Проблемы ребенка могут маркировать проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детскородительских отношений. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проблемы ребенка могут маркировать проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детскородительских отношений.

2019-08-02 528
Проблемы ребенка могут маркировать проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детскородительских отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблемы ребенка могут маркировать проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детскородительских отношений.

Чаще всего родители обращаются к психологу с жалобами на:  индивидуальноличностные качества ребенка: плаксивость, озлобленность, жестокость, упрямство, стремление всегда настоять на своем, безынициативность, медлительность, инертность, неорганизованность и др.;

□ проблемное поведение: ребенок ворует, врет, прогуливает уроки в школе,

периодически убегает из дома, детского сада, школы, устраивает скандалы, наносит себе или другим людям телесные повреждения, ломает игрушки, часто плачет; ни с кем не общается, целыми днями сидит дома, смотрит телевизор или играет на компьютере, ничем не интересуется, безразличен к тому, что, как правило, является объектом интереса детей данного возраста и др.;

□ нарушение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: малое количество контактов со сверстниками, дружба с детьми из неблагополучных семей, отсутствие друзей; ребенка дразнят, бьют во дворе, детском саду, школе; ребенок не умеет строить отношения с взрослыми, дерзит, не отвечает на вопросы родителей, воспитателя, учителя; ребенок боится незнакомых людей, плачет и убегает от них;

Плохие отношения между братьями и сестрами, ребенок дерется с сиблингами; невозможность родителя справиться с ребенком, отсутствие взаимопонимания между ним и ребенком;

□ плохая успеваемость ребенка в школе.

Независимо от характера жалоб, необходимо провести тщательную диагностику для установления истинного локуса проблемы (проблемы ребенка, супружеские проблемы, скрывающиеся за проблемами ребенка, проблемы детско-родительских отношений) и выбора направления оказания психологической помощи.

Один из принципов работы психолога в ситуации обращения семьи по проблемам ребенка — принцип отстаивания его интересов. Ребенок — самый незащищенный член семьи, своеобразное «слабое звено», которое нуждается в поддержке консультанта, выражающейся в системном взгляде на функционирование семьи и понимании того, что проблема ребенка зачастую

является квазиклеем, позволяющим данной семье существовать как таковой.

Если в ходе диагностики было выявлено, что за проблемами ребенка скрывается дисфункция всей семейной системы либо ее отдельной подсистемы, следующий этап в психологической помощи заключается в переформулировании запроса и формировании мотивации супругов на изменения.

На этапе диагностики целесообразно получение информации от всех членов семьи по поводу сложившейся ситуации. В дальнейшем, после локализации проблемы, возможны различные формы организации работы с семьей (индивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей в целом) и их чередование.

КРИЗИС 4. ПРИНЯТИЕ ФАКТА ВСТУПЛЕНИЯ РЕБЕНКА В

ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД

Признаками, свидетельствующими о переживании семьей данного нормативного кризиса, являются:

□ рост напряжения в детско-родительской подсистеме, выражающийся в

периодическом возникновении конфликтов, взаимных обидах и претензиях, упреках;

□ проблемное поведение подростка (агрессивное поведение, побеги из дома,

алкоголизм, наркомания и др.);

□ резкое падение школьной успеваемости;

□ соматизация подростка: булимия, анорексия, бессонница, аллергические

заболевания, дерматиты, гастриты, частые головные боли и др.;

□ подростковая депрессия;

 конфликты в родительской подсистеме, связанные с оценкой качества воспитания ребенка;

□ актуализация супружеских проблем, не решенных на предыдущих этапах

развития семьи либо связанных с индивидуальными кризисами супругов;

□ общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситуацией;

 чувство одиночества у матери, связанное с отдалением ребенка от семьи;

□ ригидность семьи, характеризующаяся непринятием ее членами факта

возрастающей самостоятельности подростка.

Проверка терапевтических гипотез предполагает выявление вектора напряженности в семье, например, путем установления представлений членов семьи об их реальных и желаемых отношениях, семейных правилах, ролях, степениблизости и т. д.

