Сущность, цели и задачи финансовой политики государства — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

2019-08-04 420
Сущность, цели и задачи финансовой политики государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

1.2 Организация финансовой политики государства

Глава 2. Типы финансовой политики государства

2.1 Классическая

2.2 Регулирующая

2.3 Планово-директивная

Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе

3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса

3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

В данной курсовой работе будет рассмотрена финансовая политика на современном этапе, в период кризиса, а также будет освещена программа развития финансовых отношений до 2023 года.


Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

Глава 2. Типы финансовой политики государства

Классическая

 

Развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.[6, c.83]

Финансовый механизм строился исходя их этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).

 

Регулирующая

 

Бурное развитие производительных сил поставило перед государством еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов 20-го столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочный займов. Рынок судных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30 – 60-х годах стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

 

Планово-директивная

 

Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществить прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.

Условия эффективности финансовой политики – своевременно и в необходимом объеме задействовать финансовые инструменты, а также должны быть подготовлены целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.

Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии.[7, c.65]


Заключение

 

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика государства. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовая политика – понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

Российская экономика остается стабильной на фоне кризиса международных фондовых рынков, инвесторы рассматривают Россию как достаточно стабильную страну для вложения средств.

Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.

Наша страна стала больше зависеть от мировой экономики, но мы имеем хорошую систему защиты, и влияние мирового финансового кризиса будет несущественным.

Рассмотренная программа развития финансовых отношений до 2023 года дает развернутый ответ на вопрос о том, как будет дальше развиваться экономика России и в каких направлениях, какими методами будет претворятся в жизнь разработанный сценарий.


Список использованной литературы

 

Законодательные акты:

1. ст. 15 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 02.03.2007)"О правительстве Российской Федерации"(одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997).

2. Бюджетный кодекс РФ.

Учебники:

5. Финансы/Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Г. Грязновой, профессора Е.В. Маркиной/Москва, «Финансы и статистика», 2004

6. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Под ред. проф. Г. Б. Поляка/Москва ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2001.

7. Финансы и кредит – Краткий курс лекций/И.В. Бокова, С.П. Дядичко, И.П. Крымова, Л.А. Мусина, И.А. Резник/Под ред. доктора экономических наук, проф. зав. кафедрой банковского дела Санкт-Петербургского университета экономики и финансов Белоглазова Г.Н./Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

Публикации в прессе

8.Мировой финансовый кризис: причины и последствия / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №1

9. Финансовая политика в сфере международных финансовых отношений / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №10

Электронные средства массовой информации

10. www.ru. wikipedia.org/ Финансовый кризис 2008-2009 годов в России.

11.http://www.minfin.ru/ Проект бюджетной стратегии РФ на период до 2023 года.


Приложение 1

 

Таблица 1.

Основные параметры системы трудовых пенсий

  2010 2013 2018 2023
Индекс роста средней трудовой пенсии в реальном выражении (2007 г.=100%) 172.0% 223.3% 339.1% 472.1%
Соотношение средней трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%) 164.3% 202.3% 277.6% 361.7%
Коэффцициент замещения (%) 30.0% 30.0% 30.0% 30.0%
в т.ч.за счет:        
 социальных взносов (без учета идущих на накопительные счета) 21.4% 21.9% 19.7% 21.0%
 + выплаты накопительной пенсии 21.4% 21.9% 19.8% 21.2%
 + трансферт на ревалоризацию расчетного пенсионного капитала 26.0% 26.4% 23.3% 23.8%
 + трансферт из Фонда национального благосостояния 29.1% 29.5% 26.1% 26.5%
 + дополнительный трансферт из федерального бюджета 30.0% 30.0% 30.0% 30.0%

 

Таблица 2.

Источники финансирования трудовых пенсий (% ВВП)

  2010 2013 2018 2023
Взносы работодателей 4.3% 4.6% 4.6% 4.5%
Взносы работников 0.6% 0.7% 0.7% 0.6%
в т.ч. взносы работодателей и работников на финансирование накопительной части трудовых пенсий 0.9% 1.0% 1.2% 1.1%
Трансферты из Фонда национального благосостояния 0.6% 0.6% 0.6% 0.6%
Трансферты из общих доходов федерального бюджета 1.0% 1.0% 1.6% 1.4%
ВСЕГО 7.5% 7.8% 8.7% 8.3%

 


Приложение 2

 

Таблица 3

Прогноз доходов бюджетной системы

 

Факт

Бюджет

Прогноз

Прогноз

Прогноз

 

2007

2008

2013

2018

2023

  Млрд. Руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП млрд. руб. % ВВП Млрд. Руб. % ВВП
Доходы федерального бюджета 7779 23,6% 9037 21,4% 14050 17,1% 21469 14,7% 30016 12,9%
Доходы консолидированного бюджета 11763 35,7% 13723 32,5% 22733 27,7% 36346 25,0% 52989 22,8%
Доходы бюджетной системы 13251 40,2% 15663 37,1% 28791 35,1% 47832 32,8% 73727 31,7%
                     
Нефтегазовые доходы 2897 8,8% 4249 10,1% 4465 5,4% 5805 4,0% 7215 3,1%
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета 8866 26,9% 9474 22,4% 18268 22,2% 30542 21,0% 45774 19,7%

 

Таблица 4.

