Анализ содержания учебного материала — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Анализ содержания учебного материала

2019-08-04 109
Анализ содержания учебного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание курса информатики сегодня претерпевает изменения, продиктованные, прежде всего, расширением его целей и задач. Начиная с 1985 года, основной целью курса «Основ информатики и вычислительной техники» было обеспечение «компьютерной грамотности» в ее различном понимании. Однако в дальнейшем произошла постепенная подмена общеобразовательного содержания курса информатики его прикладным аспектом.

Современный взгляд на предмет информатики во многом отличается от представлений об этой науке, сложившейся к моменту ее формирования как отрасли научного знания и практической деятельности человека.

Информатика – это наука не об «около компьютерной деятельности», а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. «Информатика … буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе» - отмечает академик Н.Н. Моисеев [35].

Это понимание предмета информатики говорит о том, что современную информационную подготовку школьников целесообразно строить из двух основных взаимосвязных компонентов:

1. Изучение информационных процессов в системах различной природы, что формирует адекватное представление о современном мире и способах действия в мировой инфраструктуре, при этом одной из важнейших задач выступает формирование системно-информационного мышления и умения управлять информационными системами;

2. Изучение средств информатизации и информационных технологий.

К сожалению, большинство учителей и руководителей образовательных учреждений искренне считают, что основной смысл информатики в изучении программирования, так как именно эта сфера является почти единственным средством завоевания призовых мест на олимпиадах и количество учащихся поступивших в ВУЗ. Но только программированием информатика не ограничивается. Ученика необходимо адаптировать к жизни в «информационном обществе», а это требует знаний и практических навыков информационных технологий.

В настоящее время, работая в системе начального профессионального образования, я сталкиваюсь со следующими трудностями:

1. Учащиеся переходят из разных школ, где обучаются по разным программам и учебникам.

2. Выпускники школ имеют, как правило, слабую подготовку по предмету «Информатика» в отдельных группах до 50% учащихся не оправдывают школьных оценок «3» и «4».

3. Смена обстановки, условий обучения и изменения социального положения учащихся является причиной психологической перестройки личности. Возникают трудности адаптации к новому коллективу и новым педагогическим требованиям.

Для решения этих проблем я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:

1. Установление преемственности с содержанием информатики в неполной школе;

2. Создание теоретического фундамента для общетехнической и социальной подготовки учащихся;

3. Формирование у учащихся информационной компетентности и информационной культуры (осознание значимости информации и информационных технологий для общества, для себя лично в настоящее время и в будущем);

4. Формирование положительных мотивов изучения информатики — основа для формирования и развития ключевых образовательных компетенций;

5. Формирование умения решать разнообразные проблемы, применять на практике полученные знания;

6. Формирование навыков работы совместно, в сотрудничестве, проявляя определенные коммуникационные умения;

7. Формирование у учащихся самостоятельности мышления, умения логически мыслить и умения планировать.

Одним из решений вышеизложенных задач и является разработанная мною система лабораторно-практических работ.

Итак, целью системы лабораторно-практических работ является:

1. Развитие и отслеживание динамики изменения уровня образованности учащихся за счет повышения прочности, глубины и системности знаний и умение применять их на практике (от понимания к переносу);

2. Помочь учащимся адаптироваться к стилю и условиям жизни в современном обществе и деятельности учащихся в новом коллективе (учебном заведении);

3. Развитие у учащихся самостоятельности мышления (способность к логике, анализу, осознанию, обобщению, планированию, синтезу).

Современный квалифицированный специалист в своей профессиональной деятельности постоянно сталкивается с проблемой создания качественного, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТа текстового документа. Текстовые редакторы и процессоры предоставляют широкий спектр возможностей при создании текстового документа. Наиболее широко распространенным тестовым процессором является Word, почти каждый домашний ПК, да и компьютерный класс в нашем ОУ снабжен офисным комплектом Microsoft. 

Производя отбор учебного материала, мною были проанализированы все учебные пособия и практикумы, рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки, связанные с практической работой в прикладных программах. Каждый автор предлагает свой подход и систему освоения знаний, практических умений и навыков. Учитывая основной минус данных учебников – это подача материала урывками, без детальной проработки различный опций и функций, что в дальнейшем затрудняет усвоение более широких функций, мною разработан комплекс лабораторно-практических занятий, где в основу положен принцип пошаговой детализации действий.


§ 3. Теоретическая разработка
на основе деятельностно-коммуникативного подхода

Учитывая размытость границ научной области информатики и невозможность в рамках школьного образования осветить весь спектр ее на­правлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где наиболее ярко выделены те направления, которые могут сформировать их системное мировоззрение и позво­лят им овладеть современными информационными техно­логиями

При этом акцент делается на разви­тии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обосно­ванные решения. Следует заметить: развитие мышления яв­ляется целью преподавания любого школьного предмета, но ни в одном из них не применяется системный подход. Ин­форматика, позволяющая аккумулировать знания из разных предметных областей, — это именно та дисциплина, в кото­рой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося [32].

Новый Государственный стандарт образования обязывает включать в учебный план лабораторно-практические работы на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Навыки, приобретенные при выполнении этих работ, включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции, умению выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы, строить работу с соблюдением жесткого графика. То есть деятельностно-коммуникативный подход, учитывающий самые различные целевые установки в обучении.