КРИЗИС 6. СУПРУГИ ВНОВЬ ОСТАЮТСЯ ВДВОЕМ (кризис семьи, в

ПОВТОРНЫЙ БРАК

Маркерами кризиса, связанного с созданием семьи в случае повторного брака, выступают:

□ конфликты, возникшие в результате ролевой неопределенности членов новой семьи;

□ конфликты, связанные с неадекватными установками, ожиданиями и

притязаниями к новому брачному партнеру, основанные на опыте прежних брачных отношений;

□ нарушение внешних границ новой семьи, выражающееся, как правило, в

практически полном отсутствии контактов с расширенными семьями, вызванное непринятием ими нового брака, партнера или его детей;

□ проблемы в детско-родительских отношениях (перевернутая иерархия,

проявляющаяся в виде неподчинения ребенка неродному родителю; кон-

куренция между родным и неродным родителями одного пола за право быть

«лучшим родителем» ребенку; высокий уровень конфликтности между родителем и приемным ребенком и др.);

□ отсутствие близости между членами объединившихся семей;

 разочарование в новом браке и брачном партнере, основанное на неоправдавшихся или нереалистичных ожиданиях.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью следующих методик:

□ выявление уровня сплоченности семьи (величины психологической дистанции), семейной иерархии, границ семьи — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма», FACES-3;

□ анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модификации А. В. Черникова);

О выявление степени адекватности восприятия брачного партнера — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);

□ определение эмоционального фона семьи и некоторых параметров супружеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Столин, Т. М. Романова, Г.П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность» (А. Н.Волкова);

□ выявление нарушений в детско-родительских взаимоотношениях — опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ); диагностика детско-родительских отношений; методика «Родителей оценивают дети» (РОД); опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI); опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»; методика диагностики родительского отношения; тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье».

Не нормативные кризисы.

ИЗМЕНА

феномен измены может быть проанализирован на трех уровнях: индивидуальном, микро- и макросистемном, что определяет способы оказания психологической помощи.

 

Инцест

Диагностика

В последнее время появились исследования, свидетельствующие о влиянии инцеста на развитие пограничной психопатологии (Мак-Вильяме Н., 1998). Был выявлен феномен постинцестного синдрома, в значительной степени напоминающий посттравматическое стрессовое расстройство. Таким образом, своевременная диагностика данного семейного явления позволяет предупредить появление патологических черт личности у жертв инцеста, особенно у детей.

 Диагностировать инцест можно на основе анализа информации, сообщаемой

членами семьи о семейном функционировании.

  Встречаются два варианта диагностики инцеста:

1. прямое заявление клиента о факте инцеста: чаще всего это рассказ взрослого человека о травматичном детском опыте;

2.  тема инцеста косвенным образом всплывает в процессе проработки других семейных проблем.

Можно выделить признаки, наличие которых в рассказе клиента позволяет с

достаточно большой степенью вероятности подозревать инцест в детстве либо возможность инцестных событий, которые не осознаются или скрываются.

 Эти признаки касаются появления в беседе консультанта и клиента следующих тем:

□ страх темноты, нахождения в темном помещении в одиночестве, страхи,

возникающие как результат кошмарных сновидений, содержанием которых являются преследование, угроза нападения, вторжения, попадания в ловушку, из которой нельзя выйти;

□ нарушение восприятия собственного тела (деперсонализация, отчуждение тела, отсутствие четкости представлений о собственном теле, манипуляции с собственным телом с целью избежать внимания к себе);

□ проявление аутодеструктивного драйва (саморазрушительное поведение: порезы на теле, частое попадание в ситуации, влекущие за собой повреждения);

□ наличие суицидальных мыслей, теоретического интереса к самоубийству,

проявляющегося в чтении художественной и профессиональной литературы; пассивное суицидальное поведение, которое выражается в том, что человек часто и неосознанно оказывается в ситуациях риска;

□ пониженный фон настроения; эмоциональная лабильность, беспричинное

ухудшение настроения, резкие перемены настроения, например, необоснованный плач на фоне первоначального ощущения радости;

□ максимализм в поведении: либо перфекционизм, либо поведение по типу «чем хуже, тем лучше»;

□ враждебность по отношению к людям определенного возраста, пола,

определенной этнической группы, совпадающей с этнической принадлежностью человека, совершившего инцест;

