Специфическое в языках и языковые универсалии. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Специфическое в языках и языковые универсалии.

2019-08-02 1226
Специфическое в языках и языковые универсалии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Специфическое в языках и языковые универсалии. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. Основные проблемы языкознания. Языкознание в кругу других наук.

 

Предмет языкознания – язык во всём объёме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

 

Задачи языкознания:

•      Установление природы и сущности языка;

•      Изучение структуры языка;

•      Изучение языка как целостной системы;

•      Изучение вопроса развития языка;

•      Изучение вопроса возникновения и развития письма;

•      Классификация языков;

•      Выбор методов исследования;

•      Изучение связи языкознания с другими науками.

 

Многообразие языков мира

Языки бывают:

А)

       Естественные – языки, использующиеся для общения людей возникшие стихийно. #Английский, китайский, русский

       Искусственные – специальные языки, сконструированные целенаправленно (на данный момент их больше 1000). #Волапюр, интерлингва и т.д.

        Б) 

       Живые - это любой естественный язык, использующийся в настоящее время. #Французский, сербский, итальянский.

       Мертвые – это язык, не существующий в живом употреблении, и, как правило, известный лишь по письменной памяти, находящийся в искусственном употреблении. # Латинский, древнегреческий и т.п.

Многообразие языков мира возникло в результате распадения языкового коллектива.

 

Специфическое в языках и языковые универсалии.

 

Языковые универсалии – положения, действительные для значительного большинства языков.

 

Языковые универсалии бывают:

       Абсолютные (во всех языках) #гласные, согласные, имена собственные и т.п.

       Статистические (почти во всех) # местоимения, грамматическая категория рода, двойственное число (глаза, руки, ноги) и т.п.

 

Языкознание общее и частное, теоретическое и практическое.

       Теоретическое языкознание:

       А) Общее (в целом о языках), ~диохроническое

       Б) Частное (1 язык или группа родственных).

                   •      Синхроническое (факты современного языка)

                   •      Диохроническое (проблемы развития языка на протяжении определенного отрезка времени.

       Практическое (прикладное). #редакторы, переводчики и т. п. ~синхроническое

 

Основные проблемы языкознания

       Проблемы природы и сущности языка;

       Проблема строения языка;

       Проблема понимания связей и отношений, которыми составные части и элементы языка объединены в одно строгое целое;

       Проблемы вопроса развития языка в связи с развитием человеческого коллектива;

       Проблема возникновения и развития письма;

       Проблема классификации (типологии) языков;

       Проблема определения и создания методов для изучения языков;

       Как приложить научные знания о языке к практическим задачам;

       Связь языкознания с другими науками.

 

Языкознание в кругу других наук

       Языкознание и медицина. # И медицину и языкознание интересуют нарушения речи у людей с патологиями;

       Археология и языкознание. #Древние тексты;

       Языкознание и география. #Изучение языков этнических групп, языковые карты, разноцветие языков;

       Математика и языкознание. # Создание языков программирования, формулы, статистика

       Логика и языкознание. # Как работает язык, логичность мысли и языка;

       Социология и языкознание. # Язык и общество, взаимное влияние.

       Языкознание и семиотика (наука о знаках). # Язык – одна из знаковых систем семиотики.

       Языкознание и физиология. #Устройство артикуляционного аппарата;

       Психология и языкознание. # Паталогии;

       Языкознание и история. #Как развивался язык;

       Философия и языкознание.

 

Метаязыковая

Способность языка быть средством исследования и описания в терминах самого языка.

       Языки в соотношении с типом исторической общности людей.

Ранее существовали родовые общины, племена. Все исторические общности объединяли некоторые признаки, и одним из них было наличие общего языка. Но в связи с территориальной отдалённостью и некоторой автономией национальный язык имел свои особенности. Так существуют различные диалекты (местная разновидность национального языка), жаргоны (социальный вариант диалекта, который использует социальный, возрастной или профессиональный факт жаргона), просторечия (ненормированная городская речь). Но во главе стоит литературный язык.

       Литературный язык

Литературный язык - общенародная, нормированная, закреплённая в словарях форма национального языка.

⦁    общенародность

⦁    полифункциональность

⦁    нормированность

⦁    кодификация

⦁    обязательное наличие письменной формы

 

 

По валентности

       Важным аспектом синтагматических отношений между языковыми элементами является так называемая валентность, т. е. Способность языкового элемента соединяться с другими элементами того же уровня. Применительно к морфемам речь идёт о способности сочетаться с определенными другими морфемами.

