Первый этап Смуты: 1598—1605гг. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Первый этап Смуты: 1598—1605гг.

2019-08-04 322
Первый этап Смуты: 1598—1605гг. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На этом этапе появились первые признаки дестабилизации си­стемы, но управляемость сохранялась. Такая ситуация создавала усло­вия для осуществления контролируемого процесса изменений путем реформ. Отсутствие претендента с твердыми правами на престол после смерти Федора Иоановича было крайне опасным при самодержавной ничем неограниченной власти. В 1598 г. состоялся Земский собор. Точное число его участников не известно. Н.Карамзин писал о 500-х, С.Соловьев - 476-ти, В.Ключевский — 512-ти участниках. Современные исследователи придерживаются цифры 600 участников. Состав Собора широкий: боя­ре, дворяне, приказные, гости (купцы), и всех "хрестьян" представители. Собор высказался за венчание на царство Бориса Годунова, который фактически уже правил страной.

Боярская дума собралась отдельно от Земского собора и призвала при­сягнуть Думе как высшему органу власти. Как видно, сразу же возникла альтернатива: либо избрать царя и жить по-прежнему, либо присягнуть Думе и это означало возможность изменений в общественной жизни, учитывая особенности этого органа. Исход борьбы решила улица, вы­сказавшаяся за Бориса. Борис Годунов согласился на царство.

Полагают, что Борис Годунов принадлежал к дворянскому роду татарского происхождения. Татарский царевич Чет-Мурза числился в его предках. Выдвинуться ему помогла опричнина (в немалой степени благодаря женитьбе на дочери кровавого главы опричников Малюты Скуратова). Как политический деятель Годунов сформировался во времена Ивана Грозного, в его окружении. Будучи по российским мер­кам незнатным, сумел выдвинуться. При царе Федоре он являлся фак­тическим правителем страны и проводил ту же линию в политике, что и Иван Грозный. Ставка делалась на служилых людей (бюрократию). Дворяне получили льготы. Барская запашка, в отличие от крестьянской, не облагалась налогом. Произошло "обеление" дворянских зе­мель, то есть освобождение от податей. Основная тяжесть разоритель­ных налогов легла на крестьянство. Продолжалась политика закрепо­щения и ужесточения крепостного права. Крестьяне потеряли право в осенний Юрьев день покидать своего помещика. Для укрепления Москвы как православного центра, по инициативе Годунова, в 1589 г. было учреждено патриаршество. Русская православная церковь, имевшая фактическую независимость от Константинополя со времени падения Византии, теперь и юридически ее оформила. Казалось, выбор Годунова на царство предрешал развитие в том же русле. Однако, став царем, он избрал иные приоритеты.

Годунов проявлял живой интерес к науке, к успехам западной ци­вилизации. Ради поощрения торговли с Западом он осыпал щедрыми милостями немецких купцов, некогда переселенных на Русь из завое­ванных ливонских городов. Они получили от казны большие ссуды и разрешение свободно передвигаться как внутри страны, так и за ее пре­делами. Для жителей немецкой слободы в Москве снова открылась кирха в Кукуе. При Борисе западных иноземцев в Москве было боль­ше, чем когда-либо прежде. Он любил общество западных медиков и подолгу беседовал с ними о порядках в Европе. Он так далеко зашел в своих симпатиях к Западу, что сформировал свою личную охрану (отряд телохранителей) из наемников-немцев.

Годунов первым из русских правителей отважился послать нескольких дворянских "робят" за границу "для науки разных языков и (обучения - Л.С.) грамотам"'8. При нем власти проявляли заботу о рас­пространении книгопечатания. Во многих городах были открыты ти­пографии. Он вынашивал планы учреждения в России школ и даже университетов по европейским образцам. Много внимания уделялось городам. Они отстраивались, прежде всего Москва. В Кремле появилось невиданное ранее техническое новшество - водопровод. Города превраща­лись в очаги культуры, активно развивалась торговля. Расцвет городов при Годунове — важнейший показатель прозападности его политики.

