Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2019-08-02 | 589 |
5.00
из
|
Заказать работу |
СБОРНИК СХЕМ, ТАБЛИЦ, АЛГОРИТМОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Орфография. Пунктуация.
Иркутск
2009
ББК 81.2Р
З 26
Замятина С.В., Шеметова О.Г. Сборник схем, таблиц, алгоритмов по русскому языку (орфография, пунктуация): Учебное пособие. – Иркутск, 2009.
Сборник составлен в соответствии с утвержденной программой по русскому языку и рекомендован методическим советом ФГОУ СПО «Сибирский государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства» в качестве учебного пособия для студентов 1 курса колледжей, лицеев и учащихся старших классов средней школы.
Рецензент: д.ф.н. ИГПУ Корбут А.Ю.
«Сборник схем, таблиц и алгоритмов» предназначен для студентов 1 курса лицеев и колледжей, слушателей подготовительных курсов, для использования на факультативных занятиях в старших классах средней школы и всех, кто желает иметь под рукой краткий справочник по правописанию.
Цель сборника – дать в сжатой форме по возможности полный свод основных правил по орфографии и пунктуации русского языка, снабдив их краткими примерами или пояснениями в виде примечаний или образцов рассуждения к алгоритмам.
Данное пособие состоит из двух основных разделов: орфографии и пунктуации – и сопровождается сводной схемой «Части речи и члены предложения», а также словарём наречий.
Схемы и таблицы в обучении правописанию давно зарекомендовали себя как экономный и удобный способ применения правил орфографии и пунктуации.
Использование алгоритмов – относительно новый прием применения правил русского языка и заслуживает пристального внимания преподавателей. Алгоритм – схема рассуждения с вариантами ответов и выводами. Метод алгоритмизации обычно применяется в сводных правилах правописания, способствует развитию логического мышления и осознанному применению знаний по орфографии и пунктуации.
С предложениями и замечаниями, а также по вопросам приобретения «Сборника» обращаться по адресу: Иркутск, ул. Лермонтова 80. e-mail: [email protected] или [email protected]
© Замятина С.В., Шеметова О.Г., 2001
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Схема 1. Части речи и члены предложения
Примечания к схеме № 1. Правописание местоимений.
ОРФОГРАФИЯ.
Схема 2. Правописание корней с чередованием гласных
Схема 3А. Буквы О - Ё после шипящих
Схема 3А. Буквы О - Ё после Ц
Схема 4. Правописание приставок
Схема 5. Употребление букв Ь и Ъ
Схема 6. Правописание окончаний имен существительных
Схема 7. Правописание сложных слов с ПОЛ-, ПОЛУ-
Схема 8. Правописание суффиксов имен существительных
Схема 9. Правописание суффиксов имен прилагательных
Схема 10. Правописание сложных слов
Схема11А. Разряды имен числительных
Схема11Б. Правописание имен числительных
Схема11В. Склонение имен числительных
Схема12. Правописание окончаний глаголов
Схема13. Правописание суффиксов глаголов
Схема14. Правописание суффиксов причастий
Схема15А. Правописание наречий (суффиксы -о, -а на конце наречий, дефис)
Схема15Б. Правописание наречий (слитно, раздельно)
Словарь наречий
Схема16. Правописание предлогов, союзов, частиц
Схема17. Алгоритм правописания частицы НЕ
Примечания к схеме № 17
Образец рассуждения к схеме № 17
Образец рассуждения к схеме № 19А
Схема18. Правописание частицы НИ
Схема19А. Алгоритм правописания -Н- -НН- во всех частях речи
Схема19Б. Алгоритм правописания -Н- -НН- в кратких формах прилаг. и причастий
Примечания (к схемам № 19А, 19Б)
ПУНКТУАЦИЯ.
Схема 20А. Случаи употребления запятой
Примечание к схеме 20А. Обращения. Междометия. Слова ДА, НЕТ
Схема 20Б. Тире (свод правил)
Схема 20В. Двоеточие (свод правил)
Схема 20Г. Точка с запятой (свод правил)
Схема 21. Тире между подлежащим и сказуемым
Схема 22. Обособление обстоятельств
Схема 23. Запятые в конструкциях с союзом КАК
Схема 24. Обособление определений и приложений
Схема 25. Вводные слова и вставные конструкции
Схема 26. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях
Схема 27. Знаки препинания при прямой речи, в цитатах и диалогах
Схема 28. Знаки препинания при однородных членах
Схема 29. Основные группы сложных предложений
ПРИМЕЧАНИЕ к схеме № 1.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.
Синтаксическая функция местоимения зависит от того, с какой частью речи соотносится данное слово.
