Центристский партии в выборных кампаниях — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Центристский партии в выборных кампаниях

2019-08-04 379
Центристский партии в выборных кампаниях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центристские партии в России в 1990-е годы были достаточно разнообразными. К числу лево- центристских партий, прежде всего, можно отнести «Социалистическую партию трудящихся». Учредительная конференция этой партии состоялась 26 октября 1991 года в Москве. «Социалистическая партия трудящихся» осуждала «шоковую терапию» в экономике, выступала против насильственной приватизации, за многоукладную экономику, за добровольный выбор трудовыми коллективами форм собственности и хозяйствования. Но стать массовой «Социалистическая партия трудящихся» не смогла.

Еще одной довольно значимой левоцентристской политической силой России была «Народная партия Свободная Россия», которая была зарегистрирована Министерством юстиции 10 сентября 1991 года как всероссийская политическая партия.

«Гражданский союз»- был объявлен на «форуме общественных сил» в Колонном зале Дома Союзов 21 июня 1992 года. В «Гражданский союз» вошли: «Народная партия Свободная Россия» (НПСР), Всероссийский союз «Обновление» (ВСО), молодежная организация НПСР, парламентская фракция «Смена- новая политика», Российский союз молодежи и др. организации.

Основным тезисом программного документа «Гражданского союза»- «Пространство согласия Гражданского союза» было: Немедленная и радикальная корректировка социально- экономической политики.

« Гражданский союз» был зарегистрирован Министерством юстиции России в январе 1993 года.

Внутри «Гражданского союза» не было согласия, не было серьезной организационной структуры, не было четкой и развернутой программы.

Политическая судьба «Гражданского союза» оказалась недолговечной. На декабрьских 1993 года выборах в Государственную Думу «Гражданский союз» не преодолел 5 % барьер. Осенью 1994 года и сам «Гражданский союз», да и организации, входившие в него, практически прекратили свое существование.

2 апреля 1995 года состоялся Учредительный Съезд еще одного левоцентристского по своей сути социал-демократического движения «Держава». Лидер и создатель данной организации Александр Руцкой был выдвинут кандидатом на выборах президента. На съезде было заявлено, что «Держава» будет добиваться «национального, духовного и культурного возрождения всех народов России, построения общества подлинного народовластия, построения многоукладной экономики в интересах человека и общества».

Съезд признал правильным вариантом развития страны путь, основанный на социал- демократических ценностях: свободы, справедливости, солидарности.

В России 1990-х годов появились новые организационные формы- политические клубы, которые давали возможность предпринимателям, финансистам, политикам объединяться для выработки общих решений.

В 1993 году появились элитарные политические клубы: Реформ- клуб «Взаимодействие», Клуб-93, ВИП- Клуб, клуб «Реалисты» и др.

Членами наиболее значимого клуба «Реалисты» были главы администраций разного уровня, руководители концернов и корпораций, известные общественные деятели. В заседаниях клуба «Реалисты» принимали участие и министры российского правительства.

Политологом Сергеем Кургияном был создан клуб «Содержательное единство», задачей которого была выработка идейной основы для объединения различных оппозиционных групп.

Вообще политические клубы России в 1991- 1997 гг. являлись своеобразными группами давления на правительство и президента. Однако, большого успеха политические клубы не добились. Их лидеры не смогли «пробиться» на значимые места в структуры исполнительной власти или в законодательные органы в России.

Дальнейшая история развития политических клубов показала, что жизненной, полноценной и действенной общественной организацией является только сильная политическая организация, имеющая разветвленную структуру в регионах.

 

«Наш дом –Россия».

