Концепция рыночного хозяйства Л. Эрхарда — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Концепция рыночного хозяйства Л. Эрхарда

2019-08-04 375
Концепция рыночного хозяйства Л. Эрхарда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

1. Концепция рыночного хозяйства Л.Эрхарда

2. Система индикативного планирования

3. Шведская модель социализма Г. Мюрдаля

4. Германская модель рынка

Список используемой литературы


Германская модель рынка и менеджмента

 

Экономическую систему в Германии принято называть «социальным рыночным хозяйством». Это тип экономической системы, направленный на реализацию целей социальной защищенности, справедливости, высокого уровня и качества жизни. Социальная рыночная экономика на примере Германии продемонстрировала свою эффективность. Рассмотрим ее подробнее.

Концепция социальной рыночной экономики

 

В экономике Германии существуют следующие цели социального порядка:

· Развитие и совершенствование экономики, экономический рост, распределение возникающих при этом доходы в соответствии с общепринятыми нормами социальной справедливости;

· Обеспечение наиболее полной занятости, т.е. возможное избежание безработицы;

· Высвобождение средств для обеспечения нужд нетрудоспособного населения или непроизводительно работающих членов общества;

· Обеспечение стабильной приемлемой покупательной способности, а главное недопущение инфляции;

· Обеспечение основных прав человека, способствование их реализации и равномерному распределению шансов на экономическое развитие личности;

· Соблюдение интересов экономического и социального характера, обеспечение координации интересов работодателей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества.

Свобода и справедливость – это основные постулаты социального рыночного хозяйства. Свобода заключается в свободе хозяйственной деятельности человека. Справедливость выражена в справедливости распределения благ и услуг по принципу - «благосостояния для всех».

Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом:

1. Достижение максимально высокого благосостояния

a) благодаря установлению порядка конкуренции;

б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико – политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики.

2. Обеспечение экономической эффективности и социально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен

а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;

б) благодаря стабильности государственного бюджета;

в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества

а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;

б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

в) за счет государственной корректировки первоначального распределения доходов и имущества в форме выплаты социальной помощи, пенсий и компенсаций, доплат за жилье и т.п.

Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Денежные отношения. Валюта

В экономике любой развитой страны работоспособность и стабильность общественного и политического порядка во многом зависит от работоспособности и стабильности денежного порядка. Устройство денежного обращения имеет огромное значение для экономического и социального порядка страны в силу определенных причин.

Создание и регулирование покупательной способности могут быть доверены лишь учреждению, которое не может извлечь для себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться к сфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому самое важное учреждение для денежного порядка Германии – это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон – это закон о Немецком федеральном банке. Согласно этому закону Немецкий федеральный банк обладает исключительным правом выпуска банкнот для области, которой касается действие этого закона. Они являются единственным неограниченным законным средством платежа. Границы денежной и кредитной политики, которую может проводить сам федеральный банк так же определены законом, где говорится, что Немецкий федеральный банк регулирует на основе валютно-политических полномочий, предоставляемых ему, согласно данному закону, циркуляцию денег и кредитование экономики и обеспечивает через банки платежи внутри страны и за границей.

Несмотря на независимость Немецкого федерального банка, существует его тесная взаимосвязь с правительством Германии. Валютную и кредитную политику банка определяет совет центрального банка. Обобщая вышесказанное можно назвать федеральный банк важнейшей политической инстанцией Германии наряду с парламентом и правительством. Ему поручено заботиться о снабжении немецкой экономики деньгами и ее кредитовании. Тем самым он оказывает влияние на рынки, важнейшие для развития экономики – денежный рынок ссудного капитала.

В экономической системе, основанной на принципиальной свободе экономики, также невозможно отказаться от законодательного регулирования кредитного дела в связи с важностью сферы кредитования и теми опасностям, которые угрожают народному хозяйству при недостаточном надзоре за кредитованием. Эту функцию выполняет закон о кредитной системе. Он ограничивает свободу предпринимательства для кредитных институтов путем установления общих условий, за соблюдение которых несет ответственность федеральное ведомство надзора за кредитной системой, находящееся в Берлине. Ведомство выполняет следующие функции:

· Выдача и отмена разрешений на занятие банковским бизнесом;

· Контроль за предоставлением кредитов;

· Контроль над оснащенностью кредитных институтов основным капиталом и ликвидными средствами, а также разработка основных принципов определения оснащенности собственным капиталом и ликвидными средствами;

· Устранение в кредитной системе недостатков, «ставящих под угрозу сохранность имущественных ценностей, доверенных кредитным институтам, затрудняющих нормальное проведение банковских операций или способных вызвать серьезные негативные последствия для экономики в целом».

