Правовые гарантии назначения выборов — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Правовые гарантии назначения выборов

2019-08-04 180
Правовые гарантии назначения выборов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Действующее законодательство определяет систему организационно-правовых гарантий назначения выборов.

Федеральный закон об основных гарантиях определяет помимо общего и особый порядок назначения выборов. Этот порядок уточняется в нормативных правовых актах о конкретных выборах, в них закрепляется перечень уполномоченных органов и должностных лиц, на которых возложена конституционно-правовая обязанность назначения выборов, в случае если их не назначит уполномоченный на то орган. К ним относятся избирательные комиссии.

Так, согласно пункту 8 статьи 10 Федерального закона об основных гарантиях если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит в предусмотренные сроки выборы, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствуют, выборы федеральных органов государственной власти назначаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, выборы органов государственной власти субъекта Российской Федерации - региональной избирательной комиссией, выборы органов местного самоуправления - муниципальной избирательной комиссией. При этом в первых двух случаях выборы назначаются в срок не позднее чем за 80 дней до дня голосования, а в третьем - не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения пятидневного срока на официальное опубликование решения о назначении выборов.

Рассмотрим действие данных правовых норм на конкретном примере - назначение выборов депутатов представительного органа муниципального образования.

Воспользуемся частью 2 статьи 6 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарском крае", согласно которой днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов, и предположим, что выборы депутатов представительного органа муниципального образования должны быть назначены на 12 марта 2006 года. Последний день, когда выборы должны быть назначены представительным органом - 21 декабря 2005 года. Если представительный орган не назначает выборы в указанный срок, их не позднее чем за 70 дней до дня голосования должна назначить муниципальная избирательная комиссия. Решение комиссии подлежит опубликованию в семидневный срок со дня истечения пятидневного срока, отведенного представительному органу для опубликования решения о назначении выборов, который истекает 25 декабря 2005 года. Следовательно, комиссия должна принять и опубликовать указанное решение не позднее 31 декабря 2005 года.

Назначение выборов в судебном порядке - крайняя мера. Но таким образом избирательное законодательство закрепляет один из элементов системы гарантий избирательных прав граждан на участие в свободных выборах, а именно: судебные гарантии.

Необходимо отметить, что в отличие от ранее действовавших правовых норм, суд не наделен правом назначения выборов. Но вместе с тем он занимает исключительно важное место в механизме обеспечения гарантий избирательных прав граждан, так как его решения являются обязательными для всех участников избирательного процесса.

С заявлением в суд о бездействии (уклонении от принятия решения) органа, уполномоченного назначит выборы, (избирательной комиссии) вправе обратиться избиратели, избирательные объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также прокурор.

Рассмотрев указанное заявление, суд может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или региональную избирательную комиссию (в зависимости от уровня выборов) обязанность сформировать временную избирательную комиссию, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа или должностного лица - также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы.


Заключение

В заключение данной темы следует отметить, что назначение выборов - одна из основных стадий избирательного процесса. По существу это отправной момент избирательной кампании, которая, как было ранее отмечено, начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов. Поэтому принципиально важно, чтобы выборы были назначены в установленные законом сроки. Это позволит и кандидатам, и политическим партиям и иным участникам избирательного процесса развернуть полноценную предвыборную кампанию, что в свою очередь повысит интерес к выборам избирателей и позволит рассчитывать на их явку в день голосования на избирательные участки.

В последнее время все большую актуальность приобретает проблема признания выборов недействительными. Современным избирательным законодательством предусмотрено значительное количество оснований для признания выборов недействительными, серьезно изменился порядок отмены решений о результатах выборов. С каждым годом растет число обращений с соответствующими жалобами в суды. Для многих кандидатов, проигравших выборы, такого рода обращения превращаются в своеобразный способ продолжения избирательной кампании. Сейчас уже имеется достаточно обширная практика решения этих вопросов избирательными комиссиями и судами. С учетом ее можно сделать выводы об оправданности существующего порядка признания недействительными итогов голосования и результатов выборов.

Нынешняя практика признания итогов голосования, результатов выборов недействительными, а равно отмены решений избирательных комиссий об итогах голосования, результатах выборов убедительно доказывает: чтобы обеспечить соблюдение избирательных прав граждан при подведении итогов голосования, определении результатов выборов, требуются весьма существенные изменения в законодательстве. Назовем важнейшие из этих мер.

В законодательстве и прежде всего в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" должны быть установлены четкие критерии признания недействительными итогов голосования. В настоящее время это самый уязвимый момент во всей конструкции пересмотра итогов голосования, результатов выборов. Без объективных (количественных и качественных) критериев признания недействительными итогов голосования возможно аннулирование результатов волеизъявления по избирательному участку на основе единичных незначительных нарушений избирательного законодательства, которые никоим образом не повлияли и не могли повлиять на результаты выборов.

Следует однозначно определить, что признание выборов недействительными, отмена решения избирательной комиссии о результатах выборов, признание недействительным избрания кандидата (списка кандидатов) возможны только в случае, если допущенные нарушения избирательного законодательства не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Сейчас в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признание выборов недействительными, отмена решения о результатах выборов возможны и в случае, когда признаны недействительными итоги голосования более чем на одной четверти избирательных участков. Последнее основание аннулирования результатов выборов нередко рассматривается в правоприменительной практике как самодостаточное, действующее наряду с первым основанием (невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей). Игнорирование качественных оценок допущенных нарушений избирательного законодательства, невыяснение степени их влияния на результаты волеизъявления граждан при автоматической отмене результатов выборов на основании, недействительности итогов голосования на четвертой части избирательных участков создает почву для манипулирования результатами волеизъявления избирателей. Это тем более очевидно при отсутствии в законодательстве объективных критериев отмены итогов голосования.