□ неспособность ощутить собственное «Я», впечатление, что все происходит с кем то другим, психическая болевая анестезия;

□ ригидный, жесткий контроль над своими мыслями, страх фантазирования;

□ чрезмерная серьезность и отсутствие чувства юмора;

 слабое ощущение собственных границ, выражающееся либо в неспособности доверять кому бы то ни было, либо, наоборот, в чрезмерной доверчивости к окружающим;

□ постоянное переживание чувства вины, стыда и унижения;

□ ощущение себя жертвой сексуальных отношений; чувство собственного бессилия, неумение сказать «нет»;

□ практически полное отсутствие детских воспоминаний;

 ощущение, что когда-то с клиентом произошло что-то ужасное при отсутствии четких воспоминаний о событии. Скрытность, избегание разговоров о взаимоотношениях в семье, об отдельных членах семьи;

□ уверенность, что никто не может понять, поддержать, проявить сопереживание; страх быть осужденным;

□ наличие сенсорных вспышек (flashback), во время которых перед взором внезапно появляется какое-то место или событие. Эти сенсорные вспышки, как правило, одинаковы и провоцируются одними и теми же раздражителями. Вспышки возникают без понимания их значения. Так, например, возникшая в памяти обстановка кажется знакомой, но само событие, связанное с ней, не вспоминается;

□ отношение к сексу как чему-то мерзкому и «грязному». Среди подобных

признаков могут встречаться: отвращение к прикосновениям, например, во время медицинских обследований; затруднения в интеграции сексуальности и эмоциональности;

сочетание секса с агрессией, насилием, доминированием или пассивностью;

насильственное стремление соблазнять либо, наоборот, асексуальность; отношение к сексу, как к чему-то безличностному, механическому; сексуальная активность в сочетании со злостью и желанием отомстить; возникновение эротического возбуждения как реакции на оскорбление, унижение или злость; легкость в установлении сексуальных отношений с

незнакомыми людьми и затруднения в установлении эмоционально близких контактов;

сексуальное аддиктивное поведение; сексуализация всех значимых отношений;

□ отсутствие веры в возможность быть счастливым;

□ боязнь шума, стремление контролировать громкость голоса, тихо говорить, тихо смеяться, не издавать никаких звуков во время секса.

Гипотеза об инцесте может быть выдвинута при наличии в рассказе клиента

нескольких из вышеперечисленных признаков.

В случае, если клиентом является ребенок, на необходимость более тщательной диагностики инцеста могут указывать следующие признаки:

□ регрессия, то есть возвращение к более ранним формам поведения (например, недержание мочи или сосание большого пальца ребенком, который ранее уже справился с этими проблемами);

□ внезапно возникшие страхи, особенно боязнь темноты, мужчин, незнакомых;

страх каких-то специфических ситуаций или действий (например, ребенок необъяснимо боится выходить из дома или не хочет оставаться вечером с кем-то из взрослых);

□ побеги из дома;

□ ранняя и интенсивная сексуализация: частая мастурбация или мастурбация в общественном месте; не соответствующие возрасту сексуальные игры; промискуитет или чрезмерно соблазняющее поведение со взрослыми.

Для дошкольников наиболее общими симптомами являются тревога, ночные кошмары, «аутичное» поведение, уходы в себя, депрессия, боязливость, чрезмерный контроль, агрессивное и антисоциальное поведение.

Дети школьного возраста наиболее часто реагируют на инцест появлением страхов, ночных кошмаров, школьных проблем, агрессивного поведения, гиперактивности и регресса к более ранним фазам развития.

В подростковом возрасте в результате инцеста могут появиться депрессия,

суицидальное и саморазрушительное поведение, соматические жалобы, противозаконные действия, побеги из дома и злоупотребление наркотическими веществами. Жертвы инцеста в подростковом возрасте с трудом вступают во взаимоотношения со сверстниками, что осложняет социальную адаптацию и часто вынуждает подростка вновь возвращаться к насильнику.

В то же время отсутствие симптомов не является показателем того, что насилие не произошло. Как показали исследования (Gomes-Schwartz et. al., 1990), у 30% детей симптомы нарушений развились через 18 месяцев после травмы.