Движение «Наш дом- Россия» создано в соответствии с реализацией идеи президента России Б.Н.Ельцина о формировании накануне парламентских выборов 1995 года двух ориентированных на поддержку реформ блоков: право- и левоцентристского. НДР был призван стать одним из них (вторым субъектом этой системы должно было стать объединение «Блок Ивана Рыбкина»).
Учредительный съезд ВОПД НДР состоялся 12 мая 1995 г. в Москве. Съезд принял устав, политическое заявление и избрал руководящие органы. Председателем совета был избран В.Черномырдин. НДР зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 23 мая 1995 г.
На 2-м съезде движения (2 сентября 1995 г.; Москва) была принята программа НДР и предвыборная платформа к выборам 1995 г. (разработку программных документов осуществлял коллектив под руководством А.Шохина). В 1998 г. она была переработана и получила название «Россия: путь в достойное будущее».
Идеология движения сочетает в себе умеренно-реформистские и либерально-консервативные цели с пропагандой политической стабильности. НДР провозглашает приоритет национально-государственных интересов России, выступает за укрепление демократических основ российской государственности, за укрепление единства России как федеративного государства и т.д..
В экономической сфере декларируется необходимость усиления роли государства в регулировании экономических процессов и отказа от либеральных методов управления. Акцентируется внимание на усилении социальной защиты. НДР- скорее центристский по ее социальным устремлениям.
Накануне выборов в Госдуму 1995 г. в блоке с НДР решила выступить Партия российского единства и согласия (ПРЕС) С.Шахрая. Однако позже, ввиду возникшего внутри руководства ПРЕС недовольства уровнем представительства партии в движении, было принято решение о ее выходе из НДР. В то же время, ряд региональных организаций ПРЕС (например. Татарская региональная организация) предпочли остаться в рядах движения.
На выборах в Госдуму 1995 г. НДР набрал 10,13% голосов избирателей по пропорциональной системе и получил 45 депутатских мандатов. Еще 10 мандатов было получено по мажоритарным округам (всего по данным округам от НДР выдвигалось 180 кандидатов). Таким образом, с учетом присоединившихся независимых депутатов во фракции НДР к началу работы Госдумы насчитывалось 67 человек. Представители НДР в Госдуме возглавили 4 комитета: по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (П.Бунич); по обороне (до июля 1998 г. Л.Рохлин); по делам национальностей (В.Зорин); по вопросам местного самоуправления (А.Поляков).
Вопрос о президентских выборах 1996 г. стал основным на 3-м съезде движения, состоявшемся 25 апреля 1996 г. в Москве. Съезд принял решение поддержать кандидатуру Б.Ельцина и принять активное участие в реализации поставленной задачи в рамках Общероссийского движения общественной поддержки Президента (ОДОПП).
Наиболее сильный удар по НДР был произведен 23 марта 1998 г. в результате отставки В.Черномырдина с поста премьер-министра. Сам В.Черномырдин, который до этого не уделял должного внимания своему движению, фактически оказался не у дел. Именно в этот момент он открыто заявил о своем желании выдвинуть свою кандидатуру на президентских выборах 2000 г. Его решение было поддержано на 5-м съезде движения (25 апреля 1998 г., Москва). Более того, на съезде обсуждался вопрос о необходимости формирования вокруг НДР широкой правоцентристской коалиции. В тоже время, со стороны ряда делегатов съезда прозвучала резкая критика в адрес руководства движения за игнорирование интересов регионов.
После падения правительства В.Черномырдина НДР оказался в весьма тяжелом положении. Это особенно стало заметным в связи с приближающимися выборами 1999 г. Дело в том, что вся предвыборная стратегия движения строилась с позиции «партии власти». Однако, ввиду изменения статуса движения возникла настоятельная необходимость соответствующей смены всей стратегии и принципов деятельности НДР.
Да и внутри думской фракции НДР так же существует неоднозначное отношение к фигуре лидера движения. Сам факт отклонения большинством депутатов Госдумы кандидатуры В.Черномырдина на пост премьер-министра в сентябре 1998 г. поставил под сомнение целесообразность сохранения за ним поста председателя движения. Во избежании окончательного поражения лидер НДР планировал выдвинуть свою кандидатуру в Госдуму на освободившееся место по Ямало-Ненецкому округу № 225 и в случае победы возглавить думскую фракцию движения, однако вскоре он отказался от этой идеи, заявив, что будет выдвигать свою кандидатуру лишь на президентских выборах 2000 г.

