По изучению раздела « Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма » — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

По изучению раздела « Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма »

2019-08-04 331
По изучению раздела « Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма » 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По изучению раздела «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма»

по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»

для студентов 1 курса специальности

34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки

                                                                           

 

 

                                                                              

 

Составил:

Саенко А.А.,

преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»

 

Канск, 2019 г.

ТЕМА: Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система человека.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:   

учебная:

- систематизировать и углубить знания студентов по эндокринной системе человека.

развивающие:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать полученные знания, умения, навыки;

- развивать навыки речевого общения, самостоятельности в приобретении знаний, работы с литературой.

воспитательные:

- возбудить интерес к дисциплине и стремление к качественному овладению материалом;

- воспитывать аккуратность, ответственность, требовательность к себе и товарищам, взаимопонимание, взаимопомощь;

- воспитывать гуманистическое отношение к самому себе; 

- формировать навыки самообразования.

ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи;

У2. Находить и показывать на анатомических препаратах органы, их части, детали строения;

У3. Правильно называть органы по-русски и по-латыни.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

З2. Методы анатомических исследований и анатомические термины (русские и латинские);

З3. Основные варианты строения и пороки развития органов.

ТИП ЗАНЯТИЯ: практическое


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:  

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности - письменный, устный, самоконтроль;

- методы организации учебно-познавательной деятельности - объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

- формы организации учебной деятельности – групповая.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: методическая разработка для преподавателя, методическая разработка для студента, практическое пособие по изучению раздела, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:  

а) обеспечивающие: нормальная анатомия.

б) обеспечиваемые: спланхнология.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:Анатомия эндокринной системы.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.

3. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

4. Контроль базового уровня знаний.

5. Объяснение нового материала.

6. Закрепление материала.

7. Самостоятельная работа.

8. Подведение итогов.

9. Задание на дом.

Ход занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
Организационный момент 2 мин Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1-4 3 мин Преподаватель дает задание студентам определить значимость и актуальность темы, дав время на изучение метод. разработки. Определяет цели и план занятия
Повторение основных сведений по изучаемой теме 10 мин 1. Перечислите эндокринные железы. 2. Приведите классификацию гормонов. 3. Охарактеризуйте топографию и строение щитовидной железы. 4. Назовите гормоны щитовидной железы и дайте их функциональную характеристику. 5. Укажите функцию околощитовидных желез. 6. Перечислите гормоны поджелудочной железы и охарактеризуйте их значение. 7. Как устроены надпочечники? 8. Перечислите гормоны коры надпочечников. 9. Охарактеризуйте значение гипоталамуса и гипофиза в регуляции деятельности эндокринных желез.
Контроль базового уровня знаний 10 мин Преподаватель проводит письменный тестовый контроль на знание студентами основных определений.  
Объяснение нового материала 20 мин Преподаватель объясняет новый материал, студенты записывают в тетрадь
Осмысление и систематизация полученных знаний и умений, реализация ОК 6,7 90 мин Закрепление материала и практических умений осуществляется с помощью повторения изученного материала. 
Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 8,12 40 мин Студенты письменно выполняют задания в тетради, решив задания с методического пособия.
Подведение итогов 3 мин Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия
Задание на дом 2 мин 1) И.В. Гайворонский, стр. 467-476

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Атлас анатомии человека. - М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И.Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.
Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2.  Eurolab.ua

3.  Medlec.org

4.  Krasgmu.net

5.  E-anatomy.ru

 

Приложение1

Значимость темы

Эндокринная система организма принимает участие в химических процессах, координирует деятельность всех органов и прочих структур. Она отвечает за стабильное течение процессов жизнедеятельности в условиях постоянного изменения внешней среды. Как иммунная и нервная, эндокринная система участвует в контроле над развитием и ростом человека, функционированием репродуктивных органов и половой дифференциацией. Ее деятельность также распространяется на формирование эмоциональных реакций, психического поведения. Эндокринная система – это, кроме всего прочего, один из генераторов энергии человека.

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы

1. Виды секретов. Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

2. Виды гормонов, их характеристика. Что такое органы – мишени.

3. Гипофиззависимые и гипофизнезависимые железы внутренней секреции.

4. Гипоталамо-гипофизарная система – структуры ее образующие.

5. Щитовидная железа: расположение, строение, гормоны – тироксин, трийодтиронин, тиреокальцитонин. Роль йода в синтезе гормонов щитовидной железы. Паращитовидные железы: паратгормон, его физиологические эффекты.

6. Надпочечники – расположение, строение.

7. Физиологические эффекты гормонов. Гормоны мозгового слоя (норадреналин, адреналин), физиологические эффекты.

