Понятие социализации детей с ограниченными возможностями — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие социализации детей с ограниченными возможностями

2019-08-04 227
Понятие социализации детей с ограниченными возможностями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация

 

Дипломная работа представлена на 59 с., содержит введение, две главы, 5 рисунков, 4 таблицы, заключение, 5 приложений. В работе использовано 31 источник литературы.

Социализация, дети, нарушение слуха, ограниченные возможности, семья, образовательные учреждения.

Объект исследования: процесс социализации детей с ограниченными возможностями

Предмет исследования:социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения

В данной работе проведена опытно-эксперементальная работа экспериментальная работа по социализации детей с нарушением слуха. В результате исследования сделаны выводы и заключения,, дана оценка результативности предлагаемых мероприятия для формирования личностных качеств детей с нарушением слуха для успешной социальной адаптации, даны рекомендации родителям, воспитателям и педагогам. В ходе экспериментальной работы гипотеза нашла свое подтверждение. Определена практическая значимость исследования.

 


Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждений

1.1 Понятие социализации детей с ограниченными возможностями

1.2 Психологические особенности детей с нарушением слуха

1.3 Модели социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждений

2. Социализация детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольного образовательного учреждения

2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по социализации детей с нарушением слуха

2.2 Социализация детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образовательного учреждения

2.3 Итоговый этап опытно-экспериментальной работы по социализации детей с нарушением слуха

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Опрос-беседа "Знание нравственных норм поведения"

Приложение 2. Методика "Понимание специфики ситуации детьми"

Приложение 3. Мероприятие "Боремся со Злорандой"

Приложение 4. Дидактическая игра "Кто из нас лечит?"

Приложение 5. Музыкальные занятия "К котятам в гости"


Введение

 

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей.

С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные условия социализации детей с ограниченными возможностями. До последнего времени работа по социализации детей с ограниченными возможностями осуществлялась главным образом через систему общепринятых средств общения. В последние годы, благодаря реализации идей гуманизации, демократизации в системе образования детей с ограниченными возможностями появляются новые формы получения образования, инновационные подходы к обучению (Г.Л. Зайцева, Э.И. Леонгард, Н.Д. Шматко). Труды таких авторов, как Т.А. Басилова, Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина и др. посвящены исследованию социально-эмоционального развития детей. Современные специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска путей совершенствования обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями с целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития. Внимание специализированные образовательных учреждений направлено на обновление содержания и технологии образования и воспитания, меняющего акцент на развитие жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим возрастает значимость изучения проблемы социализации детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что в области коррекционной деятельности социального педагога, в разрешении проблем детей с ограниченными возможностями, слабо представлены методы социальной интеграции таких детей, где значительную категорию составляют дети с нарушением слуха.

Актуальность исследования обуславливает то, что при всё больше увеличивающемся количестве исследований, посвященных социализации детей с ограниченными возможностями, до сих пор отсутствует система методик социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. С целью решения важных социально-педагогических задач на новом этапе ее развития специализированные образовательные учреждения стоят перед проблемой поиска новых методов обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Одной из проблем современного российского общества является проблема социализации детей с ограниченными возможностями. В сегодняшнем мире эта проблема приобретает не только научную, но и социальную значимость.

Объект исследования: процесс социализации детей с ограниченными возможностями Предмет исследования: социализация детей с ограниченными возможностями в условиях семьи и образовательного учреждения Цель исследования: определение условий для успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи образовательного учреждениях.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме социализации детей с ограниченными возможностями;

2) рассмотреть педагогические методы и способы социализации детей с ограниченными возможностями;

3) разработать программу социальной интеграции детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения и определить её результативность.

Гипотеза исследования: процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если:

1) будут созданы педагогические условия для социальной адаптации;

2) работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха;

3) использовать специально подобранные методы и приемы формирования личности ребенка.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем детей с нарушением слуха, педагогический эксперимент, обработка и интерпретация результатов.

