Социально-медицинские аспекты вегетарианства — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Социально-медицинские аспекты вегетарианства

2019-08-04 190
Социально-медицинские аспекты вегетарианства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-медицинские аспекты вегетарианства

И его значение для здоровья

Выполнил: студент

2-го курса гр. СР-061

 

Научный руководитель:

к.м.н., доцент Енцова Л.Л.

 

 

ВОЛГОГРАД 2008


Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Развитие общественного движения вегетарианства 6

1.1 Развитие идей вегетарианства в историческом аспекте 6

1.2 Этические предпосылки_ 11

Глава 2. Сущность вегетарианства с медицинской точки зрения 16

2.1 Биологические предпосылки вегетарианского стиля питания 16

2.2 Значение растительного рациона с медицинской точки зрения 19

Выводы_ 24

Заключение 25

Литература 26


Введение

 

В наши дни растущую роль играет вегетарианство, безмясное или чисто растительное питание. Существует много разновидностей вегетарианства: лактоововегетарианцы (едят молоко, сыр и яйца), лактовегетарианцы (молоко и сыр), веганцы (никаких продуктов животного происхождения), сыроеды (никаких вареных блюд), фруктоеды, или фрукторианцы (только фрукты). К тому же есть люди, особенно в России, употребляющие в пищу рыбу и считающие себя вегетарианцами. Между всеми этими группами проходит строгая граница: та, которая отделяет лактовегетарианцев от веганцев. Ведь потребление молока и сыра все-таки предполагает определенную форму животноводства, будь оно традиционное или промышленное.

Сегодня в промышленных странах Западной Европы и в США от 3 до 10% населения придерживаются одного из разных режимов вегетарианского питания. В США, по данным опросов, 12 миллионов человек живут на вегетарианской диете, в Великобритании - 3,5 миллиона, в Германии - 3. Подавляющее большинство вегетарианцев в западных странах являются лактоововегетарианцами или лактовегетарианцами, в меньшей степени присутствуют веганцы (в США полмиллиона, в Великобританнии 200 000), а строгих сыроедов и фруктоедов вообще очень немного. Все большее количество сторонников приобретает "частичное вегетарианство" ("Teilzeitvegetarier"), которые ограничиваются только "воскресным жарким" ("Sonntagsbraten").

Вегетарианство является в том числе и экономическим фактором. В 2003 году в Германии имелось 2148 магазинов натуральных товаров, торгующих исключительно вегетарианскими продуктами ("Reformhäuser"), с годовым оборотом в 658 миллионов евро. Кроме того, существует огромная сеть торговых точек, специализирующихся на биологических товарах ("Bioläden"), как правило, и так включенных в специальный отдел общих продовольственных магазинов.

Что касается распространения среди широкой общественности знаний о вегетарианстве - знаний о том, что можно жить без мяса и рыбы, - то уровень информации до новейшего времени везде был довольно низким, несмотря на то что вегетарианские движения в отдельных странах возникли уже в середине ХIХ века. Однако с середины 1980-х годов уровень осведомленности публики о растительном режиме питания значительно повысился. В первую очередь причиной тому является деятельность средств массовой информации. Газеты и журналы, радио и телевидение стараются довести до сознания потребителей как экономические и экологические, так и этические и в особенности медицинские проблемы того образа питания, который в современном обществе является преобладающим. В различных дискуссиях, рассказывая о причинах разных нарушений обмена веществ, о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях, представители медицины упоминают и о преимуществах растительного режима питания или лишь умеренного потребления мясных продуктов.

"Догма белка", господствующая в XIX веке, пошатнулась. "Пирамида пищи" общеизвестна: внизу как основа "здорового питания" – овощи и фрукты, в середине мучные продукты и картофель, а сверху – небольшое количество мяса и рыбы. Почти не осталось, даже в очень маленьких местечках, гостиниц или ресторанов, не предлагающих гостю, помимо традиционного второго блюда с мясом или рыбой, одно или несколько вегетарианских блюд. В студенческих и гимназических столовых этот режим играет определяющую роль, и не только в связи с сокращением расходов. В больницах растительный (вегетарианский) режим питания встречается реже, еще реже в домах престарелых - их обитатели по-прежнему любят придерживаться традиционных форм питания.