При решении судами дел об отмене результатов выборов учет разницы голосов, поданных за кандидатов, получивших наибольшее число голосов (а равно и по позиции "против всех кандидатов"), создает объективные предпосылки для выяснения возможности или невозможности с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Для признания выборов недействительными, отмены решения о результатах выборов требуется доказать, что имевшиеся нарушения повлияли на волеизъявление избирателей таким образом, что и с учетом имеющейся разницы голосов невозможно с достоверностью определить его результаты. Только такой подход к решению этих вопросов в законодательстве и в правоприменительной практике способен защитить право каждого избирателя на то, чтобы в результатах выборов был обеспечен учет его голоса.


Библиографический список

 

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г. (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 года N 679) // Российская газета, N 111, 14.06.2001.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ) // Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003.

3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2002 N 175-ФЗ // Российская газета, N 241, 25.12.2002, Парламентская газета, N 242-243, 25.12.2002, Собрание законодательства РФ, N 51, 23.12.2002, Приложение к "Российской газете", N 3, 2003 год, Ведомости Федерального Собрания РФ, N 36, 21.12.2002

4. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.1.2003 N 19-ФЗ // Российская газета, N 6, 16.01.2003, Парламентская газета, N 8-9, 16.01.2003, Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 13.01.2003, Приложение к "Российской газете", N 4, 2003 год

5. О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае: Закон Красноярского края от 10 февраля 2000 г. N 9-625 (в ред. законов Красноярского края от 12.07.2000 N 11-865; от 25.09.2000 N 12-890; от 01.02.2002 N 1-28) // Красноярский рабочий N 39, 02.03.2000.

6. О выборах губернатора Красноярского края: Закон Красноярского края от 22 сентября 1997 года N 15-569 (в ред. законов Красноярского края от 29.06.1999 N 7-416; от 06.05.2002 N 2-221) // Красноярский рабочий N 203-204, 26.10.97.

7. О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края: Закон Красноярского края от 17 июля 2001 года N 15-1423 // "Красноярский рабочий", N 139, 31.07.2001, N 140, 01.08.2001, N 141, 02.08.2001.

8. О жалобах Л.А. Борисовой, Т.И. Горячевой, М.Ю. Кулева, В.С. Романенко, В.А. Юденко на решение Избирательной комиссии Красноярского края от 3 октября 2002 года N 574 "Об определении результатов выборов губернатора Красноярского края": Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 октября 2002 года N 160/1400-3 // "Российская газета", N 191, 9.10.2002.

Специальная литература:

9. Бабич М.Д. Проблема достоверности итогов выборов // Вест. Моск. ун-та. Сер.18: Социология и политология. - 20003. - N4. - С.90-98.

10. Баглай М.В. Конституционное правосудие и избирательный процесс // Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999) / Авт. концепции и сост. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко, Б.А. Страшун/ Отв. ред.А. А. Вешняков; Центр. избират. комис. Российской Федерации. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - С.6-7.

11. Белкин А.А. Избирательный процесс // Вестник С. - Петербургского ун-та. Сер.6. Философия, политология, социология, психология, право. 1993. № 4. С.93-101

12. Бурмистров Л.В. Выборы в странах СНГ: некоторые итоги и уроки для России // Политолог: взгляды на современность. - 2003. - N6. - С.146-158.

13. Вешняков А.А. Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Установление результатов выборов и их опубликование // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко; науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. - М.: Изд-во НОРМА, 2005. - С.390-408.


[i] См. об этом подробнее: Бабич М.Д. Проблема достоверности итогов выборов// Вест. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. - 1998. - N4. - С. 90-98; Баглай М.В. Конституционное правосудие и избирательный процесс// Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992-1999)/ Авт. концепции и сост. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко, Б.А. Страшун/ Отв. ред. А.А. Вешняков; Центр. избират. комис. Российской Федерации. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - С. 6-7; Белкин А. А. Избирательный процесс // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. 1993. № 4. С. 93–101; Вешняков А.А. Организация и порядок голосования, подсчет голосов. Установление результатов выборов и их опубликование// Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов/ Отв. ред. А.В. Иванченко; науч. ред. Ю.А. Веденеев, В.И. Лысенко. - М.: Изд-во НОРМА, 1999. - С. 390-408; Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. д.ю.н. Ю.А. Веденеева. – М.: Юриспруденция, 2001. – 288 с; Кукушкин М. И., Югов А. А. Понятие и структура избирательного процесса // Выборы и референдумы. 1998. № 1. С. 14–19; Хрусталев Е. Н. Избирательный процесс в России: Понятие и стадии // Правоведение. 1998. № 2. С. 32–35; Шергин В.П. О законодательных особенностях установления результатов выборов глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации// Вест. Центр. избират. комис. Российской Федерации. - 1997. - N2. - С. 102-111.

[ii] Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края: Решение избирательной комиссии Красноярского края от 29 сентября 2002 года // Законодательство Красноярского края и Красноярска. Правовая система «Кодекс».

Об определении результатов выборов Губернатора Красноярского края: Решение избирательной комиссии Красноярского края от 30 октября 2002 года // Законодательство Красноярского края и Красноярска. Правовая система «Кодекс».

[iii] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ) // Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.