Вкратце кредитное дело Германии можно представить следующим образом: доминирующее положение занимают сберегательные кассы и кредитные банки. Лишь на шесть ведущих крупных банков приходится 9% суммы активов. Большинство банков являются универсальными, т.е. они осуществляют все виды банковских сделок и конкурируют с другими банками, как борясь за деньги вкладчиков, так и в плане достижения своих общих целей.

Финансовое законодательство

Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. В Германии эту функцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами и общинами, разделение средств, необходимых для решения государственных задач. Можно привести некоторые положения, относительно этой области:

· Федерация и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач;

· Если земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностью несет федерация;

· Федеральные законы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что часть расходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;

· Для предотвращения нарушения общехозяйственного равновесия, стимулирования экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития федерация может предоставлять землям финансовую помощь;

· Федерация пользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенные пошлины и финансовые монополии;

· Земли имеют право издания местных законов, предусматривающих взимание местных налогов;

· Федерация и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступлений от подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли получают половину.

Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Данные различия в свою очередь влекут за собой различную оснащенность земель коллективными благами. Эти различия не должны быть слишком большими, чтобы не возникало чрезмерно больших расхождений в возможностях граждан. Если различное распределение средств, то это достижимо только тогда, когда выровнены различия в финансовых возможностях отдельных земель и общин. Поэтому Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые потребности земель.

Принятый в 1976г. закон о способствовании стабильности и росту экономики обязует учитывать при проведении мероприятий экономической и финансовой политики требования сохранения общехозяйственного равновесия. Данные мероприятия следует проводить таким образом, чтобы они в рамках рыночной экономики способствовали поддержанию стабильности уровня цен, высокой занятости и внешнеторговому равновесию при обеспечении постоянного и разумного экономического роста. Законом предоставляются инструменты воздействия, позволяющие противодействовать поведению земель и общин, нарушающему конъюнктуру и препятствующему экономическому росту.

Регулирование конкуренции

 

Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее, понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных, культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и всегда, изменяется лишь ее форма и величина.


Труд и социальные отношения

 

Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Нормы социальной защиты разделены на направления:

1. Нормирование защиты работающих по найму:

· Защита от опасностей или охрана труда;

· Гарантия в отношении длительности рабочего времени;

· Гарантированность рабочего места.

2. Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы:

· Закон об уставе предприятия. Распространяется на все частные предприятия с числом работающих неруководящего состава 5 и более. Устав предприятия расписывает взаимные обязательства работодателей и работников;

· Закон об участии работающих по найму в деятельности наблюдательных советов;

· Закон об участии работающих по найму в управлении предприятием.

3. Нормирование в области рынка труда:

· Посредничество в подыскании работы, консультация по выбору профессии и система обеспечения занятости;

· Тарифные договоры, решение трудовых споров и согласительная деятельность;

· Страхование и выплаты по безработице;

· Политика полной занятости.

4. Система социального страхования:

· Страхование от несчастного случая;

· Страхование на случай болезни;

· Пенсионное страхование рабочих и служащих;

· Пенсионное страхование лиц, неработающих по найму;

5. Социальная помощь.

6. Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.

7. Помощь семьям.

8. Помощь в получении образования.

9. Трудовые и социальные суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.


Список используемой литературы:

1) А.С. Булатов «Экономика», изд. «Дело», Москва, 1999г.

2) Х. Ламперт «Социальная рыночная экономика. Германский путь» изд. «Дело» Москва, 1994г.

3) У.Рора, С. Долгова «Менеджмент и рынок: Германская модель» учебное пособие, перевод с немецкого изд. «Бек», Москва, 1995г.

4) И.И. Семенова «История менеджмента» изд. «Юнити», Москва, 1999г.

5) В.Г. Смольков «Основы менеджмента и рынка», электронная версия.

6) Л. Эрхард «Полвека размышлений. Речи и статьи» 2 изд. «Наука», Москва, 1996г.