Местоимения- существительные указывают на лицо или предмет, отвечают на вопросы КТО? ЧТО? и выполняют в предложении функции существительных (я, ты, он, кто, что некто, кто-то, ничто и др.).
Местоимения-прилагательные указывают на признаки предметов, отвечают на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? и выполняют в предложении функции прилагательных (мой, твой, чей, его, её, какой, такой, который, чей-либо, иной и др.).
Местоимения-числительные указывают на количество предметов и отвечают на вопрос СКОЛЬКО? (несколько, столько, сколько)
Сочетание местоимения-числительного и существительного, к которому оно относится, является одним членом предложения. На берегу стояло несколько изб. Ты сколько жалованья получаешь?
№ | Разряд местоимений | Примеры |
1. | Личные | Я, ты, он (она, оно), мы, вы, они. |
2. | Возвратное | Себя. |
3. | Притяжательные | Мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их. |
4. | Относительные | Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько. |
5. | Неопределённые | Некто, нечто, некий, некоторый, несколько, кто-то, что-то, какой-то, чей-то, сколько-то, кое-кто, кое-что, кое-какой, кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь, чей-нибудь, сколько-нибудь, кто-либо, что-либо, какой-либо, чей-либо. |
6. | Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. |
7. | Вопросительные | Кто, что, какой, каков, каковой (устар.), который, чей, сколько. |
8. | Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько, этакий (устар.), экий (устар.), сей (устар.), оный (устар.). |
9. | Определительные | Сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, всяк, другой, всяческий. |
У мест. 3-го л. он, она, оно, они в косвенных падежах после предлогов пишется начальная Н:
у н его (н ее, н их), к н ему (н ей, н им), о н ем (н ей, н их), с н им (н ей, н ими) и т. д.
Примечание. Буква Н не присоединяется, если личные местоимения употребляются после производных предлогов благодаря, наперекор, вопреки, согласно, навстречу: благодаря ему (ей, им) Нет наращения Н, если указанные местоимения следуют за сравнительной ст. прилагательного: моложе его (ее, их), ближе их.
Правописание о трицательных местоимений:
· под ударением пишется не, а без ударения – ни, (ср., н иктó-нéкто, нискóлько - нéсколько);
· если в отрицательных местоимениях нет предлога, то они пишутся слитно, а если есть - то в три слова (ср.: некто - не у кого, нечем - не за чем),
· сочетания не кто иной, как, не что иное, как имеют значение противопоставления и пишутся раздельно, а сочетания никто иной, ничто иное не имеют этого значения и пишутся слитно
(Это может разрешить не кто иной, как директор школы. - никто иной не мог бы это сделать лучше.).
Правописание неопределенных местоимений:
· неопределенные местоимения, имеющие в своем составе частицы кое-, кой-, -то, -либо-, -нибудь пишутся через дефис (кое-кто, что-нибудь, кто-либо),
· если после частицы есть предлог, то мест. пишется в три слова (кое с кем, кое из-за кого).
Правописание корней
С чередованием гласных.
Исключения
примеры
пóлог
излагать - изложить
касаться - коснуться
скачок, скачу
ускакать - подскочить
росток, на вырост, отрасль,ростовщик
вырастать - вырос - выращивать
П
Е
Р
Е
Д
А
Н
Е
П
Е
Р
Е
Д
А
соберу – собираю
блестит – блистает
надерёт – надирает
зажёг – зажигает
замереть – замирает
отпереть – отпирает
стелить – подстилает
тереть – протирает
сочетать(ся)
вычесть – вычитать
размять – разминаю
занять - занимаю
II. Корни акцентные
Исключения
клáняться, поклóн - наклонúть
у тварь
твóрчество, твáрь – натворúть
в ы гарки
загáр – загорéть
зорянка,зоревать
заря - зóрька,
зáрево - озарéние
III. Корни смысловые
Смысл
исключения
1
погрузить в жидкость
впитывать влагу
2
равный, сходный одинаковый
ровный, прямой, гладкий
равнина
IV. запомни
плОвец, плОвчиха – в остальных случаях пиши А (пл а вучий, пл а вник).
