Анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками внешнеэкономической деятельности (Костромская таможня) — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками внешнеэкономической деятельности (Костромская таможня)

2019-08-04 129
Анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками внешнеэкономической деятельности (Костромская таможня) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Проведем анализ практики применения таможенных режимов переработки товаров участниками ВЭД, зарегистрированных в регионе деятельности Костромской таможни за период 2005-2006 годах.

В 2005 г. переработку товаров на таможенной территории осуществляло 3 предприятия, Костромской таможней было выдано 11 разрешений на переработку товаров на таможенной территории. В 2006 г. переработку товаров на таможенной территории осуществляло 2 предприятия, Костромской таможней было выдано 3 разрешения на переработку товаров на таможенной территории.

Переработкой товаров на таможенной территории занимаются в основном предприятия текстильной промышленности, производящие ткани из ввозимого льняного сырья. Состав участников внешнеэкономической деятельности стабилен на протяжении порядка 10 лет.

Таможенный режим переработки вне таможенной территории заявило в 2005 г. 3 предприятия, Костромской таможней было выдано 6 разрешений на переработку товаров вне таможенной территории. В 2006 г. таможенный режим переработки вне таможенной территории заявило 2 предприятия, Костромской таможней было выдано 2 разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.

Переработка вне таможенной территории в основном осуществляется с целью ремонта частей оборудования предприятиями, как правило, лесопромышленного комплекса.

Наблюдается тенденция к уменьшению числа выданных разрешений на переработку товаров. Чем это вызвано? Вероятно, причиной здесь можно назвать срок переработки товаров, который для режимов переработки товаров, как на таможенной территории, так и вне таможенной территории составляет два года. Предприятие планирует свою деятельность, рассчитывает силы, и определяет возможность переработки товаров, поэтому получать каждый год разрешение на переработку товаров и работать по ним некоторым предприятиям не под силу. Это возможно лишь в случае, когда переработке подвергается 1-2 вида товаров. Проиллюстрируем на примере. ООО "А" в 2005 г. получило 3 разрешения, в 2006 г. – 2, ОАО "В" в 2005 г. – 6, в 2006 г. – 1. Таким образом, каждое предприятие, зная свои производственные мощности, планирует свою деятельность, определяя для себя лимит возможностей.

Приведем некоторые данные статистики.

В 2005 году по режиму переработки на таможенной территории ввезено товаров для переработки 2,1 тысяч тонн на сумму 5,9 миллионов долларов США, вывезено продуктов переработки 2,5 тысяч тонн на сумму 19,4 миллионов долларов США; по режиму переработки вне таможенной территории - вывезено товаров для переработки 1,7 тысяч тонн на сумму 3,5 миллионов долларов США, ввезено продуктов переработки 1,2 тысяч тонн на сумму 2,4 миллионов долларов США.

В 2006 году по режиму переработки на таможенной территории ввезено товаров для переработки 2,0 тысяч тонн на сумму 8,0 миллионов долларов США, вывезено продуктов переработки 1,5 тысяч тонн на сумму 13,6 миллионов долларов США; по режиму переработки вне таможенной территории - вывезено товаров для переработки 0,9 тысяч тонн на сумму 2,0 миллионов долларов США.

Ранее в теоретической части работы мы обозначали проблему в порядке внесения изменений в разрешения. Теперь рассмотрим это на практике на примере разрешения на переработку товаров на таможенной территории ООО "В".

ООО "В" обратилось в Костромскую таможню с заявлением об использовании таможенного режима переработки на таможенной территории 20.06.2005. Должностное лицо таможни рассмотрело заявление, приняло решение выдать разрешение. ООО "В" начало работать по нему, получать товары для переработки, производить продукцию. Первый раз 12.10.2005 ООО "В" обратилось в таможню с заявлением о внесении изменений в разрешение в пункт 1, в котором указываются реквизиты заявителя таможенного режима (полное наименование заявителя, ОГРН, ИНН, КПП, место нахождения и почтовый адрес, наименование банков, расчетный и валютный счета, МФО, телефон, телекс факс) и в пункт 12 "Организации-переработчики". Во второй раз ООО "В" обратилось с заявлением о внесении изменений в пункты 2 "Товары для переработки", 3 "Нормы выхода в относительном (в процентах) или в абсолютном значении", 4 "Продукты переработки", 5 "Отходы переработки", 6 "Производственные потери". В третий раз 05.05.2006 г. ООО "В" просило внести изменения в пп. 1, 12 разрешения. По результатам рассмотрения всех указанных выше заявлений должностным лицом таможни были внесены соответствующие изменения.

