Глава I  Культура и ее роль в современном обществе. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Глава I  Культура и ее роль в современном обществе.

2019-08-04 278
Глава I  Культура и ее роль в современном обществе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Слово «культура» принадлежит, наверное, к числу наиболее часто встречающихся в обиходе. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Даже, если судить по периодической печати, - а она довольно точно улавливает потребность читателя, - наиболее популярный круг тем связан нынче с культурой.

Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры. Но как бы они ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование - «умственное и нравственное». 1

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В XXI веке необычайно возрос интерес людей к особенностям и истории своей культуры. Прошлое собственной культуры, памятники старины, народные традиции и обычаи в последнее время вызывают у всех живейший интерес.

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка./ В.И.Даль. - М.: Русский язык, 1981. - С. 217.
Тема моей дипломной работы: «Культура в зеркале прессы». Почему я выбрала эту тему? Ну прежде всего потому, что на сегодняшний день на Западе распространено мнение, что русский народ крайне не культурен. Они считают, что у нас в стране до сих пор большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг: музеи, литературу, театр, музыку. На мой взгляд, это бытующее представление о некультурности нашего народа, совершенно не верно. И выбрав эту тему, я попытаюсь разобраться в этой точке зрения и опровергнуть ее.

Ведь культура - «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией.»2

Я считаю, что наши люди не так бескультурны и знают, что в понятие культура также входит религия, наука, техника, нравственные и моральные нормы людей и государства.

Наше время, рубеж XX и XXI столетий, знаменуется новым мышлением. Современный человек начал осознавать связь между судьбой народа и судьбой культуры. Для него надежда на культуру стала выше надежды на военную мощь государства, партии, во что еще совсем недавно безоговорочно верил. На шкале человеческих ценностей культура явно потеснила силу.

Мы начали осознавать, что заботясь о нашей культуре, мы прежде всего заботимся о своем будущем. Ведь человек сам строит дом-культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, все им создаваемое вокруг себя - в чем он живет и что следует называть культурой в широком смысле этого слова,  включая науку, образование и разумное отношение человека в природе, ибо природа - это наш дом.

Примеры неразумной деятельности по истреблению природы, природных запасов и культурных ценностей, я думаю, не стоит перечислять. Можно даже сказать, что эта деятельность все увеличивается, и если не будут приняты разумные меры, то миру грозит полное уничтожение.

Исходя из всего  этого, академик Д.С. Лихачев, предложил термин для защиты человеческой культуры - экология культуры. «Культурная экология» - это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества. Выбросите, что-либо из сферы экологии культуры - человек лишится части своего «дома».3

И поэтому, если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию - школы, университеты, библиотеки, архивы, музеи и, конечно, наш богатейший язык, то мы останемся великой державой и сохраним свое первенство на всем пространстве бывшего Советского Союза.

А чтобы движение за подъем культуры в нашей стране имело ощутимый успех, оно должно широко обсуждать и освещаться в печати. Ведь средства массовой информации имеют огромные возможности для развития и культурного обогащения личности. Телевидение, радио и печать создают новую среду, которая меняет человеческие чувства, формирует многосторонне развитого человека, все чувства которого взаимодействуют при просмотре, независимо от содержания увиденного. Сейчас человечество вступило в период «электронной революции», которая приведет людей к восприятию чувств и полной гармонии.

Далеко не последнюю роль пресса играет в духовном, культурном, нравственном воспитании и развитии общества. Поэтому для анализа я выбрала периодическую печать.

В первой главе я рассмотрю понятие «культуры» и расскажу, что вкладывают в него разные мыслители. А также определю проблемы взаимодействия СМИ и культуры.

Во второй главе я проанализирую, как освещаются вопросы культуры на страницах центральной прессы. Для анализа выбраны материалы по вопросам культуры двух старейших российских газет – «Труд» и «Известия».

В третьей главе я расскажу, какое влияние оказывает ежедневная, местная газета «Восточно-Сибирская правда» на культурную жизнь Иркутской области.