8. Гормоны поджелудочной железы (инсулин и глюкагон), структуры их вырабатывающие, физиологические эффекты.

9. Гормоны половых желез: тестостероны яичек, эстрогены и прогестерон яичников, физиологические эффекты.

10. Гормон вилочковой железы (тимозин), его действие.

11. Тканевые гормоны: гормоны почек и их эффекты, простагландины, кальцитриол, эритропоэтин, гормон сердца – атриопептид. Их физиологические эффекты.

12. Проявление гипо- и гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных желез, поджелудочная железы, половых желез, надпочечников, вилочковой железы. Заболевания щитовидной железы – как регионарная патология.



Приложение 3

Объяснение нового материала

Эндокринная система — это совокупность желез внутренней секреции, вырабатывающих гормоны и биологически активные вещества. Она обеспечивает гуморальную (химическую) регуляцию функций организма, поддержание постоянства его внутренней среды при изменяющихся внешних условиях. Помимо этого, эндокринная система совместно с нервной системой регулирует рост, развитие организма, его половую дифференцировку и репродуктивную функцию, а также оказывает влияние на процессы образования, использования и сохранения энергии. В совокупности с нервной системой гормоны принимают участие в обеспечении эмоциональных реакций и психической деятельности человека.

Железами внутренней секреции, или эндокринными железами, называют органы, которые не имеют выводных протоков и выделяют свой секрет (гормоны) непосредственно во внутреннюю среду организма — кровь, лимфу и тканевую жидкость. К эндокринным железам относят следующие органы: гипофиз, эпифиз, щитовидную железу, околощитовидные железы, вилочковую железу, поджелудочную железу, надпочечники и половые железы (рис. 1). Гипоталамус обеспечивает функциональное взаимодействие между нервной и эндокринной системами, координирует работу желез внутренней секреции.

 

Рис. 1. Расположение желез внутренней секреции:

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Щитовидная железа, glandula thyroidea, находится в передней области шеи, спереди и сбоку от гортани и трахеи. Это непарный орган темно-красного цвета, который имеет форму подковы и состоит из правой и левой долей, соединенных перешейком. В 10% случаев от перешейка отходит пирамидальная доля. Масса железы составляет в среднем 25-30 г. Структурно-функциональной единицей железы является фолликул, состоящий из клеток щитовидной железы — тироцитов, расположенных по окружности. Между фолликулами расположены так называемые парафолликулярные клетки, сосуды и нервы. В фолликулах образуются йодсодержащие гормоны щитовидной железы — тетрайодтиронин (тироксин) и трийодтиронин. Данные гормоны усиливают энергетический и пластический обмен всех клеток, стимулируют половое созревание, тем самым оказывая выраженное регулирующее воздействие на обмен веществ в организме.

Для нормального синтеза гормонов необходимо, чтобы в сутки организм получал около 0,3 мг йода. При его недостатке ткань железы разрастается, ее масса увеличивается и у человека возникает зоб. При этом функция железы может оставаться неизмененной, увеличиваться (гиперфункция) или снижаться (гипофункция). В детском возрасте гипофункция щитовидной железы приводит к задержке роста, полового развития, дифференцировке скелета и других тканей и органов. Особенно страдает функция коры головного мозга — память, внимание, мышление. Данная болезнь у детей называется — кретинизмом. Гипофункция железы у взрослого человека носит название — микседема. При этом замедляются окислительные процессы и снижается основной обмен, понижается активность нервной системы и температура тела, появляется слизистый отек тканей. У детей при гиперфункции железы увеличивается основной обмен и активизируются процессы синтеза белка. Тем самым ускоряется рост и развитие организма. При гиперфункции у взрослых наблюдается тиреотоксикоз (базедова болезнь), при которой резко возрастает основной обмен, повышается температура тела, отмечается повышенная возбудимость нервной системы, раздражительность. Внешне у больного наблюдается пучеглазие, масса тела у них снижается, увеличивается артериальное давление и частота сердечных сокращений.

Парафолликулярные клетки щитовидной железы вырабатывают гормон тиреокальцитонин. Этот гормон увеличивает активность остеобластов, тем самым облегчая усвоение ионизированного кальция костной тканью, способствуя снижению его концентрации в крови.