На этом примере можно увидеть, что число вносимых изменений не ограничено, даже в один и тот же пункт разрешения можно внести изменения не один раз. Таможенный орган не вправе отказать участнику ВЭД во внесении изменений, если они не противоречат таможенному законодательству.

Таким образом, то, о чем мы говорили ранее в теоретической части выпускной квалификационной работе, находит свое отражение на практике, то есть необходимо изменить порядок внесения изменений в разрешение. Также стоит отметить, что внесение столь многочисленных изменений в разрешение можно было избежать, если бы предприятие более четко планировало свою деятельность и владело конъюнктурой рынка сбыта производимой продукции

Что касается вопроса о продлении срока переработки, то здесь ситуация неоднозначна. В ТК РФ (п. 3 ст. 177) и Инструкции действий должностных лиц (п. 19) указано, что если лицо, получившее разрешение на переработку, не нарушая требований и условий, установленных ТК РФ, не может завершить таможенный режим в определенный срок по причинам, не зависящим от него, уполномоченное должностное лицо таможни, выдавшей разрешение на переработку, может продлить определенный первоначально срок переработки.

Рассмотрим на примере. ООО "Н" 29.06.2005 г. получило разрешение на переработку товаров. Срок переработки определен в 361 день, срок указан в днях, поскольку положения об исчислении его в месяцах на момент выдачи разрешения отсутствовало. Значит, первоначально определенный срок составляет неполных 12 месяцев. 19.06.2006 г. ООО "Н" обратилось в Костромскую таможню с просьбой продлить срок действия разрешения на 6 месяцев. По итогам рассмотрения заявления срок переработки товаров был продлен на указанный срок. Казалось бы, что по истечении 18 месяцев действие разрешения должно закончиться, так как первоначально определенный срок уже продлен, и большей пролонгации быть не может.

Вместе с тем, законодатель не запрещает продлевать срок переработки несколько раз, определяя рамки такого продления предельным сроком переработки товаров в два года. Таким образом, например, заявляя срок переработки в 6 месяцев, участник ВЭД имеет возможность продлить его до 24 по мотивированному заявлению. И в случае, если заявитель не нарушает требования и условия, установленные ТК РФ, таможня не имеет права отказать ему в этой просьбе, что можно увидеть на примере.

После продления первоначального срока переработки до 18 месяцев, ООО "Н" 25.12.2006 вновь обратилось в таможню с просьбой продлить срок переработки на 5 месяцев ввиду невозможности контрагента распорядиться продуктами переработки в сроки, заявленные в разрешении. Костромская таможня по итогам рассмотрения заявления продлила срок переработки до 23 месяцев.

Таким образом, вопрос о продлении срока переработки, а именно о возможности его продления неоднократно в течение установленных двух лет до конца не ясен. Полагаем, что формулировка "определенный первоначально срок" предполагает продление срока переработки один раз. Неоднократное продление срока было бы возможно при формулировке "срок переработки, согласованный с таможенным органом, выдавшим разрешение на переработку".

Вместе с тем, ТК РФ предусматривает возможность продления сроков переработки в случаях отсутствия возможности завершить таможенный режим в определенный срок по причинам, не зависящим от него. Опять же возникает вопрос, какие это причины? Можно ли отнести к ним, например, отсутствие достаточного числа работников на предприятии, и как следствие невозможность выработки продукции из давальческого сырья по нескольким разрешениям одновременно. Полагаем, что эти причины относятся к ряду таких, решение которых зависит непосредственно от лица, получившего разрешение на переработку. А указание на то, что завершение режима переработки невозможно по указанным причинам следствие отсутствия должного планирования со стороны руководства таких предприятий.

