Педагогические школы XIX-XX века. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Педагогические школы XIX-XX века.

2019-08-04 132
Педагогические школы XIX-XX века. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогические школы XIX-XX века.

 

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания. В это время наблюдаются рост общественного интереса к педагогике и образованию, развитие различных педагогических теорий и систем, основанных на новых и традиционных подходах к пониманию проблем обучения и воспитания.

 

План лекции:

1. Вальдорфская школа.

  • особенности вальдорфской педагогики;
  • причины появления вальфдорской школы;
  • характерные особенности вальдорфской школы;
  • методы преподавания;
  • циклическая сущность программы;

2. Школа свободного воспитания.

  • Яснополянская школа.
  • Советы учителям.
  • О методах и методике в педагогике Л.Н. Толстого.

3. Нилл Александр Сазерленд.

 

Вальдорфская школа.

Главное достижение: уважение к личности ребенка, развитие его индивидуальности и бережное отношение к детству.

Штайнеровские или вальдорфские школы работают по всему миру. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде.

Споры об этой системе обучения, о школе, которая базируется на идеях Рудольфа Штайнера, ведутся уже без малого 100 лет. Это одна из самых популярных систем.

Основной причиной споров является то, что вальдорфская педагогика выросла из антропософии (религиозно-мистического учения, популярного в начале XX века). Автором был сам Рудольф Штайнер – австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор; автор многих сочинений, давший более 6000 лекций по всей Европе.

Антропософия ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. п.).

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Особенности вальдорфской педагогики:

  • вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель.
  • на детей не оказывается никакого давления.
  • их не оставляют на второй год.
  • отметок нет.
  • все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо.
  • не даются энциклопедические знания.
  • поздно дают знания по математике, письму и чтению.
  • изучается ограниченный список литературы.
  • играют только с самодельными куклами, иные игрушки – под запретом.

Методы преподавания.

Подача материала начинается с восприятия – увидеть, пережить, удивиться. Таким образом приобретается жизненный опыт, на основе которого делаются выводы, строятся теории.

Восприятие, чувство, мысль, - вот три ступени в процессе обучения, таком процессе, который находится в гармонии с природой ребенка и отвечает его нуждам.

Ученики вальдорфских школ обучаются в согласии с их собственными духовными силами и в ритме с их собственным духовным, физическим, умственным и эмоциональным развитием.

Циклическая сущность программы.

Циклическую сущность общеобразовательной программы школы, которая начинается с детского сада до старшей школы, можно пояснить на примере геометрии.

В первом классе дети переживают геометрические формы и фигуры с помощью своего тела, играют в игры в кругу, двигаются по форме восьмерки, квадрата, треугольника и воспринимают основные элементы письма и чтения через движение.

 

Затем переживают качество и взаимодействие линий и геометрических фигур на уроке "Рисование форм".

Далее разнообразные фигуры строятся с помощью циркуля и линейки. Дети уже способны из своего опыта выводить некоторые геометрические закономерности.

В конце концов в старшей школе приходит академический подход к предмету, называемому геометрией, и это не будет для них новым материалом.

Яснополянская школа.

Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических школ. Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе. Всё в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели кто как хотел. Никакой определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования.

 

 

Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание содействует воспитанию.

Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, то есть содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность.

Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа) и его пример.

Л. Н. Толстой писал: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе».

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель». (Л.Н. Толстой)

Советы учителям:

  • Чем труднее учителю, тем легче ученику.
  • То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
  • Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
  • Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
  • Урок должен быть соразмерен силам ученика.
  • Чтобы воспитание было нравственным, надо самому учителю жить нравственной жизнью.
  • Избегайте двух крайностей: не говорите о том, чего ученик не может понять, и о том, что он уже хорошо знает.
  • Давайте ученику как можно больше сведений по всем отраслям знаний, но как можно меньше сообщайте ему общих правил, выводов, определений, и всякой терминологии.
  • Главный критерий оценивания: не усвоенные предметные знания, а охота к учебе.

Нилл Александр Сазерленд.

Фильм «Саммерхилл» про авторскую школу Александра Нилла.

Книга «Воспитание свободой».

Школа Саммерхилл была создана в 1921 года в Великобритании и существует до сих пор.

 

Педагогические школы XIX-XX века.

 

Рубеж XIX и ХХ вв. ознаменовался новым уровнем развития промышленных, общественных и экономических отношений, который требовал совершенствования всех сфер общественной жизни и социально-экономических институтов, в том числе и воспитания. В это время наблюдаются рост общественного интереса к педагогике и образованию, развитие различных педагогических теорий и систем, основанных на новых и традиционных подходах к пониманию проблем обучения и воспитания.

 

План лекции:

1. Вальдорфская школа.

  • особенности вальдорфской педагогики;
  • причины появления вальфдорской школы;
  • характерные особенности вальдорфской школы;
  • методы преподавания;
  • циклическая сущность программы;

2. Школа свободного воспитания.

  • Яснополянская школа.
  • Советы учителям.
  • О методах и методике в педагогике Л.Н. Толстого.

3. Нилл Александр Сазерленд.

 

Вальдорфская школа.

Главное достижение: уважение к личности ребенка, развитие его индивидуальности и бережное отношение к детству.

Штайнеровские или вальдорфские школы работают по всему миру. В настоящее время их свыше тысячи. В них учителя стремятся воплотить принципы штайнеровской педагогики в наиболее полном виде.

Споры об этой системе обучения, о школе, которая базируется на идеях Рудольфа Штайнера, ведутся уже без малого 100 лет. Это одна из самых популярных систем.

Основной причиной споров является то, что вальдорфская педагогика выросла из антропософии (религиозно-мистического учения, популярного в начале XX века). Автором был сам Рудольф Штайнер – австрийский доктор философии, педагог, лектор и социальный реформатор; автор многих сочинений, давший более 6000 лекций по всей Европе.

Антропософия ставит своей целью раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы специальных упражнений (эвритмии, музыки и т. п.).

В России его последователями были многие люди науки и искусства, в том числе Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Андрей Тарковский и другие.

Особенности вальдорфской педагогики:

  • вальдорфская школа не декларирует подготовку в ВУЗ как свою главную цель.
  • на детей не оказывается никакого давления.
  • их не оставляют на второй год.
  • отметок нет.
  • все это создает общую атмосферу, в которой ребенку хорошо.
  • не даются энциклопедические знания.
  • поздно дают знания по математике, письму и чтению.
  • изучается ограниченный список литературы.
  • играют только с самодельными куклами, иные игрушки – под запретом.

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.