База исследования: в исследовании принимали участие дети специализированного ДОУ № 68 г.Благовещенска. Выборка проводилась по личным делам детей. В педагогическом эксперименте приняли участие 15 детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а так же при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями


1 Теоретические основы социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательных учреждений

Рисунок 1 – Оценка знаний нравственных норм поведения

 

Из рисунка 1 видно, что меньше половины детей знают нравственные нормы поведения.

II. Следующим соизмерением исследования было наблюдение за поступками детей с целью установить уровень сформированности нравственных норм поведения

Проводилось стороннее наблюдение за поступками детей в течение нескольких дней, определялось наличие нравственных норм поведения. Непосредственную помощь оказывал педагог группы.

Результаты этого исследования представим в виде таблицы по показателям норм поведения (Таблица 1).

Таблица 1 – Уровень сформированности нравственных норм поведения (кол-во, %)

Норма поведения Сформирована устойчивая привычка повед. (1 уров.) Сформированы не устойчивые привычки (2 уров.) Стадия формирования привычки (3 уров.) Привычки не сформированы (4 уров.)
Приветствие (привычка здороваться) 12 (42,8) 8 (28,5) 6 (21,4) 2 (7,2)
Привычка делиться с друзьями в игре 12 (42,8) 7 (25,0) 5 (17,8) 2 (7,2)
Навык культурного поведения за столом 12 (42,8) 6 (21,4) 8 (28,5) 2 (7,2)
Привычка осознанно извиняться за нехорошие поступки 12 (42,8) 14 (50,0) - 2 (7,2)
Привычка помогать взрослым по их просьбе 12 (42,8) 10 (35,7) 4 (14,3) 2 (7,2)
Средний показатель сформированности нравственных норм поведения в % 42,8 32,1 16,4 7,2

 

Данные таблицы 1 показывают, что необходимо формировать нормы нравственного поведения участвовавших в эксперименте детей.

В результате наблюдения было установлено, что дети в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:

1) здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) – 12 (42,8 %) человек, здороваются только с воспитателем группы – 8 (28,6%), не здоровается (здоровается только после напоминаний) – 6 (7,2) человека и 2 (7,2%) – совсем не хотят здороваться;

2) дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) – 12 (42,8%) детей, делятся только с лучшими друзьями – 7 (17,8%), 5 (17,8%) детей делятся игрушками неохотно и совсем не делятся 2 (7,2%) ребятишек;

3) всегда культурно ведут себя за столом без присутствия воспитателя – 12 (42,8%) детей, под присмотром воспитателя – 14 (50,0%) ребят и не соблюдают нормы поведения за столом – 2 (7,2%).

4) самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки – 12 (42,8%) детей, с напоминаниями 14 (50,0%) и 2(7,2%) ребенка совсем не хотят извиняться.

5) сами предлагают свою помощь воспитателю – 12 (42,8%) детей, 10 (35,7) детей – по просьбе воспитателя, 4 (14,2%) детей неохотно помогают воспитателю и 2 (7,2) детей отказываются помогать воспитателю.

В результате проведения методик исследования у двух участников эксперимента отчетливо проявляется плохое воспитание.

III. Диагностика по методике "Понимание специфики ситуации" проводилась следующим образом, детям раздали по две пары картинок, с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду. На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его. Дети должны были оценить ситуацию.

По итогам наблюдения мы определили коммуникации со сверстниками. Дети ведут себя по разному, ни чем не выделяются. Читают и считают с ошибками, где не могут прочитать придумывают. Рисунки детей в основном не аккуратные. Легко вступают в конфликт. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые с трудом. В играх и на занятиях малоактивны, а некоторые могут быть и безразличны к происходящему. В основном любят активные игры на участке. Эти дети в основном из семей "среднего" социального статуса. У части детей не полные семьи. В некоторых семьях работает только один родитель. Результаты обследования коммуникативных способностей детей занесены в Таблицу 2.