Сентябрьские события 1998 г., знаменовавшие собой утверждение на посту премьер-министра России Е.Примакова, создали определенную угрозу для единства думской фракции НДР. Переход на работу в правительство и в другие непарламентские структуры многих ее членов: А.Шохина (вместо него фракцию НДР временно возглавил Б.Кузнецов), Г.Бооса, А.Головкова (аналогичное предложение было сделано В.Рыжкову), - составлявших интеллектуальное ядро фракции, фактически обезглавило последнюю. Лишь последовавшие затем отказы В.Рыжкова и А.Шохина работать в правительстве способствовали сохранению фракцией прежних позиций
В декабре 1998 г. противоречия между лидером НДР и частью членов думской фракции привели к открытому противостоянию. Против В.Черномырдина выступил А.Шохин, который заявил, что лидер НДР должен оставить свои президентские амбиции, а само движение должно вступить в тесный союз с движением Ю.Лужкова «Отечество». Данное противостояние привело к отставке А.Шохина с поста руководителя думской фракции и выходу из нее. По мнению многих аналитиков, именно это обстоятельство послужило окончательным толчком развала НДР, для которого главной проблемой на предстоящих на тот момент парламентских выборах 1999 г. оставалась задача преодоления пятипроцентного барьера.

«Отечество- вся Россия»

19 декабря 1998 г. в Москве состоялся Учредительный съезд Общероссийской политической общественной организации «Отечество». Съезд утвердил Программные тезисы и Устав ОПОО «Отечество». Также съезд единогласно избрал лидером Общероссийской политической общественной организации «Отечество» Юрия Лужкова.  

В тот же день, 19 декабря 1998 г., ОПОО «Отечество» была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ.
«Отечество» в своих программных тезисах выступает за национальное согласие, демократическую преемственность власти, восстановление доверия людей к власти, утверждение правопорядка.
«Отечество» выражает интересы подавляющего большинства россиян. «Отечество» - за проведение активной социальной политики. Интересна позиция «Отечества» в вопросе внешней политики: «Приоритетное внимание развитию дружеских отношений и взаимовыгодного стратегического партнерства с великими азиатскими государствами- Индией и Китаем».. "Навести необходимый порядок в экономической сфере, но не в плане передела собственности - это не наша цель", - провозгласил Е. Примаков[15]. Цель же - "использовать государственные рычаги для регулирования экономических процессов в стране - в интересах частного предпринимательства, чтобы экономика служила благосостоянию широких слоёв населения".


Что же до политической деятельности, то надо отметить, что меньше чем за месяц своего существования, движение Лужкова стало самым популярным избирательным объединением среди политических игроков.
Очень многие поспешили прикрепить «Отечеству» ярлыки «новой партии власти» или «второго издания НДР». Но это по меньшей мере не верно,т.к. московский мэр был первым, кто начал серьезную работу над политическими ошибками Черномырдина. 29 декабря 1995 г. после парламентских выборов Лужков критиковал удовлетворенность Черномырдина получением 10,13% голосов, что является для партии, находящейся у власти чуть ли не последним звонком. В свете нынешней расстановки сил, когда НДР катастрофически быстро теряет поддержку как народа, так и бывших соратников, союз НДР и «Отечества» скорее невозможен, т.к. он может только ослабить движение Лужкова, стремительно набирающего популярность.
Подводя итоги первой главы, можно сделать следующий вывод: объединение центристов необходимо, но этому мешают следующие обстоятельства.
В политическом спектре России «Яблоко» находится в так называемой  «демократической оппозиции», принципиально отказываясь идти на сотрудничество как с правящим режимом, так и с национал-патриотическими силами. Взаимодействие с другими политическими силами возможно лишь при признании со стороны последних безусловного лидерства «Яблока».
«Союз реалистов», как основа РДНС, претендует (в случае объединения с «Отечеством») на роль политического стержня в «Отечестве».
В настоящее время основные проблемы НДР заключаются в следующем: отсутствие реальной программы действий; бюрократизм и централизация аппарата движения; сокращение электоральной базы движения и переориентация значительной части его сторонников на другие политические силы; потеря интереса к НДР со стороны центральной бюрократии и части региональных руководителей.
Последняя проблема является особенно значимой, учитывая тот факт, что во многих регионах электорат подвержен высокой степени управляемости со стороны властных структур и результаты НДР на выборах 1995 г. во многом были предопределены благожелательным отношением к движению со стороны руководителей регионов. Отставка В.Черномырдина с поста главы правительства привела к выходу многих из них из НДР. Данная тенденция объясняется тем, что для многих руководителей регионов членство в НДР являлось прежде всего инструментом для установления более близких отношений с главой федерального правительства. С потерей НДР статуса «партии власти» необходимость в членстве отпала сама собой.
Что же касается «Отечества», то все аналитики сходятся в одном: самое слабое место в избирательном потенциале Лужкова – его отношения с регионами, разумея под этим, что большинство местных начальников в глубине души настороженно относятся к московскому мэру: им претит его авторитарная манера управления.