Культура сегодня

 

Культура как духовность есть непременное условие, без которого всякое общество и любая страна обречены. Современная культура характеризуется разнообразием идеалов и ценностей. Увы, чувство подавленности происходящим и неуверенности в завтрашнем дне не исчезает, а напротив, усиливается.

Рассматривая состояние культуры  российского общества в современных условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это просматривается в многообразии тематики и сюжетов, и идейного содержания художественных произведений. Происходит духовное раскрепощение общества.

Вместе с тем эти процессы противоречивы. «Возвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К. Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам подвергается М. Горький за то, что является «основоположником метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в присвоении чужого труда…»1

В начале 90-х годов ХХ века происходит размывание традиционных форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой техники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь развлекательный характер.

На состояние культуры негативно воздействует не только формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую экспансию англо-американской культуры. Происходит коммерциализация культуры, что в свою очередь ведет не  только к сокращению культурного пространства в обществе, но и созданию атмосферы конкуренции. Культурные учреждения под напором рынка начали превращаться в коммерческие структуры. На базе государственных, профсоюзных, колхозных учреждений начали возникать видеосалоны, пункты проката аудио- и видеокассет. Коммерческие структуры делают ставку на боевики, вестерны, триллеры, эротические ленты, которые начинают пользоваться успехом у значительной части зрительской аудитории.

Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей продавцу максимальную прибыль. Разрушительным оказалось воздействие рыночных отношений и на книгоиздательскую деятельность. Государственные и коммерческие издательства выпускают в свет литературу приблизительно одного и того же плана: фантастика, детективы, эротика, а подчас и просто порнография.

В связи с ростом цен на бумагу и желанием дельцов заработать на издании литературы, книга становится товаром, в значительной степени недоступным для широких слоев населения, и прежде всего молодежи.

Итак, в результате внедрения рыночных отношений в сферу культуры оказалось практически полностью разрушенной ее инфраструктура. Резко уменьшились объем и качество духовной продукции, сузился круг культурных образцов, находившихся в культурном обороте. Уменьшилось число каналов, по которым обеспечивалось распространение духовных благ, резко сократилась сфера любительского художественного творчества. Практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и, особенно на селе, «где приезд кинопередвижки можно сравнить с эпохальным событием, не говоря уже о выездном спектакле или шефском концерте артистов областной филармонии.»2

В 90-е годы никаких компаний по возрождению не случалось, но культура стала возрождаться сама именно так, как  это нынешнему поколению интересно и понятно. Это фольклорные фестивали, которые пользуются огромной популярностью, народные эпосы, которые впервые получают театральное воплощение, и выставки актуального искусства, посвященные героям национальных преданий. Сегодня возрождаются уникальные народные промыслы и удивительные народные традиции, которые, как и прежде, помогают людям выжить.

Широкое распространение получает культурно-исторический туризм. Началось широкое общественное движение по охране памятников истории и культуры. Все это дает основание говорить о начале нового этапа в освоении российской культурой духовных ценностей прошлого.

По-новому стали работать средства массовой информации. Если раньше на страницах газет и журналов, в передачах радио и телевидения создавался мир показного благополучия, критические публикации строго дозировались. То сейчас средства массовой информации стали не только отражать реальные проблемы жизни страны, но и активно вмешиваться, помогать их решению. Прекратилась практика мелочной опеки средств массовой информации со стороны вышестоящих инстанций, возросла самостоятельность и ответственность редакций. Возрастает роль и значение общественных наук.

Характерной особенностью духовной жизни общества в настоящее время является возросший интерес к публицистике. Судьба страны, события недавнего прошлого, методы руководства экономикой, состояние общественной нравственности - эти и многие другие проблемы дискутируются на страницах «Знамени», «Нового мира», «Огонька», «Литературной газеты», тиражи которых свидетельствуют об их растущей популярности. Документальные и оперативные жанры выступают на первый план во всех видах искусства. Возрождается плакат, дающий возможность художнику мгновенно откликаться на злободневные проблемы. Новое дыхание получает кинодокументалистика.