Оглавление

1. Концепция рыночного хозяйства Л.Эрхарда

2. Система индикативного планирования

3. Шведская модель социализма Г. Мюрдаля

4. Германская модель рынка

Список используемой литературы


Концепция рыночного хозяйства Л. Эрхарда

Людвиг Эрхард (1897-1977) был вторым канцлером ФРГ, выдающимся ученым, работавшим и осуществившим в 50-60 г.г. нашего столетия в Западной Германии широкомасштабную экономическую реформу, которая в корне преобразовала социально-экономическую жизнь потерпевшей поражение в годы второй мировой войны страны. Эрхард постепенно освободил рынок от оков администрации военного времени и замороженных цен и дал «зеленый свет» частной инициативе и конкуренции. В основе реформаторской деятельности Эрхарда лежит концепция «социального рыночного хозяйства». Она близка к кейнсианской теории косвенного регулирования по своим теоретическим установкам.

Эрхард осуществил экономическую реформу, сердцевину которой составил принцип социальной ориентации рынка.

Основные положения теоретической модели социально ориентированного рыночного хозяйства Эрхарда:

1) целевой установкой реформы является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения;

2) путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию и частное предпринимательство;

3) активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству;

4) высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии.

Эрхард подчеркивал, что обеспечение высокого благосостояния для всех слоев населения объективно необходимо, т.к. оно выступает материальной основой формирования высококвалифицированных кадров для народного хозяйства. Оно обеспечивает емкий рынок сбыта продукции внутри страны «путем создания массовой потребительской способности». Переход к социально ориентированному рынку был связан не только с изменениями форм хозяйствования, социальных сфер жизни, но и с решением ряда социокультурных проблем, обусловленных изменениями мышления и поведения, состояния массового сознания и соответствующего менталитета немецкого народа.

Социальная ориентация рынка предполагает, прежде всего, выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности.

Эрхард справедливо полагал, что не может быть социального развития рынка без экономического прогресса. В своих реформах он сделал ставку на развитие производства («экспансия хозяйства»), а не на перераспределение продукции, на обеспечение всем трудящимся постоянного повышения заработной платы в соответствии с ростом производительности труда.

Социальное рыночное хозяйство, считал Эрхард, немыслимо без приведения в порядок государственного бюджета посредством систематического снижения расходов, смягчения налогового бремени, запрещения набора новых служащих и повышения им окладов, сведения до минимума служебных поездок. Оно предусматривало увеличение номинальных доходов главным образом посредством постоянного улучшения качества предлагаемых товаров и услуг. Стимулами этого выступали низкие налоги, антитрестовские и антикартельные законы, льготы для свободного частного инвестирования, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов. Все это творило «экономическое чудо», создавая общий тонус защищенности и свободы граждан.

Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. Социальная защита касалась, прежде всего, именно тех, кто нуждался в ней, кто был слаб и беззащитен (дети, инвалиды, люди пожилого возраста и др.) Что же касалось тех, кто обладал способностями и личными возможностями, то им нужна была не помощь, а свобода и самостоятельность. И при равных стартовых условиях их благополучие и положение человека в обществе обусловливается не результатом системы, а исключительно результатом собственного труда. Эрхард подчеркивал, что для людей важна солидарность «сильных» со «слабыми», забота общества о потерпевших неудачу в жизни. Тем самым главной задачей объявлялось не создание системы тотального обеспечения, а формирование предпосылок такой жизни, за которую отвечают сами граждане.

Относительно самостоятельным элементом социального ориентированного рынка было создание системы эффективной занятости. Речь шла о механизме подготовки кадров, регулирования рабочих мест, развития общественных работ и других звеньев этой системы. Были приняты действенные меры по увеличению количества рабочих мест и сокращению безработицы.

Важнейшим аспектом социальной политики являлась налоговая политика. Её кредо - освобождение от налогообложения всех социально слабых слоев общества, отказ от повышения косвенных налогов, осуществление финансирования социальных программ за счет высокого налогообложения и лишения некоторых субсидий наиболее богатых граждан. Для улучшения условий жизни нуждающихся были приняты соответствующие законопроекты. За время реформ выплата пенсий и др. государственных пособий выросла в несколько раз.

