Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности

2019-08-04 124
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния приоритетного источника информации на ценностную сферу личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В результате теоретического исследования направленности мы пришли к выводу, что направленность, а в особенности идеалы, ценности и установки во многом зависят от того, какую культуру человек потребляет. Но необходимо теоретический вывод подтвердить эмпирическими данными.

Для этого было проведено исследование, целью которого и было выявить зависимость жизненных ценностей личности от того, из какого источника личность преимущественно потребляет информацию.

Испытуемыми в данном исследовании стали студенты первого курса специальности клинической психологии.

Выборка составила 30 человек.

В исследовании использовались: анкета, составленная специально для этого исследования, и морфологический тест жизненных ценностей (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина) (МТЖЦ)

Анкета использовалась для выявления наиболее приоритетного источника информации. Состояла она из четырех блоков, в каждом блоке по три вопроса. Каждый блок относился к какому либо источнику информации (транслятор культуры) – интернет, телевиденье, книги, кино. Первые два вопроса в блоке выявляли приоритетность данного источника, а третий выявлял предпочитаемый жанр внутри блока.

МТЖЦ использовалась для выявления терминальных жизненных ценностей у испытуемых.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить индивидуально.

Инструкция: Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:

- если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;

- если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;

- если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;

- если для Вас это ВАЖНО - поставьте цифру 4;

- если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО - поставьте цифру 5.

Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».

Объектом исследования стали терминальные жизненные ценности студентов первого курса.

Предмет – культурная обусловленность жизненных ценностей

Этапы работы

1. Опросить испытуемых

2. Разделить полученные данные на основании наиболее приоритетного источника

3. Выявить наиболее значимые ценности потребителей различных источников информации

4. Сравнить полученные с помощью МТЖЦ данные у потребителей различных источников информации.

Ход работы

Опрос проходил в общей группе, каждому из испытуемых был предложен свой бланк с вопросами и бланк для ответов.

Для контроля за скоростью работы испытуемых, вопросы МТЖЦ зачитывались вслух.

Результаты.

В процессе обработки результатов полученные данные были разделены на пять групп на основании наиболее приоритетного источника информации (транслятора культуры) 1)интернет; 2) телевиденье; 3) книги; 4) кино; 5) нет приоритетного источника.

На данном этапе были получены следующие результаты

 

Транслятор культуры Количество потребителей
Интернет 9
Телевиденье 7
Книги 5
Кино 6
Нет приоритетного источника 3

 

В результате анализа данных, полученных с помощью МТЖЦ в каждой группе, были выявлены такие тенденции

Во всех группах испытуемых наблюдаются высокие результаты по всем видам ценностей, что говорит о конфликте ценностей. Средний балл по шкалам в общей выборке таков

 

Шкала Развитие себя Духовное удовлетворение креативность Социальные контакты престиж достижения Высокое материальное положение Сохранение индивидуальности
Баллы(ср/макс отклон.) 51.3/3 56.7/5 49.1/5 49.7/4 52.7/3 47.9/7 55.4/2 42.3/6

 

В группе Интернет наблюдаются высокие показатели по следующим шкалам жизненных ценностей – саморазвитие (1), сохранение индивидуальности (8), активные социальные контакты (4). Наиболее приоритетной сферой самореализации является сфера образования

В группе Телевиденье наблюдается общая эгоистически престижная направленность. Наиболее высокие показатели получились по шкалам – материальное положение (7), достижения (6), престиж (6). Наиболее приоритетная сфера – сфера общественной жизни.

В группах Кино и Книги не наблюдается каких-либо общих тенденций, показатель корреляции не достоверен в обеих группах. Сильный разброс результатов. Хотя испытуемые из группы книги достоверно сходятся в высоких показателях шкал «духовное удовлетворение» и лжи. Возможно, сильный разброс результатов связан с недостаточным числом испытуемых в группе, что обуславливает низкую валидность выборки. Возможно, при большем количестве данных, можно было проследить какие либо общие ценности внутри каждой из этих двух групп. Высокие показатели по шкале лжи говорят о стремлении подражать общественно приемлемому образцу поведения. Трое в группе книги и четверо в группе кино перешагнули критический порог по шкале достоверности и их данные можно считать не достоверными. Но, при более углубленном изучении данного явления можно получить важные данные. Но это тема для отдельного исследования.