Отсутствие симптоматики у жертв инцеста может быть связано с подавлением  переживания, вытеснением его в подсознание; расщеплением Self как формой психологической защиты; отсутствием симптомов посттравматического стрессового расстройства на период обследования.

Помимо инцеста первого рода, можно диагностировать символический инцест, последствия которого для детей могут быть не менее травматичными.  К его признакам относят:

□ совместный просмотр порнографических видеофильмов, чтение эротической литературы, рассказывание сальных анекдотов;

□ использование нецензурной лексики в присутствии ребенка;

Пребывание ребенка в одной постели с родителями;

□ наблюдение родителей в нижнем белье или без одежды;

□ демонстрация половых органов в виде ношения облегающей одежды,

подчеркивающей половые органы, либо прозрачной одежды;

□ откровенные разговоры родителей со своими детьми о собственной сексуальной жизни и сексуальной жизни детей;

□ запугивание детей беременностью;

строгий контроль над всеми областями жизни ребенка;

□ проверка одежды, нижнего белья на предмет наличия сексуальной близости;

 обыск карманов, личных сумок, кошельков;

□ слишком суровое наказание за незначительные провинности;

 запрет на наличие у ребенка секретов и тайн;

□ контроль дружеских отношений ребенка;

□ подслушивание разговоров ребенка с друзьями, тайное прочтение его дневников, проверка его электронной почты;  контроль за гигиеной выросшего ребенка;

□ оскорбительные замечания сексуального характера.

Травматизация в случаях символического инцеста может проявиться позже, в более позднем возрасте в виде сложностей в выстраивании границ и, как следствие, — трудностей в построении зрелых отношений.

 

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИТУАЦИИ КРИЗИСА

Проблемы ребенка могут маркировать проблемы в супружеской подсистеме или быть результатом нарушений детскородительских отношений.

Чаще всего родители обращаются к психологу с жалобами на:  индивидуальноличностные качества ребенка: плаксивость, озлобленность, жестокость, упрямство, стремление всегда настоять на своем, безынициативность, медлительность, инертность, неорганизованность и др.;

□ проблемное поведение: ребенок ворует, врет, прогуливает уроки в школе,

периодически убегает из дома, детского сада, школы, устраивает скандалы, наносит себе или другим людям телесные повреждения, ломает игрушки, часто плачет; ни с кем не общается, целыми днями сидит дома, смотрит телевизор или играет на компьютере, ничем не интересуется, безразличен к тому, что, как правило, является объектом интереса детей данного возраста и др.;

□ нарушение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: малое количество контактов со сверстниками, дружба с детьми из неблагополучных семей, отсутствие друзей; ребенка дразнят, бьют во дворе, детском саду, школе; ребенок не умеет строить отношения с взрослыми, дерзит, не отвечает на вопросы родителей, воспитателя, учителя; ребенок боится незнакомых людей, плачет и убегает от них;

Плохие отношения между братьями и сестрами, ребенок дерется с сиблингами; невозможность родителя справиться с ребенком, отсутствие взаимопонимания между ним и ребенком;

□ плохая успеваемость ребенка в школе.

Независимо от характера жалоб, необходимо провести тщательную диагностику для установления истинного локуса проблемы (проблемы ребенка, супружеские проблемы, скрывающиеся за проблемами ребенка, проблемы детско-родительских отношений) и выбора направления оказания психологической помощи.

Один из принципов работы психолога в ситуации обращения семьи по проблемам ребенка — принцип отстаивания его интересов. Ребенок — самый незащищенный член семьи, своеобразное «слабое звено», которое нуждается в поддержке консультанта, выражающейся в системном взгляде на функционирование семьи и понимании того, что проблема ребенка зачастую

является квазиклеем, позволяющим данной семье существовать как таковой.

Если в ходе диагностики было выявлено, что за проблемами ребенка скрывается дисфункция всей семейной системы либо ее отдельной подсистемы, следующий этап в психологической помощи заключается в переформулировании запроса и формировании мотивации супругов на изменения.

На этапе диагностики целесообразно получение информации от всех членов семьи по поводу сложившейся ситуации. В дальнейшем, после локализации проблемы, возможны различные формы организации работы с семьей (индивидуальные встречи, работа с отдельными подсистемами, работа со всей семьей в целом) и их чередование.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.