В Костромской таможне из режимов переработки в большей части применяется режим переработки товаров на таможенной территории. Товары, помещаемые под этот режим, ввозятся отдельными партиями, и продукты переработки вывозятся также отдельными партиями. Как мы уже заметили ранее, таможенный контроль, в этом случае, который предлагает законодатель является недостаточным. В целях контроля за таможенным режимом должностными лицами Костромского таможенного поста и отдела таможенных процедур и таможенного контроля используется так называемый Лист исполнения разрешения. В этом Листе фиксируется количество ввезенных товаров с указанием таможенной стоимости и номера таможенной декларации (товары для переработки), количество вывезенных товаров (продукты переработки), количество отходов. Данный Лист заполняется должностными лицами таможенных постов при декларировании товаров, а также должностным лицом Отдела таможенных процедур и таможенного контроля при представлении копий таможенный деклараций. Надо сказать о том, что Лист исполнения заполняется вручную, что не всегда удобно, например, на таможенных постах, ввиду большого объема работы должностных лиц. Нередки случаи, когда декларации оформляются, товары для переработки, продукты переработки вывозятся, а Лист исполнения не заполняется.

Полагаем, что для большей эффективности контроля за таможенными операциями при применении таможенных режимов переработки начальнику Костромского таможенного поста необходимо усилить контроль за заполнением Листов исполнений, пересмотреть распределение обязанностей между должностными лицами поста.

На сегодняшний день, когда таможня стремиться перейти к электронному декларированию, заполнение каких-либо документов вручную тормозит ее в этом стремлении. Полагаем, что для решения этой проблемы, необходимо разработать соответствующий программный продукт "Контроль за исполнением разрешений на переработку". Первоначальные сведения в него будут вноситься таможенным органом, выдавшим разрешение на переработку. Это:

- номер разрешения на переработку

- наименование и выходные данные заявителя таможенного режима

- срок действия разрешения

- количество товаров для переработки

- количество продуктов переработки

- количество отходов.

Должностное лицо таможни, выдавшей разрешение на переработку, вносит в него изменения, если по результатам рассмотрения заявления участника ВЭД было принято положительное решение.

Должностное лицо таможенного поста заполняет сведения о количестве, таможенной стоимости и номере таможенной декларации.

Программа автоматически ведет расчет количества товаров, которые может быть ввезены (вывезены), количества продуктов переработки, остатков и отходов по каждому разрешению.

Таким образом, анализируя практику применения таможенных режимов, выявлено, что положения и ТК РФ, и Инструкций действий должностных лиц таможенных органов при совершении таможенных операций при применении таможенных режимов переработки товаров носят не конкретный, а обобщенный характер правовой регламентации режимов переработки.

Инструкция как документ подразумевает наличие в себе четко прописанных действий должностных лиц таможенных органов, которые должны быть совершены в каждой конкретной ситуации. Это своего рода сборник ответов на все вопросы, которые могут возникнуть. Конечно, предвидеть все ситуации невозможно, но возможно внести поправки, дополнения в указанные Инструкции. Однако на сегодняшний день в эти Инструкции с сентября 2005 года не было внесено ни дополнений, ни изменений.

 


Заключение

 

В работе рассмотрены основные проблемные вопросы, возникающие при применении таможенных режимов переработки товаров, в том числе в части контроля таможенных органов за соблюдением требований и условий этих таможенных режимов.

Подводя итог проведенного исследования, отметим, что в настоящее время назрела необходимость во внесении изменений и дополнений в законодательные, подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы применения таможенных режимов переработки товаров.

В ТК РФ в статье 6 указано, что положения актов таможенного законодательства, нормативных правовых актов в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. В результате исследования нами выявлено, что положения Таможенного кодекса относительно понятия "определенный первоначально срок переработки товаров" могут толковаться неоднозначно, а понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки" в таможенном законодательстве не определено.

С целью повышения эффективности применения таможенных режимов переработки, считаем необходимым:

1. Для возможности применения таможенного режима переработки для внутреннего потребления Правительству РФ утвердить перечень товаров, которые могут помещаться под этот режим. Как следствие отсутствия этого документа, в настоящее время ФТС РФ не издано приказа, утверждающего форму разрешения на переработку для внутреннего потребления. В параграфе 2 "Переработка для внутреннего потребления" Главы 19 "Экономические таможенные режимы" ТК РФ необходимо внести отдельной статьей дополнения, касающиеся нормы выхода продуктов переработки: определить порядок расчета, порядок согласования.