Буквы О - Ё после шипящих
приставки на -з / -с | |||||
З | перед | С |
| ||
из- | б, в г, д ж, з л, м р н | ис- | п, ф к, т ш, с х, ц ч, щ | ||
воз- вз- | вос- вс- | ||||
без- | бес- | ||||
раз- | рас- | ||||
низ- | нис- | ||||
чрез-через | чрес-черес | ||||
издать-испить, взлет-вскрик | |||||
Примечание: Стёпка Фец, хочешь щец? (Здесь все глухие согласные рус.яз). |
|
1. РАЗЛИЧАЙ ПО ЗНАЧЕНИЮ: | |
предать (выдать кого-либо) | придать (добавить) |
претворить (осуществить) | притворить (закрыть ) |
преклоняться (глубоко уважать) | приклоняться (нагибаться) |
преступить (нарушить) | приступить (начать) |
презирать (считать недостойным) | при зирать (давать приют, заботиться) |
преемник (продолжатель, последователь) | приёмник (устройство, учреждение) |
преходящий (временный) | приходящий (кто приходит) |
пребывать (находиться где-либо) | прибывать (приезжать) |
2. ЗАПОМНИ | ||
преткновение (камень преткновения) | преследовать | присяга |
пренебрежение (неуважение ) | препятствие | притязание |
прельстить (увлекать) | приверженец | приключение |
превратный (изменчивый, неверный ) | причудливый | присутствие |
Употребление букв Ь и Ъ
Ь а. в существительных не 3-го склонения: пла ч, све ч. б. В наречиях: у ж, заму ж, невтерпё ж в. в кратких прилагательных горя ч, колю ч, могу ч. | |||||||
1. В глаголах: | |||||||
а.) в неопределённой форме; | |||||||
б.) в повелительном наклонении; | б) отре жь, ува жь те, пригото вь те | ||||||
в.) во 2-м лице единственного числа. | в) идё шь, учи шь ся | ||||||
2. В существительных 3-го склонения. | 2. ре чь, ро жь, ти шь | ||||||
3. В наречиях | 3. насте жь, спло шь | ||||||
4. В частицах | 4. ли шь, и шь, ви шь | ||||||
Вода, земля |
Окно, конь | ||||||
Примечание: 1. В разносклоняемых существительных на - МЯ (время, семя, знамя, темя, стремя, вымя, племя) и в существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ, (ария, санаторий, настроение) - там, где трудно, пиши И. 2. В существительных на - МЯ в косвенных падежах перед окончанием пишется суффикс – ЕН– (врем ен и, знам ен ем, сем ен ами) |
Образец рассуждения:
I. Книга лежит на парт…. ПАРТА – сущ. 1скл., как ВОДА, проверяю: НА ПАРТ Е, как НА ВОД É (П. падеж)
II. Вы можете доехать на трамва…. ТРАМВАЙ – сущ. 2скл., как КОНЬ, проверяю: НА ТРАМВА Е, как НА КОН É (П. падеж)
III. Это упражнение для развития памят…. ПАМЯТЬ – сущ. 3скл., как СТЕПЬ, проверяю: для (чего?) ПАМЯТИ, как СТЕПИ́ (Р. падеж)
| ||||||
| ||||||
Суффиксы имен существительных.
СУФФИКСЫ |
ПРАВИЛО |
ПРИМЕРЫ | |||||||||||
1 | -чик- -щик- | после Д, Т, З, С, Ж л ьщик ь щик | перебе ж чик, завод чик уго л ь щик бан щик | ||||||||||
2 | -ек- (-ок) -ик- (-чик-) | - е к- - и к – в род.п. гласный выпадает? | замочек Им.п. замо ч.к а Род.п выпадает | ключик клю чик а не выпадает | |||||||||
3 | -ич-к- -ечк- | сущ. на - иц - + -к- в ост. случаях - ечк - | пугов иц -а – пугов ич-к -а врем ечк о, Тан ечк а | ||||||||||
4 | -ец- ----------- для сущ. М. р. -иц- ----------- для сущ. Ж. р.
-иц-е | хлеб ец луж иц а письм ец ό плать иц е | |||||||||||
5 | -ышк- / -ишк- окончания
-ушк- сущ.М.р, Ж.р
М.р Ж.р. Ср.р | пёр ышк о, дом ишк о сосед ушк а, голуб ушк а Ван юшк а, батюшка | |||||||||||
6 |
сущ. Ж.р
сущ. М.р., Ср.р
|
пыл ищ а (пыль) пожар ищ е, волч ищ е | |||||||||||
7 | -ин-к- сущ. на -ин + - к - -ен-к- сущ. на -ня ® Род.п.+ - к - | горош ин -а - горош ин - к -а пес ня - (Род.п.) пес ен – пес енк а | |||||||||||
8 | -оньк-,-еньк- -ёнк-(-онк-) | ласкательное значение пренебрежительное знач. | берёз оньк а, тет еньк а шуб ёнк а, рубаш онк а | ||||||||||
9 | -отн- я, -овн- я -от- а, -ость | пиши с -О | бег отн я, болт овн я выс от а, рад ость | ||||||||||
10 | -ет- а, -еств- о, -есть | пиши с -Е | нищ ет а, студенч еств о, живуч есть | ||||||||||
11 | -ин- а ,-изн- а, -(ин)ств- о | пиши с -И | выш ин а, крив изн а, больш инств о | ||||||||||
Суффиксы имен прилагательных.
