Основные виды рисков в российской экономике — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные виды рисков в российской экономике

2019-08-04 440
Основные виды рисков в российской экономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многими видными учеными-экономистами рассматривались проблемы кризисов в предпринимательской деятельности. Российская экономика в последние годы переживает спад производства в связи с переходом на рыночные отношения. Сложность антикризисного управления в России отличается от ранее изучаемых проблем в экономике отсутствием подобных ситуаций. Отступление от командных методов управления и плановой централизации хозяйственных операций требует изучения сущности рисков и контроля в управлении предпринимательской деятельностью в коммерческих банках и фирмах. Рассмотрим некоторые виды рисков, наиболее распространенные в нашей стране.   В действительности редко случается ситуация, в которой решение изначально содержит явно необоснованный риск. Такой риск принято называть авантюрой. Авантюра – это начинание, осуществляемое без учёта условий, возможностей и реальных сил в расчёте на случайный успех и, как правило, обречённый на провал, то есть в этом случае объективно отсутствуют предпосылки реализации задуманной цели.

Классификация экономических рисков:

I) По масштабам: допустимый (без прибыли), критический (неполное возмещение издержек), катастрофический (потери превышают его денежные возможности).

II) По видам предпринимательской деятельности:

производственный рисксвязан с производством продукции (товаров, услуг), с осуществлением любых видов производственной деятельности. Среди главных причин возникновения производственного риска - возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и других затрат уплата повышенных отчислений и налогов;

коммерческий риск- это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предприятием. Причины коммерческого риска: снижение объема реализации вследствие конъюнктуры, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение закупок, потеря товара в процессе обращения, повышение издержек обращения;

финансовый риск- это риск,возникающий в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Финансовый риск деятельности предприятия измеряется чаще всего отношением величины заемных средств к величине заемных средств. Чем выше это отношение, тем в большей степени предприятие зависит в своей деятельности от кредиторов. Тем больше и финансовый риск, ибо прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства.

Частью коммерческих рисков являются валютные риски, которым подвержены участники международных экономических отношений. Валютные риски это опасность валютных потерь в результате изменения курса валюты цены (займа) по отношению к валюте платежа в период между подписанием контракта или кредитного соглашения и осуществлением платежа. В основе валютного риска лежит изменение реальной стоимости денежного обязательства в указанный период. Валютному риску подвержены обе стороны-участники сделки.

Пример 1.10 февраля 1995 года экспортер из Германии заключил контракт на сумму 10 миллионов долларов с импортером из США с отсрочкой платежа на 1 месяц. Валюта цены в контракте - доллар США, валюта платежа - немецкая марка. На время заключения контракта курс доллара по отношению к марке составлял 1USD=1.5346DM.

На 10 марта, когда должен был осуществляться платеж, курс доллара составил 1USD=1.3966DM. Таким образом за период между заключением контракта и платежом по нему валюта цены - доллар обесценилась на 8.99 %. Потери экспортера составили те же 8.99%, а импортер наоборот выиграл, т.к. заплатил не 15346000 марок, а только 13966000 марок.

В приведенном примере проигравшей стороной является экспортер, но в случае противоположной динамики валютного курса, т.е. если бы курс доллара на 10 марта превысил значение 1.5346DM, потери нес бы импортер товара.

В связи с тем, что курсы абсолютно всех валют, в том числе и резервной валюты - доллара США, подвержены периодическим колебаниям вследствие различных объективных и субъективных причин, практика международных экономических отношений выработала подходы к выбору стратегии защиты от валютных рисков. Сущность этих подходах заключается в том, что: 1. Принимаются решения о необходимости специальных меры по страхованию валютных рисков 2. Выделяется часть внешнеторгового контракта или кредитного соглашения - открытая валютная позициякоторая будет страховаться 3. Выбирается конкретный способ и метод страхования риска.

В любой хозяйственной деятельности всегда существует опасность денежных потерь, вытекающая из специфики тех или иных хозяйственных операций. Опасность таких потерь и есть коммерческий риск.

Риски бывают «чистые» и «спекулятивные». Чистые риски – это возможность получения убытка или «нулевого» результата. Спекулятивные риски – это возможность получения как положительного, так и отрицательного результата; они получили название «финансовые риски».