 

 Само время создания "Отечества" - декабрь 1998 года - далеко не случайно. Именно тогда у идеолога и основателя "Отечества" Юрия Лужкова перед глазами находился живой и наглядный пример действенности центризма - председатель правительства Евгений Примаков с его типично центристской концепцией: превалирующая идея сильной государственности, разумное сочетание различных политико-экономических программ в их наиболее ценной и полезной опять-таки для государства части, диалог и сотрудничество с представителями самых разных, в том числе и абсолютно полярных, политических течений во имя достижения общей взаимовыгодной цели. Эффективность такой модели руководства правительством сегодня обсуждению не подлежит: фигура Примакова в условиях жесточайшего кризиса конца 98-го года стала фактором практически полного политического и общественного компромисса и примирения, а возглавляемый им кабинет министров в течение отпущенного ему крайне непродолжительного срока добился определенных успехов.

У Лужкова же в тот момент - зимой 1998 года - была гораздо более сложная задача: формирование подлинно центристской партии на забитой до отказа политической арене России, где завоевать свое место под солнцем и заиметь свой электорат безумно сложно, а о такой диковинке, как центризм, никто и слыхом не слыхивал. Примаков, в конце концов, был чиновником и работал в одной команде с такими же чиновниками в правительстве страны, где соображения государственного блага по логике вещей - все равно, что присяга. Лужкову предстояло проводить идею центризма в массы в условиях жесточайшего политического противостояния без какого бы то ни было предварительного политического промоушена. В связи с этим ряд видных экспертов и некоторые ведущие российские политики поспешили заранее окрестить "Отечество" политически обреченной и бесперспективной организацией: предполагалось, что ведущие партии в кратчайшие сроки "перетянут" к себе лужковцев поодиночке и группами либо все движение тихой сапой примкнет в качестве союзника к какому-нибудь блоку и полностью растворится в нем.

Фундаментальная причина успеха формулируется довольно просто: грамотная, предельно выверенная, откорректированная и базирующаяся на основных "заповедях" центризма внутренняя организация. Весьма примечательны здесь отношения "Отечества" с двумя другими лидерами всевозможных партийных рейтингов - КПРФ и "Яблоком" (которые друг друга, как известно, на дух не переносят). Лужков открыто говорил о том, что при всех резких, принципиальных и непреодолимых расхождениях с коммунистами "Отечество" все же имеет с КПРФ конкретные точки соприкосновения и общие позиции. "Яблоко" же московский мэр и вовсе называл своим естественным союзником. Что в общем-то не новость: взаимные реверансы, комплименты и совместные консультации Лужкова и Явлинского всем хорошо известны. Так или иначе, но в результате "Отечество" вело продуктивный диалог с двумя разнополюсными партиями и получало свои законные политические дивиденды. В данном случае все эти диалоги и точки соприкосновения выглядели не двурушничеством и не двойной игрой, а нормальной с точки зрения классического центризма стратегией и тактикой. Ведь и сам по себе блок "Отечество - Вся Россия" внутренне неоднороден, среди его членов есть те, кто по ряду определенных позиций тяготеет к "левым" (Лапшин, Кулик), есть типично "правые" (Жуков, Боос, Ястржембский), есть, наконец, чистые центристы, центристы "в квадрате", ярчайшими представителями которых являются Примаков и Лужков. Все вместе они производят впечатление хорошо сыгранной футбольной команды, где каждый играет в своем амплуа, но непременно - во имя общей победы.