2. В пп. 26, 29 раздела IV "Действия уполномоченных должностных лиц при согласовании срока переработки, его продлении и внесении изменений в разрешение на переработку товаров" соответственно Инструкции действий должностных лиц таможенного органа, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки товаров на таможенной территории, утвержденной приказом ФТС РФ от 15.09.2005 № 867, Инструкции действий должностных лиц таможенного органа, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки товаров вне таможенной территории, утвержденной приказом ФТС РФ от 23.09.2005 № 887 внести изменения, в части регулирования вопросов внесения изменения в разрешения на переработку товаров: "При положительном решении о внесении изменений в разрешение, разрешение с внесенными изменениями печатается на новом бланке, срок его действия остается прежним, а выданное ранее разрешение на переработку аннулируется".

3. Относительно установления предельного срока переработки товаров на таможенной территории РФ в настоящее время принят законопроект "О внесении изменений в статью 177 Таможенного кодекса Российской Федерации", в котором предусмотрено, что сроки переработки товаров, превышающие два года, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Представляется целесообразным определить перечень товаров, для которых срок переработки не будет лимитирован, порядок согласования и принятия решения по установлению таких сроков. В перечень товаров включить товары, переработка которых представляет собой сложный ремонт или модернизацию отдельных образцов вооружения и военной техники сложный непрерывный технологический процесс, подчас не укладывающийся в два года.

4. Руководству таможенных постов, Костромской таможни усилить контроль за совершением таможенных операций при применении таможенных режимов переработки товаров. Проводить ежеквартальный мониторинг применения таможенных режимов переработки товаров с целью решения вопросов соблюдения условий для помещения товаров под эти таможенные режимы.

5. ФТС РФ разработать программный продукт, обеспечивающий контроль за товарами перемещаемыми для переработки (продуктами переработки), ввозимыми (вывозимыми) отдельными партиями.

6. Развить систему филиалов таможенных лабораторий с целью определения норм выхода, проведения идентификации товаров в продуктах переработки, проведения экспертиз.

 Также необходимо отметить, что отсутствие достаточной проработки рассмотренной темы в имеющейся научной и учебной литературе определили характер и построение настоящей работы. По моему мнению, данную работу возможно использовать в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, должностных лиц таможенных органов, занимающихся непосредственно вопросами применения таможенных режимов переработки товаров

Таможенное законодательство РФ претерпевает постоянные изменения. Это можно отметить как положительный момент с той точки зрения, что происходящие изменения, касающиеся вектора развития внешнеторговых отношений Российской Федерации, находят свое отражение в законодательстве. Вместе с тем, практика применения Таможенного кодекса РФ, вступившего в действие с 2004 года, показала, что при его разработке возможно было исключить те неопределенности и шероховатости, которые не позволяют в полной мере использовать достоинства и преимущества измененной идеологии государственного таможенного контроля.

В заключение отметим, что вопросы таможенных режимов переработки товаров на сегодняшний день востребованы. Это подтверждается принятием Государственной Думой Российской Федерации законопроекта об изменении срока переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории в окончательной редакции 11 мая 2007 года. Так получилось, что, определяясь с темой работы, трудно было предположить, что параллельно аналогичная работа проводится депутатами Государственной Думы РФ.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что вопросы, не урегулированные законодательством, влекут возникновения спорных ситуаций при применении режимов переработки товаров, как у участников внешнеэкономической деятельности, так и у должностных лиц таможенных органов, которые должны обеспечить принятие быстрого и верного решения на практике. Поэтому, считаем, что таможенное законодательство изменяясь в связи с вновь создавшимися условиями внешнеторговых отношений России, обязательно должно учитывать необходимость решения имеющихся проблем, которые выявила практика.

 


Библиографический список

 

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Инфра – М, 2006.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая [Текст: [принят Гос. Думой 21 октября 1994 г., № 51-ФЗ]: офиц. Текст: по состоянию на 20 сентября 2006 г. – ИНФРА-М, 2006.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [ принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001, № 195-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 4 декабря 2006 г. – М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Таможенный кодекс Российской Федерации [Текст]: [принят Гос. Думой 25 апреля 2003 г.: одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г. № 61-ФЗ].: офиц. текст: по состоянию на 18 февраля 2006 г.- М.: Велби, 2003.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. М., 2001. (с изм. и доп., вступающими в силу с 13.05.2007) – М.: ИКФ Омега-Л,2002. – 256 с. – (Российская правовая библиотека.)