В России такое развитие вегетарианства пока еще только намечается; число вегетарианцев сравнительно невелико как в абсолютных, так и в относительных показателях. Между тем, в 1890-1917 годах именно в России возникло вегетарианское движение, которое получило значительное распространение. Оно было подавлено после Октябрьской революции, причем насильственными методами. Специфика социализации после 1917 года, и не в последнюю очередь национализация хозяйства, оставляла немного места для осуществления жизненных устремлений малых общественных групп. Тема "вегетарианство" была табуирована. Большая советская энциклопедия безапелляционно заявляла: "Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев"[2].

 В настоящее время необходимо переосмыслить опыт вегетарианских общественных движений в прошлом и сформировать оптимальную позицию исходя из современных российских и общемировых реалий.

Цель данной работы – определить значение вегетарианства в общественной жизни граждан и его роль в формировании, укреплении и сохранении здоровья.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством выполнения следующих задач:

1. Изучить разновидности форм вегетарианства и динамику развития вегетарианского движения в историческом контексте;

2. Определить основные причины ведения вегетарианского образа жизни;

3. Определить медико-биологическое значение вегетарианства.

 


Этические предпосылки

 

Если следовать логике, то, возможно, нет противоречия в обоих наших интересах к животным, — это сочувствие и сострадание к мучительной судьбе и моменты гастрономические. Допустим, что некто возражает против причинения страданий животным, но не протестует против безболезненного их убийства, следовательно, он может питаться теми животными, что были лишены страданий, привольно жили на свободе, и забиты были безболезненным способом. Однако, и практически, и физиологически это невозможно — быть в благородном порыве непричинения страданий живому объекту создания и в то же время продолжать готовить из него обеды. Моральная готовность отнять жизнь у другого существа, чтобы удовлетворить вкусовые ощущения необычном сортом пищи, предполагает понимание этого существа как объекта, предназначенного для использования человеком. Возможно, со временем общество придет к тому, чтобы рассматривать животных, как вещи для наших нужд, независимо от того, насколько сильно проявляется сострадание, если присутствует целесообразность получения некой поддержки от тел этих животных. Современные животноводческие фермы — не что иное, как осуществление в технологическом плане утверждения, что животные предназначены для нашего использования. Оказывается, что привычки нашего питания слишком дороги для нас и их не так легко изменить. А пока что многие из нас испытывают сильный интерес в том, чтобы убедить себя, что наше изменение отношения к другим животным (учитывая, что и мы животные) не потребует от нас прекратить использование их в пищу. Из привычки к мясному питанию еще не следует, что никто не будет задумываться над вопросом о создании таких условий для животных, где страдания при их выращивании были бы исключены. Пока что в практическом понимании этого вопроса представляется невероятным культивирование животных в больших масштабах без причинения им страданий. Даже если не пользоваться столь ужасающими методами интенсивного животноводства, то все равно и традиционное фермерское патриархальное разведение животных включает в себя такие тяжелые моменты как кастрация, отделение матери от приплода, ломка стада у стадных видов, клеймение раскаленным металлом, транспортировка на бойню и, наконец, сам забой. Поэтому трудно представить возможность разведения животных для производства продуктов питания даже на каком-либо из перечисленных нами этапов этой отрасли. Возможно это можно сделать в маломасштабном разведении животных, но тогда мы никогда не сможем накормить мясом современное гигантское городское население, занимаясь неким камерным животноводством. И если это может быть сделано вообще, то мясо животных, и так весьма недешевый продукт, может стать еще дороже, чем сегодня. В целом это показывает, что получение пищевого протеина путем преобразования и накопления его через организмы животных — это дорогостоящий и неэффективный путь. Поэтому мясо животных, выращенное и забитое для его получения без причинения страданий, превратится в изысканный деликатес, доступный только богатым людям. Все это говорит о том, что немедленную постановку вопроса об этичности нашей ежедневной диеты в любом случае пока нельзя считать своевременной. Даже если в теоретическом плане допустить возможность культивирования животных на мясо без причинения им страданий, факт заключается в том, что мясо, доступное для потребителя через мясные лавки и супермаркеты, поступает от животных, которые в процессе своего выращивания испытывали страдания. Поэтому вопрос, который мы себе должны задать, звучит не так: имеем ли мы всегда право есть мясо? А так: вправе ли мы есть именно это мясо? Стоит отметить, что и те, кто возражает против всякой потребности в убийстве животных, и те, кто возражает только против причинения животным мук и страданий, должны объединиться и дать таким образом на это отрицательный ответ.