 

Таблица 2 – Коммуникативные способности детей

Ф.И.О. Понимание специфики ситуации (баллы) Хар-ка дошк. (баллы) Среднее количество баллов Уровень коммуникат. способностей
1 Миша М. 3 2 2,5 средний
2 Никита П. 2 3 2,5 средний
3 Алина Б. 3 3 3 высокий
4 Витя С. 1 1 1 низкий
5 Данил Б. 1 2 1,5 низкий
6 Злата Б. 1 2 1,5 низкий
7 Ольга Е. 2 3 2,5 средний
8 Диана Ш. 3 3 3 высокий
9 Кирилл К 1 2 1,5 низкий
10 Вася К. 2 2 2 средний
11 Настя Н. 2 3 2,5 средний
12 Аня М. 3 3 3 высокий
13 Егор П. 1 2 1,5 низкий
14 Сережа О. 2 2 2 средний
15 Саша М. 3 3 3 высокий

 

И так, из таблицы видно, что с высоким уровнем коммуникаций 3(20,0%) детей, с низким 5(33,3%) детей и 7(46,6%) детей имеют средний уровень коммуникативных способностей. Результаты диагностики коммуникативных способностей представлены в динамике Рисунок 2.

Полученные показатели коммуникативных способностей в ходе констатирующего экпиремента для детей возраста 6-7 лет очень низкие, так как в этом возрасте при правильном развивающем обучении дети более общительны.

Из рисунка 2 видно, что в основном дети малообщительны (средний уровень), что не может не повлиять на возникновение конфликтов между детьми. Следовательно либо педагог мало уделяет внимания развитию коммуникативных способностей, либо не правильно подобраны методики занятий с детьми.

 

Рисунок 2 – Уровень коммуникативных способностей детей

 

Таким образом, первый этап диагностики позволил нам выделить проблемных детей, нуждающихся в повышенном внимании со стороны родителей и педагогов оценив уровень сформированности норм нравственного поведения и коммуникативных способностей детей в группах, педагог может определить направления групповой и индивидуальной работы по социализации детей, включая ее в примерное планирование.

Цель данной наработки состоит в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов дошкольника со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:

1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении

2. Развитие у детей на конечном этапе навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;

3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;

4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

Указанные цели и задачи достигаются входе развивающих занятий, проводимых раз в неделю для старших детей с различным уровнем развития (группами не более 6-7 детей). Их продолжительность составляет 30-40 минут. Обогащение педагогического процесса семиотикой цветовой гаммы (все пособия раскрашены в определённые цвета, даже если цвет не несёт определённой функциональной нагрузки) даёт дополнительные возможности для более успешной работы.

Для формирования коммуникативных способностей и нравственных норм поведения у детей были разработаны игровые занятия, где были включены элементы игр (Приложение 3,4,5).

Таким образом на занятиях и вне их обязательно должны быть созданы условия для освоения ребенком окружающей действительности. К ним относятся пластические движения под музыку, речевая деятельность, совместные детские импровизации, игра со словом и звуком. В этих условиях с изменением среды и форм общения у детей происходит разрушение неадекватных стереотипов поведения.

Большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Данные занятия были направлены на снятие эмоционального напряжения, расширение поведенческих нравственных норм и проводились воспитателями с детьми на протяжении 3 месяцев. После чего были проведены повторные диагностические мероприятия по методикам констатирующего эксперимента.


Рисунок 3–Оценка знаний нравственных норм поведения до и после эксперимента

 

Из рисунка 3 видим, что в знаниях нравственных норм поведения дети подтянулись. Не осталось детей, которые не знакомы с нравственными привычками. Повысились знания нравственных норм и у остальных детей. В целом занятия с элементами игр повлияли положительно на воспитание нравственных норм детей.

Таким образом, эффективному воспитанию нравственных норм способствуют занятия, где применяются игры.

Контрольное наблюдение за ребятами так же дало положительные результаты:

1) здороваются с воспитателем и другими работниками детского сада (в большинстве случаев) – 20 (42,8%),человек,

2) здороваются только с воспитателем группы –6 (28,6%),

3) не здоровается (здоровается только после напоминаний) – 2 (7,2) человека

4) дружно играют, делятся игрушками, в том числе и своими (принесенными из дома) – 26 (42,8%) детей,

5) только двое детей (7,2%) неохотно.