В группе Без приоритетного источника так же нет какого либо выделяющегося показателя, но общее количество баллов по шкалам низко, приоритетной жизненной сферы так же не наблюдается, везде значения на уровне «троечки».

Для большей наглядности необходимо сравнить показатели групп интернет и телевиденье, так как в этих группах средние показатели достоверны. Так же следует заметить, что для большей достоверности из группы интернет были убраны две анкеты, чтобы число исследуемых в обеих группах было одинаково. Анкеты убирались на основании основного предпочитаемого ресурса – социальные сети, так как данный вид интернет сервиса не имеет черт отдельного культурного явления, а транслирует ту же массовую культуру, что и телевиденье.

 

Шкалы. № шкалы в опроснике (ср балл) макс балл 60 группы 1 2 3 4 5 6 7 8
Интернет 56.3 49.2 50.3 52.3 50.2 47.6 51.5 53.4
телевиденье 51.2 48.5 46.4 53.6 54.7 55.7 57.1 47.6
Кино (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Книги (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___
Нет предпочтений (не валиден) ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___ ___

 

Комментарии: как видно из таблицы, все показатели находятся на высоком уровне, что можно объяснить возрастом испытуемых, - 18 лет, юношеский возраст, который характеризуется общей неопределенностью и высокой активностью поисков своего места в жизни и своего жизненного пути. Но, в то же время, 100% испытуемых в группе интернет показали высокие баллы в шкалах саморазвитие (1) и сохранение индивидуальности (8). А в группе телевиденье для 100% испытуемых наиважнейшей ценностью является их материальное положение (7). Это вполне себе четкие тенденции внутри групп и можно утверждать, что эти ценности были сформированы тем транслятором культуры, что в основном потребляли исследуемые в каждой группе.

Отсюда можно сделать вывод, что ценностные ориентации личности напрямую зависят от того, что ей навязывают извне, через трансляторы культуры. Есть смысл углубить исследование и попытаться изучить, что именно каждый из источников информации навязывает своим потребителям.

Возможно, что будут разрушены некоторые стереотипы. Они и были разрушены в данном исследовании. Например, бытует мнение, что активные пользователи интернета – асоциальные личности. Но, как показал данный опрос, одной из главных ценностей пользователя интернет – активные социальные контакты.

Так же в дальнейшем необходимо связать полученные данные с особенностями личности, чтобы понять принцип преображения транслируемой информации в ценностные ориентации.

Нельзя с уверенностью сказать, подтвердилась ли гипотеза, так как больше трети данных оказалась недостоверна. Хотя, если полагаться на статистические данные по оставшемуся материалу - зависимость между источником информации и ценностями вполне явная и тогда можно говорить, что гипотеза подтвердилась.

 


 

Заключение

В процессе работы над теоретическим исследованием направленности личности, анализируя различные источники информации, было показанно, что направленность всегда социально и культурно обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное время от основной деятельности.

В ходе эмпирического исследования была доказана зависимость жизненных ценностей личности от наиболее приоритетного для нее источника информации. Так же было выяснено, что пользователи сети интернет характеризуются стремлением к саморазвитию и сожранению индивидуальности. Люди же, проводящие свободное время у телевизора, эгоистично направлены, для них наиболее важно получить как можно больше выгоды от своих действий. Люди, читающие книги, как и любители кино, не показали каких либо общих тенденций, кроме стремления походить на общественно одобряемый образ.

Практическая значимость этого исследования может заключаться в возможном применении его результатов в деятельности психолога и педагога, а так же стать опорой для дальнейших научных изысканий, посвященных развитию и становлению личности.

 


 

Список литературы

 

1. Большой психологический словарь / Сост и общ ред Б. Г. Мерящеков, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 1997. – 672 с.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002.- 705с

3. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. – 351с

4. Культура и личность http://www.countries.ru/library/terms/lc.htm (18.12.10)

5. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к понятию интериоризации http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10450.php (10.12.10)

6. В.Е. Лёвкин. Категории интериоризации, экстериоризации, отождествления, разотождествления, интроекции, проекции, переноса http://www.orgpsiholog.ru/kat.int.htm (29.11.10)

7. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

8. В. Франкл. Человек в поисках смысла http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt (19.12.10)


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.