 

 

«Российского движения политического центpизма»

Общественное сознание в России странно устроено. Оно пристально следит только за теми политиками, кто способен громко разоблачать. Или - умеет привлекать к себе внимание. Лужков - одна из таких фигур. В качестве мэра столицы он имеет выгодные стартовые возможности для избирательной кампании.
Нишу в "центре" Лужков, на первый взгляд, захватил полностью. И все же у него, похоже, появляются серьезные конкуренты. Достойным соперником "Отечеству" стало Российское движение политического центризма (РДПЦ) во главе с депутатом Госдумы Степаном Сулакшиным.

Со временем Сулакшин по принципиальным моментам разошелся с "Отечеством". Прежде всего с теми, кто делает из Лужкова фигуру вне критики.
Примечательно, что примерно в тот же период из "Отечества" вышел Конгресс русских общин Дмитрия Рогозина. Что касается других лидеров движения, то Андрей Кокошин по складу характера и опыту работы больше аналитик, чем публичный политик. А вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров известен как полярный исследователь, но не как организатор избирательных кампаний. Да и склонен к перемене мест. Вот почему некоторые наблюдатели отмечают: стоило Сулакшину уйти в сторону, как "Отечество" стало держаться исключительно на фигуре Лужкова.
Степан Сулакшин политик известный - уже четырежды избирался депутатом Верховного Совета, а затем - Думы. Конечно, он не так заметен, как московский мэр. Однако у Степана Степановича перед Юрием Михайловичем есть ряд других преимуществ. К примеру, он, в отличие от руководителя столицы, человек куда более "свой" для глубинки - в Думу избран от Томской области. Один из социологических опросов, проведенных фондом "Общественное мнение", выявил такой расклад: 13 процентов избирателей готовы активно поддержать политиков от центризма. 8 процентов высказались в том плане, что очень устали от крайностей и, если бы увидели реального политика, отвечающего интересам "золотой середины", проголосовали бы за него. Еще 16 процентов считают, что стране необходим новый лидер общероссийского масштаба, практик, деятель. Регионы поддерживают идеи центризма - это факт.
Политический центризм стоит на фундаментальных основах жизни общества, которые длительное время игнорировались. Борьба и диктат одного класса - вот что было основой истории России в ХХ веке. Мы же пытаемся восстановить естественную традицию - принимать решения, тщательно выверяя их на основе здравого смысла, уважения интересов большинства, профессионализма и ответственности. Движение политического центризма считает своей главной задачей обеспечить баланс интересов и свобод всех без исключения социальных групп российского общества. В этом, по их мнению, и есть культура политического компромисса, выстраданного Россией. Народу и стране центристы предлагают взять все лучшее, что выработало человечество в соревновании идеологий общественно-политических движений, в борьбе социально-экономических укладов. 

 


 «Яблоко»

Участок несколько, правда, мифического "правого центра" в нашем политическом спектре давно пытается освоить "Яблоко" Г. Явлинского. "Яблоко" собирает голоса интеллигенции, стремящейся выглядеть независимой в собственных глазах и мечтающей об "умной и честной" власти в России. Подобный идеалистический элемент в программных документах этого объединения пока не убавляет ему голосов. Реально же "Яблоко" представляет в органах власти лишь свои корпоративные интересы. Отсюда некоторая наивность, виртуальность основной предвыборной задачи, поставленной Г. Явлинским[16]: "объединить тех, кто в 91-м году голосовал за Ельцина". Иллюзии 1991 года у большинства граждан начисто рассеялись в 1999. Россиянин видит теперь набитый товарами прилавок не в телерепортаже из ФРГ, а вживую, но стимулом для голосования за демократические идеалы это уже не является, так как почти все эти товары для него недоступны. Политический центр из той части предпринимателей, которые честны лишь потому, что другие опередили их в налаживании коррупционных отношений с властями, и либеральных интеллигентов, постоянно выясняющих друг с другом свои "точки зрения", не создашь. Призывать к "общественному договору между гражданами и обществом" можно разве что покойных теоретиков либерализма - Локка или Бентама, но никак не нашего избирателя; он "обязательство не лгать и не воровать" со стороны претендентов на власть иначе как в качестве издевательства не воспринимает. Кризис доверия к политикам - проблема не только Явлинского, но у его новой предвыбоной платформы просто нет электорального адресата за рамками его политической ниши. Поэтому задача "объединить широкие массы избирателей под одним-единственным лозунгом: "Нет - реакции, бесправию и коррумпированному капитализму" утопична - не вполне осмысленна, а для "Яблока" и не реализуема. Претензию на центризм и объединение "всех здоровых сил" регулярно высказывает и КПРФ Г. Зюганова. Происходит это очевидно от слабой способности к саморефлексии, самооценке у идеологов КПРФ.