В современную музыкальную культуру возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича и других выдающихся музыкантов современности. В целом отношение к культурному наследию прошлого стало меняться. Отмена ограничений на информацию из-за рубежа, расширение личных контактов, восстановление связей с деятелями отечественной культуры в эмиграции ведет к интенсификации культурного обмена и взаимообогащению культур.

Нет необходимости доказывать, что «любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только тогда, когда они сохраняют свою национально-культурную идентичность. Когда, находясь в постоянном взаимодействии с другими народами и нациями, обмениваясь с ними культурными ценностями, не теряют своеобразия своей культуры».3 В истории можно найти многочисленные примеры того, как исчезли государства, когда народ забывал свой язык и культуру. Если же культура сохранялась, то, несмотря на все трудности и поражения, народ поднимался с колен, обретая себя в новом качестве и занимая достойное место среди других народов.

Подобная опасность сегодня подстерегает и русскую нацию, ибо цена на западную технологию может оказаться слишком высокой. Не  только резко возрастет социальное неравенство внутри русского общества со всеми отрицательными последствиями, но и углубится национальное неравенство между русским народом и, так называемыми, западными этносами. Вернуть же утраченные позиции в мировой культуре крайне сложно, а смириться с утратой - значит оказаться на краю пропасти в культурно-историческом развитии.

Для возрождения и развития российской художественной культуры необходима ориентация ее  на высокие эстетические, реальные жизненные идеалы, на реализм в искусстве и гармоничное соединение индивидуальной творческой свободы с интересами русского народа и всей России.

Для возрождения и прогресса российской духовной культуры требуется возрождение национального самосознания и самоуважения в российском народе, здоровых моральных ценностей и идеалов с ориентацией на традиции российского народа, а также возрождение традиционной для российского народа толерантности в религиозной жизни.

Завершая анализ основных условий и задач возрождения и развития российской национальной культуры, следует отметить, что путь этот нелегкий и долгий. Однако, думается, только на этом пути, только при решении вышеназванных проблем и задач расцветет российская культура, возрастет национальное самосознание, наполнится реальным содержанием ее государственный суверенитет.

Однако, это совсем не означает, что российская национальная культура станет чем-то противоположным культуре общечеловеческой. Наоборот, она только таким способом может войти в общечеловеческую культуру, как равная среди равных, с собственным мировоззрением. Она войдет в общечеловеческую культуру, как часть в целое и, в то же время, сохранит то, что можно назвать суверенитетом культуры.

Только тогда российский народ почувствует себя полноправным, независимым, суверенным народом со своей собственной культурой и государственностью. Эта серьезная задача налагает почетную, хотя и нелегкую обязанность на государство. Ведь «никогда культура не продвигалась сама. Должна быть мощная государственная, и в том числе городская, московская, программа, которая не только декларирует поддержку культуры, но и насаждает ее».4

 

ГЛАВА II. Вопросы культуры на страницах

Центральной прессы

 

Сегодня на страницах периодической печати очень много ведется разговоров о духовности, о роли культуры в жизни нашего общества. Это позволяет говорить о том, что в последнее время необычайно возрос интерес к своей культуре. Современный человек начал осознавать, что без знания своих исторических, культурных истоков, без опыта, в котором столетиями оттачивались нравственные правила жизни, не может состояться человек. Из всех центральных газет для анализа выбраны публикации по вопросам культуры двух старейших и популярнейших российских газет - «Труд» и «Известия».

 

Заключение.

Итак, сегодня многие исследователи считают, будто наша культура переживает тяжелый кризис. Они утверждают, что мы совершенно не умеем ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством. И что же? Все так безнадежно? Я бы не сказала. Ведь в последнее время культура прошлого органически входит в жизнь современного человека. Его сейчас, как и много лет тому назад, волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно. Мы наконец-то начали понимать, что прошлое играет огромную роль в становлении настоящего.