Финансовый риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого–нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий. Поскольку вероятность означает возможность получения определенного результата, то применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возможных событий самого предпочтительного, исходя из наибольшей величины математического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание, какого – либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления.

Пример. Имеются два варианта вложения капитала. Установлено, что при вложении капитала в мероприятие А получение прибыли в сумме 15 тыс. руб. – вероятность 0,6; в мероприятие Б получение прибыли в сумме 20 тыс. руб. – вероятность 0,4. Тогда ожидаемое получение прибыли от вложения капитала (т. е. математическое ожидание) составит.

по мероприятию А 15 ∙ 0,6 = 9 тыс. руб.

по мероприятию Б 20 ∙ 0,4 = 8 тыс. руб.

Вероятность наступления события может быть определена «объективным» или «субъективным» методом.

Объективный метод определения вероятности основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие. Например, если известно, что при вложении капитала в какое – либо мероприятие прибыль в сумме 15 тыс. руб. была получена в 120 случаях из 200, то вероятность получения такой прибыли составляет 0,6 (120/ 200).

III) На основе учёта источников опасности, зон риска, сфер влияния, распределения риска во времени, степени риска. Например, по источнику опасности могут быть связаны с разрушительным воздействием сил природы, с причинами политического и экономического характера.

IV) По источнику возникновения: собственно хозяйственный; связанный с личностью человека; связанный с природными факторами.

V) По сфере деятельности: внутренние и внешние. Внутренние риски связаны с технико-организационной сферой деятельности фирмы. Эти риски не связаны с чисто денежными факторами. Выделяют 3 вида внутренних рисков: персональные, материально-технические, структурно-процессуальные.

К внешним рискам относят риски ликвидности (кредитный риск, риск невозврата кредита в срок, риск новых непланируемых кредитов, риск по новым видам деятельности, прочие риски), риски успеха (отраслевой, страновой, процентный, валютный, прочие), проектный риск (отдельно стоящий риск, то есть исключительно связанный с самим проектом, внутрифирменный риск, портфельный риск, определяемый тем, насколько «укладывается» проект в «кредитный портфель» предприятия).

VI) По причинамвозникновения целесообразно выявлять риск, определяемый: неопределенностью будущего, непредсказуемостью поведения партнеров, недостатком информации.

 

Опыт снижения рисков

Проблема управления рисками стара как мир. Риск окружает нас во времени и пространстве, является сложной неразрешимой и неизбежной частью нашей жизни. Особенно эта проблема актуальна сегодня, когда российские предприятия вне зависимости от формы организации (ОАО, ЗАО, ООО и др.) и собственности (государственная, частная и др.) в процессе своей финансово-хозяйственной деятельности подвержены рискам, присущим странам с рыночной экономикой. Если еще в недалеком прошлом (в советский период) государство практически принимало на себя все риски предприятий и организации, то в рыночной России ситуация в корне изменилась - хозяйствующий субъект вынужден самостоятельно принимать меры по разрешению или снижению степени влияния предпринимательских и финансовых рисков. Согласно данным Госкомстата РФ удельный вес убыточных предприятий и организаций в российской экономике в 1992 году составлял 15,3%, а в 2000 г. уже составил 39,8%, то есть вырос в 2,6 раза. В промышленности удельный вес убыточных предприятий и организаций в 1992 г. составлял всего 7,2% от общего числа предприятий, а к 2000 г. уже 39,7%, то есть эта доля выросла в 5,5 раза, в сельском хозяйстве удельный вес убыточных предприятий за этот период вырос в 3,5 раза, в строительстве - в 4,9 раза, на транспорте - в 2,1 раза, в связи - в 2,4 раза, в торговле и общественном питании - в 2,0 раза, в жилищно-коммунальном хозяйстве - в 1,7 раза. Это наглядно демонстрирует то, насколько актуальна для российских предприятий и организаций проблема обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности, которая напрямую корреспондируется с проблемой организации адекватной системы управления рисками и рисковыми вложениями капитала. Поэтому именно эта система считается необходимым элементом более общей системы эффективного менеджмента на предприятии.