6. Федеральный закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" [Текст]: [принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г.: одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г., № 173- ФЗ].: офиц. текст: по состоянию на 26 июля 2006 г. // Российская газета. - 2006. – 27 июля.

7. Федеральный закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" [Текст]: [принят Гос. Думой 13 июля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г., № 128-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 5 февраля 2007// Российская газета. – 2006. – 8 декабря.

8. Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" [Текст]: [принят Гос. Думой 21 ноября 2003 г.: одобрен Советом Федерации 26 ноября 2003 г., № 164-ФЗ]: офиц. текст: по состоянию на 2 февраля 2006 г.// Российская газета. – 2006 г. – 8 февраля.

9. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" [Текст]: [принят 21 мая 1993 г., № 5003-1]: офиц. текст: по состоянию на 10 ноября 2006 г.// Российская газета. – 2006. – 16 ноября.

10. Постановление Правительства Российской Федерации "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей" [Электронный ресурс]: [принято Правительством РФ 9 декабря 2003 г., № 744]: офиц. текст: по состоянию на 27 ноября 2006//справочная правовая система Консультант плюс.

11. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении таможенного режима вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом" [Текст]: [принято Правительством РФ 23 октября 1993 г., № 1067] //Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1993. - № 44. Ст. 4204.

12. Постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР" [Текст]: [принято Правительством РФ 25 ноября 1994 г., № 1290] //Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3354.

13. Приказ Государственного таможенного комитета РФ "Об утверждении Положения о таможенном режиме уничтожения товаров" [Текст]: [издано ГТК РФ 10 января 2000 г., № 3] //Российская газета. – 2000. – 28 июня.

14. Приказ Государственного таможенного комитета РФ "Об утверждении формы документа" [Текст]: [издано ГТК РФ 24 ноября 2003 г. № 1323]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2004. - № 4.

15.  Приказ Государственного таможенного комитета РФ "О выдаче разрешения на переработку товаров на таможенной территории" [Текст]: [издано ГТК РФ 15 сентября 2003 г., № 1014]// Российская газета. – 2003. - 23 декабря.

16. Приказ Государственного таможенного комитета РФ "О выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории" [Текст]: [издано ГТК РФ 15 сентября 2003 г., № 1015]// Российская газета. – 2003. - 17 декабря.

17. Приказ Государственного таможенного комитета РФ "Об утверждении Инструкции должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при применении таможенного режима переработки товаров на таможенной территории" [Текст]: [издано ГТК РФ 15 сентября 2003 г., № 867]// Российская газета. – 2003. - 17 декабря.

18. Приказ Государственного таможенного комитета РФ "Об утверждении Инструкции должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при применении таможенного режима переработки товаров на таможенной территории" [Текст]: [издано ГТК РФ 23 сентября 2003 г., № 887]// Российская газета. – 2003. - 17 декабря.

19. Приказ Государственного таможенного комитета РФ "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению": [Текст]: [издано ГТК РФ 16 сентября 2003 г., № 1023] //Российская газета. – 2003. – 16 октября.

20. Приказ Федеральной таможенной службы РФ Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации" [Текст]: [издано ФТС РФ 11 августа 2006 г., № 762] //Российская газета. – 2006.- 13 сентября.

21. Приказ Государственного таможенного комитета России "Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии" [Текст]: [издано ГТК РФ 11 июня 2004 г., № 663]// Таможенный вестник. – 2004. - № 19.

22. Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 177 Таможенного кодекса Российской Федерации" [Электронный ресурс]: [принят Гос. Думой 11 мая 2007 г., № 252312-4]// Справочная правовая система Консультант плюс.

23. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Электронный ресурс]: [заключена в г. Киото 18 мая 1973 г.]// Справочная правовая система Консультант плюс.

24. Таможенный кодекс Российской Федерации [Текст]: [утвержден Верхов. Советом РФ 18 июня 1993, № 5221-I]: офиц. текст: по состоянию на 1октября 2006 г. – М.: ОМЕГА-Л., 2006.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.