Статус Калининградской области в политике России и стран Балтии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Статус Калининградской области в политике России и стран Балтии

2019-08-04 135
Статус Калининградской области в политике России и стран Балтии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Позиция России в отношении статуса Калининградской области сегодня находит поддержку у международного сообщества, это неоднократно подчеркивали как зарубежные, так и отечественные эксперты. На межгосударственном уровне существует понимание того, что Калининградская область является неотъемлемой частью РФ, что ее статус кво в контексте расширения ЕС должен сохраниться.[9]

Но такое положение существовало не всегда. Например, с 1991 г. во многих руководящих кабинетах Литвы (да и не только там) появились отпечатанные в республике географические карты. На них область была в границах Литвы, а названия городов соответствовали Тильзитскому акту от 1 декабря 1918 г., присоединившему Малую (Прусскую) Литву с городом Караляучюсом к Литовскому государству.[10] Лидер «Саюдиса» В. Ландсбергис считал, что Россия не имеет достаточных оснований управлять Калининградской областью.[11] Позднее В. Ландсбергис утверждал, что в интересах Литвы было бы преобразование Калининградской области, как минимум, в отдельное государство.[12]

Однако бывший помощник президента США по национальной безопасности, известный политолог З. Бжезинский, человек, которого вряд ли можно заподозрить в особых симпатиях к России, заявил на международной конференции в Вильнюсе, что «нельзя вести себя с великим соседом как с постоянным врагом, пока он не ведет себя как враг». Он особо подчеркнул, что Калининградская область в политическом смысле является частью России и предложил переименовать Калининград в Князьград: «Для России Калининград может стать тем, чем для Китая будет Гонконг»[13]. Позиция З. Бжезинский, как мы полагаем, позволила снять напряжение вокруг Калининградского вопроса. Но он трансформировался в другую проблемы – транзита, которую Россия не решила полностью до настоящего времени.

Зарубежные эксперты полагают, что в России существуют две стратегии по решению проблем Калининградской области. Одной из них являются децентрализация и некая автономизация отношений между Центром и областью, имеющая целью в перспективе какую-то форму объединения с ЕС. Вторая стратегия - это реунификация, т.е. восстановление в области прямой власти центра. Москва идет по второму пути[14].

Есть также мнение, что «в политике России по Калининградскому вопросу заложено принципиальное противоречие, которое вытекает, с одной стороны, из опасения о территориальном единстве государства, а с другой - из общей специфики политической традиции России, которая неохотно допускает действительную автономию регионов. Период правления президента Путина характеризуется, скорее, возвращением к централизации государства, выражающимся в формальном и неформальном ограничении значения демократических органов власти, равно как различий между субъектами Федерации. Показательным примером этому вскоре после прихода Путина к власти была президентская инициатива по созданию так называемых федеральных округов, возглавляемых назначенными президентом чиновниками. Именно процесс рецентрализации влечет за собой наибольшие противоречия в калининградском вопросе»[15].

Особый подход российских властей к региону был впервые обозначен 14 июля 1990 г., когда  Верховный совет РСФСР объявил Калининградскую область зоной свободного предпринимательства. Незадолго до этого, в июне 1990 г., горсовет Калининграда провозгласил город открытым для иностранных граждан. Эта инициатива нашла подтверждение в правительственном решении в конце 1990 г. 3 июня 1991 г. Председателем Верховного совета РСФСР Б.Н. Ельциным было издано распоряжение «О хозяйственном статусе свободной экономической зоны в Калининградской области». В его развитие постановлением Совета министров РСФСР от 25 сентября 1991 г. утверждается «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области» (СЭЗ «Янтарь»). Есть сведения, что к лету 1991 г. в Совмине и Верховном совете РСФСР скопилось более 150 заявок на создание СЭЗ, более 350 проектов и предложений поступило в Госплан СССР.[16]

в Указе Президента Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области» говорилось об освобождении от обложения таможенной пошлиной товаров, произведенных в Калининградской области и экспортируемых из нее, а также товаров, импортируемых в эту область для внутреннего потребления.

В 1996 году принят Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области»[17], направленный на выравнивание экономических условий развития области с остальными регионами Российской Федерации.

В результате действия этого Закона и порядка определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области, утвержденного распоряжением Государственного таможенного комитета Российской Федерации и администрации Калининградской области от 31 декабря 1998 г., существенно повысилась роль в функционировании экономики области внешнеэкономической деятельности. Применение указанного Закона, с одной стороны, позволило расширить ассортимент произведенной в Особой экономической зоне в Калининградской области продукции, дополнительно создать рабочие места, привлечь иностранные инвестиции. Но с другой - ввоз товаров без уплаты таможенных платежей увеличил темп спада промышленного и сельскохозяйственного производства (рост промышленного производства начался только после кризиса 1998 года и идет он в русле общероссийских тенденций).

Объем как иностранных, так и отечественных инвестиций в области остается на низком уровне, причем объем иностранных инвестиций на протяжении второй половины 1990-х годов постоянно сокращался.

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[18] установил общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Кроме того, он содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей.

В настоящее время федеральная политика в отношении Калининградской области ориентирована на обеспечение статуса Калининградской области как неотъемлемой части Российской Федерации, на развитие интеграционных связей с другими регионами России, использование преимуществ анклавного положения в общеевропейском хозяйственном пространстве. Эти положения нашли отражение в Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866[19].

Очевидно, что разногласия России и балтийских стран по Калининградскому вопросу нельзя считать исчерпанными, особенно после вступления последних в ЕС. Невысокий уровень социально-экономического развития региона, состояние экологических проблем области – благоприятная почва для высказывания как территориальных претензий, так и обвинений России (нередко обоснованных) в несостоятельности по управлению анклавом.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.