Формы и методы дидактической игры. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Формы и методы дидактической игры.

2019-08-04 268
Формы и методы дидактической игры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной дидактике существуют различные подходы и ва­рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси­фикаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы).

Различают общую и частную дидактики.

Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных це­лей и задач.

Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, со­держание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.

Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).

Как наука дидактика занимается разработкой проблем:

• Для чего учить? (цели образования, обучения).

• Кого учить? (субъекты обучения).

• Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обуче­ния).

• Чему учить? (содержание образования, обучения). •- Как учить? (методы обучения).

• Как организовать обучение? (формы организации обучения).

• Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).

• Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, ха­рактеризующие результаты обучения).

• Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).

Частные дидактики в большей степени ориентированы на прак­тику обучения, имеют собственный понятийно-терминологиче­ский аппарат, используют определенные методы исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.[9]

  Словесные методы. Их основное назначение — сообщение учеб­ной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических прие­мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме­няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна­ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек­тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель­ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по­лучаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче­ским материалом и т.д.

Наглядные методы. Основное назначение — сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основ­ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб­лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль­мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото­рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические методы. Основное назначение — получение ин­формации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лаборатор­ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по­становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен­ных практических действий, выполнение различных записей, за­рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Другой распространенной классификацией методов обучения яв­ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лернером. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха­рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае­мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).

Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп­тивный). Основное назначение — организация усвоения информа­ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе­чения его успешного восприятия. Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система­тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб­щение учебной информации с использованием различных дидакти­ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.

Репродуктивный метод. Основное назначение — формирование навыков и умений использования и применения полученных зна­ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит­мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу­чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель­ных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.

Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе­ние — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб­лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго­га — выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за­поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи­ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.).

 Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме­тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи­ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета; возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно­сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.

 

Дидактические игры.

 Особый вариант педагогического общения представляют дидак­тические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помо­щи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной дея­тельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмо­циональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, ос­новы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконт­ролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в боль­шей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройден­ного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.

Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. Например, при изучении темы «Сис­тема декартовых координат на плоскости» учителю математики есте­ственно использовать популярную среди школьников игру «Морской бой». В ходе игры при правильных комментариях преподавателя дети естественным образом усваивают не только понятия декартовых коор­динат, системы отсчета, абсциссы, ординаты, но и более сложные по­нятия. Действительно, в условиях игры легче убедиться в том, что по­ложение точки на плоскости определяется двумя, а не одной и не тремя координатами, при необходимости преподавателю легче ввести поня­тия полного или ортогонального базиса. В условиях той же практиче­ской игры легче ввести требование одинаковости «систем отсчета» для всех участников, понятие траектории движения как функции изме­нения координат и т.д.

Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые иг­ры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных на­ук такого рода игры могут быть связаны практически с решением лю­бого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по опреде­лению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распростране­ние приобрело применение деловых игр для практики профессиональ­ного, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов.

В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуаци­ей, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навы­ков и умений действовать в четко определенной роли, например, в ро­ли организатора производства, менеджера по продажам, управляюще­го делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократ­но разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых? игр приобретает послеигровой разбор результатов, возможных страте­гий, линий поведения, мотиваций.

Специфической разновидностью дидактических, деловых игр яв­ляются педагогические игры, связанные с моделированием педагоги­ческих ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных заведений. Проигрывание стратегий и вариантов про­ведения фрагментов урока в условиях актуализации педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, трени­рует навыки применения методических приемов, умение работать в реальной учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропрепо­давания позволяет слушателям оттачивать различные приемы и навы­ки педагогической работы, связанные с умением овладевать внимани­ем аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материа­ла, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объ­яснения, совершенствовать практику сочетания наглядности и инфор­мативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в ито­ге ведут к наработке интуиции преподавания. Заметим, что для выра­ботки интуиции в любой предметной области и, следовательно, педа­гогической интуиции в частности, достаточным условием является ов­ладение человеком системой практических и теоретических знаний в данной области.