Во всяком случае, именно такое впечатление производит предвыборная платформа КПРФ, как всегда громко названная "Воззванием к патриотам России" и отличающаяся прямо таки интеллектуальной беспомощностью. Из этой платформы избиратель, пытающийся проделать самостоятельный анализ политической ситуации, может, к примеру, узнать, такое глубокомысленное и эмоциональное определение: "державность - это государственная мощь, соединённая с отеческой строгостью и заботой". А призыв "придите к нам рабочий с завода и хлебопашец с поля..." завершается приглашением "писателя с врачом" - очевидно, потому, что прогулки писателя-патриота без сопровождения врача небезопасны для окружающих. Всё же, пусторечие и нелогичность, видимо, не столько вина, сколько беда авторов предвыборной платформы КПРФ. В платформе провозглашается, что "неизбежный процесс восстановления социальной справедливости будет проходить исключительно в мирных формах в строгом соответствии с законом"; и вместе с тем "мы гарантируем защиту законно приобретённой собственности". Ограбленное большинство населения, которое может быть потенциальной избирательной базой КПРФ, вряд ли удовольствуется дежурной подачкой в виде "неизбежного процесса" и неизбежно спросит "друга России и трудового народа": а о каком, собственно, законе речь? Была ли у нас вообще где-либо законная приватизация, и тем более может ли она быть законной с позиций коммунистической идеологии? Коммунисты из КПРФ, надо полагать, будут применять к предпринимателям - политическим противникам законы советские, а к тем, кто их партию спонсирует, "жирея на нищите народной" - чубайсовские. Этим предпринимателям "в возрождённой России найдётся достойное место".

Вот мы и видим типичную стратегическую ошибку - порождённая узкоклановым интересом межумочность политической позиции, стремление усидеть на двух стульях сразу, воспринимается и подаётся в качестве центризма, основы для широкой коалиции. Тем более, что и коалиция допускается только с теми "кто любит Россию", а КПРФ отводится в ней место "умудрённого и терпеливого товарища" - в общем, "Старшего Брата", который и определит у братьев меньших степень чистоты души и искренности любовного чувства. Не смотря на предложение "Общественного Договора, который положит конец расколу", ни идейно, ни организационно центризма у КПРФ не получается. Предлагаемая же в платформе антиутопия первоочередных мер по "сбережению народа" серьёзного внимания не заслуживает, так как является голой риторикой про "прекращение распрей, замутивших душу" и т. п. Но всё же в устах идеологов КПРФ разговоры о центризме не случайны. Основатель Коммунистической партии в России В. Ульянов - Ленин, борясь за власть, об обществененном договоре и не заикался. Потому что боролся за власть. Наследники же его прблему эту для себя уже решили. Встроенность их интересов в систему властных отношений современной России не ясна разве что немногим коммунистам-пенсионерам, но и те, думается, прозреют на счёт своих вождей, если внимательно прочтут предвыборную платформу КПРФ. Там чёрным по белому написано: "Никому не будет дозволено разжигать в нашем обществе социальную рознь".

«ЛДПР»

 По мнению многих политологов в России в качестве центристской партии остаётся лишь ЛДПР В. Жириновского. Для верных слушателей аналитических телепрограмм это может быть звучит парадоксально. Но центризм ЛДПР несколько иной природы. Это центризм не на словах, а на деле. Подлинный центризм политика состоит в близости к простым людям. Поверят ведь не политику -телезвезде, а "своему парню", оказавшемуся по воле случая и народа в государственных структурах и от этого ставшему ещё более своим - делегатом народных интересов. Образ ЛДПР именно таков. И заметная эпатажность партии и её лидера здесь не помеха. Интеллигенты до сих пор не могут понять, как люди с такими "ненормативными" манерами и лексикой проходят в Государственную Думу, да ещё с рекордными процентами. А для большинства нашего народа такие манеры и лексика как раз и являются нормативными.