Прогноз доходов бюджетной системы

 

факт

прогноз прогноз прогноз прогноз прогноз
 

2007

2010 2012 2015 2020 2023
% ВВП

 

         
Доходы федерального бюджета

23,6%

18,2% 17,3% 16,2% 14,0% 12,9%
Доходы консолидированного бюджета

35,7%

29,0% 28,0% 26,7% 23,9% 22,8%
Доходы бюджетной системы

40,2%

35,7% 35,2% 34,3% 32,5% 31,7%
 

 

         
Нефтегазовые доходы

8,8%

6,6% 5,7% 4,9% 3,6% 3,1%
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета

26,9%

22,4% 22,3% 21,8% 20,4% 19,7%
 

 

         

Структура доходов консолидированного бюджета (%ВВП):

НДПИ на нефть 3,2%

2,0%

1,6% 1,4% 1,0% 0,9%
НДПИ на газ 0,3%

0,2%

0,1% 0,1% 0,1% 0,1%
Экспортная пошлина на нефть 3,5%

2,8%

2,3% 2,0% 1,4% 1,2%
Экспортная пошлина на нефтепродукты 1,0%

0,9%

0,7% 0,6% 0,4% 0,4%
Экспортная пошлина на газ 0,9%

0,8%

0,9% 0,9% 0,7% 0,6%
   

 

       
Налог на прибыль 6,6%

4,7%

4,5% 4,5% 4,5% 4,5%
НДФЛ 3,8%

3,9%

4,0% 4,2% 4,1% 4,1%
НДС 6,9%

6,6%

6,74% 6,66% 6,4% 6,2%
Акцизы 1,0%

0,9%

0,9% 0,8% 0,7% 0,64%
Налоги на имущество 1,2%

1,2%

1,2% 1,1% 1,1% 1,1%
ЕСН 1,2%

0,0%

0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Импортные пошлины 1,5%

1,6%

1,49% 1,4% 1,2% 1,1%
   

 

       
Прочие 4,5%

3,5%

3,4% 3,1% 2,4% 2,0%
в т.ч. инвестиционный доход нефтегазовых фондов 0,5%

0,6%

0,7% 0,7% 0,5% 0,3%
   

 

       
Доходы внебюджетных фондов 4,5%

6,7%

7,2% 7,6% 8,6% 8,9%
 в т.ч. инвестиционный доход накопительной части пенсии 0,0%

0,2%

0,3% 0,5% 0,8% 1,0%
               

 


Приложение 3

 

Таблица 5

Изменение доходов бюджетной системы за период 2008 -2023 годы, в п.п. ВВП, базовый сценарий

  Изменение доходов, всего Изменение доходов, за вычетом дополнительных разовых поступлений
1 2 3
Доходы федерального бюджета -10,7 -8,9
Доходы консолидированного бюджета -12,9 -11,1
Доходы бюджетной системы -8,5 -6,7
Нефтегазовые доходы -5,7 -5,7
Ненефтегазовые доходы консолидированного бюджета -7,2 -5,4
Структура доходов консолидированного бюджета:    
НДПИ на нефть -2,4 -2,4
НДПИ на газ -0,2 -0,2
Экспортная пошлина на нефть -2,3 -2,3
Экспортная пошлина на нефтепродукты -0,6 -0,6
Экспортная пошлина на газ -0,3 -0,3
Налог на прибыль -2,1 -1,2
НДФЛ 0,3 0,3
НДС -0,7 0,1
Акцизы -0,3 -0,3
Налоги на имущество -0,2 -0,2
ЕСН -1,2 -1,2
Импортные пошлины -0,4 -0,4
Прочие -2,5 -2,4
Доходы внебюджетных фондов 4,4  4,4

 


Приложение 4

 

Таблица 6.

Сумма прочих доходов бюджетной системы в % ВВП:

  2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Прочие доходы всего 4,5 3,5 3,6 3,5 3,5 3,4 3,3 3,2 3,1 2,9 2,8 2,6 2,5 2,4 2,3
В том числе Федеральный бюджет 1,8 1,3 1,2 1,1 1,0 1,0 0,9 0,9 0,8 0,7 0,7 0,6 0,6 0,6 0,5
Бюджеты субъектов 2,3 2,0 2,0 1,9 1,8 1,7 1,6 1,6 1,5 1,5 1,4 1,4 1,3 1,3 1,2
Инвестдоход ВСЕГО, в том числе 0,5 0,2 0,4 0,6 0,7 0,7 0,8 0,8 0,7 0,7 0,7 0,6 0,6 0,5 0,5
Резервного фонда   0,1 0,3 0,3 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
ФНБ   0,0 0,1 0,3 0,5 0,5 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,4 0,4 0,4 0,3

 

Поступления по графе «прочие» значительно сокращаются в процентах ВВП – снижение за период 2007-2023 годы составит 2,5 п.п. ВВП. Однако это падение отражает тенденции, проявившиеся уже в трехлетнем бюджете на 2009-2011 годы.