Однако прозападность его политики была очень умеренной и не последовательной. Это — скорее тенденция. Однако даже заявленное в полной мере реализовать не удалось. Корпоративная структура об­щества, сдерживавшая процесс социальной мобильности, изменений, оставалась в неприкосновенное ж. Власть по-прежнему имела дело с корпоративными объединениями, а не с гражданами. Его новшества касались городского населения, которое составляло не более 2%. Что касается основной массы населения - крестьян, политика Бориса не принесла им ничего нового. Дворяне усиливали эксплуатацию крестьян в своих поместьях. Крестьяне бунтовали, убивали помещиков, бежали на окраины. Развитие шло медленно, положение большинства народа было бедственным. В начале XVII в. сельское хозяйство пришло в упа­док, к этому добавились стихийные бедствия. В 1601 г. разразился страшный голод, который продолжался три года. По данным инозем­ных послов только в Москве погребли в братских могилах более 120 тыс. человек, погибших от голода. Современники сообщали, что за три голодных года "вымерла треть царства Московского". В трудных усло­виях власть пошла на некоторые послабления: восстановлен Юрьев день, организована раздача хлеба голодающим. Но это не спасло. В 1603 г. восстания приняли массовый характер.

Оценивая короткое царствование Годунова (семь лет), следует иметь также в виду, что он был глубоко религиозным человеком и его религиозность усиливалась по мере ухудшения состояния здоровья. Ес­тественно, что это перекрывало переход к светскому государству, без чего невозможно было ускорение развития. Несмотря на сказанное, не­которые историки считают, что, если бы в распоряжении Бориса Году­нова оказалось несколько спокойных лет, то, возможно, реформы, ко­торые мы связываем с именем Петра I, были бы проведены на сто лет раньше- Однако этого не случилось. Царь Борис скончался в 1605 г. Таким образом, возможность контролируемых преобразований в обществе не была реализована. Страна стояла на пороге масштабной гражданской войны,

II этап Смуты: 1605 - 1609гг.

На этом этапе страна погрузилась в пучину гражданской войны, произошел распад государства. Москва утратила значение политиче­ского центра. Кроме старой столицы появились новые, "воровские":

Путивль, Стародуб, Тушино. Началась интервенция западных стран, привлеченных слабостью государства. Швеция и Польша стремительно продвигались в глубь российского государства. Государственная власть оказалась в состоянии паралича. В Москве как в калейдоскопе сменялись власти: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Боярская дума, правление которой вошло в историю под названием "семибоярщины" Однако власть их была эфемерна. Сидевший в Тушино, Лжедмитрий II контролировал чуть не полстраны. Многие города и земли самостоя­тельно пытались противостоять распаду и иностранной интервенции. От государства отделились Новгород, Астрахань, заколебалась Казань. В этих условиях окрепли традиции прямой демократии. Широко при­менялись выборность, коллективная организация руководства на местах,

На этом этапе возможность европеизации России связывают с име­нем Лжедмитрия I. В 1603 г. в пределах Речи Посполитой появился че­ловек, назвавшийся именем сына Ивана IV Дмитрия, который уже две­надцать лет считался убитым. Он тайно принял католичество и ориен­тировался на Запад. В России было объявлено, что под этим именем скрывается беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Точ­ных доказательств, что это именно так, нет, но все же большинство специалистов считает эту версию достоверной. В 1604 г. Лжедмитрий I вторгся в пределы России. Он обещал польскому королю и некоторым польским магнатам значительные территории в России за военную поддержку. Однако под его знаменами было всего около двух тысяч наемников. При неудаче эти войско разбегалось. Ситуация в стране способствовала успеху его похода. Восстания потрясали Россию. Часто казаки и посадские люди сдавали города самозванцу без боя и вли­вались в его вооруженные силы. Распри в высших слоях общества после смерти Годунова облегчили продвижение Лжедмитрия I к Москве.

