Государственное регулирование в Беларуси — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Государственное регулирование в Беларуси

2019-08-04 159
Государственное регулирование в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В основе эволюционного обособления агропромышленного производства в единый объект государственного регулирования и управления лежат процессы специализации, интеграции и кооперации. Производство сельскохозяйственной продукции тесно связано с отраслями промышленности, поставляющими средства производства, а также с перерабатывающими сельскохозяйственное сырье и специальными сферами обслуживания сельского хозяйства. Объединение организаций этих отраслей в единой отраслевой структуре - агропромышленном комплексе, обуславливалось общей целью его функционирования в условиях централизованной экономики. Применительно к АПК в качестве таковой рассматривалось плановое удовлетворение общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье посредством упорядочения хозяйственных связей, основанных на технологическом тяготении предприятий. Сельское хозяйство, при этом, выступает как комплексообразующее ядро АПК, поскольку конечный продукт, с точки зрения целесообразности функционирования всего комплекса, формируется именно здесь. [2]

Перспективы перехода Республики Беларусь к рынку связываются с преобразованиями отношений собственности, надеждами на постепенный отход государства от концепции командно-административной экономики, адаптацию организаций АПК к новым условиям, развитие рыночной инфраструктуры, инвестиционных процессов и т.д. На этом фоне ввиду различия интересов происходит рост экономической обособленности организаций АПК, что, в свою очередь, ставит под сомнение необходимость функционирования комплекса как единого объекта государственного регулирования и управления в перспективе. Происходит организационное рассеивание сектора: часть организаций АПК, подведомственных Министерству сельского хозяйства и продовольствия как главному отраслевому органу государственного управления, уходят под юрисдикцию других органов. Например, концерн "Белпищепром" и концерн "Белмелиоводхоз" сегодня напрямую подчинены Совету Министров Республики Беларусь. Но в тоже время, при нынешних темпах и прогрессе аграрных реформ в Беларуси, АПК как организационное оформление вертикальной интеграции сельского хозяйства с тяготеющими к нему отраслями, остается по-прежнему актуальным. Принятие Программы совершенствования АПК Республики Беларусь на 2001-2005гг. (одобрена Указом Президента Республики Беларусь от 14 мая 2001г, №256) представляет собой попытку государства развить в будущем пятилетии идею межхозяйственной агропромышленной кооперации и интеграции. В соответствии с целью данной Программы, ориентирующей на повышение эффективности и роста объемов агропромышленного производства, совершенствование экономических отношений между юридическими лицами в АПК рассматривается в качестве одной из задач, обеспечивающих ее достижение.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнение необходимость присутствия государственного регулирования в аграрной сфере. В силу высокого органического строения капитала в сельском хозяйстве субъекты предпринимательской деятельности получают более низкий доход и не могут конкурировать на рынке с производителями других отраслей. Кроме того, зависимость урожая, а следовательно, и доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей от климатических условий ведет к нестабильности их положения. Государство, принимая во внимание то, что продукты питания как товар имеют малоэластичный спрос и предложение, а также удовлетворяют потребности населения базового порядка, берет на себя функции регулирования отношений, складывающихся на продовольственном рынке. Известный американский экономист Д. Гэлбрейт, характеризуя роль государства в макроэкономическом регулировании пропорций развития производства писал: "Государственное вмешательство в интересы сельского хозяйства... имеет существенное значение для сбалансированности развития. Окажись сельское хозяйство свободным от государственного вмешательства, развитие бесспорно было бы недостаточным, а к настоящему времени, возможно, и опасно низким". [1]

Характерной чертой белорусской практики управления АПК является отождествление понятий "государственное регулирование" и "государственное управление". Однако следует иметь в виду, что между данными категориями прослеживаются четкие различия.

Под государственным управлением агропромышленного производства следует понимать прямое (непосредственное) управленческое воздействие на организации агропромышленного комплекса, осуществляемое преимущественно посредством локального нормотворчества и методами административного усмотрения. Государственное управление должно ограничиваться рамками государственной собственности и его объектами, которыми являются: собственно органы отраслевого управления (учреждения), государственные унитарные предприятия как республиканского, так и коммунального уровня; пакеты акций в акционерных обществах; контрольно-инспекционные службы и другие государственные организации АПК, государственные целевые программы. По отношению к этим объектам государство (в лице органов государственного управления) вправе осуществлять как функции управления собственностью, так и функции оперативного управления если это предусмотрено учредительными документами. Государственные органы вправе назначать и снимать с работы руководителей организаций государственной формы собственности согласно условиям заключенного контракта, устанавливать плановые задания, определять порядок начисления и размеры оплаты труда, контролировать хозяйственную и финансовую деятельность и т.д. В отношении предприятий других форм собственности, как это имеет место в колхозах и других негосударственных сельскохозяйственных организациях Беларуси, такое вмешательство не должно иметь место и может рассматриваться как прямое ограничение предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием агропромышленного производства подразумевается косвенное (опосредованное, т.е. осуществляемое преимущественно экономическим стимулированием), управленческое воздействие на социально-экономические процессы в (распределение, обмен и потребление) как в государственном, так и частном секторах агропромышленного производства. Объектами государственного регулирования, независимо от их правового статуса, выступают все организации АПК. Государственное управление тесно связано с понятием государственного регулирования. И то, и другое осуществляется государством через единую систему законодательства и органов государственного управления отраслью. Данная система в своей совокупности представляет собой инструмент реализации аграрной политики государства. [2]

