Нормы, ценности и базовые представления как составляющие корпоративной культуры организации. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Нормы, ценности и базовые представления как составляющие корпоративной культуры организации.

2019-08-03 301
Нормы, ценности и базовые представления как составляющие корпоративной культуры организации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организационная коммуникация как фактор формирования корпоративной культуры.

Организационная коммуникация

В зависимости от контекста, в котором происходит процесс коммуникации, а также от числа участников этого процесса различают межличностную коммуникацию, общение в малой группе, публичную, массовую, международную коммуникацию и т. д. Наш интерес ограничивается организационной коммуникацией - обменом сообщениями для достижения понимания внутри организации, между организациями, а также между организацией и окружающим миром. Организационная коммуникация проявляется на индивидуальном уровне (начальник - подчиненный или отдельные сотрудники), групповом (совещание отдела или рабочей группы), публичном (речи руководителей высшего звена), массовом (пресс-релизы компании, представление новой продукции на конференциях, по телевидению и т. д.).

Организационная коммуникация, охватывая отправленные и полученные сообщения внутри формальных и неформальных групп в организации, усложняется по мере развития и усложнения структуры организации, включая в себя такие разнообразные виды деятельности, как отдача приказов и директив, консультации рабочих, собеседование с новыми сотрудниками, оценка работы персонала, повышение мотивации сотрудников, анализ проблем, разрешение конфликтов, создание рабочих групп и руководство ими. Одним словом, организационная коммуникация распространяется на все сферы деятельности компании.

 

Организационная коммуникация оказывает серьезное влияние на выполнение задач, стоящих перед организацией, и мотивацию ее служащих. Исследование, проведенное И. Ханна (цит. по [42]), выявило 11 наиболее уязвимых элементов общения, на которые следует обращать особое внимание:

 

· слушание;

 

· побуждение служащих к труду, развитие мотивации;

 

· отдача приказов и распоряжений;

 

· делегирование ответственности;

 

· групповое решение проблем;

 

· разрешение межличностных конфликтов, обид и недовольства;

 

· личные беседы;

 

· использование неформальной коммуникации;

 

· официальные презентации;

 

· ведение заседаний;

 

· переговоры и договоренности об условиях.

 

В основе формирования корпоративной культуры лежат определенные механизмы:

1. Принципы отбора персонала. Для решения этой задачи необходимо сформировать четкий ритуал приема на работу нового сотрудника (тестирование, собеседование, период адаптации новых сотрудников, закрепление к ним наставников, знакомство с организацией, вручение буклета об организации).

2. Обучение персонала (повышение квалификации, карьерный рост, организация конкурсов мастерства).

3. Структура организации (ее наличие и правильность формирования).

4. Обустройство рабочих мест и мест отдыха, организация питания работников.

5. Позиция лидеров, так как, устанавливая правила и нормы поведения, они контролируют и оценивают их.

6. Сравнительный метод, социологическое исследование (опрос).

7. Механизм воздействия на деятельность организации:

• через превращение возможного в объективно реальное;

• через превращение отношений в модель поведения.

ОПРОСНИК

Ключ к опроснику экспресс-диагностики корпоративной культуры

Подсчет баллов

1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.

2. Посчитайте средний балл по секциям:

Работа - 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25.

Коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22.

Управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28.

Мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Интерпретация

Индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов - 290, наименьшее - 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК».

261 - 290 - очень высокий

175 - 260 - высокий

115 - 174 - средний

ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации

Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:

9-10 - великолепное

6-8 - мажорное

4-5 - заметное уныние

1-3 - упадочное

 

Нормы, ценности и базовые представления как составляющие корпоративной культуры организации.

 

Корпоративная, или, как часто говорят, организационная культура относится к факторам внутренней среды организации: это образ жизни, мышления, действия и существования. Речь может идти, например, о порядке принятия решений или о том, как поощряются или наказываются сотрудники организации.

Корпоративная культура – атмосфера (социальный климат) в организации; общее понимание членами организации ожидаемого поведения.

С начала 1990-х гг. интерес к корпоративной культуре резко усилился. Это связано, прежде всего, с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организаций. Многочисленные исследования показывают, что процветание организации непременно связано с высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных действий.

Корпоративная культура обычно отличает конкретную организацию от других. Она ориентирует всех работников на то, что является для организации ценным и важным, указывает, какое поведение считается допустимым.

Рассмотрим два основных подхода к определению понятия "корпоративная культура".

Корпоративная культура – совокупность различных элементов, включающих ценности, нормы и правила поведения, философские убеждения, знаково-символическую систему (мифы, ритуалы, обряды, верования).

Корпоративная культура – процесс постановки и ведения дел, способ их реализации.

В этом случае раскрывающим понятием является культура постановки и разработки целей, задач и стратегии развития организации, а также способы их достижения.

Наиболее часто корпоративная культура рассматривается как система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, убеждений, правил, норм поведения. Она представляет собой композицию базовых постулатов, положений, принимаемых и разделяемых членами организации.

Часто корпоративная культура воспринимается как идеология, философия управления, основу которой формируют ценностные ориентации, верования и нормы поведения работников. Составляющие корпоративной культуры представлены на рис. 8.2.

Элементы корпоративной культуры

Система ценностей – основные философские положения и идеи, принятые в организации. Они составляют ядро культуры и определяют направление деятельности работников, обеспечивающее достижение успеха. Ценности, как правило, передаются не путем формальных письменных процедур, а более тонкими методами, например с помощью историй, мифов, метафор.

Организации с сильной культурой имеют богатые и сложные системы ценностей, принятые всеми сотрудниками.

Герои – люди, воплощающие культурные ценности и служащие примером для подражания. Организации с сильной культурой имеют немало героев, которые оказывают заметное влияние на корпоративную культуру.