 

ОКОЛОЩИТОВИДНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Околощитовидные железы, glandulae parathyroideae, расположены на задней поверхности щитовидной железы, число их составляет от 2 до 8. Они представляют собой небольшие образования желто-коричневого цвета размером с горошину. Масса одной железы около 0,4 г. Паренхима ее образована скоплениями секреторных клеток, которые вырабатывают паратгормон. Он необходим для поддержания концентрации ионов кальция в крови на соответствующем уровне. Падение уровня ионизированного кальция в крови активирует секрецию паратгормона, который повышает высвобождение кальция из костей за счет активации остеокластов. Его уровень в крови повышается, но кости становятся хрупкими и легко деформируемыми. Следовательно, паратгормон является антагонистом тиреокальцитонина щитовидной железы.

 

ТИМУС

Тимус (вилочковая железа), thymus, — центральный орган иммунной системы, но из-за способности вырабатывать гормон — тимозин. Данный орган относят и к эндокринной системе. Железа находится в грудной полости, позади грудины. Она розовато-серого цвета и имеет форму двузубой вилки. Тимус состоит из правой и левой долей. Масса органа в период максимального развития (10-15 лет) составляет 30-40 г, затем железа подвергается инволюции и замещается жировой тканью.

Паренхима вилочковой железы разделена на дольки, которые состоят из коркового вещества, расположенного по периферии, и мозгового вещества, образующего центральную часть. В корковом веществе незрелые лимфоциты превращаются в Т-лимфоциты. Последние обладают специальными рецепторами к чужеродным антигенам. После дифференцировки и последующего размножения они попадают в периферические органы иммунной системы (лимфатические узлы, селезенку, миндалины), гае обеспечивают иммунный ответ организма. Созревание Т-лимфоцитов происходит под влиянием гормона тимусатимозина, вырабатываемого в мозговом веществе.

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Поджелудочная железа, pancreas, является железой смешанной секреции.

Экзокринная (внешнесекреторная) ее часть вырабатывает панкреатический сок. Эндокринная (внутрисекреторная) часть поджелудочной железы представлена островками Лангерганса, которые в виде компактных клеточных групп рассеяны в области хвоста железы. Масса островковой ткани не превышает 2-3 % всей массы органа. В состав островков Лангерганса входят α-клетки, которые продуцируют гормон глюкагон и β-клетки, вырабатывающие гормон инсулин.

Инсулин повышает проницаемость мембран клеток для глюкозы и тем самым снижает ее концентрацию в крови. Благодаря этому углеводы запасаются в печени и мышцах в виде гликогена. Недостаток инсулина или снижение чувствительности к нему клеток-мишеней приводит к развитию сахарного диабета, при котором повышается уровень глюкозы в крови и наблюдается ее выделение с мочой. В тяжелых случаях может развиться гипергликемическая кома, сопровождающаяся потерей сознания. Избыток инсулина (при его передозировке во время лечения сахарного диабета) вызывает критическое понижение уровня глюкозы в крови. Данное состояние сопровождается резкими ухудшениями функций мозга, использующего глюкозу как основной источник энергии. При этом развивается гипогликемическая кома.

Под действием глюкагона в печени происходят процессы превращения гликогена в глюкозу и ее поступление в кровеносное русло. Таким образом, глюкагон повышает уровень глюкозы в крови и является антагонистом инсулина.

 

НАДПОЧЕЧНИКИ

Надпочечник, glandula suprarenalis, парная железа, расположенная над верхним полюсом каждой почки. Надпочечники по форме напоминают трехгранную пирамиду желтоватого цвета со слегка бугристой поверхностью. Масса одного надпочечника около 5-10 г. Паренхима органа состоит из коркового и мозгового веществ. Мозговое вещество занимает центральное положение и окружено по периферии толстым слоем коркового, которое составляет 90% массы всего надпочечника.

 

Корковое вещество надпочечника условно разделяют на три зоны (рис. 2), в которых происходит синтез определенных групп гормонов — кортикостероидов. Первая группа гормоновминералокортикоиды. Место их синтеза — наиболее поверхностный тонкий слой коры, называемый клубочковой зоной. Вторая группаглюкокортикоиды, вырабатываются в среднем слое коры, названном пучковой зоной. Третья группаполовые гормоны, синтезируются во внутреннем слое, который примыкает к мозговому веществу. Этот слой формирует сетчатую зону.

 

 

 

Рис. 2. Внутреннее строение надпочечника:

ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ

Половые железы (яичко и яичник) являются местом образования половых клеток, а также выделяют в кровь половые гормоны. Основное биологическое действие этих гормонов состоит в обеспечении нормального протекания функции размножения.