Отечественная культура возрождается. Очевидным и ярким примером может служить наша периодическая печать, которая на страницах своих газет публикует материалы, дающие читателю возможность «погрузиться» в мир культуры наших предков.

Я постаралась в своей дипломной работе проанализировать статьи авторов, которые стремятся показать трудности и проблемы, существующие на современном этапе в отечественной культуре. Журналисты на страницах периодической печати поднимают актуальные вопросы: духовное и культурное воспитание нашего подрастающего поколения. Несмотря на то, что все публикации такие разные, но проникнуты единым стремлением – помочь воспитать детей нравственно и духовно богатыми личностями. Читая эти статьи, начинаешь думать о том, как помочь ребенку в развитии его интеллектуального и духовного мира.

Надо отдать должное центральным газетам «Известия», «Труд», а также общественно-политической газете Иркутской области «Восточно-Сибирская Правда». Именно эти издания, на мой взгляд, дают читателю едва ли не самую богатую и разнообразную информацию о культурных событиях, происходящих в нашей стране. Авторы газет, как правило, хорошо информированы, обладают высокими знаниями о том или ином виде искусств. В материалах журналистов не встретишь непроверенных сведений, фактов, брошенных читателю ради сенсации, как это делает «желтая» пресса, в частности, «Московский Комсомолец». Аналитические статьи в газетах «Известия» способны дать читателю толчок к размышлению о проблемах и трудностях, которые переживает культура сегодня. Беседы авторов газет «Труд» и «Восточно-Сибирская Правда» с деятелями культуры, дали счастливую возможность поразмышлять о жизни своих кумиров, провести параллель с собственной судьбой и найти выход из трудных житейских ситуаций.

Однако, хочу сказать, что на страницах прессы журналисты очень много внимания уделяют искусству: театру, кино, литературе. И очень мало – музыкальной культуре. Почему? Ведь музыка – это тоже искусство, ее воздействие на формирование личности огромно. Музыкальное искусство, как никакое другое, адресовано к миру человеческих чувств и множеством нитей с жизнью человека. Поэтому хочется пожелать журналистам, чтобы они больше писали об этом виде искусства.

 

 

Список использованной литературы

Книги

Балакина Т.И. История русской культуры: Учеб. пособие / Т.И. Балакина. – изд. доп. и перераб. – М.: Издат. центр АЗ, 1995. – 263с.

Гаврилина Л.М. Русская культура: Проблемы, феномены, историческая типология: Учеб. пособие /Л.М. Гаврилина. – Кал-д: КГУ, 1999. – 105с.

Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Русский язык, 1981. – 779с.

Заболоцкий Н.А. Стихи и поэмы /Н.А. Заболоцкий. – М.: Современник, 1981. – 376с.

Зезина М.Р. История русской культуры: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «История»/ М.Р.Зезина, Л.В. Кошман, В.С. Шульгин. –М.: Высш. шк., 1990. – 432с.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие / И. В. Кондаков. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 687с.

Лихачев Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. – М.: Искусство, 2000. – 440с.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – нач. XIX века) /Ю.М. Лотман. – 2-е изд. доп. – СПб: Искусство, 1999. – 415с.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры: Проблемы типологии /В.Н. Романов. – М.: Наука, 1991. – 190с.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин. – М.: Наука, 1992. – 357с.

Философский энциклопедический словарь. – М.: Большая Советская Энциклопедия, 1983. – 864с.

Швейцер А. Упадок и  возрождение культуры. Избранное/А. Швейцер. – М.: Прометей, 1993. – 512с.

Шаповалов В.Ф. Основы философии/В.Ф. Шаповалов. – М.: Фиар-Пресс, 1999. – 595с.

                                     Материалы СМИ

Беркович А. Власть и страсти /А. Беркович // Восточно- Сибирская правда. – 2002. – 30 окт.

Варфоломеев П. Изголодавшиеся таланты /П.Варфоломеев // Труд. – 2002. –15 дек.

