Контрольные полномочия парламента — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Контрольные полномочия парламента

2019-08-04 127
Контрольные полномочия парламента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Французский парламент применяет все известные формы контроля за деятельностью правительства, за исключением интерпелляции. Хотя ст.156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламентариев должно подчиняться тем же правилам, что и резолюция порицания (см. ниже), и оно не дает каких-либо особых преимуществ автору интерпелляции, кроме права получения слова в приоритетном порядке.

Все формы контроля могут быть разделены на две большие группы: 1)не содержащие прямых санкций в отношении правительства, кроме публичной огласки; 2) содержащие такую санкцию, которая ведет к политической ответственности правительства. Первая группа контрольных полномочий осуществляется в обеих палатах парламента. Вторая — только Национальным собранием.

Французскому правительству известны многочисленные формы вопросов, которые задаются министрам; последние обязаны на них отвечать. Ответы министров не могут повлечь какие-либо санкции со стороны палат.

Комиссии по контролю и по расследованию имеют временный характер. Разница между комиссиями по расследованию и комиссиями по контролю состоит в следующем: первые должны собрать информацию по определенным фактам, событиям; вторые проводят проверку административной, финансовой или технической деятельности государственных служб или национализированных предприятий. Комиссия образуется путем принятия резолюции соответствующей палатой.

С контрольными полномочиями парламента связано право петиций. Право петиций состоит в том, что разного рода обращения направляются председателям палат парламента. Петиции также могут передаваться парламентарием, который делает на полях надпись о передаче и подписывает ее. Петиция, исходящая от скопления людей в общественном месте, не может быть принята. Петиция должна указывать местопребывание петиционера и иметь его подпись. Петиция направляется в компетентную комиссию, которая назначает по петиции докладчика.

 В Национальное собрание ежегодно представляется их лишь несколько десятков. Кажется также очевидным, что процедура рассмотрения петиций тяжеловата и многоступенчата. Для сравнения можно указать, что в бундестаг ФРГ ежегодно представляется несколько тысяч петиций.

В 1973г. во Франции был учрежден пост парламентского посредника, имеющего в качестве прообраза институт омбудсмана, появившегося сначала в скандинавских странах, а затем учрежденного во многих других. Парламентский посредник (медиатор) назначается на шесть лет декретом совета министров. Посредник не может принимать жалобы непосредственно от граждан. Они сначала направляются депутатам и сенаторам, которые передают их посреднику. Последний, имеющий в своем распоряжении небольшой штат сотрудников, принимает решение по этим заявлениям. Члены парламента сами могут обращаться к посреднику по вопросам, по которым, как считают парламентарии, должно последовать вмешательство посредника. Ему могут передаваться петиции. Ежегодно медиатор направляет парламенту доклад о свое деятельности. Полномочия посредника ограничены. Собственными правами для восстановления нарушенных прав граждан посредник не обладает. "Когда жалоба кажется ему оправданной, указывается в законах о посреднике 1973 и 1976 гг., — он дает рекомендации, которые представляются ему необходимыми для разрешения рассматриваемого дела и в случае необходимости он вносит предложения об улучшении деятельности соответствующего органа".

Депутаты Национального собрания, могут заставить правительство уйти в отставку либо путем принятия резолюции порицания, либо отказав в доверии, запрошенном правительством. Только Собрание может решать вопрос о политической ответственности правительства. Впрочем, последний абзац ст.49 Конституции указывает, что "премьер-министр имеет право просить сенат одобрить декларацию общей политики правительства", а ст.39 регламента сената, что "эта декларация становится предметом дебатов в палате, по окончании которых, если не поступило иного предложения, председатель консультируется с палатой о таком одобрении". Случаи подобного обращения известны, однако исходя из действующих законоположений судьба правительства неясна, даже если сенат не одобрит указанную декларацию. Правительство в таком случае не обязано уходить в отставку.

Наиболее грозное оружие Собрания — резолюция порицания (ст.49) — сильно ограничено рядом процессуальных оговорок в пользу правительства. Во-первых, право внесения резолюции порицания предоставлено не каждому парламентарию, а лишь группе депутатов, по меньшей мере составляющей десятую часть членов Собрания. Во-вторых, резолюция может голосоваться только через 48 ч после внесения. Этот срок введен для "размышлений" депутатов и предоставления возможности отсутствующим принять участие в голосовании. В-третьих, для принятия резолюции порицания требуется абсолютное большинство голосов членов, составляющих Национальное собрание. При этом подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания. Другими словами, это правило ведет к тому, что воздержавшиеся от голосования автоматически зачисляются в сторонники правительства. Последнее ограничение — запрещение авторам резолюции вносить аналогичную в течение той же сессии, обычной или чрезвычайной. Запрет не распространяется на случаи, когда депутаты вносят резолюцию порицания в ответ на постановку вопроса о доверии. С 1960 г. по сентябрь 1990 г. в Национальном собрании голосовалось 35 резолюций порицания и только однажды, а именно 2 декабря 1962 г., оно свергло правительство Ж.Помпиду 280 голосами против 241. Депутаты высказались против применения Ш. де Голлем ст.11 Конституции для изменения основного закона. На этот шаг президент ответил роспуском Национального собрания.

Таким образом, правительство, учитывая расстановку сил в Национальном собрании, может вообще не ставить вопроса о доверии, предоставляя депутатам право вносить резолюцию порицания и, пользуясь указанными процедурными моментами, получить для себя "льготный режим".