Социальная ориентация рынка предполагала усиление государственного регулирования всех сфер общества и прежде всего экономической. Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силы, способной формировать общество. Государство в эрхардскую эру не было «ночным сторожем», а выступило в роли мощного и активного фактора воздействия на конъюнктуру посредством макроэкономического регулирования. Оно целенаправленно вмешивалось в социально- экономический процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства были ориентированы на формирование социального рыночного хозяйства. Именно при Эрхарде в научный обиход вошел термин «социальное государство». Это государство противоположно государству монетаристского типа.

В отличие от монетаризма социальное государство регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, проводит социальную политику в интересах большинства народа. Оно исходит из признания за всеми работниками права добиваться лучшей жизни, совершенствования условий труда и роста благосостояния народа через организованные коллективные действия. Таким образом, социальное государство - это тип государства, которое проводит сильную социальную политику в интересах своих граждан, создает наиболее благоприятные материальные, организационные и духовные условия для жизнедеятельности населения.


2. Система индикативного планирования

Вместо административно-директивного планирования в ФРГ Л. Эрхард ввел в практику так называемое индикативное планирование, когда вместо директивных показателей устанавливаются определенные индикативные показатели.

Сложилось довольно распространенное мнение, что планирование национальной экономики обязательно должно быть связано с коммунистической идеологией. Однако опыт многих стран с рыночной экономикой доказывает, что может существовать государственное планирование, принципиально отличающееся от «госплановского» времени «реального социализма». Планирование в условиях рыночной экономики называют указательным (индикативным), ориентирующим на те или иные цели.

Нередко индикативные планы в литературе трактуются как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают. Таким образом воспроизводится формула, что всякие недирективные планы - это «планы-прогнозы», «планы-догадки». Между тем в ФРГ высокая эффективность индикативных планов определялась, прежде всего, тем, что для их реализации приводился в действие мощный экономический, правовой, административный инструментарий. То, что разоренная войной ФРГ уже к концу 60-х г.г. могла на равных конкурировать с США, следует в значительной мере отнести за счет успешного индикативного планирования.

Индикативные планы вводили рамочные установления, а конкретное их выполнение передавалось хозяйственным субъектам. В индикативном планировании есть точки «отправления» и «прибытия». В период работы по подготовке плана делается прогноз относительно тех макроэкономических пропорций, которые могут сложиться через пять лет. Выясняется, что для выравнивания дисбаланса между некоторыми экономическими секторами необходимы определенные структурные изменения в национальной экономике, которые осуществляются косвенными мерами.

Самым существенным в индикативном планировании является то, что государство никому не приказывает, не навязывает свою волю. Каждое предприятие остается автономным субъектом в экономической деятельности. Индикативный государственный план только ориентирует предприятие в выборе решения. Но в то же время такими косвенными мерами государство способно создать более благоприятные условия для перспективных отраслей национальной экономики, добиться постепенного свертывания тех экономических структур, которые уже изжили себя.

Придание контрольным цифрам необязательного характера, лишение их директивности имеют важное значение. Они ориентируют производителя на те изменения, которые общество намерено осуществить, информируют трудовые коллективы о сдвигах в структуре производства и спросе на ту или иную продукцию. Поэтому они выполняют новую функцию планирования, а именно его ориентирующее информационную функцию.

Конечно, не надо идеализировать индикативное планирование - многие предприятия терпят банкротство. И, тем не менее, любая национальная экономика должна иметь долгосрочные цели социально- экономического развития в форме государственных планов или программ.

В основу индикативного планирования, его эффективности Эрхард заложил следующие факторы:

1) высокая квалификация составителей планов, использовавших весь арсенал мировой экономической науки;

2) разнообразие методов и инструментария при реализации планов, отсутствие догматизма подходов;

3) твердость и последовательность профессионального государственного аппарата, который, действуя нередко в условиях крайней политической нестабильности, не допускал колебаний при реализации принятых программ;

4) выработка национального согласия в осуществлении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отделенную перспективу и той модели общества, которой отдается предпочтение большинством народа;

5) атмосфера социального партнерства, ослаблявшая постепенно дух классовой конфронтации. Без соглашений в политике в области доходов, занятости и условий труда страну продолжали бы сотрясать массовые забастовки, что подорвало бы основы индикативного планирования.



Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.