Центризм - это близость к народу и отсечение всего, что народ не приемлет. А не приемлет наш народ приоритета частных социальных интересов перед национально-государственными, предоставления льгот национальным меньшинствам в ущерб государственно образующему русскому народу, заискивания перед Западом и дикого индивидуализма, и вместе с тем злобно-пренебрежительного отношения к инородцам. Всё это принципиально для самого мироощущения русского человека и чётко прописано в программе ЛДПР, принятой съездом партии 25.04.1998. И отвергая все эти крайности, от которых наш народ устал, ЛДПР - без ведома наших политологов-аналитиков - объективно оказывается в центре политического спектра. Отвергая идеологические догмы ЛДПР напрямую обращается к простым людям, в той или иной степени догмы эти разделяющим. Поэтому и находят в идеологии ЛДПР что-то своё самые разные люди. И в то же время в ней есть и общий объединяющий стержень - свобода во всём для граждан и обеспечение самосохранения нации со стороны государства.

На выборах в Думу избиратель обнаружит в бюллетене два коммунистических блока с вызывающе одинаковыми названиями: "Сталинский блок: Трудовая Россия - Союз офицеров - за СССР" и "Коммунисты - трудящиеся России - за Советский Союз". Уколоть друг друга в ревизионизме[17] для них важнее, чем защитить на выборах интересы бедного социального полюса нашего общества. Наши российские ультра бессильны в качестве крайних, а центристы - в качестве центристов. Самозванные российские центристы всех мастей - не центристы на деле, но лишь стремяться обеспечить свои узкокорыстные интересы, обманув большинство населения и заствив его героически таскать для себя каштаны из огня. Только партия, не имеющая никаких отличных от простых людей интересов, центристская по содержанию и радикально-доступная по форме Партии, находящиеся на правом и левом краях политического спектра, также не смогут составить ЛДПР конкуренцию в возможный критический момент развития России, так как, будучи центристской по существу, ЛДПР является радикальной по форме.

Правые политические организации, представленные Союзом правых сил, обладают серьёзным интеллектуальным потенциалом, что вполне очевидно при прочтении, к примеру, принятого на конференции СПС 29.08.1999 "Правого манифеста". Но политической перспективы авторы его не имеют. По простой причине - из-за чрезмерного самомнения. Народ России для либералов лишь средство. Их кругозор ограничен западной моделью, причём в той конкретной форме, с тем конкретным уровнем развития, который присущ ей сегодня. На полном серьёзе лидеры СПС приводят такие стандарты цивилизованности: "мобильный телефон и посудомоечная машина, кредитная карточка и домашний компьютер, автомобиль и отдых за рубежом". Стали ли они сами цивилизованными, получив всё это за счёт ограбленного народа? И остановится ли возродившаяся Россия на этом уровне технического развития или создаст такое, что и не снилось цивилизованным обывателям. Как и идеологи КПРФ, идеологи СПС страдают хронической неспособностью посмотреть на себя со стороны. Оказывается всего что было сотворено с СССР и Россией "не могло не быть" и действиями гайдаровцев Россия в 1991 -1992 годах "была спасена". В общем, "иного не дано"!