Церемонии и ритуалы – символические мероприятия, включенные в спланированную повседневную жизнь организации. Организации с сильной культурой уделяют большое внимание разработке ритуалов и требуют от работающих неукоснительного их соблюдения. Они отражают уникальность культуры каждой организации и особенности внутрифирменного управления. Эффективно действующие в одной организации, они могут быть неэффективными в другой.

Культурная сеть организации – скрытая иерархия власти в организации, независимая от титулов и должностей и состоящая из ролей, выполняемых сотрудниками организации. В определенной степени ее можно идентифицировать с неформальной структурой. Служит неофициальным средством связи внутри организации и носителем системы ценностей и мифологии.

Корпоративной культуре присущи:

  • 1) всеобщность – пронизывает все виды отношений как внутри организации, так и при взаимоотношении с внешней средой;
  • 2) неформальность – строится параллельно организационной структуре управления, иногда подменяя даже властные структуры;
  • 3) устойчивость – базируется на традициях.

Элементы - это реальные факты, символы или другими словами определенные особенности, которые помогают определить основы существующей в организации корпоративной культуры.

Определить ценности, лежащие в основе существующей в организации культуры позволяют анализ и наблюдение за реальным взаимодействием в организации. Это позволяет выявить повторяющиеся выборы действий сотрудников.

Выделяют следующие элементы:

Внешние элементы:

• поведение персонала в организации;

• внешний вид сотрудников;

• дизайн офиса, здания;

• язык (профессиональный сленг).

Структурирование времени и пространства:

• рабочее время (назначаемое и реальное);

• приоритеты организации при размещении отделов;

• конфигурация пространства.

Нормы и правила:

• писаные или неписаные и осведомленность о них сотрудников;

• степень навязанности их сверху;

• насколько они выработаны совместно.

 Миссия организации, её стратегия и философия.

Миссия организации - это основа корпоративной культуры; это краткое выражение функции организации, которую она стремится выполнить в обществе. Она описывает причину существования организации. Чем более она уникальна, тем более она работоспособна. Миссия помогает понять настоящее организации, - то, чем она располагает.

Стратегия организации - это описание стратегических целей организации, то к чему она стремится в будующем.

Философия или система ключевых ценностей организации - это подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов. Это кредо (кодекс правил), которым руководствуются сотрудники организации в своем поведении, которое задает главные направления деятельности организации, стиль руководства, основные мотивации, порядок разрешения конфликтов.

Система поощрения и наказания позволяет выявить единые критерии оценки эффективности работы людей в организациях.

Легенды, мифы, герои, антигерои формируют отношение сотрудников к организации и окружающей среде.

Ритуалы, обычаи, символы используются как трансляция традиций, ценностей и одобряемых состояний. Они действуют на бессознательном уровне, задавая психологическое состояние отдельных участников и организации в целом.

Запретные темы - это то, что обсуждать не принято в организации.

Ценности, установки и внутренние критерии эффективности

Каждый сотрудник выбирает модель поведения, опираясь на ряд устойчивых характеристик своей личности, которые являются критериальной основой поведения:

• отношение к коллективу, работе, мотивации в организации, руководству, кадровой политике;

• установки - психологическая готовность человека реагировать в определенных условиях определенным образом. Установки вырабатываются в процессе формирования личности, ее социализации и лежат в основе формирования кодекса поведения. Принадлежность к определенной корпоративной культуре вырабатывает у сотрудников установку «мы», «командный дух». По степени остроты реакции сотрудников на критику их коллектива оценивают успешность групповой деятельности и силу установок в данной корпоративной культуре;

• ценности - это относительно устойчивое и социальнообусловленное избирательное отношение личности к материальным (денежным) ценностям, социальным и духовным благам (общественные идеалы, моральные нормы, этические нормы и т. д., см. прил. Ж.

В окружающей организацию среде существует множество факторов, влияющих на формирование ценностей. На ценности организации влияют ценности окружающей среды - тип корпоративной культуры организации, политические условия, в которых функционирует организация, общественные нормы и ценности, социальная значимость организации в обществе, личные ценности каждого сотрудника коллектива и их профессионализм, ценности региона и конкретно той местности, где расположена организация, а также нормы и установки лидеров и сотрудников организации. Большое значение имеет история организации и её основателей. Любые изменения в обществе и в деятельности организации могут привести к изменениям в установках, нормах, ценностях, культуре организации.

Компонентом корпоративной культуры являются ценности, разделяемые большинством членов организации.

Организационные ценности - предметы и явления организационной жизни, которые оказывают влияние на духовную жизнь работников. Они являются связующим звеном между культурой организации и духовным миром сотрудника, между организационной и индивидуальной жизнью. Организационные ценности находятся в тесной взаимосвязи с организационной мифологией.

Личностные ценности представляют собой жизненные ориентиры. Они включают в себя социальные ценности, признаваемые личностью, но не всегда принимаемые ею в качестве собственных целей и принципов. Ценности могут сохраняться, даже если в организации произошли существенные кадровые изменения. Вместе с тем может быть проведена определенная смена ценностей, которые могут сказаться на поведении членов организации.

Позитивные ценности представляют собой ценности, ориентирующие людей на такие образцы поведения, которые поддерживают достижение организационных целей.

Для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения стоит обращаться не только к разуму, но и к эмоциям. Чаще всего это происходит через заявления, призывы, декларации.

Негативные ценности - это ценности, отрицательно влияющие на психологический климат в коллективе, производительность труда и т. п. Руководство организации должно своевременно устранять негативные ценности и анализировать причины их возникновения, для того, чтобы избежать их повторного появления в будущем.

Основные элементы корпоративной культуры организации

 

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.