Приложение 5

 

Таблица 7.

Прогнозные расходы бюджетной системы (%ВВП)

Расходы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расши- ренный 34,3 33,8 33,6 33,5 33,4 33,3 33,1 32,8 32,6 32,4 32,2 32,2 32,0 31,9
Консо-лидиро-ванный 28,8 28,2 28,0 27,9 27,8 27,5 27,3 27,0 26,9 26,6 25,9 26,1 25,8 25,7
Федераль ный 17,7 17,0 16,9 16,9 16,8 16,7 16,4 16,3 16,0 15,8 15,4 15,4 15,3 15,1
Непро центные расходы                            
Расши-ренный 33,8 33,3 33,0 32,9 32,7 32,6 32,3 32,0 31,8 31,5 31,3 31,3 31,1 30,9
Консо-лидиро-ванный 28,3 27,6 27,4 27,3 27,1 26,8 26,6 26,2 26,0 25,7 25,1 25,2 24,8 24,7
Федерал-ьный 17,2 16,6 16,4 16,4 16,3 16,2 15,9 15,7 15,5 15,2 14,8 14,9 14,7 14,5

Рис. 1 Прогноз параметров расширенного бюджета, % ВВП


Приложение 6

 

Таблица 8.

Балансы бюджетов разного уровня

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
БАЛАНС  (% ВВП)                            
Расши ренный 1,5% 1,6% 1,6% 1,5% 1,3% 1,0% 0,7% 0,4% 0,2% 0,1% 0,3% 0,0% -0,1% -0,2%
Консо лидиро ванный 0,1% 0,1% 0,0% -0,3% -0,6% -0,9% -1,2% -1,6% -1,9% -2,1% -2,0% -2,5% -2,7% -2,9%
Федераль ный 0,5% 0,5% 0,4% 0,2% -0,1% -0,4% -0,7% -1,0% -1,3% -1,5% -1,4% -1,9% -2,0% -2,2%

 

Таблица 9.

Ненефтегазовый баланс (%ВВП)

  2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расши ренный -5,1% -4,3% -4,1% -4,0% -3,8% -3,9% -3,8% -3,8% -3,8% -3,7% -3,3% -3,4% -3,4% -3,3%
Консо лидиро ванный -6,5% -5,8% -5,7% -5,7% -5,7% -5,8% -5,8% -5,8% -5,8% -5,9% -5,6% -5,9% -5,9% -6,0%
Феде ральный -6,1% -5,4% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,3% -5,0% -5,3% -5,3% -5,3%

 


Приложение 7

 

Таблица 10

Чистое долговое финансирование (% ВВП)

Чистое долговое финан сирование 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
Расши ренный 1,3% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Консо лиди рованный 1,3% 1,4% 1,4% 1,4% 1,4% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Федераль ный 0,9% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 0,7% 1,0% 1,0% 1,0%
 внешнее                            
Расши ренный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Консо лидиро ванный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
Феде ральный -0,3% -0,3% -0,1% -0,1% -0,1% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0% 0,0%
 внутреннее                            
Расширенный 1,5% 1,7% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Консо лиди рованный 1,5% 1,7% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,5% 1,6% 1,6% 1,3% 1,6% 1,6% 1,7%
Феде ральный 1,2% 1,3% 1,1% 1,1% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 1,0% 0,7% 1,0% 1,0% 1,0%

 

Как видно из таблицы, внешние заимствования не предусматриваются, внешний долг погашается полностью к 2015 году. Внутренние заимствования постепенно повышаются до 1% ВВП для федерального бюджета и до 0,7% ВВП для региональных бюджетов.

Содержание

 

Введение

Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

1.2 Организация финансовой политики государства

Глава 2. Типы финансовой политики государства

2.1 Классическая

2.2 Регулирующая

2.3 Планово-директивная

Глава 3. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе

3.1 Финансовая политика РФ в условиях кризиса

3.2 Программа развития финансовых отношений до 2023 года

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика – составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

В данной курсовой работе будет рассмотрена финансовая политика на современном этапе, в период кризиса, а также будет освещена программа развития финансовых отношений до 2023 года.


Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства

Сущность, цели и задачи финансовой политики государства

 

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей; это государственная экономическая политика, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.

Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:

· бюджетная политика

· налоговая политика

· таможенная политика

· кредитно-денежная политика

· инвестиционная политика

Финансовая политика является частью общей экономической политики.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

· Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;

· Создание адекватного финансового механизма;

· Управление финансовой деятельностью государства т других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную, среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на длительную перспективу, предусматривающий решение крупномасштабных задач.

Финансовая тактика – это решение задач конкретного этапа развития посредством современной перегруппировки финансовых связей.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.

Финансовая политика содержит следующие аспекты:

· макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;

· распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.

Цели финансовой политики:

· политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

· экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне

· социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Задачи финансовой политики:

· обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

· установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

· организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

· выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

· создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.