Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-04 | 124 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и
управления хозяйством
РЕФЕРАТ
Анализ затрат на качество продукции
(по дисциплине «Управление качеством»)
Студента 4 курса
экономического факультета
I группы Лукьянова К. Л.
Калининград 1998
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................. 3
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции........ 4
2. Информационная база анализа затрат на качество продукции. 9
3. Методы анализа затрат на качество............................................................. 14
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа................................................... 14
3.2. Методы технического нормирования.................................................................. 19
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество...................................... 21
4. Анализ брака и потерь от брака......................................................................... 25
Заключение......................................................................................................................... 29
Список используемых источников................................................................... 30
ВВЕДЕНИЕ
Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.
|
В силу условий, сложившихся в рамках централизованной системы планирования и управления народным хозяйством, на отечественных предприятиях проблеме оценки и учета затрат на качество не уделялось должного внимания. Поскольку с переходом к рыночным отношениям информации о затратах на качество предназначается одна из ключевых ролей не только в принятии решений в области управления качеством, но и выработке всей стратегии поведения предприятия, особо важное значение приобретает ее учет и анализ.
Данная работа состоит из 4 глав и содержит 8 рисунков, 7 таблиц и 10 формул.
1. Этапы формирования и виды затрат на качество продукции
Производство продукции и услуг сопровождается издержками производства и обслуживания. Ошибочное представление о том, что производство продукции высокого качества определяется значительным увеличением затрат, являлось в прошлом одним из основных препятствий на пути создания более совершенных систем управления качеством.
В общем смысле, затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий не предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 1 показана цепочка формирования затрат и стоимости товара и услуги.
Проектирование |
| Прогнозирование спроса
|
| Продажи | |||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Технологическое планирование | Планирование мощности | Производственное планирование | |||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Организация и подготовка производства | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||
Снабжение | Хранение входящих запасов | Производство | Хранение готовой продукции | Отгрузка и продажа готовой продукции |
| Послепродажное обслуживание | |||||||||||
| |||||||||||||||||
Рис. 1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции
Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т.е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становиться ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.
Затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.
Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.
Если разработка и конструирование новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
· транспортные – внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции;
· снабженческие – закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;
· затраты на подразделения, контролирующие производство;
· затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;
|
· затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
|
Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.
По классификации А. Фейгенбаума, затраты на качество делятся на:
Расходы на оценку качества
а) проведение испытаний и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные расходы контролеров);
б) лабораторные приемочные испытания (проведение всех видов испытаний в лаборатории или испытательном центре для оценки качества закупочного материала);
в) лабораторные измерения (измерения, проверка контрольно-измерительных приборов, их ремонт и т.п.);
г) технический контроль (оценка качества продукции работниками службы технического контроля);
д) испытания изделий (оценка эксплуатационных характеристик продукции);
е) самоконтроль (проверка качества продукции самими рабочими);
ж) аттестация качества продукции сторонними организациями;
з) техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проверка и техническое обслуживание этой аппаратуры);
и) техническая проверка продукции и разрешение отгрузки (анализ данных, полученных в результате проведения испытаний и технического контроля, выдача разрешения на отгрузку продукции);
к) испытания в условиях эксплуатации.
Рис. 2. Контрольный листок дефектов
Кроме того, дальнейшее проведение в случае необходимости технической экспертизы бракованных деталей и сопоставление ее результатов с предварительным заключением контролера ОТК подтвердит и уровень квалификации последнего.
Как уже было сказано выше, на различных предприятиях могут применяться аналогичные и другие учетные формы. Подобные формы регистрации данных об отклонении параметров качества изделий от запланированного целесообразны для сбора внутренних первичных технических характеристик производимой продукции, которые затем используют в факторном анализе затрат на качество продукции.
Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить структуру затрат на изделие и обладающих большим преимуществом перед другими благодаря обязательности составления, преемственности входящих в нее показателей, достоверности и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для поиска направлений их снижения и минимизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.
|
Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.
При сборке таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и внешним оформлением, упаковкой товара. Этими переменными могут быть:
а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;
б) две различные характеристики качества;
в) два фактора, влияющих на одну характеристику качества.
Целесообразно хотя бы одной из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т.е. стоимостную величину.
Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таблице записывают собираемые данные, между которыми изучается зависимость.
На втором строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое (примерно одинаковое) число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у – значения результативного признака.
На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полученных в результате наблюдения, на график.
На четвертом заключительном этапе вносят адресные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.
Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных (например, о предпочтениях покупателей относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и цены изделия).
Можно привести следующий пример. Предположим, предприятие выясняет, как влияет качество упаковки часов на спрос на данную продукцию. Для потребителя упаковка является качественным признаком в отношении как внешнего оформления, так и сохранности товара. Для производителя же это еще и количественный показатель, выраженный некоторой суммой затрат. Для удобства сбора данных обозначим каждый вид упаковки номером:
1 – продажа без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);
2 – мягкий пакет;
3 – фирменный мягкий пакет;
4 – простая картонная коробка;
5 – пластиковый футляр;
6 – коробка фирменная, подарочная.
Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от оформления). Она колеблется в интервале от 4 до 9 денежных единиц с интервалом в 0,5 денежной единицы. Результаты опроса 30 покупателей, который был реально проведен, приведены в таблице 1:
Таблица 1
Данные опроса покупателей магазина «Подарки» об упаковке и цене часов «Электроника»
Цена, ден. ед. | 4 | 4 | 4,5 | 4,5 | 6 | 8 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 5 | |||
Вид (номер) упаковки | 1 | 2 | 2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 2 | |||
Цена, ден. ед. | 5 | 5 | 7 | 7 | 7,5 | 4 | 4,5 | 6 | 6 | 7,5 | |||
Вид (номер) упаковки | 3 | 3 | 5 | 6 | 6 | 3 | 1 | 5 | 5 | 5 | |||
Цена, ден. ед. | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 4,5 | 6,5 | 6,5 | 6,5 | 8 | 5 | 5 | |||
Вид (номер) упаковки | 3 | 4 | 5 | 4 | 3 | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | |||
Следует обратить внимание, что цена подарочной коробки не называлась и максимальная цена фактически составила 8 денежных единиц.
Рис. 3. Диаграмма рассеивания для вида упаковки и цены часов «Электроника»
Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных; в нашем примере – о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, его эстетического вида, и цены изделия. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внимание предприятия-производителя как сигнал о завышении в глазах покупателя цены. Также можно сделать предварительный вывод о том, что, поскольку точки расположены от нижнего левого угла на данной диаграмме в правый верхний, зависимость между этими двумя показателями прямая.
Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующих затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой, графическим анализом и т.д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование его в целях статистико-математических методов.
3. Методы анализа затрат на качество
В зависимости от целей, задач анализ затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент.
3.1. Метод функционально-стоимостного анализа
На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.
Основными принципами применения ФСА являются:
· функциональный подход к объекту исследования;
· системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
· исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;
· соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;
· коллективное творчество.
Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по ряду признаков. По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние – функции, которые какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.
По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают главные и второстепенные. Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная – побочную.
По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные. Основная функция подчинена главной и обуславливает работоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.
По характеру проявления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные. Номинальные задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные – это фактически выполняемые объектом функции.
Все функции объекта могут быть полезными и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.
где ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств (ПС = å n · ci), а З – издержки на достижение необходимых потребительных свойств.
Функционально-стоимостной анализ проводится в несколько этапов.
На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
На втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети. В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.
На третьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС, в соответствии с которым функции делятся на:
- А – главные, основные, полезные;
- В – второстепенные, вспомогательные, полезные;
- С – второстепенные, вспомогательные, бесполезные.
Одновременно отсекаются прежние затраты. Использование табличной формы распределения функций облегчает такой анализ:
Таблица 2
Распределение служебных функций изделия Х по принципу АВС
Детали
Функции
ИТОГО по детали
Предварительный вывод
В итоговые графы заносятся данные о количестве второстепенных, вспомогательных, бесполезных функций по деталям, что позволяет сделать предварительный вывод об их необходимости.
Далее можно построить таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материалов другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.
Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения себестоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать, ранжируя по степени значимости, определяемой экспертным путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Для этого можно составить таблицу:
Таблица 3
Варианты управленческих решений
Предпочтительный
Нежелательный
В
Значимость функции: высокая
Затраты: средние
Рентабельность изделия: средняя
E
Значимость функции: средняя
Затраты: средние
Рентабельность изделия:
средняя
H
Значимость функции: низкая
Затраты: средние
Рентабельность изделия:
низкая
С учетом значимости функции изделия, его узлов, деталей и уровня затрат посредством ценообразования, основываясь на знании спроса на продукцию, определяется уровень ее рентабельности. Все это в совокупности служит цели принятия решения о выборе к производству конкретного изделия или направлений и масштаба его усовершенствования.
3.2. Методы технического нормирования
Существенную помощь в определении и анализе затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и других видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы. Методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и на усовершенствование продукции.
Если предприятие переходит к производству новой продукции, имевшей ранее аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты на качество (Зк) можно определить разностью между затратами на старую (Зст) и новую (Зн) продукцию:
Зк = Зст – Зн, (3)
Если предприятие усовершенствует качественные параметры производимого ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым счетом по соответствующим нормам и направлениям.
Степень взаимосвязи между какими-либо характеристиками качества, имеющими количественное выражение, и затратами на него или ценой изделия в целом как формой его стоимости, в которой основной удельный вес занимают затраты, позволяет определить коэффициент корреляции. Его можно исчислить по формуле:
где
где n – число пар данных; S(xy) называется ковариацией; x и y – два исследуемых показателями.
