Памятка для учителя при разработке современного урока в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Памятка для учителя при разработке современного урока в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ

2019-08-03 368
Памятка для учителя при разработке современного урока в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, современный урок для детей с ОВЗ - это:

· урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

· урок, содержащий разные виды деятельности.

· урок, на котором ученику должно быть комфортно.

· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Качество любого урока в значительной мере определяется тщательностью подготовки к нему учителя.

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

· хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

· учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;

· урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

· минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

· времясбережение и здоровьесбережение;

· в центре внимания урока - дети;

· учет уровня и возможностей учащихся;

· умение демонстрировать методическое искусство учителя;

· планирование обратной связи;

· урок должен быть добрым.

· урок должен иметь результат!

Основные требования, которые предъявляются к уроку в специальной школе:

·  реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;

·  создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (кор­рекционной) теории и практики;

·  умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;

·  учет индивидуальных и психологических особенностей уча­щихся;

·  научность и достоверность сообщаемых знаний, их практи­ческая направленность;

·  рациональное использование на уроках наглядности;

· формирование необходимых знаний, умений и навыков, фор­мирование умения учиться.

 

Специальные требования:
1. Замедленность темпа обучения
2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика.
3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока.
4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка.
5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика.
6. Опора на более развитые способности ученика.

 

В рамках введения ФГОС современный урок в специальной (коррекционной) школе определяет цель, которая должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные следующие задачи: дидактическую (общеобразователь­ную), воспитательную и коррекционную.

 

Учитель опирается на   принципы педагогической техники:

· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, помощь ученику в использовании своих знаний);

· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

При организации учебного процесса обучающихся с ОВЗ учитель должен руководствоваться принципами:

 

·  обучение должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности  и на формирование личностных качеств;

 

· использование на уроках проблемных ситуаций;
разнообразить методы и виды учебной деятельности;
 использование разных методов: наглядных, словесных, действенных.

 

· вся работа должна осуществляться на основе клинического и психолого-педагогического изучения ребёнка, на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

 

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

 

·  Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы;

·  Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание);

·  Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока;

·  Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников;

·  Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап;

·  Продумать форму подведения итогов урока;

·  Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

 

 Какова технология организации работы на уроке с детьми с ОВЗ?

1. Учитель сообщает ребенку название темы, выясняет, что учащийся уже знает, обсуждает рамки темы и планируемый результат.

2. Учебный материал излагается небольшими фрагментами. После каждого фрагмента учитель осуществляет проверку его понимания.

3. Во время объяснения учитель фиксирует основные моменты, понятия, схемы и т.п. в тетради ребенка.

4. Для лучшего понимания и закрепления темы обязательно используется наглядный материал.

5. В процессе изложения материала необходимо предусмотреть активное включение ребенка в учебную деятельность, например, привести примеры, восстановить текст, сформулировать вопросы.

6. Обязательно организовать закрепление изученной темы: установить причинно-следственные связи между отдельными понятиями, сделать обобщение, решить аналогичную задачу.

А что делают в это время остальные учащиеся? В то время, когда учитель занят отдельными учениками, другие работают в парах, группах и индивидуально. Очевидно, что самостоятельная работа учащихся требует педагогического сопровождения. При этом педагог нужен не столько для поддержания порядка, сколько для обеспечения качества учебной работы.

Тип №2. Урок рефлексии.

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

· Мотивационный этап.

· Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

· Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

· Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

· Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

· Обобщение выявленных затруднений.

· Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

· Включение в систему знаний и умений.

· Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

 

Воспитательные задачи:

· воспитывать интерес к учебе, предмету;

· воспитывать умение работать в парах, в команде;

·  воспитывать самостоятельность;

· воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

 

 

Современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе:

 - технология разноуровневого обучения;

- технология проблемного обучения;

 - метод проектов;

- игровые технологии;

 - информационно-коммуникационные технологии;

 - нравственная технология;

- здоровьесберегающие технологии;

 

Памятка для учителя при разработке современного урока в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ

В педагогической литературе   урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

 

Современное образование сейчас отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

В связи с переходом на новые Стандарты  происходят изменения и в содержательной части профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Адресатом помощи учителя-дефектолога являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

С введением ФГОС при обучении детей с ОВЗ меняется и подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели:

 1.  Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.

 2.  Демонстрация  того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

3.  Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке").

4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.

5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".

6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.

 

 

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта ФГОС?

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме: если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Как известно, самый распространённый вид  урока – комбинированный. Проследим суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения.

Современный урок в рамках ФГОС для детей с ОВЗ строится на основе использования технических средств обучения с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Применение ИКТ для обучения данной категории учеников является неотъемлемой частью современного урока.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.