       Большинство морфем во всех языках относится к числу мультивалентных (многовалентных). Они встречаются в значительном количестве сочетаний с другими морфемами.

[Пример: окончание 1л. ед.ч. -/u/ в русском языке, обслуживающее все глаголы (кроме — ем, дам, создам, надоем — и их приставочных производных)].

       Мультивалентным морфемам противоположны унивалентные (одновалентные). [Например, корень / bu z а ы n ‘/- в слове буженина: он известен в современном языке только в сочетании с суффиксом -ин-, повторяющийся в других названиях мяса (телятина и т. д.).

 

 

11. Производные и непроизводные слова. Производящая основа и словообразующий формант. Способы словообразования. Процедура вычленения морфов.

       Непроизводные слова — слова, которые не произошли ни от какого другого языка. [синий, большой, гора, один]

       Производные слова — слова, которые произошли от более простого слова этого же языка. [танкист — производное в рус. яз., т. к. есть ист — рус. суф.; шофёр — непроизв., т. к. ёр не рус. суф., как и шофе.

       Производные и непроизводные рассматриваются в рамках одного периода.

 

Основа (производящее) — часть слова без грамматических показателей; это более протое по смыслу и чаще всего по форме слово.

Словообразующий формант — словообразовательное средство, с помощью которого образовано новое слово.

Способы словообразования

 

1) Морфологические способы

       а) аффиксальный (формант — аффикс, приставка)

       б) суффиксальный (формант — суффикс)

       в) приставочно-суффиксальный

       г) постфиксальный [умываться]

       д) приставочно-постфиксальный [разгуляться]

       е) сложение [диван-кровать, bluebell – blue+bell]

       Сложение основ [водовоз, завкафедрой, РФ, ИГУ]

2) Неморфологический способ

       а) конверсия — переход от одной части речи в другой [мороженое мясо - морозить]

 

Процедура вычленения морфов (морфемный анализ ~ словообразовательный анализ)

⦁    Отсечь морфемы с грамматическим значением (они не учавствуют в словообразовании)

⦁    Найти производящее (слово или основу)

⦁    Отсечь грамматические показатели (морфемы с ГЗ)

⦁    Сравнить оставшиеся части

⦁    То, что добавилось к производящему, является словообразующим формантом

 

Предмет и задачи науки о языке. Многообразие языков мира. Специфическое в языках и языковые универсалии. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. Основные проблемы языкознания. Языкознание в кругу других наук.

 

Предмет языкознания – язык во всём объёме его свойств и функций, его строение, функционирование и историческое развитие.

 

Задачи языкознания:

•      Установление природы и сущности языка;

•      Изучение структуры языка;

•      Изучение языка как целостной системы;

•      Изучение вопроса развития языка;

•      Изучение вопроса возникновения и развития письма;

•      Классификация языков;

•      Выбор методов исследования;

•      Изучение связи языкознания с другими науками.

 

Многообразие языков мира

Языки бывают:

А)

       Естественные – языки, использующиеся для общения людей возникшие стихийно. #Английский, китайский, русский

       Искусственные – специальные языки, сконструированные целенаправленно (на данный момент их больше 1000). #Волапюр, интерлингва и т.д.

        Б) 

       Живые - это любой естественный язык, использующийся в настоящее время. #Французский, сербский, итальянский.

       Мертвые – это язык, не существующий в живом употреблении, и, как правило, известный лишь по письменной памяти, находящийся в искусственном употреблении. # Латинский, древнегреческий и т.п.

Многообразие языков мира возникло в результате распадения языкового коллектива.

 

Специфическое в языках и языковые универсалии.

 

Языковые универсалии – положения, действительные для значительного большинства языков.

 

Языковые универсалии бывают:

       Абсолютные (во всех языках) #гласные, согласные, имена собственные и т.п.

       Статистические (почти во всех) # местоимения, грамматическая категория рода, двойственное число (глаза, руки, ноги) и т.п.

 

Языкознание общее и частное, теоретическое и практическое.

       Теоретическое языкознание:

       А) Общее (в целом о языках), ~диохроническое

       Б) Частное (1 язык или группа родственных).

                   •      Синхроническое (факты современного языка)

                   •      Диохроническое (проблемы развития языка на протяжении определенного отрезка времени.

       Практическое (прикладное). #редакторы, переводчики и т. п. ~синхроническое

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.