Переход к вегетарианству — это не просто символический жест. И это не попытка изолироваться от отвратительных реалий и безобразий мира, спрятавшись под колпак чистоты и праведности, и таким образом снять с себя ответственность за жестокость и кровавую резню, царящие вокруг. Переход к вегетарианству — это, скорее, практический и эффективный шаг, который делают, чтобы покончить как с убийством созданий родственных нам видов, так и с причинением им мучительных пыток. Представим на минуту, что существует только одно из этих ужасных явлений — страдание, которое мы не одобряем, то и тогда вегетарианство заслуживает глубокой благодарности ему. Да и как без вегетарианства мы сможем остановить использование интенсивных методов выращивания животных, которые были описаны в предыдущей главе? До тех пор, пока люди изъявляют готовность покупать продукты интенсивного животноводства, обычные формы протеста и политических акций никогда не приведут к осуществлению коренных реформ. Даже в Британии, отличающейся довольно щадящим отношением к животным, несмотря на широкую полемику, вызванную публикацией Рут Гаррисон «Животные-машины», заставившую правительство назначить группу независимых экспертов (комитет Брэмбелла) по расследованию вопроса и выработке рекомендаций — дело замерло на стадии полумер. И когда комитетский доклад был подан, правительство отказалось от практического использования его рекомендаций. Хотя эти сдержанные рекомендации, как всегда, имели компромиссный характер между позициями комитета по рассмотрению необходимости гарантировать благополучие животных на фермах и подходами в этой связи парламентского комитета. Если уж такова печальная судьба движения за реформы в Британии, то ни на что лучшее нельзя надеяться в Соединенных Штатах, где сильное лобби агробизнеса хозяйничает еще более самовластно.

Многие мировые религии считают вегетарианство показателем религиозного развития. Некоторые из них видят в нем ритуал очищения. Другие видят в нем защиту от жестокости по отношению к животным. Подобные запреты накладывают такие религии, как Буддизм и Индуизм, в раннегреческих пифагореанских системах также присутствовали табу очищения на употребление некоторых видов мяса. Буддизм тяготеет к вегетарианству в его наиболее абсолютной форме - веганизму, запрещающему употреблять в пищу даже такие продукты животных, как молоко, сыр и яйца.

 ИУДАИЗМ - употребление мяса в пищу считается разрешенным, но не предписанным; вовсе не употребляли в пищу мяса ессеи - известное своим благочестием направление внутри Иудаизма времен второго Храма; в целом употребление мясной пищи обусловлено целым рядом ограничений, в частности, при умерщвлении животного из него полностью должна быть удалена вся кровь, нельзя есть мясо животных, которые сами питаются мясной пищей, а также умерщвленных иным способом, кроме традиционного безболезненного; нельзя употреблять мясную пищу совместно с молочной; есть и другие ограничения.