В условиях перехода к рынку термин "аграрная политика"и "аграрная реформа"используют параллельно, однако в последнем случае понимается аграрная политика, осуществляемая в условиях адаптации данного сектора экономики страны к рынку. Основываясь на подотраслевом вычленении сфер влияния государства внутри АПК Беларусь, выделяют собственно аграрную политику, политику в области переработки сельхозпродукции, агропродовольственную политику, политику в области научного обеспечения АПК и т.д. В отечественной практике, принимая во внимание комплексообразующее значение сельского хозяйства для АПК в целом, употребление термина "агарная политика"все чаще расширяется до понимания "политика в сфере агропромышленного производства".

Выработка аграрной политики должна быть основана на идентификации целей развития агропромышленного производства на данный период времени и государственной экономической политики. Детализация глобальной цели экономического развития страны достигается достижением целей отраслевых или функциональных подсистем аграрного сектора в совокупности, разрабатывается научно-обоснованная стратегия и тактика, конкретизированная в мероприятиях по ее реализации; устанавливаются сроки и критерии достижения промежуточных ориентиров. Аграрная политика является способом решения задач, стоящих перед государством в плане оптимизации масштабов и качественных параметров агропромышленного производства. Базой для формирования аграрной политики должен быть анализ отрасли с точки зрения интенсивности или экстенсивности исторических путей развития, места отрасли в секторе реальной экономики; характера, уровня и видов конкуренции, как обязательного элемента рынка; системы ценообразования, финансирования, кредитования, страхования, налогообложения и множества других факторов, игнорирование хотя бы одного из которых может привести к недостижению целей экономического развития экономики страны в целом.

На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами отечественного аграрного законодательства, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали:

неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского (фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;

неопределенность правового положения ряда существующих объединений в АПК и неясность перспектив их адаптации к рамкам, установленным Гражданским кодексом;

неразвитость ряда механизмов реализации объявленных Гражданском кодексом (1999г), Кодексом о земле (1999г), Законом о санации и банкротстве (2000г) положений применительно к сфере АПК;

отсутствие четкого законодательного оформления: агропромышленного производства как объекта государственного регулирования и управления; баланса функций государственных органов управления и организаций АПК при реализации агропродовольственной политики, а также методов ее осуществления; правил поведения сторон в трансакциях государства и организаций;

неурегулированность ряда экономических отношений возникающих в процессе интеграции агропромышленного производства;

большой удельный вес временных и локальных (ведомственных) правовых актов, регулирующих отношения в агропромышленном производстве, противоречивость, бессистемность, непоследовательность, декларативность норм при отсутствии механизмов обеспечивающих их реализацию, необязательность их соблюдения.

Таким образом, сельское хозяйство Беларуси имеет довольно жесткое управление и контроль со стороны государства. При этом наблюдается ряд проблем, которые возникли на фоне распада СССР и сохранения элементов командно-административных методов управления. С другой стороны сельское хозяйство в том числе и РБ должно быть под государственным контроль, так как это одна их наименее устойчивых отраслей любой страны.


Заключение

 

В результате проведенного исследования в области государственного регулирования сельского хозяйства можно сделать несколько выводов:

Каждое государство вне зависимости от экономического устройства должно регулировать сельскохозяйственную отрасль. Причиной тому служат не только зависящие от сельхозпроизводителей и государства факторы. К примеру, погодные условия. Из-за засухи Индии угрожает продовольственная катастрофа. Существуют и другие погодные явления, негативно и даже катастрофически влияющие на производство сельскохозяйственной продукции. Экономические факторы - это высокая капиталоемкость, малоэластичность спроса по цене. Капиталоемкость при этом настоящая беда для фермеров, так как дорогостоящее оборудование используется редко, а его цена иногда довольно высока.

Опыт таких стран и регионов, как США и ЕС, показывают: государственное вмешательство в сельское хозяйство жизненно необходимо. При этом речь идет о высокоэффективных отраслях по сравнению с другими странами. В данных странах механизм регулирования сводится в основном к субсидированию сельскохозяйственной отрасли. И это не случайно. С одной стороны обеспечивается продовольственная безопасность, с другой при субсидировании малые производители могут выжить, что приводит к конкуренции по качеству продукции. И наконец, это миллионы рабочих мест.

Перспективы перехода Республики Беларусь к рынку связываются с преобразованиями отношений собственности, надеждами на постепенный отход государства от концепции командно-административной экономики, адаптацию организаций АПК к новым условиям, развитие рыночной инфраструктуры, инвестиционных процессов и т.д. На этом фоне ввиду различия интересов происходит рост экономической обособленности организаций АПК, что, в свою очередь, ставит под сомнение необходимость функционирования комплекса как единого объекта государственного регулирования и управления в перспективе.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.