Психофизиологические основы управления движениями — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Психофизиологические основы управления движениями

2019-08-04 205
Психофизиологические основы управления движениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Двигательная функция как интегральная характеристика двигательных качеств. Комплексный характер проявления физических качеств. Характеристика физического развития человека по состоянию двигательных качеств и компонентам физического развития (рост, вес, жизненный объем легких, простая двигательная реакция, сила кисти, выносливость, проба Летунова и т. д.). Возрастные особенности проявления двигательных качеств (проявление силы, выносливости, гибкости).

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА. На разных этапах физического развития человека двигательные качества проявляются в различной степени, одни превалируют, другие находятся в угнетенном или недоразвитом состоянии (в зависимости от возраста). На всех этапах физического развития человека необходимо поддерживать оптимальное соотношение уровня развития всех двигательных качеств (для этого следует акцентировать физическое воспитание на стимулирование развития отстающих от возрастных стандартов двигательных качеств).

Выносливостью называется способность человека выполнять двигательную деятельность в течении длительного времени без снижения заданной интенсивности под влиянием утомления.

Виды утомления: общее, локальное

Утомление может быть: физическим, эмоциональным, умственным, сенсорным.

Фазы утомления:

1. Отсутствие утомления на начальных этапах двигательной (мышечной) деятельности.

2. Компенсированное утомление или устойчивое состояние работоспособности (за счет двигательных переключений, изменения техники движений, включения мышц-синергистов, включение в деятельность других поставщиков энергии, мобилизации волевых усилий и пр.).

3. Декомпенсированное утомление и снижение заданной интенсивности двигательной деятельности.

Виды выносливости:

1. Аэробная выносливость (проявляется до ЧСС 25-26 за 10с).

2. Анаэробная выносливость (при ЧСС свыше 28-30 за 10с). Смешанные виды выносливости:

3. Аэробно-анаэробная выносливость.

4. Анаэробно-аэробная выносливость.

Понятие о пороге анаэробного обмена (ПАНО), т.е. моменте включения при мышечной деятельности анаэробных поставщиков ресинтеза АТФ.; При 60-70-80% энергообеспечения за счет аэробного ресинтеза АТФ мы говорим о проявлении аэробно-анаэробной выносливости. Затем % анаэробного ресинтеза АТФ может превышать аэробный и в большей степени в этом случае проявляется анаэробно-аэробная выносливость.

Таким образом, следует отметить, что когда речь идет о выносливости, необходимо конкретизировать какой именно вид выносливости имеется в виду в каждом конкретном случае. Особо следует остановиться на т.н. общей выносливости, под этим термином понимают способность человека длительное время выполнять различные, даже значительно отличающиеся друг от друга виды двигательных действий, на уровне умеренной или малой интенсивности.

Эта выносливость имеет в своей основе общность вегетативных сдвигов, возникающих в организме при различных видах мышечной деятельности и способность организма приспосабливаться к длительному выполнению любого вида двигательной деятельности благодаря пластичности нервно-мышечных связей.

При любом характере работы ее наибольшая длительность будет зависеть от следующих факторов:

1. Координации протекания процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

2. Координации сокращающихся мышц с возможностью оптимальной степени расслабления.

3. Вовлечения в работу только необходимых для данного движения групп мышц при расслаблении мышц не участвующих в обеспечении движения.

4. Оптимального числа функциональных единиц, вовлекаемых в каждое сокращение мышцы.

Соответствующего темпа и динамики каждого мышечного сокращения при оптимальной интенсивности протекания при этом процессов обмена веществ в мышце.

6. Соответствия между интенсивностью, характером работы и деятельности систем кровообращения, дыхания, выделения, гормональной деятельности.

Ловкость - это способность в максимально короткий срок рационально справиться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей.

О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации. Качество ловкости очень тесно связано с полноценным восприятием, инициативностью, быстротой и точностью двигательных реакций. Ловкость не может быть абстрактной, она проявляется в конкретных, более или менее обширных формах двигательной функции.  С физиологической точки зрения, ловкость обусловливается большим и разнообразным запасом условно-рефлекторных связей, характерных для данных родственных форм двигательной деятельности человека и охватывающих функцию первой и второй сигнальных систем.    Развивать ловкость - это значит всячески увеличивать число разнообразных двигательных условных рефлексов, развивать и углублять обобщающие свойства второй сигнальной системы с помощью решения неожиданных задач в новых ситуациях. Таким образом, следует добиваться улучшения способности ЦНС к образованию и синтезированию временных связей. Тренировать ловкость - это повышать тренируемость ЦНС.

Восприятие в значительной степени зависит от предшествующего опыта. Чем шире опыт в данной области, тем легче и отчетливее протекает восприятие, тем шире набор возможных продолжений начатой серии двигательных действий. Таким образом, одним из существенных компонентов в проявлении ловкости будет ответная реакция с выбором.

Со скоростью реакции тесно связан другой ее признак - точность. Точной называется реакция, которая вполне соответствует требованиям сложившейся ситуации. Точная реакция предполагает и точные движения. Говоря о скорости реакции, следует иметь в виду именно скорость ответа на возникшую ситуацию, т.е. время, протекающее от момента появления раздражителя до начала действия, а не скорость самого ответного движения.

В связи с тем, что ловкость проявляется во многих действиях в практических целях их можно известным образом сгруппировать:

1. Ловкость, проявляемая с предметами (метания и ловля, манипуляции с предметами - «ручная умелость»).

2. Ловкость проявляемая в изменении позы (встать, лечь, сесть).

3. Ловкость проявляемая в различных видах передвижений (ходьба, бег, лазание, ползание, преодоление препятствий).

4. Ловкость проявляемая в двигательной деятельности ссопротивлениями (перетягивание, переталкивание, вырывание из рук соперника предмета, элементы борьбы, фехтования, бокса).

5. Ловкость требующая согласованных действий участников группы (садиться и вставать держась за руки, передавать по шеренге предмет).

6. Ловкость проявляемая в командных действиях, требующих тактической согласованности (все виды командных игр).

Гибкость определяется наибольшей величиной амплитуды движений звеньев человеческого тела в разных направлениях. Границы возможного размаха движений зависят как от анатомических особенностей суставов и окружающих их тканей, так и от функционального состояния нервной системы оказывающей влияние на тонус мускулатуры, а также от способности мышц к расслаблению.

Виды проявления гибкости:

1. Активная гибкость или подвижность в суставах.

2. Пассивная гибкость или подвижность в суставах.

Активная подвижность, при которой амплитуда движений обеспечивается активной тягой мышц, меньше так называемой пассивной подвижности, вызываемой внешними силами.


Список использованной литературы:

1. Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных / Отв. ред. Н.Н. Трауготт. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1985. – 295 с., ил.

2. Бутусов В.И., Полторак М.К. О возможности многоканальной переработки информации человеком // Вестник Ленингр. ун-та. – 1974. - № 11. – С.95-101.

3. Гайда В.К. Использование акустических сигналов для повышения эффективности приема информации от визуальных контрольно-измерительных приборов // Практикум по инженерной психологии и психологии труда / Отв. ред. А.А. Крылов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. – С. 68-72.

4. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – M.: Аспект Пресс, 1998. – 373 с.

5. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Центр, 1996. – 332 с.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.