Какие-либо другие процедуры, ведущие к голосованию о доверии правительству, действующей Конституцией не предусмотрены; в 1959 г. Конституционный совет высказался против их включения в регламенты палат. При этом Советом были признаны неконституционными несколько статей этих регламентов.

 

ИНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ПАРЛАМЕНТА

 

Полномочия парламента сводятся к трем — объявление войны и введение осадного положения, ратификация международных договоров, судебные функции.

Право объявления войны принадлежит парламенту (ст.35 Конституции). Практически при современных методах ведения войны это полномочие весьма условно. При нападении на страну правительство должно немедленно принимать меры и парламент будет поставлен перед свершившимся фактом. Президент Республики в качестве "гаранта национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров" (ст.5 Конституции) и "главы вооруженных сил" (ст.15 Конституции) должен принимать необходимые меры для обороны страны. Парламент ратифицирует только наиболее важные для страны международные договоры — о мире, о торговле, о вступлении в международные организации; договоры, касающиеся финансов государства, правового положения личности, соглашения об уступке, обмене или о приобретении территории. Все другие соглашения ратифицируются президентом Республики. Когда в палату передан проект закона о ратификации договора или одобрения международного соглашения, не подлежащего ратификации, то голосование по статьям не проводится и к ним не могут быть сделаны поправки. Палата принимает или отклоняет проект закона или выносит решение об отсрочке.

Судебные полномочия французского парламента ограничены. К ним относятся объявление амнистии и создание Высокой палаты правосудия. Последняя формируется парламентом для осуществления правосудия в отношении высших должностных лиц государства – президента республики за государственную измену, членов правительства – за действия, совершенные ими при исполнении своих функций и определявшихся в момент совершения как преступления или проступки, а также в случае заговора против безопасности государства. В последнем случае палата разбирает и дела сообщников членов правительства, участвовавших в заговоре.

Высокая палата правосудия состоит из 24 постоянных судей и 12 их заместителей. После каждого нового переизбрания Национального собрания в месячный срок, следующий за первым заседанием, Собрание избирает 12 постоянных судей и шесть заместителей. В этот же срок после каждого частичного переизбрания сената он избирает 12 постоянных судей и шесть заместителей. Выборы проводятся тайным голосованием. Чтобы быть избранным, необходимо получить абсолютное большинство голосов каждой палаты. В таком же порядке производится замещение постоянных судей и заместителей, обязанности которых по какой-либо причине прекратились до истечения установленного срока. Палата избирает председателя и двух его заместителей.

В Пятой республике Высокая палата правосудия не функционировала.

 

ПАРЛАМЕНТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

 

Чрезвычайное положение в стране объявляется президентом республики на основании ст.16 Конституции 1958 г. Это личное полномочие главы государства. Оно объявляется, когда институты Республики, независимость нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с конституцией, нарушено. Прежде чем ввести чрезвычайное положение, президент Республики консультируется с премьер-министром, председателями палат парламента, а также с Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Во время такого положения президент принимает все необходимые меры, которые диктуются обстоятельствами. В основе этих мер должно лежать стремление обеспечить в кратчайшие сроки созданным в соответствии с Конституцией органам средства выполнения их задач.

Во время такого положения парламент собирается по праву и он не может быть распущен. Это правило чрезвычайно существенно и введено для того, чтобы предотвратить узурпацию власти со стороны президента Республики.

Названная ст.16 Конституции применялась лишь однажды, в 1961 г. в связи с мятежом в Алжире решениями и декретами президента были значительно расширены права полиции и одновременно урезаны права граждан. Срок административного задержания для лиц "оказывающих прямую или косвенную материальную поддержку алжирским мятежникам" по постановлению министра внутренних дел устанавливался в 15 дней; несколько меньшие права предоставлялись префектам. Вводились ограничения для прессы: некоторые издания были закрыты. Президентом Республики были учреждены особые суды: специальный военный суд, рассматривавший дела младших офицеров и простых исполнителей; высший офицерский суд, которому стали подсудны важнейшие дела, входившие в компетенцию обычных военных судов, но с точки зрения правительства имевшие особое значение. Глава государства отстранил от должности многих офицеров вооруженных сил. Были ограничены гарантии целого ряда гражданских чиновников. Так, решением президента от 26 апреля 1961г. отменялась до 1 мая 1962 г. несменяемость судей – основной принцип, гарантирующий независимость судебной власти в буржуазных государствах, и ограничивались гарантии военных чиновников.

Французское законодательство знает еще один вид чрезвычайного положения Действующий закон от 3 апреля 1955 г. предусматривает такое состояние на всей или на части территории, когда имеют место серьезные нарушения общественного порядка или происходит какая-либо катастрофа. Чрезвычайное состояние объявляется декретом в совете министров на срок, не превышающий 12 дней. Этот срок может быть продлен только законом на определенный промежуток времени. Закон о продлении чрезвычайного положения становится недействительным через 14 дней после ухода правительства в отставку или роспуска Национального собрания. Декрет или закон о чрезвычайном положении может предоставить органам административной власти (министру внутренних дел, префектам; последние в настоящее время называются комиссарами Республики) полномочия о производстве обысков, о контроле за прессой, а также другими средствами массовой информации и культуры (включая кино и театры). В этом случае парламенту принадлежит важное полномочие отказать или продлить применение названных исключительных мер.

Осадное положение вводится при объявлении войны или в случае вооруженного восстания. При таком состоянии все гражданские органы власти и полиция передаются в распоряжение военных властей. Осадное положение вводится декретом президента Республики, выносимом в совете министров; продление такого положения зависит только от парламента. Это означает, что в случае необходимости парламент должен быть созван на чрезвычайную сессию.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.