В Москве Лжедмитрий I был признан действительным сыном Ива­на IV и коронован летом 1605 г. Вместе с ним была коронована, при­ехавшая из Польши, аристократка Марина Мнишек, которая согласилась стать его женой, чтобы обрести царскую корону. Оказавшись в Кремле, Лжедмитрий I распустил свое войско и как бы забыл об обе­щаниях. раздававшихся в Польше. Перед ним стояла проблема органи­зации управления страной, остановить распад. Что Лжедмитрий 1 счи­тал первостепенно важным? Прежде всего, водворение в стране право­порядка и справедливости, борьбу с бюрократизмом и коррупцией чи­новников. Он запретил взятки в приказах, заявил, что два раза в неде­лю, в среду и в субботу, будет в Кремле лично принимать жалобы от населения. Высказываются мнения, что Лжедмитрий I намеревался освободить крестьян от крепостной зависимости. Он обдумывал проекты учреждения в России Академии и школ. Самозванец ввел свободу торговли, невиданную в Московском государстве. Он снял запреты на игру в шахматы, карты, на пляски и песни. Предпринимались попытки раскачать догматическое русское православие. Он говорил в беседах "Вы поставляете благочестие только в том, что сохраняете посты, по­клоняетесь мощам, почитаете иконы, а никакого понятия не имеете о существе веры..."19. Он проповедовал свободу совести. Лжедмитрий 1 подчеркивал превосходство европейцев над русскими, насмехался над русскими предрассудками, носил иноземное платье, окружил себя ино­странцами. Он укорял бояр как людей несведующих и необразованных, предлагал им ехать в чужие земли, чтобы чему-то научиться. Известный рос­сийский историк Н.И.Костомаров писал о Лжедмитрии I: "Он заговорил с русскими голосом свободы, настежь открыл границы прежде замкнутого го­сударства и для въезжающих в него иностранцев, и для выезжающих из него русских, объявил полную веротерпимость, предоставил свободу религиоз­ной совести; все это должно было освоить русских с новыми понятиями, ука­зывало им на иную жизнь"20

Глубоко религиозное общество, ориентированное на монашеские идеалы, было потрясено новыми порядками. В Кремле между соборами целый день играли 68 музыкантов, по приезду Марины Мнишек зака­тывались роскошные балы с танцами. Лжедмитрий I не имел четкой политической программы, но попытался одним махом перейти к свет­скому государству. Причем, будучи не подотчетен обществу, допускал традиционные для подобной системы власти злоупотребления. Такой лидер не мог обрести поддержку общества. Стремясь укрепить свое по­ложение, он объявил себя императором. Но это его не спасло. Через одиннадцать месяцев царствования Лжедмитрий I был убит боярами заговорщиками.

Во времена правления Василия Шуйского, сидевшего в Москве, г Лжедмитрия II, сидевшего в Тушине, гражданская война достигла своего пика. Появились десятки лжепретендентов на царский престол, царевичей: Иван-Август, Лавер, Осиновик, Федор, Климентий, Савелии Симеон, Ерошка, Гаврилка и т.д. Лжедмитрий 11, который был по сведениям иезуитов учителем из г. Шклова, крещеным евреем, сначала признавал своих "родственников", принимал их вместе с отрядами, затем велел повесить двух из них. В 1610 г. Лжедмитрий II был убит своей охраной в Калуге. На втором этапе гражданская война приняла масштабный характер, захватила все общество, все слои. Серьезной си­лы, способной стабилизировать ситуацию, фактически не было, насту­пило время собирать камни.

III этап смуты: 1610-1613 гг.

Это время выбора путей развития. В эти годы предпринимались активные попытки возродить на русских землях европейское устрой­ство. Они связаны с западными государствами, прежде всего с Поль­шей. Что такое Польша того времени? Она представляла собой консти­туционную монархию. В стране действовала Конституция. Во главе го­сударства стоял король, власть которого была ограничена двухпалат­ным Сеймом (парламентом). Одним из основных принципов польской Конституции был принцип выборности королей. В выборах участвова­ла шляхта (аристократия). Король Польши мог не быть поляком, но обязан был быть католиком. В 1573 г. королем Польши был избран французский принц Генрих Валуа (правил недолго, до 1574 г.). Король без согласия Сейма не мог объявить войну, собрать ополчение. Он обя­зан был через два года на третий собирать Сейм. Земли, входившие в польское государство, обладали значительной автономией и имели свои местные парламенты - сеймики. Польшу того времени называют "дворянской республикой".

В середине XVI в. в Польше развернулась религиозная Реформация, направленная на ограничение роли католической церкви. Позиции церкви были потеснены, но Польша не приняла протестантства, она осталась католической и церковь продолжала играть важную роль во всех сферах жизни на протяжении всей истории страны. Как видно, Польша развивалась в русле западной цивилизации и значительно от­личалась по общественному устройству от Московского государства. XVI - начало XVII вв. - это время расцвета Польши. Она активно рас­ширяла свою территорию, прежде всего на Востоке, пользуясь ослабле­нием Великого княжества Литовского. Литва, раздираемая внутренни­ми противоречиями, теснимая усиливающимся Московским государ­ством, стремилась укрепить свои связи с Польшей, с которой ее объ­единяла общая вера ~ католичество. В 1569 г. Литва пошла на создание единого польско-литовского государства. Так появилась Речь Поспо-литая21. Обе части Речи Посполитой - Литва и Польша - полностью сохраняли свою автономию. Обе части имели свои атрибуты государ­ственности: административное устройство, суд, бюджет, войско. Во гла­ве государства стоял король, который избирался двумя частями госу­дарства, и вольный сейм, являвшийся законодательным органом.