ХРИСТИАHСТВО - в Католичестве и Православии вегетарианство принято среди монашества, в том числе среди всего высшего духовенства; для мирян обычно установлена система постов, в течение которых запрещено есть мясную пищу (в Православии постных дней в течение года насчитывается около 200); в Старообрядчестве помимо того встречаются дополнительные ограничения на мясоедение, восходящие к установлениям Ветхого Завета; в традиционных русских неправославных христианских направлениях (у духоборов, молокан, христововеров) вегетарианство было принято почти повсеместно (надо заметить, что неправославных, включая Старообрядчество, христианских верований в конце XIX века придерживалась примерно половина населения России); в разных направлениях Протестантизма на этот счет существуют различные традиции, например, вегетарианства придерживаются адвентисты седьмого дня, но в целом протестантские учения к вегетарианству не склоняются.

МУСУЛЬМАHСТВО - традиции отношения к мясоедению близки иудейским, но несколько мягче; в течение месяца Рамадан в дневное время принят полный пост для всех верующих; вегетарианство практикуется преимущественно среди суфиев - мусульманских мистиков.

БУДДИЗМ - Хинаяна (строгий Буддизм) мясоедение отвергает, Махаяна разрешает, но не поощряет; целиком вегетарианскими являются некоторые особые течения, например, дзэн - буддистское монашество.

ИHДУИЗМ - к вегетарианству весьма склонен; многие направления его прямо предписывают; индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн. жителей) - почти все они вегетарианцы.

ДЖАЙHИЗМ - предполагает строгое вегетарианство для всех своих последователей.

ЗОРОАСТРИЗМ - вегетарианство является частью учения и практики для всех верующих.

Практически во всех религиозных системах отказ от мясоедения считается необходимой составляющей очищения, без которой невозможно интенсивное духовное восхождение. Иногда очищение такого рода считается уделом избранных, иногда - всех приверженцев данной религиозной системы.

 


Выводы

 

1. Классификация направлений вегетарианства базируется на качественном составе продуктов животного происхождения, которые исключаются из рациона. Вегетарианство как общественное движение получило значительный толчок благодаря авторитетному влиянию видных деятелей искусства в XIX в. В настоящее время вегетарианство как общественное движение характеризуется разрозненностью представителей, внутриличностным самоопределением сторонников.

2. Среди причин ведения вегетарианского стиля питания чаще всего выделяют медицинские рекомендации, нравственно-этические соображения, национальные и религиозные традиции.

3. Оценивая медицинскую целесообразность вегетарианства, необходимо определить конкретные причины ограничения рациона и физиологические особенности человека. Если, с одной стороны, вегетарианство категорически не рекомендуется детям и подросткам, лицам, страдающим заболеваниями пищеварительной системы, то, с другой стороны, при некоторых заболеваниях ограничение в употреблении продуктов животного происхождения может иметь положительный эффект и быть рекомендованным медиками.

 


Заключение

 

Развитие идей вегетарианства на протяжении всей истории человечества косвенно откладывает отпечаток на тенденции развития современного общества. Стоит отметить, что этическая составляющая данного явления теряет свою значимость в условиях преобладания рыночных отношений в обществе, однако сохраняет свою актуальность на уровне отдельных личностей. В то же время анализ значения ограничения употребления в пищу продуктов животного происхождения показывает явные плюсы. Правильно спланированный вегетарианский рацион является полноценным и полезен для профилактики и лечения определенных заболеваний.

Научные исследования данной проблемы должны направляться не на необходимость повсеместного распространения вегетарианства, а на целесообразность употребления только растительной пищи в каждом конкретном случае.

Утверждения, что вегетарианство есть единственный стиль питания, приемлемый в современном обществе представляются необъективными и даже утопическими. Ввиду того, что отличительной чертой цивилизации является мультиформность взглядов, следует оценить роль вегетарианства как одного из способов жизнедеятельности, который может использоваться в равной степени с другими. В современном обществе агитация населения быть вегетарианцами должна включаться в комплекс мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в качестве альтернативной здоровьесберегающей технологии.

 

.


Литература

 

1. Безрукова, В. С.. Особенности вегетарианского стиля питания [Текст] / В.С. Безрукова – СПб.: Нева, 2004. – 215 с.; 21 см. – 1600 экз. – ISBN: 5-17-056835-9.