Яичко, testis, — парный орган мужской половой системы, расположенный в мошонке. В его паренхиме кроме образования сперматозоидов происходит синтез мужских половых гормонов — андрогенов (тестостерон). Эти гормоны синтезируются клетками Лейдига, расположенными в средостении яичка. Андрогены обеспечивают развитие половых органов и формирование вторичных половых признаков по мужскому типу (телосложение, характер роста волос и тембр голоса, активация роста скелета, мускулатуры, распределение подкожной жировой клетчатки и регуляция созревания сперматозоидов). Кроме того, андрогены обладают выраженным анаболическим эффектом, увеличивая активность пластического обмена.

Яичник, ovarium (греч. — oophoron), — парная женская половая железа, находящаяся в полости малого таза между листками широкой связки матки. Он состоит из коркового и мозгового веществ. В корковом веществе к моменту рождения находятся 400-500 тыс. первичных фолликулов.

В период полового созревания и в период половой зрелости (с 10-12 до 45-55 лет) некоторые первичные фолликулы начинают увеличиваться в размерах и продуцировать гормоны. Такие фолликулы называют вторичными или созревающими. За генеративный период у женщин созревает всего 400-500 фолликулов. Периодичность созревания фолликулов — в среднем один фолликул в 28 дней (от 21 до 35 дней) — это продолжительность менструального цикла. Зрелый фолликул получил название граафов пузырек. На 14-й день менструального цикла происходит разрыв Граафова пузырька — овуляция, при которой зрелая яйцеклетка выходит в брюшинную полость. На месте разорвавшегося после овуляции фолликула развивается так называемое желтое тело — временная добавочная эндокринная железа, которая продуцирует гестагены (прогестерон) — гормон сохранения беременности. Он создает условия для оплодотворения яйцеклетки, ее имплантации (внедрение в стенку матки) и последующего развития плода. Если не происходит оплодотворение, то такое желтое тело выделяет в кровь гестагены до начала следующего менструального цикла и называется — менструальным желтым телом. Оно функционирует до начала очередного менструального цикла. В случае оплодотворения яйцеклетки формируется желтое тело беременности, которое выполняет эндокринную функцию весь период беременности. Наиболее значима роль желтого тела до 12-16 недель беременности, затем формируется плацента и основная роль в выработке данного гормона переходит к этому провизорному органу. После прекращения эндокринной функции желтое тело подвергается инволюции (обратному развитию) и на его месте остается рубец — беловатое тело.

Эстрогены вырабатываются созревающими фолликулами, а также мозговым веществом (в небольшом количестве). Они обеспечивают развитие половых органов и формирование вторичных половых признаков по женскому типу.

 

ЭПИФИЗ

Эпифиз, epiphysis (верхний придаток мозга — шишковидное тело), относится к надталамической части промежуточного мозга (см. рис. 3, 4). Железа представляет собой непарное образование, по виду напоминающее еловую шишку, серовато-красного цвета, длиной 9 мм, шириной 6 мм и массой 0,2 г. Секреторные клетки эпифиза выделяют в кровь гормоны мелатонин и серотонин. Гормоны шишковидного тела до определенного возраста угнетают секрецию гонадотропных гормонов гипофиза, тем самым сдерживая наступление полового созревания. Кроме того, считается, что данные гормоны участвуют в обеспечении биологических ритмов: различное поведение человека в зависимости от времени суток, сезона и т.д.

Рис. 3. Сагиттальный разрез головного мозга:

1 — продолговатый мозг; 2 — олива; 3 — мост; 4 — средний мозг (ножка мозга); 5 — глазодвигательный нерв; 6 — сосочковое тело; 7 — гипофиз; 8 — зрительный перекрест; 9 — свод; 10 — лобная доля; 11 — борозда мозолистого тела; 12 — мозолистое тело; 13 — теменная доля; 14 — таламус (зрительный бугор); 15 — теменно-затылочная борозда; 16 — затылочная доля; 17 — шпорная борозда; 18 — эпифиз; 19 — мозжечок; 20 — пластинка крыши среднего мозга; 21 — четвертый желудочек

 

Рис. 4. Дорсальная поверхность ствола головного мозга:

Эпифиз (отвернут вверх); 2 — верхний холмик среднего мозга; 3 — нижний холмик среднего мозга; 4 — блоковый нерв; 5 — верхняя ножка мозжечка; 6 — нижняя ножка мозжечка; 7 — продолговатый мозг; 8 — ромбовидная ямка; 9 — средняя ножка мозжечка; 10 — таламус (зрительный бугор)

 

 

ГИПОТАЛАМУС И ГИПОФИЗ

Гипоталамус, hypothalamus (подталамическая область), относится к промежуточному мозгу. Гипоталамус делят на задний, средний и передний отделы.