Речь Посполитая стремилась остановить экспансию Московского государства на земли, которые входили в состав Литвы, вела себя аг­рессивно по отношению к московитам. Воспользовавшись смутой. Речь Посполитая решила не только вернуть все русские земли, которые ранее входили в состав Литвы, но и вообще ликвидировать Московское государство. Польша поддерживала Лжедмитрия I, Лжедмитрия II. В 1609 г. началась открытая интервенция. Польские войска захватили за­падные земли, дошли до Москвы. Часть московского боярства решила использовать ситуацию и опереться на силу польского короля Сигизмунда III. Было предложено избрать российским царем его сына Вла­дислава, оговорив это рядом условий. Русская сторона выдвинула сле­дующие условия: принятие Владиславом православия и венчание на царство по православному обряду. Это положение имело принципи­ально важное значение: приняв православие, Владислав терял право на польский престол, что сеимало угроза присоединения России к Польше. Представители боярства выдвинули категорический запрет на распространение католичества в русских землях (предусматривалась смертная казнь тем русским, которые откажутся от православия и примут като­личество). Предусматривалась также женитьба Владислава на право­славной невесте, уход польских войск с территорий Московского госу­дарства, отпуск всех русских пленных домой. Таким образом предпола­галось, что Российское государство останется независимым.

Любопытно, что в ходе переговоров оговаривалось европейское устройство Московского государства. Предусматривалось ввести раз­деление властей. Боярской думе предстояло стать правительством и иметь в сфере своей деятельности административное управление, суд и финансы. Законодательная власть ~ законодательствует "вся земля", то есть Земский собор. Царь являлся бы главой государства (ограниченная монархия с разделением властей). Договор с польской стороной был подписан 17 августа 1610 г. В соответствии с ним Вла­дислав становился московским царем. Однако российской стороне да­леко не все условия удалось включить в договор. Так, оказался нере­шенным вопрос о переходе Владислава в православие. Королевич, ко­торому было 15 лет, оказался ревностным католиком, к тому же ни он, ни его отец не хотели терять права на польский престол. В результате упорного сопротивления польской стороны в договоре указано лишь, что венчаться на царство Владислав должен по православному обряду Не четко в договоре изложены вопросы об устройстве власти. Упор сделан на то, чего не может делать царь без совета бояр. Следует отме­тить, что соглашение не предусматривало отмену крепостного права или его ослабление. Специально оговаривалось, что крепостное право останется нерушимым. Этот договор открыл ворота Кремля польскому гарнизону, который выступал от имени царя Владаслава.

Таким образом, часть московского боярства стремилась реализовать переход России на европейский путь развития, используя польские войска и поддержку; а также польскую династию. Однако этот пла1 некоторой европеизации России встретил резкое сопротивление общества. Патриотические силы выступали за то, чтобы Россия самостоятельно без иностранного влияния решала свои проблемы. Дважды собиралось ополчение для освобождения территории России от ино­странных войск. Особенно успешным было второе ополчение. Его ли­дерами являлись князь Дмитрий Михайлович Пожарский и нижегород­ский торговец Кузьма Анкудинович Минин. В рядах ополчения были выходцы из разных слоев: дворяне, посадские люди, купцы, крестьяне, казаки. Ополченцами были не только русские. Народы Поволжья при­нимали участие в освобождении территории государства от польских отрядов. Есть свидетельства, что жители Украины принимали участие в ополчении. Любопытно, что ополченцы называли себя "свободными людьми" и думали не только о чисто военных задачах (вытеснить поля­ков из русских земель), но и о государственных вопросах. В ополчении был избран Земский совет, созданы приказы (поместный, судный, по­сольский и т.д.). Ополчение стремилось стать базой для восстановления российской государственности.