Создание собственной системы эффективного менеджмента на предприятии (вне зависимости от того крупное или малое это предприятие) в условиях развивающихся рыночных отношений в России возможно лишь в направлении организации риск-менеджмента. В практической деятельности российских предприятий последних лет (особенно у финансовых компаний) наблюдается стремление к организации управления рисками. В этой связи очень важным на мой взгляд является:

· во-первых, полный учет внешних и внутренних факторов, влияющих на характер организации риск-менеджмента на предприятии;

· во-вторых, выделение приоритета отдельных направлений развития риск-менеджмента для конкретного предприятия (с учетом профиля деятельности: финансовое или нефинансовое).

В числе внешних факторов, определяющих организационную основу риск-менеджмента на предприятии (изменчивость цен, глобализация товарных и финансовых рынков, налоговая асимметрия, технологические достижения и др.), на наш взгляд, следует выделить усиление для российских предприятий фактора глобализации с вступлением России во всемирную торговую организацию (ВТО). Это приведет к росту для российских товаропроизводителей конкуренции, как на внешних, так и на внутренних (российских) товарных рынках, что неминуемо отразится на росте степени проявления различных предпринимательских и финансовых рисков в их деятельности. На организацию риск-менеджмента на конкретном предприятии естественно влияют и факторы внутреннего порядка, такие как потребность в ликвидности, нерасположенность к риску, агентские издержки и другие.

Следует отметить, что внешние и внутренние факторы организации риск-менеджмента на предприятии взаимосвязаны, то есть имеется определенная корреляция между ними. Это связано с тем, что и сами различные виды рисков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, в частности усиление глобализации в связи с вхождением России в ВТО может повлечь за собой увеличение налоговой асимметрии, вызванное протекционистскими действиями государства в отношении отдельных отраслей и производств отечественной экономики. В качестве другого примера может служить влияние фактора роста технологической оснащенности на усиления фактора изменчивости цен, а также влияние последнего на рост потребности в ликвидности.

Формы и методы организации риск-менеджмента на конкретном российском предприятии в значительной степени зависят от весовой доли страхуемых рисков в общей стоимости предпринимательских и финансовых рисков, которым подвержено данное предприятие и уровня развития сферы страхования рисков. В России уровень развития сферы страхования оставляет желать лучшего. Так, по состоянию на 2000 г. число страховых организаций составляло 1166 с уставным капиталом в 16041,6 млн. руб., что в расчете на одну российскую страховую организацию составляет около 13,8 млн. рублей. Объем страховых взносов в 2000 г. составил 170,1 млрд. руб. (в том числе страхованию населения -132,2 млрд. руб.) на 90,9 млн. договоров страхования (в том числе добровольного страхования - 88,8 млн. договоров), что в расчете на один страховой договор составляет менее двух тысяч рублей (1871,3 руб.). Доля же имущественного страхования в структуре страховых взносов и выплат по видам страхования составляет соответственно 21,8% и 4,3%, в том числе страхования финансовых рисков составляет лишь 0,4% и 0,3 %. Кроме того, доля страховых взносов, переданных в перестрахование, в 2000 г. составила порядка 15,0%. Все это наглядно свидетельствует о наличии в России существенной ограниченности рынка страховых услуг из-за ограниченных размеров страхового фонда страховых организаций. В силу ограниченности предложения на российском рынке страховых услуг, крупным и малым предприятиям сферы материального производства сегодня приходится самостоятельно управлять и «страхуемыми» рисками.

Принципиальным для крупных и малых предприятий является выбор самой формы организации риск-менеджмента на предприятии. Для крупных и средних предприятий, вне зависимости от профиля деятельности (финансовая или нефинансовая), наиболее предпочтительным является создание в структуре аппарата управления структурного подразделения (отдела или службы «Управления рисками и рисковыми вложениями капитала»), которое в зависимости от сложности системы управления бизнесом на данном предприятии выводится на финансового директора, либо на начальника финансово-экономического управления данного предприятия. На малых предприятиях риск-менеджером предприятия является первый руководитель, поэтому он может использовать более эффективную форму организации риск-менеджмента (с позиции удельных затрат на 1 рубль снижения степени того или иного риска) - услуги профильной консалтинговой организации. В России в настоящее время отсутствует сформировавшийся спрос со стороны малых предприятий на услуги по управлению рисками и рисковыми вложениями капитала, а консалтинговые компании преимущественно специализируются на маркетинговых услугах и услугах по бухгалтерскому сопровождению.