6) культурно стали вести себя за столом без присутствия воспитателя – 20 (71,4%) детей, под присмотром воспитателя – 8 (28,6%) ребят.

7) самостоятельно извиняются (без требования воспитателя) за неправильные поступки – 26 (92,8%) детей,

8) извиняются с напоминаниями 2 (7,2%).

9) сами предлагают свою помощь воспитателю – 26 (92,8) детей, 2 (7,2) детей с уговорами помогают воспитателю

И так мы видим, что игровые занятия с детьми эффективны в развитии нравственных норм поведения, а значит и влияют на успешную социализацию детей. Результаты сравнительного анализа по показателям норм поведения (Рисунок 4).

Таким образом, по проведенному исследованию можно сделать вывод о том, что воспитание нравственного поведения у младших детей средствами игр является эффективным способом успешной социализации детей.

 


Рисунок 4 – Сформированность нравственных норм поведения детей до и после эксперимента

 

Повторное диагностирование коммуникативных способностей детей, показало, что личностные характеристики детей немного изменились, дети стали более общительные, появились.

Сформированность коммуникативных способностей после эксперимента представлены в Таблице 3.

Таблица 3 – Коммуникативные способности детей

Ф.И.О.

Понимание специфики ситуации (баллы)

Хар-ка дошк. (баллы)

Среднее количество

баллов

    до экспер. после экспер до экспер. после экспер до экспер. после экспер
1 Миша М. 3 3 2 3 2,5 3
2 Паша П. 2 3 3 3 2,5 3
3 Алина Б. 3 3 3 3 3 3
4 Витя С. 1 2 1 2 1 2
5 Данил Б. 1 2 2 2 1,5 2
6 Злата Б. 1 2 2 2 1,5 2
7 Ольга Е. 2 3 3 3 2,5 3
8 Диана Ш. 3 3 3 3 3 3
9 Кирилл К 1 1 2 2 1,5 1,5
10 Вася К. 2 3 2 3 2 3
11 Настя Н. 2 3 3 3 2,5 3
12 Аня М. 3 3 3 3 3 3
13 Егор П. 1 2 2 2 1,5 2
14 Сережа О. 2 3 2 3 2 3
15 Саша М. 3 3 3 3 3 3

Из таблицы 3 видно, что показатели коммуникативных способностей и характеристик детей улучшились. Сравнительная динамика показателей коммуникативных способностей представлена на Рисунке 5.

 

Рисунок 5 – Коммуникативные способности детей

 

Из Рисунка 5 видно, что в следствии проведенных занятий по развитию коммуникативной и эмоциональной сферы детей коммуникативные способности детей стали выше.

Таким образом, по полученным результатам и выводам в ходе опытно-эксперементальной работы, можно с уверенностью сказать, что процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы педагогические условия для социальной адаптации; если работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха; если использовать специально подобранные методы и способы формирования личности ребенка.

Что собственно и доказывает выдвинутую гипотезу в исходном положении.

На основании полученных выводов и результатов в исследовании нами предложены рекомендации социализации детей с нарушением слуха родителям, воспитателям и педагогам, которые изложены в Таблице 4.


Таблица 4 – Рекомендации по социализации детей с нарушением слуха

Рекомендации

Для родителей

Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности

1) Необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребёнку
2) Для формирования коммуникативных навыков приглашать слышащих детей к себе домой и организовывать для всей компании какую-нибудь интересную деятельность и игры
3) Нужно воспитывать в ребёнке такие качества, как, готовность помочь другим людям, доброжелательность, внимательность к окружающим, самостоятельность, приобщать к культуре.
4) Воспитывать этические и нравственные нормы поведения

Для воспитателей и педагогов

1) Создание условия для формирования у ребенка положительного самоощущение – уверенности в своих возможностях
2) Развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей
3) Приобщение детей к ценностям, сотрудничество с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге.
4) Формирование норм нравственного поведения, социальных навыков.
5) Обязательно учитывать психологические особенности детей с нарушением слуха.
6) Подбирать эффективные методы работы по социализации детей с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха.