Еще одним относительно новым типом дидактических игр в прак­тике повышения квалификации и профессиональной подготовки педа­гогов и методистов можно считать организационно-деятелъностные игры. Основное содержание игр этого типа связано с «погружением» слушателей в мир собственных рефлексий в области образования, обу­чения и педагогических технологий. Если под рефлексией понимать способность человека к осознанному анализу и осмыслению самого себя и, в частности, осознанию того, как он выглядит в глазах других людей, то в профессиональном плане рефлексирование связано с мно­гократным и всесторонним самоопределением педагога, формирова­нием его отношения к себе как к специалисту. Характерной чертой организационно-деятельностных игр является их поисковый характер и относительная «раскованность» участников, позволяющая, им форму­лировать свои собственные, индивидуальные взгляды на сущность об­суждаемых проблем.

Одним из типовых способов введения участников игр в состояние рефлексивного поведения является специ­ально формируемое, довольно жесткое и раздражающее поведение ве­дущего такой игры, когда он постоянно пытается вывести участников игры из спокойного состояния. В итоге участникам игры навязывается режим оппозиционного почти конфликтного обсуждения, в котором они вынуждены придумывать, вспоминать и заново формулировать новые и новые доказательства правильности своих взглядов на сущ­ность педагогического процесса, методы, способы и формы обучения и воспитания. Результаты таких игр, в принципе, должны привести к объективной оценке участником игры своих профессиональных качеств, достижений, целей и возможностей, к часто нелицеприятному взгляду на себя со стороны и, естественно, к осознанию путей самосо­вершенствования и повышения собственной квалификации.

В настоящее время особенно бурно развивается направление компь­ютерных дидактических игр. Компьютерные игры применяются в каче­стве средств обучения практически во всех областях современного об­разования, однако, с точки зрения образовательной практики, большая их часть представляется достаточно бесполезной. Дело в том, что такие программы носят чисто игровой характер и не помогают в приобрете­нии теоретических или практических знаний в сфере среднего или выс­шего образования. Тем не менее обучающие игровые программы, осно­ванные на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, соревновательности, приобретают все большее распространение. Быст­родействие, диалоговость, большая емкость памяти, легкость использо­вания образных способов предоставления информации делают компью­терные, или, как их все чаще называют, информационные технологии идеальным средством для дидактических игр.

Основные типы таких игр связаны не только с освоением компью­терной грамотности, ознакомлением с языками программирования, но и со всем комплексом современных естественнонаучных и гуманитар­ных дисциплин. В принципе по своей сущности компьютерные сред­ства обучения и игры в том числе обладают свойствами индивидуаль­ной направленности и подстраиваемости под психологические, психо­физические и даже психофизиологические характеристики пользова­теля. Переменными условиями игры могут являться такие параметры, как скорость предъявления целей, длительность времени их показа, размеры, цветовые решения. При помощи меню сам играющий может подбирать условия, вплоть до таких предельных случаев, как участие в игре в качестве сценариста.

В последнем случае играющий может по своему желанию, напри­мер, выбрать один из возможных вариантов продолжения игры или сконструировать сам такой вариант. В простейшем, типичном для се­годняшнего уровня развития игр случае учащийся может изменять па­раметры игрового процесса в режиме «on line». Например, в дидакти­ческой компьютерной игре типа «Космический полет» учащийся сам, может менять стартовую скорость ракеты, угол ее взлета, вес, объем топлива и тут же видеть, к каким результатам это приведет по проше­ствии того или иного количества времени. В игре типа «Распределение напряжений в цепи постоянного тока» учащийся сам может расстав­лять параметры, например, в цепи бытового прибора, и видеть послед­ствия своей работы. Такого рода примеры показывают принципиальную плодотворность компьютерных технологии для творческой педа­гогической работы.

Цели дидактических игр при обучении в средней школе, как прави­ло, связаны с активным применением полученных знаний, например, в соревнованиях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, «путешествиях» по географической карте. Перс­пективным является использование дидактических игр в условиях ак­тивного изучения иностранного языка, когда при использовании методов «погружения» в языковую среду учащиеся получают различные ро­левые функции. Совмещение принципов соревновательности, социаль­ного сотрудничества и взаимодействия, заинтересованности как в про­цессе, так и в результатах делает возможным существенный прогресс в темпах и успехах учащихся. Причем этот успех настолько велик и обще­признан, что принцип ролевых функций при «погружении» может счи­таться визитной карточкой современных дидактических игр.