Следует также отметить, что конкретная модель организации риск-менеджмента на предприятии существенно зависит от степени важности для конкретного российского предприятия проблемы разрешения риска(избежание, удержание, передача) и проблемы снижения степени риска(управление качеством, диверсификация, хеджирование, управление капиталом). В настоящее время крупные российские нефинансовые компании (напрямую или через финансовые организации) активно осуществляют различные финансовые операции на организованных финансовых рынках и тем самым подвергаются значительным финансовым рискам (ценовым, кредитным и операционным), при этом сохраняя определенные (порой монопольные) позиции на отдельных сегментах товарных рынков. Для таких предприятий конкретная модель организации риск-менеджмента должна отражать значимость конкретного вида финансовых (инвестиционный, рыночный, не ликвидности и другие) и предпринимательских (имущественный, транспортный, производственный и другие) рисков путем выделения в структурном подразделении риск-менеджмента специальной службы по управлению конкретным видом риска (например, «Управление транспортными рисками», «Управление ценовыми рисками» и т.д.).

Становление и развитие риск-менеджмента на российских предприятия в значительной степени зависит от наличия соответствующих условий по подбору профильных специалистов. К сожалению, в настоящее время в России отсутствует налаженная система подготовки и переподготовки специалистов по управлению предпринимательскими и финансовыми рисками. В некоторых учебных заведениях (в частности АНХ при Правительстве РФ и др.) предпринимаются попытки по переобучению экономистов и финансистов в финансовых инженеров в рамках программ повышения квалификации. Но этого недостаточно: нужна цельная программа профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент на предприятии», которая позволила бы осуществить целевую подготовку риск-менеджеров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики.

В определенной мере решение кадровой проблемы видится и в пересмотре вузами своих учебных планов обучения по экономическим специальностям с введением как новых дисциплин (таких как «Финансовая инженерия», «Управление финансовыми и предпринимательскими рисками», «Принятие финансовых решений в условиях риска и неопределенности» и др.), так и с выделением в рамках существующих дисциплин специальных подразделов (например, таких как «Анализ финансовых рисков» в дисциплине «Финансовый анализ» и т.п.).

Для нефинансовых предприятий и организаций поучителен накопленный опыт организации риск-менеджмента в финансовых компаниях и, особенно в кредитных организациях. Речь идет, прежде всего, об опыте работы отделов внутреннего аудита и экономического анализа российских коммерческих банков. Конечно, в отличие от кредитных организаций, у нефинансовых компаний нет надзорного государственного органа типа Центрального банка РФ, который осуществляет меры по соблюдению коммерческими банками условий минимизации их совокупных рисков. Тем не менее, сам подход по созданию специализированных структурных подразделений по управлению рисками вполне применим и нефинансовыми предприятиями.

Организация риск-менеджмента на нефинансовых предприятиях вполне реальна через создание в рамках существующей финансовой службы предприятия специализированного структурного подразделения, которое бы осуществляло комплексную работу по выявлению, идентификации и оценки стоимости рисков для последующей разработки конкретных мер по разрешению или снижению степени различных видов риска.

Анализ риска и рискового вложения капитала основан на применении доступных количественных методов оценки степени риска. К сожалению, в системе оценки экономической эффективности деятельности нефинансовых предприятий отражаются лишь коэффициенты ликвидности (абсолютной, срочной и текущей), чистый оборотный капитал и индекс кредитоспособности Альтмана (или показатель банкротства Жованикова В., Масловой И.) [2], что явно недостаточно для оценки финансовой устойчивости предприятия с учетом присущих ему рисков. Нужна комплексная методика анализа риска и рискового вложения капитала для российских нефинансовых предприятий, охватывающая всю совокупность возможных рисков (подобно карте GARP, разработанной Coopers & Lybrand) [3]. Это позволит максимально проанализировать значимые для конкретного предприятия риски и на этой основе генерировать адекватные решения по разрешению и/или снижению степени влияния этих рисков.