2. Большая советская энциклопедия. [Текст]. В 20 Т., Т. 7. / Большая советская энциклопедия. – 2-е изд. – М., 1951. – 875 с.; 27 см. – 15000 экз.

3. Вегетарианский вестник [Текст]: научно-популяр. журн. / учредитель ООО «Компания «Спутник +». – 2001, июнь – М.: Спутник +, 2001. – ежемес. – ISSN 1680-2721.

4. Гольдт, О.Н.. Вегетарианство [Текст] / Гольдт Ольга – М.: Интер, 2002. – 235 с.; 26 см. – 1000 экз. – ISBN: 5-56-565892-9.

5. Дрябин, П.А. Принципы рационального питания [Текст] / П.А. Дрябин – СПб.: Нева, 1994. – 485 с.; 21 см. – 5000 экз. – ISBN: 5-17-056835-9.

6. Конышев, В.А. Вегетарианство [Текст]: Современное состояние старой концепции / Валерий Конышев // Вопросы питания. – 1999. – № 6. (17 июня) – С. 10.

7. Медкова, И. Л. Альтернативный мир [Текст] / И.Л. Медкова, Т. Н. Павлова – М.: Интер-Соя, 2000. – 410 с.; 24 см. – 2000 экз. – ISBN: 5-14-023545-4.

8. Поляков, Р.Г.. Инновационные решения проблем современной жизнедеятельности [Текст] / Поляков Р.Г. – СПб.: Питер, 2007. – 318 с.; 22 см. – 2000 экз. – ISBN: 5-29-568535-5.

9. Семенов, В. В. Энциклопедия вегетарианства [Текст] / В. В. Семенов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005. – 368 с.; 22 см. – На обл. авт. не указан – Библиогр.: с. 361-364. – 2000 экз. – ISBN 5-98012-017-3.

10. Хачанян, Е. Г. Здоровое питание. Здоровый образ жизни [Текст] / Е.Г. Хачанян. – М.: АСТ, 2006. – 416 с.; 19 см. – Библиогр.: с. 401-412. – 2500 экз. – ISBN: 5-17-011235-1.

11. Щадилов, Е. В. Идеальное питание [Текст] / Е.В. Щадилов. – Саратов, Русь, 2000. – 320 с.; 18 см. – 500 экз. – ISBN: 5-17-056456-1.

12. Haussleiter, J. Der Vegetarismus in der Antike. [Текст] / Jacob Haussleiter. – Berlin, 1995. – 318 c.; 24 см. – 3000 экз.

13. Spencer, C. The Heretic's Feast. A History of Vegetarianism.[Текст] Colin Spencer – London, 1993. – 2nd edition: Vegetarianism. A History. London, 2002.

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Социально-медицинские аспекты вегетарианства

И его значение для здоровья

Выполнил: студент

2-го курса гр. СР-061

 

Научный руководитель:

к.м.н., доцент Енцова Л.Л.

 

 

ВОЛГОГРАД 2008


Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Развитие общественного движения вегетарианства 6

1.1 Развитие идей вегетарианства в историческом аспекте 6

1.2 Этические предпосылки_ 11

Глава 2. Сущность вегетарианства с медицинской точки зрения 16

2.1 Биологические предпосылки вегетарианского стиля питания 16

2.2 Значение растительного рациона с медицинской точки зрения 19

Выводы_ 24

Заключение 25

Литература 26


Введение

 

В наши дни растущую роль играет вегетарианство, безмясное или чисто растительное питание. Существует много разновидностей вегетарианства: лактоововегетарианцы (едят молоко, сыр и яйца), лактовегетарианцы (молоко и сыр), веганцы (никаких продуктов животного происхождения), сыроеды (никаких вареных блюд), фруктоеды, или фрукторианцы (только фрукты). К тому же есть люди, особенно в России, употребляющие в пищу рыбу и считающие себя вегетарианцами. Между всеми этими группами проходит строгая граница: та, которая отделяет лактовегетарианцев от веганцев. Ведь потребление молока и сыра все-таки предполагает определенную форму животноводства, будь оно традиционное или промышленное.