 

Данные рекомендации родителям, воспитателям и педагогам помогут более успешно интегрировать ребенка с нарушением слуха в общество.

 


Заключение

 

Целью данного исследования было определение условий для успешной социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи образовательного учреждениях. В ходе исследования по проблеме социализации детей с нарушением слуха выявлены проблемы социализации, дано определение понятию "социализация детей с нарушением слуха", а так же сделан ряд выводов:

1) социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;

2) основная проблема социализации это отклонения в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;

3) в процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;

4) развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;

5) у детей с нарушением слуха, в процессе социализации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;

6) основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра.

В ходе исследования проведена опытно-экспериментальная работа в ходе исследования. Цель данной наработки состояла в оказании практической помощи детям в социальной адаптации: устранении искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения поставленных задач

Опытно-эксперементальная работа подтвердила выводы теоретического анализа. По полученным результатам и выводам в ходе опытно-эксперементальной работы, можно с уверенностью сказать, что процесс социализации детей с нарушением слуха в условиях образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы определенные условия для социальной адаптации; если работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей детей с нарушением слуха; если использовать специально подобранные методы и способы формирования личности ребенка.

На основании полученных выводов в исследовании нами предложены рекомендации социализации детей с нарушением слуха родителям, воспитателям и педагогам

Таким образом, цели, поставленные в исследовании, достигнуты. Гипотеза, выдвинутая в исходном положении исследования нашла свое подтверждение.

Однако данное исследование не претендует на исчерпывание проблемы социализации детей с ограниченными возможностями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации социализации детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а так же при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

 


Список литературы

 

1 Антонова, А.И. Социология семьи: Учебник /. А. И. Антонова.-2-е изд. – М.: 2005 – 330 с.

2 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-пресс, 1997.

3 Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Владос, 2004 – 189 с.

4 Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М.:АРКТИ, 2003.

5 Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М. Просвещение, 2001 – 215 с.

6 Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 2005 – 305 с.

7 Выгодский Г. Л. Обучение глухих детей сюжетно-ролевым играм. - М.: Просвещение, 2001 – 187 с.

8 Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей.// Дефектология. – 1991. - № 2. – с. 45 – 52.

9 Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении. // Дефектология. – 1993. - № 4. – с. 49 – 56.

10 Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2001 – 280 с.

11 Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике.//Дефектология – 2001- №2- С.77-83

12 Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Просвещение, 2003 – 253 с..

13 Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка /В.К Зыкова – М.:ВЛАДОС.2007 – 198 с.

14 Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми. — М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2001 – 138 с..

15 Изучение слабослышащих детей в процессе обучения/ Под ред. Проф. Р. М. Боскис. – М.: Педагогика, 2001 – 132 с.

16 Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М.: Академия, 1999.

17 Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии./ Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Издательский центр "Академия", 2001 – 165 с.

18 Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. – М.: Просвещение, 2000 – 192 с..

19 Методические рекомендации // Науч. Ред. Л.М. Шипицына, Л.П.Назарова. – М.: Детство-пресс, 2001. – 64 с.

20 Мудрик, А.В.Социальная педагогика./ А.В. Мудрик. – М., 2002 – 378 с

21 Носкова Л.П. Методика развития речи детей с нарушениями слуха./ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004 – 163 с..

22 Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова; Академия пед. Наук. – М.: Просвещение, 2002 – 387 с.

23 Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л. П. Носковой. – М.: Педагогика, 2002 – 89 с.

24 Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М.: Флинта.2003 – 156 с.

25 Петшак В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих детей. // Дефектология. – 2001 – № 6 – 29 с.

26 Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2001 – 56 с..

27 Розанова Т.В., Соловьев И.М. Психология глухих детей. – М.: Просвещение, 2001 – 119 с.

28 Синяк В.А., Нудельман В.В. Особенности психического развития глухого ребенка. – М.: Просвещение, 2001 – 161 с.