Активную роль в определении будущего России на этом этапе иг­рали нижегородцы. Здесь наблюдалось тяготение к европейскому типу развития и, одновременно, стремление к независимости. Нижний Нов­город категорически не согласился с планом московских бояр превра­тить государство в зависимое от Польши. Они приняли активное уча­стие в создании и финансировании ополчения. Но они не отвергали в принципе возможность введения в русских землях европейской ди­настии. В 1912 г. к ополчению, которое находилось в Ярославле, при­была авторитетная делегация из Нижнего Новгорода — игумен Генна­дий, князь Оболенский, дворяне, посадские люди. Что они предложили? ' "...Похотели бы на Российское государство государем, царем и великим князем всея Руси государского сына Карла-Филиппа Карловича" и чтобы нижегородцы стояли "с немецкими людьми заодно"22. Обратите внимание, горячее желание нижегородцев развиваться по европейскому пути или, как они выразились, "стоять с немецкими людьми заодно" вылилось в предложение избрать на московский престол шведского ко­ролевича Карла-Филиппа, сына Карла IX. Надо сказать, что это соот­ветствовало обычной европейской практике. Несколько монарших ро­дов, связанных к тому же родственными узами, "обслуживали" боль­шинство престолов Европы. Нижегородцы предложили и России при­соединиться к этой практике. Земский совет ополчения согласился на избрание шведского королевича царем, правда, оговорив, что он прим­ет православие. Однако реализовать этот план не удалось. В октябре 1612 г. от польских войск была освобождена Москва. Ополчение вы­полнило свою роль в борьбе против иностранной интервенции и было рас­пущено, повлиять на принятие политических решений оно не могло.

После освобождения Москвы первоочередным делом стало восста­новление государственности. По стране были разосланы грамоты о со­зыве Земского собора. Он собрался в январе 1613 г. Состав его был представительным. Здесь были бояре, высшее духовенство, дворяне, ужилые люди, люди посада. Были представители от казачества и свободных крестьян-общинников (черносошных). Однако значительная часть населения не была представлена на соборе: крепостное крестьян­ство, нерусские народы. Земский собор 1613 г, был многолюден. Точ­ное число участников неизвестно, но историки предполагают, что оно приближалось к 700 человек. Заседания чаще всего шли в Успенском соборе Кремля. Это было единственное помещение, которое могло вместить такое количество людей.

О том, как проходил собор известно мало, документов почти нет но ясно, что борьба была острой. Все варианты решения вопроса о власти были вынесены на обсуждение. На московский престол предла­гали польского принца Владислава, сына германского императора Ру­дольфа, шведского королевича Карла-Филиппа, кандидатов из старин­ных княжеско-боярских родов, а также сына Марины Мнишек Ивана Земский собор отсек европейских кандидатов, приняв решение о том что царем должен быть человек из российских земель. Царь из иностранце многим казался невозможным. Летописец свидетельствовал, что предложение об иноземном царе исходило от аристократии, которая надеялась в этом случае усовершенствовать государственное устройство. 0днако низы не поддержали это стремление. Псковский летописец указа. "Народы же ратные не восхотели ему быти"23.

Затем развернулась борьба вокруг старинных княжеско-боярсю родов. Борьба была упорной. В ход пускалось все: агитация, демагоги подкуп голосов и т.д. Полного списка кандидатов не сохранилось. Известно, что обсуждались кандидатуры Василия Шуйского, Воротынского, Трубецкого, Мстиславского, Михаила Романова и др. Какие силы стояли за этими фигурами? Что они символизировали?

Василий Шуйский уже находился на престоле в 1606-1610 гг., власть его была эфемерной и не распространялась дальше Москвы был известен тем, что впервые в истории России присягнул народ подписал крестоцеловальную грамоту при восшествии на престол, таким образом, Шуйский уже имел шанс вывести страну из кризиса 1 смог этого сделать. Эту кандидатуру могли поддержать только самые консервативные силы. Известный историк Н.И.Костомаров писал Шуйском: "Трудно найти лицо, в котором бы до такой степени от творялись свойства старого русского быта, пропитанного азиат». застоем"24. Он боялся всего нового, умом не отличался. Добровольно сойдя с престола по требованию народа в 1610 г., он оказался в польском плену, где и умер в 1612 г. Собор напрасно тревожил его прах.