 

 

 

 


Выстраивая специальным образом их деятельность на уроке, мы, получаем возможность не сдерживая развития каждого, а, корректируя его, постепенно повышать уровень владения материалом: от репродуктивного до творческого. Одним из путей решения этой задачи является использование эффективных методов обучения. Несомненно, необходима методика проведения компьютерных уроков в условиях дефицита компьютерной техники. Основная функция, которую выполняют лабораторные работы, - практическое овладение учащимися обобщенными навыками в сфере информационных технологий.

Основные достоинства лабораторно-практических занятий:

· Большая самостоятельность деятельности учащихся, которая регламентируется с помощью инструкционной карты;

· Выполнение одной лабораторной работы либо один на один с компьютером, либо бригадой учащихся (2 человека);

· Управление деятельностью учащихся преподавателем осуществляется посредством инструктирования и консультирования;

· Результатом деятельности учащихся является проверка закономерностей, изученных на уроках формирования теоретических знаний [49];

· Возможность учащихся осмыслить и обобщить собственную деятельность (рефлексия).

Система лабораторно-практических работ по теме «Освоение среды текстового процессора Word» состоит из последовательности технологических карт, каждая из которых является продолжением предыдущей. Каждая практическая работа планируется по принципу «от простого к сложному».

Технологическая карта лабораторно-практической работы содержит:

1.  Тему из программы по предмету «Информатика и ИКТ»;

2. Цель лабораторной работы (То, чему научатся учащиеся, выполнив данную практическую работу);

3. Краткие теоретические положения и понятия;

4. Порядок выполнения, краткое описание приемов деятельности учащихся, формы представления результатов (образец);

5. Выводы по работе;

6. Контрольные вопросы или задания.

В предложенной мною системе контрольные вопросы и задания, в силу ограниченности времени, учащиеся получают в качестве домашней работы, которая предполагает как компьютерный вариант (при наличии домашнего ПК), так и бескомпьютерный.


§3. Технологические карты по теме:
«Освоение среды текстового процессора Word»

 

 

Лабораторно-практическая работа №1
 Настройка пользовательского интерфейса

 

Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:

· Запускать программу всеми известными способами, в том числе быстрым – создание ярлыка на рабочем столе;

· Настраивать окно программы текстового процессора для удобной и эффективной работы пользователя;

· Управлять интерфейсом текстового процессора Word.

Технология выполнения задания:

1. Создайте ярлык MS Word на рабочем столе (Пуск – Программы – MS Word – Контекстное меню – Отправить на рабочий стол (Создать ярлык)).

2. Запустите программу Word с ярлыка на рабочем столе.

     
 

 


     
Панель инструментов Форматирование
 
Панель инструментов Стандартная


3. Исследуйте все кнопки панели инструментов «Стандартная» и «Форматирование». Запишите в тетрадь их назначение.

Для выполнения данного задания, необходимо подвести указатель мыши к отдельной кнопке на панели инструментов и прочитать всплывающую подсказку. Всплывающая подсказка укажет назначение кнопки.

 

 

Стандартная Форматирование
1. 2. 3. и т.д. 1. 2. 3. и т.д.

4. Работая с документом, вы видите виртуальный лист, повторяющий параметры реального. Используйте режим «разметка страницы», чтобы иметь полное представление о том, как располагается текст на реальном листе. Вид – Разметка страницы.

5. При создании и форматировании текстового документа важно видеть и левое и правое поле документа. Этого можно достичь, выполнив команду: Вид – Масштаб – По ширине страницы. Для быстрого выполнения данной операциина панели инструментов Стандартная есть кнопка Масштаб.

6. С самого начала приучайтесь работать в режиме специальных символов. Для этого нажмите кнопку что очень важно для качественного набора текста и облегчения дальнейших операций по редактированию и форматированию текста.

7. Важно различать в самом начале курсор текстовый и курсор мыши.
Запомните!!! Текст вводится в то место, где мигает курсор, вставка объекта происходит в то место, где мигает курсор.

Указатель мыши служит для установки текстового курсора в нужное место и в процессе набора может не участвовать.

Зарисуйте в тетрадь внешний вид текстового курсора и курсор мыши.

8. Установка полей и ориентация бумаги.

Файл – Параметры страницы – Поля. По ГОСТу требования, которые предъявляются к текстовым печатным документам, параметры полей страницы задаются следующие:

Верхнее – 2 см.

Нижнее – 2 см.

Левое – 3 см.

Правое – 1 см.

Ориентация – книжная.

9. Введите 3 строки что-нибудь о себе, не нажимая Enter.

10. Закройте окно документа Word без сохранения.

Контрольные вопросы и задания:

Задание 1. Отобразить на экране окна Word следующие панели инструментов:

Стандартная, Таблицы и границы, Web, Настройка изображения.

Задание 2. Перейти из режима Обычный в режим Разметки страницы.

Задание 3. Установить масштаб 87%.

Подведение итогов

Предъявить преподавателю: Краткий конспект.

 


Лабораторно-практическая работа №2
 Шрифт, начертание, размер

 

Выполнив практические задания данной темы, вы научитесь:

· Форматировать основные объекты текста: символ, слово, строку;

· Приемам выделения вышеперечисленных объектов;

· Основным операциям редактирования: копирование, вставка, удаление, перемещение.

Технология выполнения задания:

Выбор гарнитуры (тип шрифта), размера (кегль), стиля начертания текста.

1. Запустите Word, известным вам способом.

2. Наберите фразу: Я изучаю Microsoft Word успешно.

В процессе работы вам придется вспомнить:

· Каким образом происходит переключение клавиатуры с кириллицы на латинский алфавит и наоборот.

Нажатие клавиш Alt + Shift или на панели задач индикатор RU / EN

· Как осуществляется набор прописных (заглавных) букв


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.