Виды музыкально-ритмической деятельности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Виды музыкально-ритмической деятельности

2019-08-04 257
Виды музыкально-ритмической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос­ти. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребен­ка, через игру он познает жизнь.

Вся деятельность ребенка в процессе музыкальных игр пред­ставляет собой активное слушание музыки, требующее непосред­ственной реакции, обостренное музыкальное восприятие, связан­ное с переживанием, различением и узнаванием музыкальною образа. Выполнение музыкальных заданий в игре предполагает оп­ределение характера музыки, темпа, различение динамики, отдельных частей произведения.

Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальных игр обеспечивается тем, что игру как самую близкую ему форму деятельности легко объяснить. Кроме того, интерес к игре и эмоциональная приподнятость в процессе ее исполнения, доступность игровых образов способствуют развитию творческой инициативы ребенка.

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в за­висимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, I например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Зверо­ловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песняв обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют.

В сюжетных играх детей младших групп происходит простейшая имитация движений (воробушек машет крыльями, зайчик прыгает). В средней группе повышаются требования ксходству с образом, переживанию его. В подготовительной к школе группе от детей требуется эмоциональная выразительность движений, осознанное отношение к своей роли и более высокое качество ее исполнения. У ребенка в процессе переживания своей роли фор­мируется отношение к образу. Конечно, эмоциональная вырази­тельность движений детей и их творческая активность неодинако­вы в силу различных свойств нервной системы, но в разной степени проявляются у всех детей.

Перечислим основные виды игр.

1. Начальная форма игры - игра под пение и движения под фор­тепианное заключение. Например, «Лошадка», музыка А. Филип­пенко. Текст - содержание, а фортепианное заключение - разви­тие образа.

2. Следующей по степени трудности является игра под инстру­ментальную музыку, например «Летчики, следите за погодой», музыка М. Раухвергера.

3. Более сложными являются игры-инсценировки. Их можно выносить на праздники, вечера досуга. Желательно, чтобы участ­ники игры выступали в костюмах. Например, игра-инсценировка «Теремок», музыка М. Красева, слова С. Маршака.

В играх необходимо всячески способствовать проявлению детс­кой творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком повое движение в игровом образе.

Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой дея­тельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.) Полезно выполнять с детьми несюжетные и сюжетные этюды. Инсценирование песен можно проводить уже с детьми младшего возраста, этюды же проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, ибо в них дети должны движениями отразить характер, форму и отдельные средства музыкальной выразительности незнакомого им ранее музыкального произведения. Естественно, что для этого необходим известный опыт музыкального восприятия, жизненный опыт, умение выполнять разнообразные движения. Примером могут служить сюжетные этюды «Медведь и пчела», музыка Ф. Гершовой, «Считалочка», музыка Т. Ломовой.

Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них при­сутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнова­ния, различные построения и перестроения. Примера-ми могут слу­жить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Музыкальные моменты, музыка Ф. Гершовой.

Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой актив­ности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музы­кального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается ав­тором с учетом обязательного исполнения педагогом одина­ковых с детьми или отличных движений;

♦ современный детский танец;

♦ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦ характерный танец, в движениях которого изображается дан­ный персонаж;

♦ детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

♦ пляска типа «зеркало»;

♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

  От плясок-импровизаций, в которых педагог обучает детей про­дуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога - отразить в движениях характер музыки — дети занимаются исполнительской плясовой деятельно­стью на основе ранее разученных и любимых движений.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях  с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые об­разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве­дя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦ упражнения как определенные законченные композиции;   обычно они создаются авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи - развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.