Кредитный риск коммерческого банка — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кредитный риск коммерческого банка

2019-08-04 258
Кредитный риск коммерческого банка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

 

1. Кредитная политика банка....................................................5

  Структура меморандума о кредитной политике....................5

  Кредитоспособность клиента..............................................7

2. Анализ финансовых отчетов..................................................8

  Коэффициенты, применяемые при оценке

   кредитоспособности..........................................................11

  Другие источники информации о заемщике..........................18

3.Этапы выдачи кредита..........................................................18

  Кредитная заявка...............................................................19

  Интервью с клиентом..........................................................20

  Изучение кредитоспосбности и оценка риска........................21

  Подготовка к заключению договора....................................23

  Кредитное соглашение........................................................25

4. Факторы, влияющие на риск невозврата ссуд..........................27

 

Литература..............................................................................31

Кредитная политика банка.

  Закон возлагает общую ответственность за кредитные операции на совет директоров банка. Совет директоров делегирует функции по практическому предоставлению ссуд на более низкие уровни управления и формулирует общие принципы и ограничения кредитной политики.В крупных банках разрабатывается письменный меморандум о кредитной политике, которым руководствуются все работники данного банка. Содержание и структура меморандума различна для разных банков, но основные моменты, как правило, присутствуют в документах такого рода.

  Прежде всего формулируется общая цель политики, например предоставление надежных и рентабельных кредитов. Степень риска должна соответствовать обычной норме доходности по ссудам с учетом стоимости кредитных ресурсов и административных издержек банка.

  Кроме этого в меморандуме дается расшифровка каким образом банк собирается достигнуть заявленной цели. Для этого определяются:

- преемлемые для банка виды ссуд

- ссуды, от которых банк рекомендует воздерживаться

- предпочтительный круг заемщиков

- нежелательные для банка заемщики по различным категориям

- география работы банка по кредитованию

- политика в области выдачи кредитов работникам банка

- ограничение размеров ссуд по различным категориям заемщиков

- политику банка в области управления кредитным риском, ревизий и контроля.

  Ниже приведена схем меморандума одного из крупных американских банков. Документ содержит пять разделов: общие положения, категории кредитов, различные вопросы кредитной политики, контроль над качеством кредитного портфеля и комитеты банка.

 

 Структура меморандума о кредитной политике

 крупного американского банка

 

1. Общие положения:

- управление;

- сфера операций;

- балансовый портфель ссуд;

- управление портфелем;

- коэффициент ссуды/депозиты;

- верхний предел ссуд одному заемщику;

- распределение полномочий на выдачу ссуд;

- процентные ставки;

- условия погашения ссуд;

 

- обеспечение;

- информация о кредитоспособности и документы;

- коэффициенты неплатежей по ссудам;

- резервы на погашение безнадежной задолженности;

- списание непогашенных ссуд;

- продление или возобновление просроченных ссуд;

- законы защиты потребителей и условия операций., 11. Отдельные виды ссуд:

- перспективы делового развития;

- желательные ссуды по категориям:

1) коммерческие;

2) сельскохозяйственные;

3) ипотечные;

4) ссуды с погашением в рассрочку и ссуды банковских

отделений;

5) карточки "VISA" и возобновляемые ссуды;

6) филиалы ипотечного кредита;

7) аккредитивы;

8) кредитные договоры;

- нежелательные ссуды.

111. Различные вопросы кредитной политики:

- ссуды ответственным работникам банка и директорам;

- ссуды рядовым работникам;

- конфликты интересов.

1У. Контроль качества ссуд:

- отдел анализа кредитоспособности;

- ревизия ссудного портфеля.

 У. Комитеты:

- ссудный комитет при совете директоров;

- ссудный комитет при финансовых консультантах;

- комитет по ревизии ссуд.

 

 

Кредитоспособность клиента.

    Один из основных способов снижения риска неплатежа по ссуде – тщательныйотбор потенциальных заемщиков. Существует множество: методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку. В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву аси”:

  сharacter (характер заемщика);

сapacity (финансовые возможности);

сapital (капитал, имущество);

сollateral (обеспечение);

сonditions (общие экономические условия).

  Под “характером” заемщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заемщик (фирма или частное лицо) относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с другими банками и фирмами и прочую доступную информацию.

  Финансовые возможности заемщика, его способность погасить кредит определяются с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменения их в будущем. В принципе у заемщика банка есть три источника средств для погашения ссуды:

– текущие кассовые поступления (cash flow);

– продажа активов;

– прочие источники финансирования (включая заимствования на денежном рынке).

  Коммерческие банки традиционно относятся к той категории кредиторов, ссуды которых погашаются за счет чистого сальдо текущих кассовых поступлений (net cash flow). Эта величина равняется чистой операционной прибыли плюс амортизационные отчисления минус прирост дебиторской задолженности минус прирост товарных запасов плюс сумма счетов к оплате.

  Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов. Чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.

  Возвращаясь к "правилу пяти си", отметим далее, что банк большое внимание уделяет также другим факторам, а именно акционерному капиталуфирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству и степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.

  Наконец, при рассмотрении заявки на кредит принимаются во внимание общие условия, определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение как банка, так и заемщика: состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей аналогичного товара, налоги, цены на сырье и т. д.

  Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах (квантифицировать) указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято взвешенное решение относительно кредитоспособности заемщика, целесообразности выдачи ему кредита, ценовых и неценовых условий этого кредита и т. д.

В рамках дилеммы “риск – доходность” заемщики, имеющие более слабые

финансовые позиции (а следовательно, более подверженные риску) должны

платить за кредит больше, чем более надежные заемщики.

 

 

Анализ финансовых отчетов.

  Важнейшим источником информации о состоянии дел перспективного заемщика служат его финансовые отчеты, сметы, данные о прибылях и убытках. Банки используют эти материалы не только для определения обоснованности заявки на кредит с точки зрения потребности фирмы в дополнительных денежных ресурсах, но и с учетом перспектив развития фирмы в будущем, получения ею прибыли и степени вероятности неплатежа по ссуде.

  Ниже разбирается пример определения финансовых коэффициентов, приведенный в книге В.М.Усоскина "Современный коммерческий банк". Имеется схема баланса типографской фирмы "Нэшнл бук принтинг" и ее отчет о доходах и расходах (цифры условные). Требуется определить финансовые коэффициенты и их динамику за 1987-89 гг., а также сделать предварительный вывод о кредитоспособности заемщика.

 

  Баланс (в тыс. долл.)

 

 Статья баланса 31.12.87 31.12.88 31.12.89
       
Актив      
Касса 15.7 28.2 37.6
Ценные бумаги 0.0 4.4 10.0
Дебиторы 282.1 434.4 629.6
Запасы 89.6 131.7 222.1
Прочие текущие активы 8.0 0.0 11.2
       
Оборотный капитал (всего) 359.4 598.7 910.2
Основные средства (сальдо) 319.3 311.9 1184.3
Предоплата 8.8 18.1 10.2
Прочие 34.7 32.2 19.9
       
Основные средства - всего 362.8 362.2 1214.4
Всего активов 758.2 961.0 2124.9
       
Пассив      
Счета к оплате банкам 15.0 5.0 103.0
Векселя к оплате 114.5 102.8 175.1
Накопленные платежи 90.3 213.9 184.0
Наступившие платежи по долгосрочным займам 30.5 19.9 74.0
Задолженность текущего года по налогам 0.0 15.1 21.9
       
Краткосрочные обязательства - всего 250.3 356.7 558.0
Долгосрочный долг 0.0 80.3 810.3
Долг второй очереди 0.0 0.0 0.0
Долгосрочный долг - всего 0.0 80.3 810.3
Обязательства - всего 250.3 437.0 1368.3
Капитал (привилегированные акции) 0.0 0.0 0.0
Капитал (простые акции) 10.0 10.0 10.0
Избыточный капитал 0.0 0.0 0.0
Нераспределенная прибыль 497.9 514.0 746.6
Акционерный капитал - всего 507.9 524.0 746.6
       
Обязательства и капитал - всего 758.2 961.0 2124.9

 

  При сравнительном анализе баланса фирмы за три года прежде всего отмечаются следующие особенности в динамике операций компании:

 

1. Основные статьи актива – дебиторы, товарные запасы и основные средства. Высокий удельный вес этих статей обычно характерен для промышленных компаний, и в этом отношении баланс фирмы не является необычным.

 

2. Дебиторская задолженность увеличилась за три года с 282,1 до 629,6 тыс. долл., т. е. в 2,2 раза. В чем причина такого роста? Сосредоточены ли эти неоплаченные счета у какого-то одного покупателя и не является ли эта задолженность безнадежно просроченной? Растет ли дебиторская задолженность более быстрыми темпами, чем сумма продаж и если да, то связано это с изменением условий кредита или с ухудшением качества клиентуры компании?

 

3. Товарные запасы фирмы возросли примерно в 2,5 раза. Почему? Каков состав запасов? Это сырье, которое может послужить обеспечением займа в банке,или готовая продукция, которая не продана и поэтому не представляет интереса?

 

4. Основные средства возросли втрое – с 319 тыс. долл. до 1184 тыс. долл. В чем причина? Каков состав средств – здания, оборудование? Какое оборудование было куплено? Если оно приобретено для расширения производства, то какова вероятность, что спрос на продукцию компании будет расти? Если оборудование нужно для обеспечения одного проекта, почему компания не взяла его в аренду?

5. Счета к оплате в пассиве баланса (кредиторская задолженность) также возросли. Этого следовало ожидать, так как прирост запасов обычно покрывается коммерческим кредитом. В этой связи интересно, появились ли у компании новые поставщики и каковы условия погашения кредита. Долгосрочный долг компании резко увеличился в 1989 г. (с О до 810 тыс. долл.). Какова структура долга, проценты по займам? Являются ли ставки процента фиксированными или переменными?

 

6. В отношении акционерного капитала также возникают вопросы. Какая часть собственного капитала была использована для покупки оборудования в 1989 г.? Почему большая часть прибыли отчисляется в резерв, а не выплачивается акционерам?

 

  Работник банка сопоставит сильные стороны компании (широкое использование коммерческого кредита, рост краткосрочных активов темпом, соответствующим росту краткосрочных обязательств) с ее слабостями (быстрое увеличение задолженности) и поставит вопрос о качестве ее активов. Эту проблему он решит с помощью анализа коэффициентов.

  Но прежде этого необходимо оценить также данные отчета о доходах и расходах компании.

 

Отчет одоходах и расходах

Статьи доходов и расходов 1987 1988 1989
       
Чистая сумма продаж 2564.9 3024.7 4178.9
минус себестоимость проданных товаров 1861.6 2121.6 2976.6
       
Валовый доход 703.3 903.1 1202.3
минус операционные расходы 624.8 682.3 807.5
       
Операционная прибыль 60.5 220.8 394.8
Прочие доходы 7.6 3.9 20.8
минус прочие расходы 14.0 125.2 149.5
       
Чистая прибыль до уплаты налогов 54.1 99.5 266.1
минус налоги 3.1 22.4 33.5
       
Чистая прибыль после уплаты налогов 51.0 77.1 232.6
       

  Анализ отчета о доходах и расходах компании за три года позволяет сделать следующие выводы:

 

  1. Валовые доходы компании устойчиво росли – с 2565 тыс. до 4179 тыс. долл. Связан ли этот рост с агрессивной стратегией по расширению продаж или со снижением цен на продукцию? В какой мере рост доходов определяется новыми покупателями? Будут ли они аккуратно оплачивать свои счета?

 

  2. Себестоимость продукции тоже возросла. В чем причина этого увеличения? Почему росли операционные расходы (с 642 тыс. долл. до 807 тыс. долл.), т. е. расходы, связанные с содержанием административного аппарата, арендой помещений и т. д. Значительную часть роста "прочих расходов" составили проценты по долгу (61,8 тыс. из 149,5 тыс. долл.). Каковы условия полученных компанией займов?

 

  3. Чистая прибыль после уплаты налогов компанией устойчиво росла. Связано ли это с высоким качеством управления или с изменившимися условиями в отрасли?

 

  Все эти вопросы тоже будут подвергнуты тщательному разбору, прежде чем банк примет решение о предоставлении кредита компании.

При изучении кредитоспособности фирмы важное значение придается анализу коэффициентов, характеризующих соотношение различных статей баланса, и динамике этих показателей. Это важные источники информации и прогнозов по поводу состояния дел фирмы и риска, связанного с выдачей ей кредита.

 

 

Этапы выдачи кредита

  Процесс кредитования можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка:

– рассмотрение заявки на получение кредита и интервью с будущим заемщиком;

– изучение кредитоспособности клиента и оценка риска по ссуде

– подготовка и заключение кредитного соглашения;

– контроль за выполнением условий соглашения и погаше-нием кредита.

 

  Кредитная заявка

    Клиент, обращающийся в банк за получением кредита, представляет заявку, где содержатся исходные сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды,предполагаемое обеспечение.

  Банк требует, чтобы к заявке были приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы – необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на последующих этапах, после того как представитель банка проведет предварительное интервью с заявителем и сделает вывод о перспективности сделки.

В состав пакета сопроводительных документов, представляемых в банк вместе с заявкой, входят следующие.

1. Финансовый отчет, включающий баланс банка и счет прибылей и убытков за последние 3 года. Баланс составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, распределении ее (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т. д.).

2. Отчет о движении кассовых поступлений  основан на сопоставлении балансов компании на две даты и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов. Отчет дает картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов и образования дефицита кассовых поступлений и т. д.

3. Внутренние финансовые отчеты характеризуют более детально финансовое положение компании, изменение ее потребности в ресурсах в течение года (поквартально, помесячно).

4. Внутренние управленческие отчеты. Составление баланса требует много времени. Банку могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержатся в записках и отчетах, подготовленных для руководства компании. Эти документы касаются операций и инвестиций, изменения дебиторской и кредиторской задолженности, продаж, величины запасов и т. д.

5. Прогноз финансирования. Прогноз содержит оценки будущих продаж, расходов, издержек на производство продукции, дебиторской задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности, капиталовложениях и т. д. Есть два вида прогноза: оценочный баланс и кассовый бюджет. Первый включает прогнозный вариант балансовых счетов и счет прибылей и убытков на будущий период, второй прогнозирует поступление и расходование денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).

6. Налоговые декларации. Это важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика, если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.

7. Бизнес-планы. Многие кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае пред-ставляется подробный бизнес-план, который должен содержать сведения о целях проекта, методах ведения операций и т. д. В частности, документ должен включать:

– описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы исследований и разработок и т. д.;

– отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт, государственное регулирование соответствующих отраслей, преимущества и слабые стороны конкурентов);

– планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т. д.);

– план производства (потребность в производственных мощностях и рабочей силе, имеющееся оборудование и т. д.);

– план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т. п.);

– финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).

  Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после ее рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком – владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: она позволяет КИ не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и со-ставить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

      

Интервью с клиентом

 

  В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющих наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 – 5 группам. Примеры вопросов приводятся ниже.

1. Сведения о клиенте и его компании:

– является ли фирма единоличным предприятием, товарище-ством или корпорацией;

– как давно учреждена компания;

– какова ее продукция;

– кто владельцы, сколько акций они имеют;

– каков опыт и квалификация менеджеров;

– прибыльна ли компания;

– кто основные поставщики и покупатели;

– на каких условиях продается продукт.

2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:

– какую сумму денег компания намерена получить у банка;

– как рассчитана эта сумма;

– достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;

– учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;

– учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.

3. Вопросы, связанные с погашением кредита:

– как клиент предполагает погашать кредит;

– сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;

– имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;

– есть ли лица, готовые дать гарантию и каково их финансовое положение.

4. Вопросы по поводу обеспечения займа:

– какое обеспечение будет передано в залог;

– кто владелец обеспечения;

– где складировано обеспечение;

– находится ли дно под контролем клиента и может ли быть продано;

– требуется ли чье-либо особое разрешение, чтобы продать обеспечение;

– как была произведена оценка имущества, предлагаемого в качестве обеспечения;

– подвержено ли обеспечение порче;

– каковы издержки по хранению обеспечения.

5. Вопросы о связях клиента с другими банками:

– какие банки используются в настоящее время клиентом;

– обращался ли он к другим банкам за ссудой;

– – почему клиент пришел в этот банк;

– имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

 

Подготовка к заключению договора

    В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды:

– вид кредита;

– сумму;

– срок;

– способ погашения;

– обеспечение;

– цену кредита;

– прочие условия.

  Структурирование может оказать серьезное влияние на успех кредитной сделки. Если банк определил в договоре слишком напряженные сроки погашения ссуды, то заемщик может остаться без капитала, необходимого для нормального функционирования. В результате выпуск продукции не будет расти согласно первоначальным наметкам. Напротив, если банк предоставит слишком либеральные условия выплаты долга (скажем, если денежные средства для погашения полугодовой ссуды будут получены в течение одного месяца), то заемщик будет длительное время бесконтрольно использовать полученный кредит.

  Неправильное определение суммы кредита тоже может вызвать серьезные проблемы. Если сумма занижена (например, вместо необходимых ЗОО тыс. долл. получено 100 тыс. долл.), то заемщику вскоре потребуется еще 200 тыс. долл., и первоначальный заем не будет погашен в срок. В обратной ситуации (выдано 200 тыс. долл., когда необходимо 100 тыс.) клиент будет располагать излишними суммами и затратит их на финансирование расходов, не предусмотренных кредитным договором.

  Первый шаг, который должен сделать кредитный инспектор, разрабатывая условия будущей ссуды– определить вид кредита. Это зависит от цели кредита, характера операций, для финансирования которых берется ссуда, возможности и источников погашения кредита. Мы уже говорили, что коммерческие ссуды могут быть использованы для финансирования оборотного капитала и для финансирования основных фондов компании. Средства для погашения ссуды в этих двух случаях аккумулируются по-разному. Если ссуда берется для финансирования запасов или дебиторской

задолженности, то средства, необходимые для ее погашения, образуются после продажи этих запасов или оплаты счетов покупателями продукции. Во втором случае ссуда применяется для покупки оборудования, зданий и т. п., и средства для погашения кредита будут получены в процессе длительной эксплуатации этих элементов основного капитала. Ясно, что при финансировании запасов или дебиторской задолженности клиент нуждается в краткосрочном кредите, погашаемом в течение нескольких месяцев, тогда как во втором случае кредит должен соответствовать срокам службы оборудования и соответственно иметь более длительный срок – от 1 до 25 – 30 лет.

  Банк предлагает клиенту тот вид кредита и те условия погашения, которые в наибольшей степени отвечают характеру сделки, лежащей в основании займа. В первом случае это может быть сезонная ссуда, возобновляемая кредитная линия,перманентная ссуда для пополнения оборотного капитала, во втором – срочная ссуда, лизинговое соглашение, ссуда под закладную и т. д.

  Погашение ссуды может производиться единовременным взносом по окончании срока или равномерными взносами на протяжении всего периода действия кредита. В последнем случае разрабатывается шкала погашения в соответствии со сроками оборачиваемости капитала.

  Большое внимание уделяется вопросу о стоимости кредита, куда входят определение процентной ставки, размер компенсационного остатка на счете, комиссии за выдачу и оформление кредита и т. д.

  При определении ставки по кредиту должны учитываться различные факторы: стоимость для банка привлеченных средств (депозитов и недепозитных источников); надежность заемщика и степень риска, связанная со ссудой; расходы по оформлению и контролю за погашением кредита; характер отношений между банком и заемщиком и ряд других моментов.

Специалисты банка при определении ставки по кредиту исходят из расчета требуемой минимальной нормы доходности по ссуде, которая рассчитывается по следующей формуле:

 

Требуемая норма доходности = Предельные издержки+ Целевая прибыль =

 

Доход по ссуде - Расходы по ссуде

=                                                           -------------------------------------------------------------------------------

                                                                                 Чистая сумма использованных средств

где:

– предельные издержки определяются как стоимость для банка краткосрочных привлеченных средств (обычно берется рыночная ставка по трехмесячным депозитным сертификатам);

– целевая прибыль – накидка к базовой процентной ставке (для ссуд с высоким риском – 5 – 6%, с низким риском – 2%);

– доход по ссуде – сумма процентных платежей, комиссия за открытие кредита и за разработку условий займа;

 - расходы по ссуде – прямые и косвенные затраты по выдаче, обслуживанию и погашению займа;

– чистая сумма использованных клиентом средств – это средняя сумма задолженности по кредиту в течение всего периода действия ссуды минус суммы, внесенные заемщиком, минус резервные остатки в федеральном резервном банке.

 

П р и м е р. Предельные издержки по ссуде составляют 9%, целевая прибыль – 4%, расходы по ссуде – 40 тыс. долл., чистая сумма кредита 2 млн. долл. Минимально допустимый, доход по ссуде (х) находим по формуле

                                         х- 40000

                  9% + 4% = --------------------

                                        2000000

где х = ЗОО тыс. долл. Иначе говоря, доход по данной ссуде должен быть не менее 300 тыс. долл. Исходя из этого банк рассчитывает эффективную ставку процента по следующей формуле:

 

                                   Доход по ссуде      365

Эффективная ставка= ----------------------- х -----------------------------

                                   Сумма займа       Срок ссуды в днях

 

Если срок ссуды – 1 год, а доход 340 тыс. долл., то эффективная

ставка равна 17% годовых.

  При расчете процентной ставки по ссуде банк учитывает всю: гамму своих взаимоотношений с клиентом. Если эти отношения не ограничиваются разовым получением кредита, а имеют более широкие масштабы (например, клиент хранит крупный стабильный остаток на текущем счете, пользуется услугами инвестиционного и трастового отделов, имеет кредитную карточку банка и т. д.), банк получает дополнительный доход. Естественно, он стре-мится сохранить и упрочить эти отношения и может установить более льготный процент по ссуде.

  Когда работа по структурированию ссуды окончена, кредитный инспектор должен принять принципиальное решение: перейти ли к окончательным переговорам о заключении кредитного соглашения или отказать в выдаче ссуды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что если на одной из стадий обследования и подготовки материалов становится ясно, что какие-то важные характеристики ссуды (цель, сумма, обеспечение, условия погашения) не соответствуют политике банка в области кредитования и принятым стандартам, следует отказаться от предоставления кредита. Поэтому, закончив структурирование ссуды, кредитный инспектор должен еще раз оценить всю имеющуюся информацию (архивы, материалы, интервью с заемщиком, отчеты о кредитоспособности, балансовые коэффициенты и т. д.) и принять окончательное решение о целесообразности ссуды. Если заключение положительно, то работа переходит в стадию переговоров об окончательных условиях кредитного соглашения, после чего проект договора должен быть представлен ссудному комитету банка для утверждения.