Для дальнейшего развития риск-менеджмента на российских предприятиях особенно актуальна работа по разработке единой методологии организации управления рисками в нефинансовых компаниях, а также методических положений для некоторых отраслей национальной экономики (транспорт, энергетика, сельское хозяйство, торговля и др.).

Сейчас в России Большое значение придается страхованию рисков и финансовому контролю в антикризисном управлении коммерческими банками и фирмами. Одной из новых форм финансового контроля, возрожденных в России, является независимый аудит. Создание процедуры аудиторских проверок, использование международного опыта и национальных стандартов аудита, государственное регулирование деятельности аудиторских компаний и отдельных аудиторов позволяет положительно повлиять на изменение кризиса в сторону увеличения экономического роста. Реформирование российской экономики при переходе к рыночным отношениям выдвинуло задачу формирования антикризисного управления. Важность ее использования обусловлена кризисным состоянием производства продукции во всех отраслях народного хозяйства: около половины промышленных предприятий в стране неплатежеспособны, не имеют оборотных средств для обеспечения производственного процесса, а основные средства устарели морально и изношены более чем на 75%. Их реконструкция требует огромных капитальных затрат и инвестиций. Государственное регулирование рыночных преобразований в условиях углубленного кризиса должно занять ведущее место в антикризисном управлении коммерческими фирмами. Совершенствование теории и практики антикризисного управления приведет к появлению определенной стратегии и инициативы у руководителей предприятий, введению института банкротства и деятельности арбитражных управляющих, усилению контроля за исполнением законности и повышению эффективности экономического развития страны. Своевременная оценка кризисного состояния будет способствовать выявлению рисков и повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Рыночные оценки риска носят вероятностный и многовариантный характер. Ошибки, просчеты встречаются в каждой среде и их нельзя предусмотреть. Повторения просчетов можно не допускать, если постоянно корректировать бизнес-планы, бюджеты с целью получения максимума прибыли, смягчать крутые повороты рыночных отношений, предусматривать действия партнеров и конкурентов. В Западной Европе, в Америке и Австралии накоплен громадный опыт антикризисного управления. Однако механический перенос его в российскую экономику невозможен из-за особенностей национальной природы предпринимательства.

Русские любят рисковать. Поэтому, даже успешно работающие предприятия рискуют попасть в кризисные ситуации. Контроль рисковых ситуаций позволяет избежать потерь и банкротства предприятия. Управление рисками дает возможность контролировать предприятие, принимать правильные управленческие решения, оценивать их последствия. Балансирование уровнями рисков и нахождение выгоды от их устранения и погашения составляет сущность антикризисного управления денежными потоками, материальными, людскими ресурсами, требует высоких профессиональных навыков от исполнителей, поддержки государственных и муниципальных органов. Лишь строгое выполнение законов и требований пожарного, экологического, санитарного контроля сможет обеспечить благоприятное антикризисное управление. Так, например, на игрушечной фабрике в результате короткого замыкания электрической сети или падения лампы в течение нескольких часов сгорело здание с новейшим иностранным оборудованием. Небрежное отношение к пожарным требованиям, отсутствие внимания к природным явлениям привело к полному разорению коммерческой фирмы. Сброс отходов и промышленных стоков в водную артерию местности привел к заражению воды, гибели рыбы и к остановке предприятий. Экологическая катастрофа в одночасье привела к кризисным ситуациям, которые не предусматривались в бизнес-планах.

Кризисные ситуации по экономическим направлениям возникают из-за увеличения цен на сырье, комплектующие изделия, энергоносители. Профсоюзы потребовали увеличения зарплаты, уменьшения длительности рабочего дня, льгот социального характера. Это ведет к удорожанию продукции и снижению ее конкурентоспособности. Таким образом, кризис может быть следствием природных явлений, а также порожден человеком, его ошибками, незнанием защит саморегулирования рынка. Влияние на антикризисное управление оказывают особенности методов проведения внутреннего финансового контроля и внешнего государственного регулирования со стороны налоговых, финансовых и других контролирующих органов Российской Федерации. Проведение ревизий денежных средств, ценных бумаг, бюджетов позволяют выявлять нарушения в исполнении законодательных актов государства. Немаловажным аспектом контроля в антикризисном управлении коммерческой фирмы, банка, страховой компании является независимый аудит. Во многом аудиторские фирмы при аудиторских проверках пользуются такими же методами, приемами и процедурами, что и при ревизиях. Однако цели и задачи аудиторов сводятся к оказанию помощи в управлении руководителю и менеджерам фирмы, банка или компании, в предупреждении наступления кризисной ситуации.

