нормы или с некоторой задержкой.

Клиника дизартрии у детей имеет комбинированный характер: нарушения темпа развития речи, языковые нарушения. Вместе с тем только у взрослых можно говорить о «чистых» формах дизартрии, так как у них можно выделить очаг поражения, место поражения центральной нервной системы.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями иннервации мышц периферического речевого аппарата, существует утверждение, что при данном расстройстве нарушена психомоторика. Психомоторные реакции детерминированы наследственными законами поведения человека вместе с конституцией человеческого организма. Следовательно, решающим фактором исследования поведения при дизартрии будет не только биологический (конституционально-континуальный), но и социальный (социально-психологический). Таким образом, комплексная диагностика страдающего дизартрией.

Нам представляется наиболее корректным естественно-научный подход в изучении психолого-педагогических проблем речевого нарушения – дизартрии. При изучении двигательной и речевой сферы человека обязательная диагностика с позиций общеневрологического подхода. В связи с этим должны подробно описываться структура и функции двигательного анализатора, что поможет представить единую картину психоневрологических нарушений при дизартрии и описать те формы моторно-речевых расстройств, которые возникают при поражении разных отделов двигательного анализатора.

В результате органического поражения центральной нервной системы при дизартрии психическое включается в дальнейшее формирование аномальное либо позитивное развитие. Совокупность внешних и внутренних условий, их соотношение может создать как благоприятные условия для позитивного развития и динамики личностно-характерологических особенностей страдающего дизартрией, так и неблагоприятные условия для конституционально-типологических трансформаций личности.

Деструктивные социальные условия, предъявляющие чрезмерную нагрузку к конституционально-биологической основе личности, расширяют диапазон «слабых мест» и «зон повышенного риска» у представителей диагностического диапазона нормы и пограничной аномальной личности. В зависимости от того, какие особенности характера выступают на первый план, взаимодействуют со средой, влияние среды может быть более ослабленным или же, наоборот, достаточно сильным, что в итоге приводит к формированию качественно различных стереотипов поведения от социально-приемлемых до асоциальных стереотипов.

Таким образом, у детей и подростков с дизартрией формирование индивидуально-типологических и индивидуально-личностных различий обусловлено рядом факторов: биологическими, экологическими, социально-психологическими, что необходимо учитывать при планировании психодиагностики, психотерапии и психокоррекции. Инновационность подходов связана с исследованием детей и подростков, у которых нет явных признаков паралича, у которых психомоторные функции развивались в пределах нормы или с некоторой задержкой. При этом учитывалось конституционально-континуальное пространство акцентуированной личности.

 

Дизартрия – расстройство артикуляции речи, обусловленное параличом мышц речедвигательного аппарата в результате поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного черепных нервов или их ядер, располагающихся в нижних отделах продолговатого мозга.

1) Псевдобульбарная (центральная) дизартрия. Симптомы центрального паралича. Возникает в результате двустороннего поражения на любом участке пирамидального пути от коры головного мозга к ядрам нервов. Страдает двигательный нейрон. Страдают активные произвольные движения. Всегда двустороннее. Симптоматика: язык лежит комком, оттянут кзади. Движения в сторону общей массой. Нет движения кончика языка. Отклонение языка от средней линии. Высокий тонус скелетных мышц. Дыхание поверхностное. Непроизвольные движения сохранны, а произвольных нет. Голос затухающий. Гортань и мягкое нёбо подтянуты кверху. Рвотный рефлекс повышен – гиперрефлексия. Саливации в покое нет. Произношение всех звуков отодвинуто кзади.

2) Бульбарная (периферическая). Симптомы вялого периферического паралича. Страдает периферический нейрон. Симптоматика: лицо анемично. Язык лежит на дне полости рта. Мягкое нёбо провисает. Нарушение глотания. При высовывании язык уходит в нерабочую сторону. Голос недостаточно мелодичен. Отсутствуют звонкие согласные. Звук [р] – горловой. Рвотный рефлекс опущен – арефлексия. Гиперсаливация. Звуки призубные, межзубные. Принцип минимализации движений.

3) Подкорковая. Поражены подкорковые ядра. Симптомы зависят от того, какие ядра страдают больше. 1. Дистония – изменение мышечного тонуса, нарушение сохранности мышечного тонуса. Общее беспокойство, речь прерывиста, нарушение ритма и темпа речи. Нет постоянных артикуляционных замен. В спокойном состоянии речь разборчива. 2. Гиперкинезы – характерно как для речевой мускулатуры, так и для скелетных мышц. Появляются насильственные выкрики и стоны. Дисфония – трудности подключения голоса. Нарушение просодики. 3. Эмоционально-двигательные реакции.

4) Мозжечковая. Три функции мозжечка: координация движений, регуляция мышечного тонуса, сохранение равновесия. Нарушение координации движений: асинхронность артикуляции, фонации. Речь прерывиста, толчкообразна, замедлена. Темп постоянный, голос монотонный, необоснованные паузы, с трудом удерживает артикуляционный уклад. Нет точности движения языка. Тремор кончика. Нарушение равновесия: статическая атаксия – руки в сторону, глаза закрыты, начинает покачиваться из стороны в сторону. Динамическая атаксия – «пьяная» походка. Гиперметрия – излишность движений. Дизметрия –неравномерность движений.

5) Корковая. Расстройство устной речи целиком. Проявления афазии и алалии. Афферентная (кинестетическая) – ведущим синдромом является апраксия – нет ощущений движений (поиск позы, нечёткая артикуляция). Эфферентная (кинетическая) – недостаточность динамического праксиса. Ведущий синдром – нарушение серийности движений.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.