Гладильщиков Ю. Окончательный анализ /Ю. Гладильщиков // Известия. – 2002. – 25 июля.

Горбунова И. Неделя памятников и исторических мест /И.Горбунова // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 13 апр.

Горбунова И. Подарок городу / И.Горбунова // Восточно-Сибирская правда. – 2003. – 5 апр.

Дардыкина Н. Фантазер под гипнозом / Н. Дардыкина // Московский комсомолец. – 2002. – 17 дек.

Дьяченко Н. О! Как мне хочется смутить веселость их/ Н. Дьяченко //Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 17 окт.

Жартун С. Зеркало жизни – театр /С. Жартун //Восточно-Сибирская правда.- 2003.- 27 марта.

Жартун С. И взяли зрителей в полон…/ С. Жартун // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 26 окт.

Кабанова О. Арсенал шедевров /О. Кабанова //Известия. – 2002. –10 сент.

Кабанова О. В культуре нет провинции / О. Кабанова // Известия. – 2002. – 18 марта.

Кириллов. В. Фигуры умолчания. / В. Кириллов // Литературная газета. – 2002. – 4-10 сент.

Климова Э. Вольный полет /Э. Климова // Восточно-Сибирская правда. – 2002. –20 нояб.

Ковальская Т. Разговор начистоту/ Т.Ковальская //Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 15 окт.

Колодный Л. Третий Рим / Л. Колодный // Московский комсомолец. – 2002. – 24 янв.

Кошкина Т. Культура и бизнес спасут Россию / Т. Кошкина // Иркутские промышленные Известия. – 2003. – 28марта

Кучина О. Мифы о России / О. Кучкина // Культура. – 2002. – 22-28 марта.

Лебедина Л. Жестокие игры / Л. Лебедина //Труд. – 2002.- 3 дек.

Мазурова С. Есть еще порох / С. Мазурова // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 31 дек.

Мазурова С. Ленфильм: город в городе / С. Мазурова // Восточно –Сибирская правда. – 2002. – 14 дек.

Мазурова С. Разные судьбы Татьяны Пилецкой /С. Мазурова // Восточно-Сибирская правда. – 2002. – 7 дек.

Минкин А. Ночь Тарковского / А. Минкин // Московский комсомолец. – 2002. – 12 апр.

Неверов А. И в 90 лет жить интересно / А.Неверов // Труд. - 2003. – 13 марта.

Поляков Ю. Культура не должна быть служкой рекламы / Ю.Поляков //Литературная газета. – 2002. – 19-25 июня.

Романова М. Оглушенные счастьем / М. Романова // Московский комсомолец. – 2001. – 5 янв.

Скатов Н. Русская культура сегодня / Н. Скатов // Литературная газета. – 2001. – 23-29 мая.

Стародубец А. Мое невежество спасло «Экипаж» / А. Стародубец // Труд. – 2003. – 29 марта.

Фёдорова Н. Счастья вам, служители Мельпомены /Н. Федорова //Восточно-Сибирская правда. – 2002.- 27 марта.

Филлипов А. Гомер и ушу/ А. Филлипов // Известия. – 27 июля.

 Филлипов А. Продавцы воздуха / А.Филлипов //Известия. – 24 сент.

Чебышева К. Послушаем креольское танго/ К. Чебышева // Труд. – 2002. – 2 нояб.

Шавырина М. Больше секса сверху и снизу/ М. Шавырина// Московский комсомолец. – 2002. – 23 янв.

Введение

Слово «культура» принадлежит, наверное, к числу наиболее часто встречающихся в обиходе. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Даже, если судить по периодической печати, - а она довольно точно улавливает потребность читателя, - наиболее популярный круг тем связан нынче с культурой.

Итак, что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры. Но как бы они ни определяли понятие «культура», оно всегда включает в себя образование - «умственное и нравственное». 1

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В XXI веке необычайно возрос интерес людей к особенностям и истории своей культуры. Прошлое собственной культуры, памятники старины, народные традиции и обычаи в последнее время вызывают у всех живейший интерес.