Задний отдел гипоталамуса не синтезирует биологически активных веществ. Здесь расположен подкорковый центр обоняния (сосочковые тела) и обрабатывается информация, приходящая от большинства нервных центров головного мозга. Затем эта информация передается на ядра переднего и среднего отделов гипоталамуса.

Нервные клетки среднего отдела гипоталамуса осуществляют анализ химического состава крови и спинномозговой жидкости и в ответ на поступающую информацию вырабатывают рилизинг-факторы. Эти биологически активные вещества с током крови попадают в переднюю долю гипофиза и воздействуют на расположенные в нем эндокринные клетки. Характер ответа клеток гипофиза зависит от рилизинг-факторов, которые могут быть двух видов:

1. Либерины — вещества, которые стимулируют образование тропных гормонов передней доли гипофиза.

2. Статины — вещества, угнетающие выработку тропных гормонов.

Кроме того, в среднем отделе гипоталамуса есть группы нервных клеток, отвечающие за деятельность вегетативной нервной системы, т. е. за деятельность внутренних органов и сосудов — так называемый вегетативный центр. Между этим центром и клетками, вырабатывающими рилизинг-факторы, существует непосредственная связь. Благодаря согласованной деятельности этих структур происходит выбор конкретного способа регуляции: либо путем активации вегетативной нервной системы, либо изменения функции эндокринной системы. В последнем случае наблюдается выброс соответствующих рилизинг-факторов, приводящий к увеличению количества тропных гормонов и соответствующих им гормонов желез-мишеней. Таким образом, гипоталамус координирует и регулирует работу всех желез внутренней секреции.

В переднем отделе гипоталамуса расположены группы нервных клеток (ядра), которые синтезируют гормон вазопрессин (антидиуретический гормон) и окситоцин. По аксонам этих клеток синтезированные гормоны поступают в заднюю долю гипофиза, где они накапливаются и по мере необходимости выбрасываются в кровь.

Гипофиз, hypophysis (нижний придаток мозга), расположен в турецком седле клиновидной кости. Он представляет собой непарное образование серовато-красного цвета, шаровидной формы, диаметром около 1 см, массой 0,5 г. Гипофиз находится на основании мозга, являясь продолжением среднего отдела гипоталамуса. Он состоит из передней, промежуточной и задней долей (рис. 5).

Рис. 5. Гипоталамус и гипофиз:

Приложение 5

Закрепление

1. Изучите функции желез внутренней секреции. Сведения занесите в таблицу:

Железа (русск. и лат. название) Гормоны и иx эффекты Эффекты при гиперфункции Эффекты при гипофункции
       

 


2. Словарь терминов:

1. Эндокринная система –

2. Гормоны –

3. Либерины –

4. Статины – 

5. Рилизинг-фактор (рилизинг-гормон) –

6. Граафов пузырек –

7. Орган-мишень –

8. Гормон активный –

9. Гормон неактивный –

10. Акромегалия –

11. Гигантизм –

12. Карликовость –

13. Микседема –

14. Базедова болезнь –

15. Эндемический зоб –

16. Гипотиреоз –

17. Гипертиреоз –



Приложение 6

Самостоятельная работа

3.
Используя материалы атласа, учебника, наглядные пособия, изучите особенности строения желез внутренней секреции. Рассмотрите предложенный рисунок. Зарисуйтк его и сделайте необходимые обозначения.

 

 

4.  Отгадайте предложенный кроссворд:

По горизонтали:


1. Непропорциональное увеличение органов, которые ещё не потеряли возможность расти.

2. Нарушение в организме человека, в результате избытка гормонов роста.

3. Заболевание, при недостаточном функционировании щитовидной железы.

4. Гормон поджелудочной железы.

5. Участок в промежуточном мозге, в клетках которого вырабатываются нейрогормоны.

6. Центральная железа эндокринной системы.

7. Гормон надпочечников.

8. Биологически активные вещества, поступающие непосредственно в кровь и регулирующие работу органов, обмен веществ в организме, его рост и развитие, постоянство внутренней среды.

9. Нарушение в организме человека, в результате недостатка гормонов роста.



По вертикали:

10. Заболевание, с резким отставанием в физическом и умственном развитии ребёнка.

11. Болезнь, развивающаяся у человека в результате выделения большого количества гормона щитовидной железы.


 

 

по изучению раздела «Анатомо-физиологические аспекты саморегуляции функций организма»

по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека»

для студентов 1 курса специальности

34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки

                                                                           

 

 

                                                                              

 

Составил:

Саенко А.А.,

преподаватель дисциплины «Анатомия и физиология человека»

 

Канск, 2019 г.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.