СУФФИКСЫ |
ПРАВИЛО | ПРИМЕРЫ | ||
1. | -к- | в качественных (есть краткая форма и степень сравнения) | дерзкий (дерзок) | |
-к- | в относительных от сущ. на - К,-Ч,-Ц | рыбацкий (рыбак) немецкий (немец) ткацкий (ткач) | ||
2. | -ск- | в относительных (не на -К,-Ч,-Ц) | киргизский (киргиз) | |
3. | Ь перед –СК– | |||
-ск- | - л Ьск- (после Л) | уральский | ||
- н Ьск-, - р Ьск- (в назв. месяцев) (искл. янва рск ий, день-ден ьск ой ) | июньский, ноябрьский | |||
в остальных случаях Ь перед- ск - | богаты рс кий (богатырь) | |||
4. | Большая или маленькая буква в прилагательных с -ск-? | |||
а) | -ск- | А сущ. ® прилаг. а...+ ск
А сущ. (имени, памяти) ® А...+ ск | Г оголь → г оголев ск ий Сибирь → сибирский Нобель → Нобелевская (премия) Пушкинские чтения | |
б) | -ов- -ев- -ин- | А сущ. ® прилаг. А...+ ов / ев / ин
| Олегова (дружина) Далев (словарь) Олины (тетради) | |
5. | -úв- -ев- | под ударением без ударения | искл. юрóдивый, мúлостивый | игрúвый сир é невый |
6. | -чив- -лив - | запомнить и | отзывчивый. заботливый | |
7. | -чат- | запомнить а (искл. дощ атый ) | ступенчатый | |
8. | -оньк- -еньк- | после Г, К, Х - любой в ост. случаях – только -еньк- | тихонький – тихенький мягонький – мягенький беленький | |
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
| ||||||
Правописание безударных
личных окончаний глаголов
Ко II спряжению относятся:
1. Все на - ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ)
2. на - ЕТЬ (7): ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ,
3. на - АТЬ (4): ДЕРЖАТЬ,СЛЫШАТЬ, ДЫШАТЬ и ГНАТЬ.
Примечание: приставки на спряжение не влияют (видеть = увидеть - II спр., но гнать ¹ гонять)
лицо глагола | I спряжение (идти, петь) | II спряжение (стоять, кричать) |
1л. ед.ч. (Я) | -У, -Ю | -У, -Ю |
2л. ед.ч (ТЫ) | -ЕШЬ | -ИШЬ |
3л. ед.ч. (ОН, ОНА, ОНО) | -ЕТ | -ИТ |
1л. мн.ч. (МЫ) | -ЕМ | -ИМ |
2л. мн.ч. (ВЫ) | -ЕТЕ | -ИТЕ |
3л. мн.ч. (ОНИ) | -УТ, -ЮТ | -АТ, -ЯТ |
Суффиксы глаголов
1. Если окончание в 1 лице ед.ч. настоящего (будущего простого):
|
|
2. Перед ударными -ВÁТЬ, -ВÁЮ пиши ту же гласную, что и в неопределённой форме без этого суффикса (залИть - залИвáю, одолЕть – одолЕвáю).
3. Перед суффиксом -Л- прошедшего времени пиши ту же гласную, что и перед -ТЬ (видЕть - видЕл, веЯть -веЯл).
4. В повелительном наклонении глаголы 1 спряжения во 2 лице мн.ч. оканчиваются на - И ТЕ (ВынесИТЕ мусор! (повелит.накл.) - Когда вынесЕТЕ (изъявит. накл. 1 спр.), можете идти.)
ОКНО
|
|
ДЕФИС в наречиях | |||||||||||||||||
1 | – ому по-видимому
ПО – – цки по- неме цки – ски по- муж ски – ьи по- птич ьи | ||||||||||||||||
2 |
кое– – либо когда-либо – нибудь где-нибудь | ||||||||||||||||
3 |
в (во) – + ых/их в – треть их в – десят ых | ||||||||||||||||
4 |
+ чуть-чуть
+ крест-накрест
+ подобру-поздорову
|
Правописание наречий
СЛИТНО | ||||
1. | Наречия от слов ВЕРХ, НИЗ, ПЕРЕД, ЗАД, ДА
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни... История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м... Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается... Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |