Профессионально-значимые умения, знания, навыки, способности социального педагога — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Профессионально-значимые умения, знания, навыки, способности социального педагога

2019-08-04 171
Профессионально-значимые умения, знания, навыки, способности социального педагога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что приводит начинающего педагога к мастерству? Педагогическая техника, выработанные навыки. Это значит: умение понять воспитанника, а это знание психологии общения, отношений, педагогической психологии; речевые умения: знать особенности языка, знать, как воспринимается твоя речь, как раз­вивается речь и речевой аппарат человека, знать об особенностях громкости и скорости речи; умение выразить свое отношение к по­ступку, к делу, к человеку, свое эмоциональное отношение (мими­кой); и в то же время владение навыками самоконтроля, самоана­лиза, самонаблюдения, уметь сдерживать себя.

Для всех этих умений необходимы знания психологии лично­сти и психологии общения.

Практика показала, что никакие опросники и никакое анкети­рование не заменят общения учителя и ученика, воспитателя и вос­питанника. Чаще в этом процессе преобладает информационное общение со стороны учителя. При таком давлении учителя теряет­ся общение, часто возникает непонимание. Школьный педагог не учитывает свое психологическое влияние на ученика, а это следует делать. Педагог должен уметь подобрать «ключик» к каждому ре­бенку. Застенчивый он или озорной, ленивый или безразличный. Он должен помнить, что одно оброненное слово педагога играет огромную роль в жизни ребенка, которое он помнит всю жизнь.

Ученые сформулировали требования к процессу общения пе­дагога и ученика. Это:

— доверительность;

— умение слушать ребенка;

— взаимопонимание как основа;

— деловой контакт;

— способность перейти от воздействия к взаимодействию.

Важным во всем этом процессе является творчество учителя в общении. Одно и то же задание ребенку, одну и ту же беседу пе­дагог может дать или провести в разной тональности, с разным на­строением. Учитывая важность педагогического общения, отече­ственные ученые разработали «Заповеди педагогу, входящему в класс».

 /. Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

2. При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

3. Свою речь акцентуируйте на конкретного ребенка или группу ребят.

4. Не ограничивайтесь только собственной информацией, необхо­димо и организовать отношения, изучить ребенка, оказывать и определенное воздействие.

5. Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже ма­лыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрас­ной личностью».

6. Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

7. Умейте слушать детей.

8. Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

9. Не забывайте, что у детей могут быть конфликты и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятель­ностью.

10. Убеждая ребенка в его ошибках старайтесь быть тактичным.

11. Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с «почему?», «как?», «для чего?».

12. Будьте инициативны в общении.

13. Обращайте внимание в общении на особенности девочек. Они более эмоциональны, более ранимы..

14. Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану).

15. Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам-

16. Только критика, без конструктивного начала, бесполезна.

17. Чаще улыбайтесь детям.

18. Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

19. Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

20. Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше из­менение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

21. К каждой беседе следует готовиться, разрабатывайте стра­тегию разговора.

22. Помните, что дети растут и первоначальное поведение сме­няется новым.

23. Возможны барьеры, возникшие между учителем и классом, вос­питателем и группой. Здесь следует учитывать социально-психоло­гическую обстановку в группе, отношения в классе, между ребятами-

Социальному педагогу следует обратить внимание на куль­туру и технику речи. По С.И. Ожегову, культура речи — это не только точное, но и доходчивое и наиболее уместное выражение мысли. Это сочетание ударений и мелодики речи, пауз, ритма и темпа со­здает развитие мысли.

Техника речи есть совокупность приемов дыхания, речевого голоси и дикции, доведенных до автоматизма. В этом нужно уп­ражняться.

Представляет интерес для социального педагога элементы театральной педагогики. Работа педагога близка к работе режис­сера, творчеству актера. Здесь есть взаимодействие педагога и ре­бенка, первый разрабатывает драматургию воздействия на детей и единым в этом является общение. Опыт актерского влияния может пригодится социальному педагогу.

Социальный педагог должен владеть организаторскими спо­собностями. Уметь быстро принять решение, быстро организовать Реабилитационную работу. Но главное — быть добрым.

Социальный педагог сталкивается с горем ребенка, горем по­тери родителей. Исследования говорят, что дети, потерявшие роди­телей в раннем детей в психическом отношении могут оказаться впоследствии в группе риска. Стрессы в раннем возрасте приводят к сердечным заболеваниям, иногда к патологиям. Горе ребенку при­носят разводы, сам процесс их и последующее положение ребенка. Поэтому, еще раз повторяю, педагог должен быть добрым.

В одной из бесед педагог приюта, которая раньше работала в детском саду, на вопрос, чем отличается ее современная работа от прежней, ответила: «Здесь я для ребенка все: и мать, и отец, и врач, и учитель, и подружка и наставник. А главное —ребенок должен поверить мне, иначе я ничего для него не смогу сделать».


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.