Коэффициент корреляции может принимать значения от –1 до +1. При r, близком к │1│, можно говорить о высокой степени тесноты связи между исследуемыми переменными и напротив: при r, близком к 0, корреляция между ними выражена слабо. Если r = │1│, все точки на диаграмме рассеивания будут лежать на одной прямой. Если же r = 0, корреляционная связь между факторным и результативным показателями отсутствует. Знак «+» или «–» говорит о направлении связи – прямом или обратном. По формулам (4) – (7) и данным табл. 1 можно найти коэффициент корреляции. Дополнительные необходимые расчеты приведены в табл. 5. Тогда, подставив полученные значения, будем иметь:
Отсюда
Значение r, равное +0,758, свидетельствует о наличии высокой положительной корреляции между упаковкой товара, являющейся одним из показателей его качества, и ценой на него, в которой воплощены затраты на товар, что подтверждает предварительный вывод, сделанный по диаграмме рассеивания.
Таблица 5
Показатели для расчета коэффициента корреляции
X | X2 | Y | Y2 | XY |
1 | 1 | 4 | 16 | 4 |
2 | 4 | 4 | 16 | 8 |
2 | 4 | 4,5 | 20,25 | 9 |
3 | 9 | 4,5 | 20,25 | 13,5 |
4 | 16 | 6 | 36 | 24 |
5 | 25 | 8 | 64 | 40 |
3 | 9 | 5,5 | 30,25 | 16,5 |
4 | 16 | 5,5 | 30,25 | 22 |
5 | 25 | 5,5 | 30,25 | 27,5 |
2 | 4 | 5 | 25 | 10 |
3 | 9 | 5 | 25 | 15 |
3 | 9 | 5 | 25 | 15 |
5 | 25 | 7 | 49 | 35 |
6 | 36 | 7 | 49 | 42 |
6 | 36 | 7,5 | 56,25 | 45 |
3 | 9 | 4 | 16 | 12 |
1 | 1 | 4,5 | 20,25 | 4,5 |
5 | 25 | 6 | 36 | 30 |
5 | 25 | 6 | 36 | 30 |
5 | 25 | 7,5 | 56,25 | 37,5 |
3 | 9 | 5,5 | 30,25 | 16,5 |
4 | 16 | 5,5 | 30,25 | 22 |
5 | 25 | 5,5 | 30,25 | 27,5 |
4 | 16 | 4,5 | 20,25 | 18 |
3 | 9 | 6,5 | 42,25 | 19,5 |
4 | 16 | 6,5 | 42,25 | 26 |
5 | 25 | 6,5 | 42,25 | 32,5 |
6 | 36 | 8 | 64 | 48 |
4 | 16 | 5 | 25 | 20 |
5 | 25 | 5 | 25 | 25 |
∑116 | ∑506 | ∑170,5 | ∑1008,75 | ∑695,5 |
3.3. Некоторые другие методы анализа затрат на качество
Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции, является индексный метод. Сложность его применения к данному предмету исследования заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно. Качество же не всегда имеет количественное значение и не всегда может быть описано словесно, например, продукция, пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.
Если показатель качества имеет числовые характеристики, то при построении индексов их можно использовать как веса затрат. В противном случае весами может служить количество элементов конструкции изделия, количество деталей, узлов, изделий.
В табл. 6 приведены данные о запланированной и фактической стоимости стального листа, используемого для производства труб, турбин и т.д.:
Таблица 6
Стоимость стального листа для изделия
По плану |
Фактически | ||
толщина листа, мм | стоимость листа, ден. ед. | толщина листа, мм | стоимость листа, ден. ед. |
4,62 | 42 | 3,05 | 48 |
4,50 | 42 | 3,16 | 48 |
4,43 | 44 | 2,86 | 50 |
4,81 | 42 | 2,71 | 50 |
4,12 | 44 | 2,62 | 50 |
4,01 | 44 | 2,53 | 50 |
3,88 | 46 | 2,24 | 52 |
3,67 | 46 | 2,02 | 52 |
3,30 | 48 | 1,95 | 52 |
3,21 | 48 | 1,83 | 52 |
∑40,55 | ∑446 | ∑24,97 | ∑504 |
Затраты на данное сырье по сравнению с планом без учета изменения его расхода возросли на 13%:
(504 – 446) / 446 ∙ 100% = 13%.
Однако из таблицы видно, что вследствие уменьшения толщины стального листа на изготовление изделия его требуется меньше на
100% - 24,97 / 40,55 ∙100% = 38,42%.
Можно рассчитать индекс затрат с учетом качества и проанализировать влияние на него обоих факторов: изменения расхода нового сырья и его стоимости.
где I зк – индекс затрат с учетом качества;
q нк – расход нового по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;
q ск – расход старого по качественным характеристикам сырья, нат. ед.;
z нк – затраты (стоимость) нового сырья, ден. ед.;
z ск – затраты (стоимость) старого сырья, ден. ед.;
– индекс, учитывающий изменение качества сырья, без изменения его стоимости;
– индекс, учитывающий изменение затрат на продукцию, с учетом изменения качества сырья.
Тогда для нашего примера:
Таким образом, с учетом потребления более качест
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!