1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка./ В.И.Даль. - М.: Русский язык, 1981. - С. 217.
Тема моей дипломной работы: «Культура в зеркале прессы». Почему я выбрала эту тему? Ну прежде всего потому, что на сегодняшний день на Западе распространено мнение, что русский народ крайне не культурен. Они считают, что у нас в стране до сих пор большинство людей понимают под культурой весьма ограниченный круг: музеи, литературу, театр, музыку. На мой взгляд, это бытующее представление о некультурности нашего народа, совершенно не верно. И выбрав эту тему, я попытаюсь разобраться в этой точке зрения и опровергнуть ее.

Ведь культура - «это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения - народом, нацией.»2

Я считаю, что наши люди не так бескультурны и знают, что в понятие культура также входит религия, наука, техника, нравственные и моральные нормы людей и государства.

Наше время, рубеж XX и XXI столетий, знаменуется новым мышлением. Современный человек начал осознавать связь между судьбой народа и судьбой культуры. Для него надежда на культуру стала выше надежды на военную мощь государства, партии, во что еще совсем недавно безоговорочно верил. На шкале человеческих ценностей культура явно потеснила силу.

Мы начали осознавать, что заботясь о нашей культуре, мы прежде всего заботимся о своем будущем. Ведь человек сам строит дом-культуру. Сюда входят привычки, обыкновения, занятия, все им создаваемое вокруг себя - в чем он живет и что следует называть культурой в широком смысле этого слова,  включая науку, образование и разумное отношение человека в природе, ибо природа - это наш дом.

Примеры неразумной деятельности по истреблению природы, природных запасов и культурных ценностей, я думаю, не стоит перечислять. Можно даже сказать, что эта деятельность все увеличивается, и если не будут приняты разумные меры, то миру грозит полное уничтожение.

Исходя из всего  этого, академик Д.С. Лихачев, предложил термин для защиты человеческой культуры - экология культуры. «Культурная экология» - это и произведения архитектуры, различных искусств, литературы в том числе, это и язык, это и все культурное наследие человечества. Выбросите, что-либо из сферы экологии культуры - человек лишится части своего «дома».3

И поэтому, если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию - школы, университеты, библиотеки, архивы, музеи и, конечно, наш богатейший язык, то мы останемся великой державой и сохраним свое первенство на всем пространстве бывшего Советского Союза.

А чтобы движение за подъем культуры в нашей стране имело ощутимый успех, оно должно широко обсуждать и освещаться в печати. Ведь средства массовой информации имеют огромные возможности для развития и культурного обогащения личности. Телевидение, радио и печать создают новую среду, которая меняет человеческие чувства, формирует многосторонне развитого человека, все чувства которого взаимодействуют при просмотре, независимо от содержания увиденного. Сейчас человечество вступило в период «электронной революции», которая приведет людей к восприятию чувств и полной гармонии.

Далеко не последнюю роль пресса играет в духовном, культурном, нравственном воспитании и развитии общества. Поэтому для анализа я выбрала периодическую печать.

В первой главе я рассмотрю понятие «культуры» и расскажу, что вкладывают в него разные мыслители. А также определю проблемы взаимодействия СМИ и культуры.

Во второй главе я проанализирую, как освещаются вопросы культуры на страницах центральной прессы. Для анализа выбраны материалы по вопросам культуры двух старейших российских газет – «Труд» и «Известия».

В третьей главе я расскажу, какое влияние оказывает ежедневная, местная газета «Восточно-Сибирская правда» на культурную жизнь Иркутской области.

Глава I  Культура и ее роль в современном обществе.

§1 Культура… с чем связываем мы это емкое понятие?

 

Первоначальное понятие «культура» связывалось с целенаправленным воздействием человека на природу, прежде всего с земледелием. Позднее им стали обозначать результаты воспитания и обучения самого человека. В современном же значении понятие «культура» стало использоваться в XVIII-XIX веках.