Совершенствование антикризисного управления сводится не только к выведению фирмы из кризиса и банкротства. Важно не допустить предприятие до грани разорения за счет своевременной и решающей деятельности ревизионной комиссии акционерного общества. Непродуманные и несанкционированные бизнес-планом затраты, резкие отклонения в прибыли предприятия, как правило, выявляет ревизионная комиссия.

Контрольные функции государства многозначны и их требования порой противоречат друг другу. Совершенствование контроля за коммерческими фирмами нашло отражение в законах города Москвы и области. Упорядочивание их деятельности и установление нормативных требований, способных учитывать интересы предпринимателей, отражены в данной работе. Совершенствование антикризисного управления также выражено в механизме банкротства, изложенном в Российском законодательстве. Экспресс-анализ финансового состояния фирмы позволяет предвидеть антикризисную ситуацию, уменьшить риск и потери, изыскать источники инвестиций, необходимые инновации, улучшить управление персоналом, ужесточить требования к менеджерам и специалистам. Рынок устанавливает цены за счет спроса и предложения. Россияне уже начинают привыкать к тому, как резко изменяются цены в разных магазинах. Не считая изменения цен на роскошные автомобили, цены также изменяются на продукты питания и на необходимые для жизнеобеспечения граждан энергоресурсы, жилье и услуги. Однако многие из них еще контролируются государством: это электроэнергия, бензин, хлеб, тарифы на железнодорожный транспорт, электро- и авиаперевозки. Немаловажно, что в последнее время перспективным направлением в развитии экономики страны стало внедрение международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Особенно это сказывается на коммерческих фирмах, участвующих во внешнеэкономической деятельности. Применение международных стандартов в бухгалтерском учете и финансовой отчетности накладывает отпечаток на изменения в управлении фирмой. Независимые аудиторские проверки не позволяют скрывать нарушения деятельности фирм, что ограничивает их участие в обмане партнеров, не дает вводить в заблуждение инвесторов - все это не позволяет развиваться новым рисковым ситуациям.

Рассмотрим основные виды снижения коммерческих рисков, используемые в России. Высокая степень риска предприятия приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления рисками существует три способа их снижения:

- распределение риска между участниками проекта;

- страхование;

- резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Распределение риска между участниками проекта

Обычная практика распределения риска заключается в том, чтобы сделать ответственным за риск того участника проекта, который в состоянии лучше всех рассчитывать и контролировать риски. Однако в жизни часто бывает так, что именно этот партнер недостаточно крепок в финансовом отношении, чтобы преодолеть последствие от действия рисков.

Фирмы - консультанты, поставщики оборудования и даже большинство подрядчиков имеют ограниченные средства для компенсации риска, которые они могут использовать, не подвергая опасности свое существование.

Распределение риска реализуется при разработке финансового плана проекта и контрактных документов.

Как и анализ риска, его распределение между участниками проекта может быть качественным и количественным.

Для качественного распределения риска в проектах предлагается использовать так называемую концептуальную модель.

Модель базируется на стандартных методах решений, основой которых является дерево "вероятностей и решений", используемое для установления последовательности решений по выбору того или иного заказа определяется на стадии формирования портфеля заказов. Эта проблема носит двойственный характер, обусловленный участием в инвестиционном проекте по меньшей мере двух сторон покупателя и продавца, или заказчика и исполнителя.

С одной стороны заказчик стремиться по возможности уменьшить стоимость контракта, при этом все требования по срокам и качеству должны быть выполненными.