Сегодня в промышленных странах Западной Европы и в США от 3 до 10% населения придерживаются одного из разных режимов вегетарианского питания. В США, по данным опросов, 12 миллионов человек живут на вегетарианской диете, в Великобритании - 3,5 миллиона, в Германии - 3. Подавляющее большинство вегетарианцев в западных странах являются лактоововегетарианцами или лактовегетарианцами, в меньшей степени присутствуют веганцы (в США полмиллиона, в Великобританнии 200 000), а строгих сыроедов и фруктоедов вообще очень немного. Все большее количество сторонников приобретает "частичное вегетарианство" ("Teilzeitvegetarier"), которые ограничиваются только "воскресным жарким" ("Sonntagsbraten").

Вегетарианство является в том числе и экономическим фактором. В 2003 году в Германии имелось 2148 магазинов натуральных товаров, торгующих исключительно вегетарианскими продуктами ("Reformhäuser"), с годовым оборотом в 658 миллионов евро. Кроме того, существует огромная сеть торговых точек, специализирующихся на биологических товарах ("Bioläden"), как правило, и так включенных в специальный отдел общих продовольственных магазинов.

Что касается распространения среди широкой общественности знаний о вегетарианстве - знаний о том, что можно жить без мяса и рыбы, - то уровень информации до новейшего времени везде был довольно низким, несмотря на то что вегетарианские движения в отдельных странах возникли уже в середине ХIХ века. Однако с середины 1980-х годов уровень осведомленности публики о растительном режиме питания значительно повысился. В первую очередь причиной тому является деятельность средств массовой информации. Газеты и журналы, радио и телевидение стараются довести до сознания потребителей как экономические и экологические, так и этические и в особенности медицинские проблемы того образа питания, который в современном обществе является преобладающим. В различных дискуссиях, рассказывая о причинах разных нарушений обмена веществ, о раке и сердечно-сосудистых заболеваниях, представители медицины упоминают и о преимуществах растительного режима питания или лишь умеренного потребления мясных продуктов.

"Догма белка", господствующая в XIX веке, пошатнулась. "Пирамида пищи" общеизвестна: внизу как основа "здорового питания" – овощи и фрукты, в середине мучные продукты и картофель, а сверху – небольшое количество мяса и рыбы. Почти не осталось, даже в очень маленьких местечках, гостиниц или ресторанов, не предлагающих гостю, помимо традиционного второго блюда с мясом или рыбой, одно или несколько вегетарианских блюд. В студенческих и гимназических столовых этот режим играет определяющую роль, и не только в связи с сокращением расходов. В больницах растительный (вегетарианский) режим питания встречается реже, еще реже в домах престарелых - их обитатели по-прежнему любят придерживаться традиционных форм питания.

В России такое развитие вегетарианства пока еще только намечается; число вегетарианцев сравнительно невелико как в абсолютных, так и в относительных показателях. Между тем, в 1890-1917 годах именно в России возникло вегетарианское движение, которое получило значительное распространение. Оно было подавлено после Октябрьской революции, причем насильственными методами. Специфика социализации после 1917 года, и не в последнюю очередь национализация хозяйства, оставляла немного места для осуществления жизненных устремлений малых общественных групп. Тема "вегетарианство" была табуирована. Большая советская энциклопедия безапелляционно заявляла: "Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев"[2].

 В настоящее время необходимо переосмыслить опыт вегетарианских общественных движений в прошлом и сформировать оптимальную позицию исходя из современных российских и общемировых реалий.

Цель данной работы – определить значение вегетарианства в общественной жизни граждан и его роль в формировании, укреплении и сохранении здоровья.

Достижение поставленной цели обеспечивается посредством выполнения следующих задач:

1. Изучить разновидности форм вегетарианства и динамику развития вегетарианского движения в историческом контексте;

2. Определить основные причины ведения вегетарианского образа жизни;

3. Определить медико-биологическое значение вегетарианства.

 



Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.