Иван Михайлович Воротынский, князь, древнего знатного рода Этот род перешел на службу к московским князьям на рубеже XV -XVI вв. Он был противником всего западного, не хотел никаких пле­нении. Его идеал - традиции Московского царства. Естественно, его диктатуру поддерживали те, кто разделял эти взгляды.

Замечательной личностью был Федор Мстиславский. Потомок ли­товских великих князей и праправнук Ивана III, он был главой Бояр­ской думы и умел заставить считаться с мнением бояр. Есть основания говорить о прозападной ориентации Мстиславского. Он активно спо­собствовал как глава Думы приглашению на московский престол ко­ролевича Владислава. Современники отмечали, что он отличался умом. силой воли. Некоторые историки полагают, что, окажись он на троне, Россия вступила бы в полосу реформ и сдвинулась к Европе. Очевидно, что эту кандидатуру могли поддержать те, кто хотел перемен в Мо­сковском государстве, европеизации России. Но Мстиславский отка­зался от борьбы за престол, снял свою кандидатуру. Был еще князь В.В. Голицын, который по знатности и (по свидетельству современников) по способностям был одним из главных кандидатов на престол, но он находился в польском плену.

Получалось, что избрание Михаила Романова становилось неиз­бежным. Бояре Романовы были влиятельными людьми в Московском государстве, хотя и неродовитыми. Они вели свой род от Андрея Ко­былы, который приехал в русские земли в конце XIII в. из Пруссии (возможно, Литвы). Михаил Романов был в родстве с Иваном 1У,хотя никаких прав на престол не имел. Михаилу Романову в 1613 г. шел семнадцатый год. Заявить себя он ничем еще не мог. Отец царя Фила­рет сделал церковную карьеру при самозванцах (Лжедмитрий II сделал его патриархом). Во время избрания царя Филарет находился в польском плену.

7 февраля 1613 г. собор остановился на кандидатуре Михаила Ро­манова. Очевидцы свидетельствовали, что его поддержали не верхи общества, а мелкие служащие, казачество. Но окончательный выбор был отложен. Надо было узнать мнение народа о таком важном деле. Если выбор будет не удачным, то возможен новый всплеск граждан­ской войны. Вскоре города высказали свое мнение: за Михаила. Про­винция решила судьбу России. 21 февраля 1613 г. в Успенском соборе Кремля состоялось торжественное заседание Собора, на котором еди­ногласно был избран царем Михаил Федорович Романов и члены Со­бора присягнули новому царю. Присягнули Михаилу вскоре и все го-юда. Самое интересное, что население присягнуло новому царю, а Ро­манов ничего об этом не знал. Требовалось получить личное согласие Михаила. Посольство Земского собора разыскало Михаила у его мате­ри инокини Марфы в Ипатьевском монастыре в Костроме. Предание свидетельствует, что и Михаил, и, в особенности, его мать отказыва­юсь от чести, но уступили горячим просьбам. Михаил Романов поло­жил начало новой династии, которая правила в России триста лет.

Что же означало избрание царем Михаила Романова с точки зрения перспектив развития? Это — свидетельство того, что большинство вы­сказалось за восстановление Московского царства со всеми его осо­бенностями. Смута преподнесла важный урок: свободный выбор пока зал, что большинство было привержено традициям общинности, кол­лективизма, сильной централизованной власти и не хотело от них отка­зываться. Россия начала медленно выходить из социальной катастро­фы, восстанавливая общественную систему, разрушенную в период Смуты.

Необходимость перемен

В результате смуты самодержавие, политическая организация об­щества были изрядно разрушены. Восстановление шло не просто. В первой половине, и даже в середине XVII в. власть царя далеко не всег­да являлась неограниченной. На светскую власть претендовала цер­ковь. Патриарх Филарет, пользуясь положением отца царя, стремился подчинить государство церкви. Его порой величали "великим госуда­рем" наряду с царем. Беспокоили самозванцы: один выдавал себя за сына царевича Дмитрия, другой - за сына Василия Шуйского. Ивашка Воробьев выдавал себя за царевича Симеона Алексеевича. Опыт смут­ного времени учил. что такие явления в общественной системе, осно­ванной на личной наследственной власти, опасны, грозят дестабили­зацией. Опасность возрастала в связи с тем, что Михаил Романов был выборным царем и наследственных прав на престол не имел.