С другой стороны исполнитель при формировании портфеля заказов стремится к получению максимальной прибыли. Прибыль исполнителя, т.е. оценка портфеля заказов, может быть рассчитана по следующей формуле:

 

П = (К_5 _0+_5 _0У_41_0)_5Р(У1)_0 * (К_5 _0+_5 _0У_42_0)_5Р(У2)_0...(К_5 _0+_5 _0У_4n_0)_5Р(Уn)_0,

 

где П прибыль фирмы с учетом неопределенности;

К - первоначальный капитал фирмы;

У_4i_0 - возможная прибыль фирмы (i = 1,2,3,...,n);

n - число возможных исходов событий при выполнении проекта;

Р(У_4i_0) - вероятность каждого исхода.

Рост размеров и продолжительность инвестирования проектов, разнообразие и сложность, внедрение новых методов и технологий в их реализацию, высокая динамичность внешней среды, окружающий любую фирму, конкуренция, инфляция и другие отрицательные факторы приводят к росту степени риска в процессе осуществления проекта.

Страхование

Большинству крупных проектов свойственна задержка в их реализации, что может привести для заказчика к такому увеличению стоимости работ, которое превысит первоначальную стоимость проекта.

Например, в результате несвоевременного подключения линий электроснабжения. В этом случае штраф за задержку, который должен заплатить подрядчик, окажется значительно меньше потерь заказчика. Выход из такой ситуации заключается в том, что к участию в проекте необходимо привлекать страховые компании.

Страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании. Рассмотрим этот вопрос на примере возведения крупного строительного комплекса.

Могут быть применены два основных способа страхования: имущественное страхование и страхование от несчастных случаев.

Имущественное страхование может иметь следующие формы:

- страхование риска подрядного строительства;

- страхование морских грузов;

- страхование оборудования, принадлежащего подрядчику.

Страхование от несчастных случаев включает:

- страхование общей гражданской ответственности;

- страхование профессиональной ответственности.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов.

Создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

Основной проблемой при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков. Точность оценки стоимости проекта влияет на размер резерва на покрытие непредвиденных расходов. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств.

Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.

При первом подходе резерв делится на две части: на общий и специальный.

Общий резерв должен покрывать изменения в смете, доставки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы.

Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта.

Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем видам затрат, которые вышли в первоначальную смету.

Резерв не должен использоваться для компенсации затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.

В общем случае резерв может использоваться для следующих целей:

- выделение ассигнований для вновь выявленной работы по проекту;

- увеличение ассигнований на работу, для выполнения которой было выделено недостаточно средств;

- временное формирование бюджета с учетом работ, для которых необходимые ассигнования еще не выделены;

- компенсация непредвиденных изменений трудозатрат, накладных расходов и т.п., возникающих в ходе работы над проектом.

Текущие расходы резерва должны отслеживаться и оцениваться, чтобы обеспечить наличие остатка на покрытие будущих рисков.

После выполнения работы, для которых выделен резерв на покрытие непредвиденных расходов, можно сравнить плановое и фактическое распределение непредвиденных расходов, и на этой основе определить тенденции использования непредвиденных расходов до завершения проекта. При этом неиспользованная часть выделенного резерва на покрытие непредвиденных расходов может быть возвращена в резерв проекта.

Определенная часть средств, предназначенных для покрытия непредвиденных расходов, обычно называемая общим резервом, должна остаться под прямым контролем высших руководителей.


Заключение

В действительности реальная сила рынка лежит в его способности использовать информацию, которая первоначально доступна немногим, и передать ее в виде изменения цен другим.

В настоящее время информационные технологии стали новой составляющей делового общения, основой современной деловой среды. Они не только и не столько повысили производительность труда, сколько изменили мировое экономическое устройство, создали новые стандарты менеджмента и маркетинга ускорили процесс обновления товаров и услуг, сблизили экономики разных стран.

Переход России на рельсы рыночной экономики в сложившихся условиях не имеет альтернативы, но чреват многими трудностями и противоречиями. Вот почему проблема оценки рисков финансовой и производственной деятельности предприятий, включая различные методы учета и способы снижения рисков, является на сегодняшний день наиболее актуальной. Оценка финансовых рисков становиться неотъемлемой частью производственного процесса, частью влияя на само направление его развития. Использование же финансовых инструментов при верном определении рисков, позволяет устранить возможные негативные последствия в изменчивых рыночных условиях. Ведь правила поведения в ситуации риска гласит: «Риска не избегать, а предвидеть его, стремясь снизить его до более низкого уровня!»



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.