Обучение грамоте с элементами развития речи «От звука к букве» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Обучение грамоте с элементами развития речи «От звука к букве»

2019-08-04 142
Обучение грамоте с элементами развития речи «От звука к букве» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи.

Основные задачи программы «От звука к букве»:

ü Сформировать и развивать первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

ü Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, совершенствовать фонематический слух.

ü Развивать виды речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

ü Обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций, бесед и др.

ü Развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать;

ü Подготовка руки к письму («печатание» букв, слов, предложений)

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письмавыделяются:

  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Формы работы

 Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий с использование тетрадей на печатной основе. Использование рабочей тетради каждым ребенком имеет большое значение так как:

- позволяет широко применять наглядный метод обучения и проблемно – поисковый метод;

- обеспечивает максимальный уровень фонематических, звуко – буквенных, графических средств, который создает предпосылки перехода к чтению;

- создает условия для ориентировочно – исследовательской деятельности детей, что достигается через систему словесно - зрительных действий, способствуя развитию внимания, памяти, мышления, речи;

- формирует навык самоконтроля.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Актуализация знаний / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
    • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
    • буква, её образ и графическое написание
    • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
    • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
    • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  4. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  5. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка, рефлексия.

Содержание курса

Речь.

 Речь устная и письменная.

Звуки и буквы. Слоги и слова.

Понятие «звук». Фонематическое развитие слуха детей: вычленение звуков из слова, слого-звуковой  и звуковой анализ слов; сравнение звуки в похоже звучащих словах, наблюдение за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;

Понятие «буква». Графическое изображение звука.

 Деление слов на слоги. Ударение, ударный слог. Различие понятий «слово» и «слог». Деление двусложных и трехсложных слов с открытыми слогами на части, определение количество слогов. Слого- буквенный анализ, схематичное изображение слога, подбор слова к схеме. Определение ударного слога, ударной гласной.  Правильное произношение звуков в слогах; составление слов из слогов, букв;

Гласные звуки и буквы

Гласные звуки и буквы.

Предложение.

Понятие о предложении (без грамматического определения), составление предложений, членение простых предложений на слова, согласование слов в предложении.

Слова. Правильное построение предложений из слов.

Согласные звуки и буквы

 Согласные звуки мягкие и твердые.

 Различие понятий  «звук» и «буква».

Чтение слов, предложений.

Планируемые результаты

Программа курса развития речи с элементами обучения грамоте «От звука к букве» направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметными результатами изучения курса развития речи с элементами обучения грамоте является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на занятии;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология проблемного диалога.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в тетрадях на печатной основе;

· находить ответы на вопросы на иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

· договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Показатели уровней развития речевых навыков и умений детей в области грамоты 1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения

· умение ориентироваться в содержании этого общения,

· выполнять поручения

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

· о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)

· о качественной характеристике звуков (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

· о выразительных средствах речи

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

·     наличие у него представления о модели и процессе моделирования

·     способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

Тематическое планирование занятий по обучению грамоте

№ п\п Дата   тема
1.  

Октябрь

Знакомство. Речь.  2.   Речь устная и письменная. 3.   Звук и буква, графическое изображение звука в слове. 4.   Слог как часть слова, графическое изображение слова. 5.   Звук и буква А. Звук А: графическое изображение гласного звука, место звука в слове. 6.   Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. 7.   Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. 8.   Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. 9.  

Ноябрь

Звук и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. 10.   Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. 11.   Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. буквы. 12.   Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание букв 13.   Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. 14.   Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). 15.    Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э 16.   Чтение слогов, деление на слоги 17.  

Декабрь

Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, 18.   Чтение слогов, слов, печатание буквы. 19.   Звук и буква М: графическое изображение твёрдого согласного звука,место звука в слове, слог-слияние. 20.   Чтение слогов, печатание буквы. 21.   Звук и буква Н: место звука в слове, слог-слияние. 22.   Чтение слогов, печатание буквы. 23.   Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы 24.   Чтение слогов, печатание буквы. 25.  

Январь

Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги, ударный слог и ударный гласный в слове, фонетический разбор слов. 26.   Знакомство с предложением: чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графическое изображение. 27.   Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), сравнительное чтение слогов с А/Я 28.   Фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. 29.   Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в Слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, 30.   Произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК). Чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ). 31.  

Февраль

Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков 32.   Буква е, чтение слогов, слов, предложений 33.   Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков. 34.   Буква ё, чтение слогов, слов. Фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). 35.   Звук и буква И: место звука в слове, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА 36.   Звук и буква и, чтение слогов, слов 37.   Звуки Г и Гь, К и Кь: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. 38.   Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К, фонетический разбор слов, письмо букв 39.  

Март

Звуки Д и Дь, Т и Ть. характеристика звука и буквы. 40.   Буквы Д, Т:,и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО),чтение слогов, слов, предложений письмо букв Д и Т. 41.   Звуки В и Вь, Ф и Фь графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. 42.   Буквы В,Ф. Чтение слов с буквами в, ф. Фонетический разбор слов, письмо букв. 43.   Звуки З-ЗЬ, С- СЬ. графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. 44.   Буквы З, С. Чтение слогов, предложений.Фонетический разбор слов, письмо букв. 45.   Звуки Б-БЬ, П- ПЬ, графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),. 46.   Буквы Б, П. Чтение слогов, предложений. Фонетический разбор слов, письмо букв. 47.  

Апрель

Звуки Х -ХЬ характеристика звука и буквы. 48.   Буква Х. Чтение слогов, предложений 49.   Звуки и буквы Ж и Ш: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой),  50.   Чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш. 51.   Звуки и буквы Ч - Щ 52.   Чтение слогов, фонетический разбор слов,письмо букв. 53.   Звук и буква Ц, характеристика звука и буквы. 54.   Чтение слогов, фонетический разбор слов,письмо букв. 55.  

Май

Звук и буква Й:, характеристика звука и буквы. 56.   Чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стихотворений 57.   Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь 58.   Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов. 59.   Алфавит. 60.   Чтение. Загадки, потешки.

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.