29 Специальная педагогика./ Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд.центр "Академия", 2000 – 368 с.

30 Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: Изд. второе, переработанное и дополненное. - Красноярск: РИО КГПУ, 2002. - 218 с.

31 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2-х частях. – М.: Альфа. 2003 – 217 с.

 


Приложение 1

 

Опрос-беседа "Знание нравственных норм поведения"

Цель: выяснить знание нравственных норм поведения

Дети должны дать ответы на вопросы:

1) Что по-твоему рассказал ей Миша?

2) Какие поступки мальчика тебе не понравились?

3) Как поступил бы на его месте ты?

"Мальчику Мише 6 лет, он ходит в такой же детский сад, как и ты. По утрам Миша берет с собой одну из любимых игрушек, и мама отводит его в группу.

Сегодня мама привела Мишу в сад, а сама убежала на работу. Миша вошел в группу – а там не Ирина Викторовна, которая давно работает в группе, а какая-то новая воспитательница. Миша не знал, как ее зовут, и поэтому не стал здороваться, а сразу пошел к ребятам играть.

Ваня – друг Миши, увидел у него в руках новую машинку и вежливо попросил дать посмотреть ее. Миша решил, что Ваня может сломать машину, и поэтому отвернулся от него и не дал игрушку. Ваня обиделся, а Миша пошел играть с другими мальчиками.

За завтраком дети кушали творожную запеканку, Миша вертелся за столом и опрокинул Катин стакан с молоком на стол. Воспитательница поругала Мишу за то, что он пролил молоко и испачкал платье девочке, которая сидела рядом. Миша вместо извинения промолчал и принялся пить свое молоко.

Катя обиделась на Мишу за испорченное платье, и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он попросил. Миша рассердился и сказал, что больше никогда не даст ей свои игрушки.

Вечером, когда детей забирали и в группе остались только Миша и Андрей, воспитательница попросила мальчиков помочь ей собрать игрушки. Миша ответил, что собирать должен тот, кто их раскидал, и не стал помогать, а сел разукрашивать рисунок дожидаясь маму. Воспитательница и Андрей сами рассадили красиво игрушки.

По дороге домой мама расспрашивала Мишу о том, как прошел день. Что по-твоему рассказал ей Миша. Какие поступки мальчика тебе не понравились? Как поступил бы на его месте ты?"

 


Приложение 2

Методика "Понимание специфики ситуации детьми"

 

Методика направлена на выявление уровня развития регуляторных способностей (способности детей распознавать различные ситуации, связанные с пребыванием в детском саду, и определять правила поведения в них).

 

 

Материал

Пары картинок с изображением ситуаций, связанных с пребыванием детей в детском саду (по количеству детей). На одной картинке изображена ситуация, в которой все дети ведут себя в соответствии с правилом, на другой – кто-нибудь нарушает его (рис. 1, 2). Карандаши.

Инструкция к проведению

Педагог. Посмотрите внимательно на картинки. Отметьте ту, на которой все дети ведут себя правильно.

Аналогичное задание дети выполняют со следующей парой картинок.

Оценка

3 балла – ребенок правильно отметил обе картинки.

2 балла – ребенок правильно отметил одну картинку.

1 балл – ребенок неправильно отметил обе картинки.

Интерпретация

Оценку 3 балла получают дети, которые хорошо распознают различные ситуации, вычленяют правило поведения в них, представляют, какое поведение связано с соблюдением правила, а какое – с его нарушением.

Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации, предполагающие действие по определенным правилам. Они могут не замечать нарушение правила или не знать самого правила поведения в отдельных ситуациях.

Оценку 1 балл получают дети, которые, как правило, не распознают ситуации, в которых следует действовать по определенным правилам, не вычленяют самого правила.

 


Приложение 3

Мероприятие "Боремся со Злорандой

 

Цель:

снятие агрессивности, тревожности, развитие коммуникативных качеств, чувства толерантности, взаимовыручки.

Оборудование:

- зал стилистически оформлен под джунгли


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.