Так, часть мыслителей, представляющих натуралистическое направление, исходили из признания основополагающим природного фактора в человеке. Человек, творящий культуру, должен исходить из законов природы и подчиняться им (человек часть природы, природа - главное мировое событие).

Французский просветитель Жан Жак Руссо (1712-1778) рассматривал человека как совершенное существо, а естественную на лоне природы жизнь - как наиболее правильную ее форму. Ущербность и вредность культуры Руссо видел как в существовании частной собственности, которая делает людей неравными (сочинение "Рассуждение о начале и основаниях неравенства"), так и в существовании абсолютизма - власти, антинародной по своей сути. Не меньшим злом он считал религию, искусство и науку, которые способствуют сохранению неравенства, не обеспечивая ни улучшения нравов, ни счастливой жизни людей.

Впервые термин «культура» встречается в «Карманном словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка», изданном М.В. Петрошевским в 1845-1846 гг. (вып. 1-2; был уничтожен цензурой).

Так как культура - понятие многосложное, трудно поддающееся однозначным определениям, споры среди ученых вокруг этого понятия ведутся уже не одно столетие. Особенно они активизировались в последнее десятилетие. И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения, все же наметилось некоторое сближение позиций. Многие исследователи подошли к пониманию культуры, как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

По существу, в понятие «культура» включает все, создаваемое трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература; религиозные или атеистические представления, нормы морали и политические системы; произведения искусства и способы общения людей и т.п.

Однако культура - это не только система ценностей (или совокупность достижений), но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей в определенном историческом контексте. Именно развитие человека, а также его отношение к самому себе и другим людям, к природе и ко всему окружающему миру можно считать общей мерой уровня культуры конкретной исторической эпохи. Важным критерием историко-культурного процесса являются цели, возможности и способы распространения, и использование культурных ценностей среди различных социальных слоев.

Так что же такое культура? Например, в современной культурологии наиболее распространены технологическая, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная концепция рассматривает культуру, как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жизни - должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.

Понятие «культура», - отмечается в Философском словаре, - означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.»1

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление - не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Как писал русский поэт Николай Заболоцкий:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.2

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одновременно формирует и развивает саму эту сущность. "Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - это нечто иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.»3

Современный исследователь проблем философии В.Ф. Шаповалов трактует понятие культуры следующим образом. Он пишет, что существует множество различных формулировок культуры, каждая из которых раскрывает разные стороны этого многогранного явления. 

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры. «Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества, где наиболее полно реализуются творческие потенции человека - это, прежде всего, искусство, наука, образование. Во- вторых, культура есть ценностное отношение к реальности, т.е. в ней всегда присутствует то, что свято и признается безусловной ценностью. В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от «натуры» (природы).»4

Подлинная культура немыслима без бережного отношения к ценностям универсального характера. Совокупность представлений о ценностях и идеалах, отличает ее от нигилизма, т.е. от отрицания безусловных ценностей идеалов. Идеал - это эталон, по которому можно сверять свою жизнь, свои помыслы и поступки, результаты своего труда. Кроме того, в ценностях и идеалах всегда присутствует момент, обнаруживающий их тесную связь с религией. Это  момент веры, внутренней убежденности людей в правильности и незыблемости исповедуемых идеалов и ценностей. Если они воспринимаются как нечто непрочное и неустойчивой, то утрачивают свою основную функцию - быть ориентирами и вдохновляющими образцами для деятельности человека. Идеал создает «вертикаль» человеческого бытия: он формирует устремленность человека к высшему, непреходящему, вечному.

Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной группы, культурной эпохи. Поэтому можно выделить универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним, в первую очередь, относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а, следовательно, к истории страны. Все эти ценности предлагают благоговейное к себе отношение.

«В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате ценностей способствует, в частности, массовый характер современного общества, а также усложнение человеческого бытия в целом.»5

Академик Д.С. Лихачев рассматривает культуру, как «некоторое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимооталкивания. А также, как определенное пространство, сакральное поле, из которого нельзя изъять одну какую-либо часть, не сдвинув ос<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.