 «Погружение» в языковую среду представляет собой характерный пример использования дидактических игр для двуединой цели: обуче­нию некоторой дисциплине в условиях моделирования (в смысле ими­тации) определенных социальных ситуаций. В качестве других приме­ров можно привести ролевые игры-конференции, ролевые игры-дис­куссии на актуальные для общества темы, такие, как проблемы эколо­гии, демографии, межнациональных отношений и т.д. Игровой мо­мент, в частности, связанный с различными ролями, поручаемыми од­ному и тому же учащемуся, делает возможным практическое освоение им различных сторон явления, различных точек зрения, возникающих в дискуссиях, при достаточно глубоком изучении любой проблемы. Абсолютная актуальность такого использования дидактических игр особенно наглядна при анализе проблемных вопросов, а в конечном счете для осознанного, всестороннего формирования мировоззрения молодого человека.

Типичным примером такого подхода в области естественнонаучных дисциплин является метод «мозгового штурма», когда группе лю­дей (специалистов или учащихся, приветствуется участие разновозрастных коллективов) предлагается сыграть в игру особого типа. Услов­но ее можно назвать дидактической игрой «открой закон». Участникам предлагается вести себя абсолютно раскованно в интеллектуальном смысле, не стесняться высказывать любые, на первый взгляд, «бредо­вые» идеи по поводу решения заранее заданной проблемы. Ролевые функции в такой ситуации выбираются естественным образом самими участниками в согласии с их темпераментом, авторитетом, социаль­ным положением и привычками.[10]

 Важная составляющая и одновременно индикатор личностного развития школьника — его поведение. Любые нару­шения в развитии личности ученика (не­адекватная самооценка, слабый самокон­троль, искаженные представления о себе и своих возможностях) закономерно прояв­ляются в его поведении.

В учебной деятельности формирование социально одобряемого, т.е. произвольного, поведения происходит в процессе преодо­ления ребенком трудностей при выполне­нии усложняющихся учебных заданий (классных и домашних).

В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими школьниками — дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.

Рассмотрим, какие игры (типы игр) учитель может использовать.

 Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.

 Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к по­ведению детей. Ребенок вынужден подчи­няться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх-соревнованиях правила отли­чаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок пра­вила игры или нарушает их — это сразу же замечают другие игроки, что создает наи­лучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпели­вого ребенка.

Популярная настольная игра лото — это пример игры с правилами и одновре­менно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полез­на для младших школьников с импульсив­ным поведением. От ребенка здесь потре­буется быть внимательным и собранным, чтобы не пропускать у себя на карточке на­зываемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объяв­ленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся или пропущенные ими цифры; быть вы­держанным и не обижаться до слез в слу­чае проигрыша.

Длительные совместные игры со сверст­никами показаны ребятам. Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует ста­новлению его целеустремленности, а необ­ходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку изба­виться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

Коллективная игра «Раз­ведчики». Класс делится на группы — отря­ды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача разведчиков: в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь — скрипит, стул — жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «доне­сение» командиру. Отряды разведчиков со­ревнуются между собой. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отря­дом предметы. Побеждает тот отряд, на сче­ту которого их больше.

В кол­лективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи­мой составной частью игрового процесса.

Вот, например, игра «Собери кораб­лик». Дети играют парами (в паре с кон­фликтным ребенком желателен уравнове­шенный или застенчивый сверстник). Иг­рающим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из вы­данного ему набора фрагментов — «дета­лей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый учас­тник игры может точно воспроизвести ко­раблик. Для усиления игровой мотивации детей предупреждают, что эта игра с секре­том, который они должны разгадать, чтобы у них все получилось. То есть игра постро­ена таким образом, что без обращения к партнеру и установления контактов с ним игровое задание не может быть выполнено. Постепенно, путем проб и ошибок, дети приходят к пониманию, что «мы должны с тобой обменяться деталями, и тогда у нас все получится».

Участвуя в подобных играх, прежде уп­рямые, эгоистичные ребята постепенно осознают, что получить удовлетворение от игры можно только при взаимодействии с партнером. Найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания стано­вится личностно значимой для ребенка и в дальнейшей жизни.

Если учитель знает коррекционно-развивающие ресурсы каждого типа игр, рас­полагает точной информацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может так расставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она будет эффективна не только для детей с демонстративным по­ведением, но и для всех импульсивных, не­дисциплинированных, агрессивных и кон­формных младших школьников.[11]



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.