Эти факты внимательно отслеживались властями. Претендовала на московский престол и Польша. После взятия Москвы народным опол­чением польские войска не ушли с территории России, еще долго удер­живали западные земли, Смоленск. Владислав, ссылаясь на договор 1610 г., претендовал на престол царя. Восстановление государства шло трудно и потому, что царь Михаил не был государственным деятелем Выход находили в постоянном диалоге с обществом в лице Земского собора. В первой половине XVII в. Земский собор работал непрерывно, обеспечивая связь власти с обществом. Ситуация медленно, но стаби­лизировалась. Самодержавие было восстановлено при царе Алексее Михайловиче. В 1654 г. он принял титул "Царь, Государь, Великий князь, всея Великия и Малыя России самодержец" (Малой Россией или Малороссией называлась Украина). Этот титул окончательно закрепил за страной название. Царь не был стеснен никакими законами, счита­лось, что перед самодержавной властью ни у кого нет прав. Отношения подданства были восстановлены в полном объеме.

Сохранились свидетельства, хотя и глухие, что политическим идеа­лом Алексея Михайловича была монархия Ивана Грозного. К этому идеалу тяготели многие Романовы. Алексея Михайловича принято на­зывать Тишайшим за вежливость, склонность к компромиссам. Эпоха Грозного привлекала его не своей кровавостью, а прежде всего неогра­ниченностью власти. Однако мир Московского царства безвозвратно рухнул в смутное время. Были необходимы изменения. Они разверну­лись во второй половине XVII в. Опорой царя по-прежнему была бю­рократия, но Алексей Михайлович попытался опереться на ее лучшую часть, выдвигал умных, сведущих людей, независимо от их проис­хождения. В его царствование выдвинулась целая плеяда талантливых государственных деятелей: Ф.М.Ртишев, А.Л.Ордин-Нащокин, А.С. Мат­веев и др. Время боярства ушло в прошлое окончательно. Государствен­ная бюрократия выросла в числе. Если в 1640 г. служилых людей в центральном аппарате насчитывалось 1611 человек, то через пятьдесят лет, в 1690 г. - уже 4657 человек25. Это — почти трехкратное увеличение.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел от­ражение и в падении значения Боярской думы. Боярская дума в XVII в. сохранилась, но менялся ее состав и прерогативы. Состав Думы увели­чился за счет приказных людей, государственной бюрократии. В ней все большую силу набирали дворяне и приказные чины, то есть бюро­кратия. Увеличился численный состав Думы. К концу века он составлял 94 человека (в XVI в. — не более 24). Дума осталась высшей служебной инстанцией государства. Многие ее члены выполняли обязанности на­чальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности характерные для правительства. Некоторые историки так и предлага­ют рассматривать Думу. Однако правительством Боярская дума стать не могла, она — орган другой общественной системы. В конце XVII в. Боярская дума потеряла всякое значение.

Ведущее значение в государственном управлении приобрели адми­нистративные органы, которые назывались приказами. Большинство приказов носило военно-административный характер: стрелецкий, ка­зачий, рейтарский. Система власти была основана на силе, возни­кавшие постоянно социальные конфликты разрешались также силовы­ми методами, поэтому армии уделялось большое внимание.

Общество стало более открытым. Расширились связи с Европой. Из-за границы привозили газеты. Дети царя учились латыни и польскому языку. Однако на общественном устройстве России это не сказывалось. Наоборот, во второй половине XVII в. предпринимались попытки усовершенствовать сложившуюся корпоративную систему, основанную на отношениях подданства. Какие были предприняты ре­формы? Был учрежден приказ Тайных дел со значительными функция­ми и широкими полномочиями. В его задачи входило обеспечение сла­женной работы бюрократического механизма самодержавной власти, борьба за точное выполнение указаний царя, пресечение казнокрадства, злоупотреблений властью. Подьячие Тайного приказа сопро­вождали бояр-послов за границу, следя за точным соблюдением ин­струкций, данных царем. Они ведали политическим сыском, расследо­вали дела о злоупотреблениях властью, волоките и т.д. Тайный приказ подчинялся непосредственно царю. Через него царь сосредоточил в своих руках контроль за деятельностью государственных служащих сверху до низу.

Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правово­го государства. Взаимоотношения власти и общества регламентирова­лись светскими законами, закрепленными в Соборном уложении 1649 г. Уложение называлось Соборным, поскольку принималось Земским со­бором и представляло собой основы законодательства России. Земские соборы собирались в первой половине XVII в. довольно часто. Этот корпоративно-представительный орган сам по себе не играл суще­ственной роли, отражая лишь наличие значительной сферы прямой де­мократии на низовом уровне, и был формой диалога общества и влас­ти. Главным его делом в XVII в. было принятие Соборного уложения в 1649 г. В дальнейшем. Соборы собирались все реже и к концу XVII в. прекратили свое существование. Подлинный текст Соборного уложе­ния сохранился в Государственном архиве РФ. Это — огромный свиток длиной в 309 м. Специалисты графологи установили, что он написан всего четырьмя людьми (можно выделить четыре почерка). Уложение утверждало, что царь в управлении опирается на чиновничество - дво­рян. Резко ограничивалась автономия мест, сфера выборной демокра­тии. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям власти — воеводам. Лишь в "черных" землях, то есть у черносошных крестьян-общинников, прямая демократия продолжала действовать в полном объеме. Но их осталось не так уж много, в основном на северных землях. Уложение несколько ограничило аппе­титы церковной корпорации как собственника. То, что уже церкви принадлежало, признавалось за ней, вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. Был создан Монастырский приказ, которому стало подсудно, гражданским судом, а не церковным, духо­венство. Это положение Уложения делало общество более светским. так как утверждался приоритет светских правовых норм над церковными установлениями.

Корпоративность российского общества также была закреплена за­коном. Причем закон предусматривал прикрепление к общине не только крестьян-крепостных, что общеизвестно, но и городских жите­лей посада. Запрещались переходы жителей городских посадов из од­ной общины в другую. Уложение 1649 г. запрещало переходы жителей городских посадов не только непосредственным членам общины (муж­чинам), но и их детям, братьям, племянникам. Таким образом социаль­ная структура российского общества была закреплена законом и не могла меняться. Общество как бы законсервировалось, социальная мо­бильность была крайне ограничена.

Центральная власть добивалась, чтобы все в государстве делалось в соответствии с законом. Сами законы были крайне жестокими. "Богохульство", то есть выступление против церкви, каралось сожже­нием на костре, заговор против царя — смертной казнью. Выступления против власти подавлялись жестоко и кроваво. Фальшивомонетчикам заливали горло расплавленным свинцом или оловом, за царское бес­честие вырезали язык. Однако эти расправы регламентировались зако­ном, Незаконные наказания или более жестокие, чем предусмотрено за данное преступление, преследовались. Известен случай, когда один грузинский князь, живший в Москве, приказал отрезать нос и уши рус­скому слуге за амурные похождения с придворными дамами князя. Слух об этом облетел Москву, доложили царю. Алексей Михайлович через посла выразил князю строгое порицание и потребовал, чтобы он покинул Москву. Жестокость не предусмотренная законом не допуска­лась (за "прелюбодейство" законы предусматривали лишь битье кнутом на конюшне).

Эти усовершенствования в государственном устройстве России не ускорили развитие общества, а наоборот - закрепили корпоративно-чиновничью структуру общества, сдерживали социальную мобильность. Россия с трудом развивалась, в тяжелом экономическом положении на­ходилось большинство населения: посадские люди, казачество, ратные люди (воины), не говоря уже о крепостных крестьянах. Низкий уровень жизни, бесправное положение приводило к социальным конфликтам и взрывам. Бесконечные бунты потрясали Россию во второй половине XVII в.: медные, соляные и т.д. Особенно мощным было восстание под руководством казака Степана Разина, которое вошло в историю под на­званием крестьянской войны.

Россия нуждалась в глубоком реформировании. Однако это было невозможно без предваряющих изменений в духовной сфере. В то время как в Европе политическая и социально-экономическая деятельность были освобождены от регламентирующего влияния религии, Россия продолжала оставаться глубоко религиозным обществом. Влияние ре­лигии, церкви сказывалось во всем, даже в мелочах. В записках ино­странных послов говорится о том, что после обязательного целования руки послами, московский царь тут же в их присутствии немедленно мыл руки в серебряном рукомойнике. Церковь настаивала, что все не­православные, даже если они христиане, "поганые" и надо немедленно смыть заразу. Естественно, такие порядки шокировали европейских послов. Но дело не в них.

Религиозная регламентация сдерживала процесс изменений в об­ществе. Реформы <


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.038 с.