нейропсихологических игр и упражнений — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

нейропсихологических игр и упражнений

2019-08-04 183
нейропсихологических игр и упражнений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнения для пальцев и кистей рук:

 «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя их поочередно в кольцо с большим пальцем, в прямом и обратном порядке. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена рук.

« Домик »

Сложить пальцы « домиком » перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.

«Звездочка»

На листе бумаги рисуются две звездочки. Ребенку предлагается максимально быстро ставить точки той рукой, которую назвал ведущий, или двумя руками одновременно. Можно не называть руку, а касаться руки. Соответственно первое касание – рука начинает работать, второе касание – рука останавливается.

« Замок »

Сложить руки в « замок » и тянуть их: 1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх; 2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же с правой рукой; 3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же по одной паре пальцев.

Игра «Ладушки»

«Ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая вверх (или ставятся друг на друга ребрами); после хлопка ребенок « здоровается » с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.

Формирование зрительно- пространственной ориентировки:

Графический рисунок

Ребенок сначала обводит образец рисунка, изображенного на тетрадном листе, далее по образцу сам рисует прямые линии- вертикальные, горизонтальные, наклонные. Для усложнения задания можно диктовать ребенку без предъявления образца. Можно предложить ребенку рисовать обеими руками.

Игра для мелкой и общей моторики:

«Попробуй, повтори!»

В данной игре нужно повторить движения рук и позы тела, изображенных на карточках, для развития двигательной активности и, как результат, межполушарных связей. Игра предназначена для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, подростков и даже взрослых. Играть можно как индивидуально, так и в группе.

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Воспроизведение нарисованных на карточках движений – задача нетривиальная. Трудность заключается не в том, что движения требуют особых физических способностей, а в их непривычности, непохожести на те, что люди осуществляют в быту каждый день. С первого раза некоторые движения не выполнит даже взрослый. Но трудная и при этом посильная задача поднимает настроение и рождает поиск, а поисковая активность, в свою очередь, вызывает возбуждение в глубинных структурах мозга, которые активизируют работу полушарий. Кроме того, игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Игра может усложняться, например, при проговаривании скороговорки.

Вариант 1

Может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый из участников вытягивает вслепую по одной карточке. Переворачиваются они одновременно по команде ведущего. Участники внимательно рассматривают свою карточку, воспроизводят изображенные на них позы или жесты и замирают. Через оговоренное время (можно использовать для этого песочные часы) ведущий проверяет правильность выполнения задания.

 

Вариант 2

Для учащихся младшей и средней школы. Проводится в парах. Упражнение можно усложнить, если участник, воспроизводящий движение по инструкции, будет выполнять задание с закрытыми глазами. Один из двух участников выбирает случайным образом карточку, внимательно рассматривает ее и, не показывая карточку партнеру, четко и понятно объясняет ему, что необходимо сделать, чтобы тот смог точно воспроизвести движение, изображенное на карточке.

Вариант 3

Индивидуальная игра. Ребенок вытягивает карточку, воспроизводит движение с одновременным проговариванием, например, скороговорки.

Игра «Силач»

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжёлую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

« Огонь и лед »

И. п. - стоя в кругу. По команде: « огонь » дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде « лед » дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог (родитель) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

 

Заключение

Проанализировав научную литературу по нейропсихологии и из своего опыта работы замечено, что нейропсихологический подход в работе с детьми как с нарушениями, так и с нормой в развитии.

 В работе с детьми во время проведения данных игр и упражнений важно учитывать следующие моменты:

- ребенок выполняет действия за взрослым, т.е. по подражанию

- по возможности, проговаривать чистоговорки, скороговорки, стихи и др.

- выполнять несколько действий одновременно

- все игры и упражнения выполнять от простого к сложному.

Варианты нейропсихологических игр и упражнений различны. Можно использовать в работе с детьми карточки, тетради, пальчиковые игры, двигательные упражнения, дыхательные упражнения и др.

Использование в работе с детьми нейропсихологических игр и упражнений помогает развивать общую и мелкую моторику, способствует развитию оптико- пространственного восприятия и, что более важно, развивает познавательную деятельность детей. Так же невозможно не заметить, что происходит развитие коммуникативных, речевых функций и улучшение эмоционально- волевой сферы. Для достижения желаемых результатов нужно правильно подбирать нейропсихологические игры и упражнения в соответствии с индивидуальным развитием каждого ребенка, его темперамента, настроения и др. Что немаловажно, необходимо учитывать нарушения в развитии каждого ребенка.

В результате проведения нейропсихологических игр и упражнений должно наблюдаться:развитие и/или коррекция познавательной деятельности, оптико- пространственного восприятия; развитие и/или коррекция эмоционально- волевой сферы, коммуникативных и речевых функций; развитие и/или коррекция общей и мелкой моторики.

 

Рекомендуемая литература:

1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989.- 127 с.

2. Гончарова К. Черткова А.В. Нейропсихологические игры: 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. - Ростов- на- Дону.: Феникс, 2018

3. Михаматулина Е. А., Михеева Н. Е. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра.- Издательство Генезис, -2018

4. Нейропсихологическая диагностика. Учебное пособие. Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1994

5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения.- М.: АЙРИС- Пресс, 2018

6. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002

7. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. - СПб.: Питер, 2005. - 496 с: ил. - (Серия «Классический университетский учебник»).

8. Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников: Методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 116 с.

 

 

Приложение

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.