Природа и социально-психологическая сущность насилия — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Природа и социально-психологическая сущность насилия

2019-08-04 312
Природа и социально-психологическая сущность насилия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

Введение

1. Природа и социально-психологическая сущность насилия

2. Особенности и проблема домашнего насилия

3. Последствия семейного насилия над детьми

4. Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Современное российское общество столкнулось с огромным количеством проблем: наркомания, ВИЧ – инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне тема семейного насилия не кажется самой острой и злободневной. Но на самом деле данная проблема является очень сложной и актуальной. Хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Специальных научных исследований ни супружеского насилия, ни жестокого обращения с детьми практически нет. В то же время ряд статистических данных свидетельствует, что такой показатель семейного благополучия весьма значителен и у нас. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30-40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.

Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов.

Факт насилия может вызвать различные нарушения в психосоматической сфере личности, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитого насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую валяющим на дальнейшую жизнь.

В отечественной науке проблематика психологии насилия сравнительно молода и известны исследования таких авторов, как: А.И. Гусейнова, Т.Я. Сафроновой, Е.Т. Соколовой, Е.И Цимбал, и др.

Проблема заключается в том, что, несмотря на всю важность и актуальность профилактики и коррекции последствий насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в гуманитарных социоориентированных исследованиях. Также отсутствует единая теоретическая и исследовательская парадигма, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.

Поэтому тема курсовой: «Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье»

Объект исследования: Дети, подвергшиеся насилию.

Предмет исследования: Социальная защита детей, подвергшихся насилию.

Цель данной работы: выявить особенности социальной защиты детей, подвергшихся насилию в семье.

Задачи:

1. Теоретически проанализировать и выявить социально-психологическую природу и сущность насилия

2. Описать особенности домашнего насилия.

3. Определить последствия домашнего насилия для детей.

4. Рассмотреть особенности социальной защиты детей, подвергшихся насилию в семье.


Заключение

 

Можно сделать вывод, что вопросы социальной защиты несовершеннолетних в последнее время стали приоритетными для большинства стран мира.

Формирование в Российской Федерации правого государства должно опираться на высокую социальную защищенность детей, оказание им такой помощи, которая бы обеспечивала социальное и психическое здоровье каждому ребенку.

Сегодня дети все чаще сталкиваются с кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов – социальных работников, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса.

В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой из государственных центров социального обслуживания семьи и детей.

Наиболее эффективным является тот кризисный стационар, который имеет нестандартную обстановку, приближенную к домашней, что создает особый психологический климат и имеет важное психотерапевтическое значение.

Для предотвращения самого факта насилия надо изменить менталитет человека, создать условия, при которых любое попирание прав, а в том числе и семьи, недопустимо и осуждается обществом. И здесь основную роль должны сыграть средства массовой информации. Нужны программы, направленные на повышение правовой грамотности, обучающие общению в семье, психологии поведения, уходу от конфликта. Нужды публикации не просто осуждающие факты семейного насилия, а предлагающие иные, ненасильственные пути разрешения возникающих конфликтов. Нужды новаторские подходы к вопросам предупреждения и сдерживания насилия в семье. Проблему удастся решить только совместными усилиями.


Список используемой литературы

 

1. Алешин Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 2007.

2. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 2008.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психотерапия. СПб., 2009.

5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 2009.

6. Горшков И.В. Горинов В.П. Личная патология и внутрисемейная агрессия // Социальная психиатрия. Вып. 2. М., 2008. Т. 7.

7. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации”. М., 2007.

8. Гурко Т.А. Трансформация института семьи // Социологические исследования. 2009. № 10.

9. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья: стратегии выживания // Семья в России. 2008. № 3–4.

10. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психиатрия. Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 2009.

11.Холостова Е.И.  Настольная книга специалиста: социальная работа с семьей. М.; Тула, 2006.

12. Положение семьи в Санкт-Петербурге. Демографические, социально-психологические аспекты: Ежегодный доклад. СПб., 2009.

13. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учеб. пособие / Науч. ред. и сост. В.Т. Лисовский. М.; СПб.; Березники, 2008.

14. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 2006.

Содержание

 

Введение

1. Природа и социально-психологическая сущность насилия

2. Особенности и проблема домашнего насилия

3. Последствия семейного насилия над детьми

4. Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье

Заключение

Список используемой литературы

 


Введение

 

Современное российское общество столкнулось с огромным количеством проблем: наркомания, ВИЧ – инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне тема семейного насилия не кажется самой острой и злободневной. Но на самом деле данная проблема является очень сложной и актуальной. Хочется думать, что в своей семье мы всегда, как в надежном убежище сможем укрыться от стрессов и перегрузок нашего беспокойного мира найти защиту и поддержку в любви тех, с кем мы поддерживаем самые близкие отношения. Однако для многих людей желание обрести семейный покой оказывается невыполнимым, так как их близкие являются скорее источником угрозы, чем надежности и безопасности.

В России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Специальных научных исследований ни супружеского насилия, ни жестокого обращения с детьми практически нет. В то же время ряд статистических данных свидетельствует, что такой показатель семейного благополучия весьма значителен и у нас. Статистика убеждает в том, что в семье совершается 30-40% всех тяжких преступлений; в большинстве случаев жертвами преступлений на почве семейно-бытовых конфликтов оказываются дети. То есть те, кто не в состоянии себя защитить; наибольший процент от совершенных бытовых преступлений составляют побои, затем следуют убийства, угрозы убийства, причинения тяжкого вреда здоровью.

Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов.

Факт насилия может вызвать различные нарушения в психосоматической сфере личности, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитого насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую валяющим на дальнейшую жизнь.

В отечественной науке проблематика психологии насилия сравнительно молода и известны исследования таких авторов, как: А.И. Гусейнова, Т.Я. Сафроновой, Е.Т. Соколовой, Е.И Цимбал, и др.

Проблема заключается в том, что, несмотря на всю важность и актуальность профилактики и коррекции последствий насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в гуманитарных социоориентированных исследованиях. Также отсутствует единая теоретическая и исследовательская парадигма, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.

Поэтому тема курсовой: «Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье»

Объект исследования: Дети, подвергшиеся насилию.

Предмет исследования: Социальная защита детей, подвергшихся насилию.

Цель данной работы: выявить особенности социальной защиты детей, подвергшихся насилию в семье.

Задачи:

1. Теоретически проанализировать и выявить социально-психологическую природу и сущность насилия

2. Описать особенности домашнего насилия.

3. Определить последствия домашнего насилия для детей.

4. Рассмотреть особенности социальной защиты детей, подвергшихся насилию в семье.


Природа и социально-психологическая сущность насилия

Насилие – это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками.

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода – широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах – не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, которого люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства. Ограбления, поджоги и т. п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.

Понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения.

Механизм, технология насилия и состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.

 Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого.

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А. Гусейнов в своей статье «Понятие насилия»: «…насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремясь подчинить их себе.

Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю.

Под насилием так или иначе подразумевают физическое воздействие, но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, что человек существо не только телесное, а и духовное и психологическими средствами человека, будь-то ребенок или взрослый, можно измучить не меньше, чем физическим насилием.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, не редка – угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие – нанесение родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, телесных повреждений. Которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям, хотя известны случаи, когда выросшие дети бьют других членов семьи.

Физическое насилие включает в также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов» вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Инцест – кровосмешение, половая связь между близкими родственниками. Чаще всего это случаи, когда отцы или отчимы принуждают дочерей, а матери – сыновей несовершеннолетнего возраста к разным формам сексуальных отношений. И явление это тем страшней, что остальные родственники зачастую отказываются верить детям и умалчивают о происходящем.

К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он это не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое насилие. В случае психического насилия человек, осуществляющий насилие, может лишать свою жертву еды, сна, связывать, запирать в маленьком или темном помещении. В результате подобных действий человек теряет контроль над собственной жизнью, собственную волю и становится подвластным другому человеку и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиями.

По отношению к детям психическое насилие проявляется как постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является, оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщин любви к ребенку, когда он еще находится в материнском утробе, то есть к ребенку от нежелательной беременности. Его еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желательной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни. Хуже развиваются.

Эмоциональное, словесное. Это вид насилия наиболее распространен в жизни и его чаще всего не определяют как насилие, а именно с него обычно все и начинается. Поэтому наиболее подробно рассмотрим основные формы проявления именно этого вида насилия.

Эмоциональное – словесное насилие может выражаться:

1) в унижении достоинства, например, в использовании слов унижающих достоинство. Как часто на улице мы слышим, как мамочка говорит ребенку о том, что он бездарь, или старушки говорят шумящим подросткам, что им место в тюрьме. Крик на другого человека – стал одним из распространенных форм общения, и все это является насилием над человеком.

2) В игнорировании потребностей. Игнорирование потребностей человека – это одна из форм насилия, причем не менее значимая и боле распространенная, чем другие. Эмоциональная привязанность, поддержка и эмоциональное теплое общение между членами семьи очень важны для жизни человека. В современных экономических условиях родители зачастую вынуждены очень много работать и соответственно устают, так, что приходя, домой, у них нет сил для того, чтобы поговорить, друг с другом, и тем более с ребенком. Но ребенок не виноват в том, что родители устали. Ему необходимо, что бы родители его выслушали. поиграли с ним, обняли, похвалили. Вместо этого он слышит – «отстань», «не мешай» и т.д., таким образом, они игнорируют его потребности. Естественно, что подобным образом игнорируются не только потребности детей, но и взрослых членов семьи, а это в свою очередь приводит к отчуждению членов семьи и к нарастанию напряжения в отношениях, что в свою очередь приводит к конфликтным ситуациям, ссорам, разводам. И если взрослый человек может найти эмоциональную поддержку вне семьи, то ребенку сделать это на много сложнее.

3) В изоляции от других членов семьи. Естественное, это форма насилия наиболее распространена в отношении детей, особенно имеющих разведенных родителей. Очень часто, разведенные мамы не разрешают встречаться с отцами. Ил внушают им. Что их отцы плохие и не надо с ними видеться. Но развод родителей и так слишком тяжелое бремя для ребенка и ему продолжают быть нужными, как правило, оба родителя. Поэтому запрет или невозможность видеться с одним из родителей или бабушками – это насилие по отношению к ребенку.

4) В угрозе применить насилие. «Перестань плакать – или будет хуже», «если получишь еще одну двойку – то я тебя выпорю», «скажи еще хоть слово – ударю». Сколько примеров подобных высказываний можно услышать в своей жизни? Все эти высказывания направлены на то, чтобы человек боялся, ведь легче всего управлять другим человеком именно тогда, когда он боится. И легче всего чувствовать себя главным – когда тебя бояться. Домашнее насилие, как и любое другое насилие, основывается на страхе, на страхе одних перед другими. Страх порождается молчанием. А молчание порождает новый страх.



Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.