 

Кредитное соглашение

  Представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.

Его основные разделы:

– свидетельства и гарантии;

– характеристика кредита;

– обязывающие условия;

– запрещающие условия;

– невыполнение условий кредитного соглашения;

– санкции в случае нарушения условий.

Раздел “Свидетельства и гарантии” подтверждает, что заемщик:

– имеет сертификат об инкорпорировании;

– имеет полномочия заключать кредитные договора и подписывать долговые обязательства;

– не имеет задолженности по налогам;

– имеет право распоряжаться активами;

– не имеет активов в залоге кроме известных банку;

 

  В разделе "Характеристика ссуды" подробно излагаются условия кредита, а именно вид ссуды, сумма, процентная ставка, шкала погашения и обеспечение. Указаны все участники сделки, делается ссылка на долговое обязательство и документ об обеспечении кредита.

  В разделе “Ограничивающие условия” сформулированы правила, которых должен придерживаться заемщик в течение всего периода действия ссуды:

- поддерживать определенный уровень оборотного капитала;

- поддерживать стабильный уровень акционерного капитала;

- соблюдать установленную величину балансовых коэффициентов (коэффициента ликвидности и т. д.);

- регулярно представлять финансовые отчеты, подготовленные с соблюдением всех общепринятых бухгалтерских правил;

- сообщать банку о любом ухудшении финансового положения и о любых неблагоприятных сдвигах;

- обеспечить необходимое страхование от несчастных случаев, пожара и т. п.;

- регулярно уплачивать налоги и прочие обязательства, которые в случае неуплаты могут привести к наложению ареста на имущество;

- содержать в порядке и обеспечивать необходимый ремонт зданий и оборудования;

- обеспечить работникам банка возможность обследовать бухгалтерские книги компании на предмет выявления их идентичности данным, приведенным в отчетах;

- сообщать банку о предпринятом против компании или намечаемом судебном преследовании.

  В разделе "Запрещающие условия" указаны действия, которые не должны производиться заемщиком:

– не продавать или закладывать активы (кроме случаев, когда это требуется для нормальной работы компании);

– не покупать акции или облигации (за исключением обязательств федерального правительства);

– не выплачивать вознаграждения служащим и дивидендов акционерам выше обусловленного максимума;

– не проводить опционных сделок с акциями компании или других операций с отсроченным возмещением средств;

– не выдавать гарантий по долгам других предприятий;

– не расширять систему участий в других предприятиях;

– не участвовать в слияниях и поглощениях;

– не производить таких изменений в руководящих органах компании, которые повлияли бы на ее политику.

 

В разделе "Невыполнение условий кредитного соглашения" приводятся случаи, которые следует трактовать как “невыполнение” или “нарушение” договора:

– неуплата очередного платежа по ссуде;

– нарушение одного из ограничивающих или запрещающих условий;

– объявление банкротства или ликвидации дела;

– смерть заемщика.

  В разделе "Санкции в случае нарушения условий соглашениям" перечисляется следующее:

– требование немедленного погашения всей остающейся суммы долга и процентов по ней;

– требование дополнительного обеспечения или гарантий;

– право банка погасить оставшийся долг за счет средств, имеющихся на текущем счете заемщика.

  Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы и пункты, но некоторые моменты – характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора – обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке.

  Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно – гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка. Потом в это досье подшиваются все отчеты компании, переписка, записи телефонных переговоров и т. д.

 

 

Содержание

 

 

1. Кредитная политика банка....................................................5

  Структура меморандума о кредитной политике....................5

  Кредитоспособность клиента..............................................7

2. Анализ финансовых отчетов..................................................8

  Коэффициенты, применяемые при оценке

   кредитоспособности..........................................................11

  Другие источники информации о заемщике..........................18

3.Этапы выдачи кредита..........................................................18

  Кредитная заявка...............................................................19

  Интервью


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.