Но к кому же кроме самих себя могут обратиться творцы "Правого манифеста" с таким вот заявлением: "Позитивные сдвиги в экономике, наметившиеся с осени 1998, в основном были обусловлены решениями 17 августа"? К предпринимателям, разорившемуся после 17 августа "среднему классу"? А ведь это их главная социальная опора! Призывы к борьбе с "номенклатурным капитализмом" российских предпринимателей вряд ли мобилизуют - они скорее предпочли бы так или иначе оказаться в рядах как раз номенклатурных капиталистов. А призывать предпринимателей иметь "мобильный телефон и посудомоечную машину" нет нужды. Но если так обстоит дело с основным социальным адресатом призывов СПС, то что уж говорить об "обещаниях" либералов простому народу: "повысить долю населения в оплате жилья и коммунальных услуг, сократив дотации на эти цели из средств местных бюджетов и предприятий", "признать ошибочность модели приватизации, допускавшей присвоение трудовыми коллективами 51 % акций", "покончить с иллюзиями советского трудового законодательства для подлинной защиты прав наёмных работников напряду с расширением поля законного манёвра для работодателей" и т. п. Правые либералы гордятся, что "исключительно конфликтные по своей природе преобразования прошли в обстановке гражданского мира", хотя и "были не последовательными". Если остановившаяся промышленность и голодный нищий народ это "обстановка гражданского мира", то что же может нас ждать при "настоящих" реформах. В общем, "крайне правые" со взятой на себя ролью - выразить интересы богатого социального полюса нашего общества - справиться не могут.

Так же обстоит дело и с крайне левыми. Немногочисленные коммунистические партии и группы продолжают от года к году всё успешнее искать в своих рядах "врагов" и "агентов империализма", как будто состоять в них кроме агентов больше некому. Вот и на следующих выборах в Государственную сможет завоевать народное доверие.

 

«Единая Россия»

«У нас есть политический центр, призванный сбалансировать крайности, свойственные левым и правым политическим силам…..»
(Б.В. Грызлов)

 

Успех "Единой России" на декабрьских выборах в Государственную Думу предопределился задолго до дня голосования. Но для анализа судеб российского центризма (хотя уместнее поставить вопрос о судьбе "партии власти" или доминантной партии, поскольку эти политические образования в силу различных факторов в обозримой перспективе будут занимать место политического центра в многопартийном спектре) важен не только результат, но и понимание причин происходящих изменений. А эти изменения выглядят весьма неоднозначными.

«Одной из причин успеха "Единой России" стало масштабное применение административного ресурса. Пожалуй, ни НДР в 1995 г., ни "Единство" в 1999г., ни тем более "Выбор России" в 1993 г. не пользовались подобными преференциями»[18]. В решающей степени это объясняется тем, что вопреки многочисленным прогнозам о бессмысленности нынешних выборов, для действующей власти они имели первостепенное значение. Владимир Путин преступил к коренной реконструкции своего политического режима, к подведению под него совершенно новых оснований. Среди них и новая партийно-политическая система, а стало быть, и думская конструкция. Не нужны, по крайней мере, в том же влиянии, партии, тесно связанные с ельцинским прошлым. СПС, который генерировал основные идеи для внутренней политики режима Б.Ельцина, и КПРФ, мощь которой во второй половине 90-х гг., оправдывала само существование первого президента РФ на своем посту. "Единая Россия" подтверждает свои претензии на доминирование в законодательной власти, потому что помогла В.Путину покончить с прежней партийно-политической и думской конфигурацией.

Вторая причина во влиянии общей ситуации в стране на выборы. Жизнь для большинства россиян в социально-экономическом плане в последние годы, по крайней мере, не стала хуже. Это способствует формированию в общественном мнении более лояльного отношения к власти, к партии, выступающей от имени популярного президента. Наверное, никогда ранее за всю постсоветскую историю России властвующая элита не имела столь широкой поддержки, как в 2003 г.

К числу других причин можно отнести хорошо продуманную (с точки зрения эффективности, конечно, но никак не морали) стратегию избирательной кампании, когда можно из-за сцены наносить чувствительные удары по соперникам, а самим находиться вне зоны их досягаемости; вялую, сугубо оборонительную кампанию КПРФ, которая в силу смещения фокуса предвыборной борьбы на проблему борьбы с олигархами стала удобной мишенью для официальной пропаганды. Но эти факторы - уже тактического, конъюнктурного толка.

Что же касается первых двух причин, то их значимость нельзя оценивать как долгосрочную. "Единая Россия" в том виде, в котором она существует в настоящее время как "партия начальства" может быть по-прежнему востребована, если приоритетом политического курса В.Путина на последующие 4 года останется стабильность, а не масштабные изменения. Если же президент начнет осуществлять широкий комлекс мер по модернизации страны, то вполне вероятно, "Единая Россия" может оказаться в положении партии, выполнившей свое историческое предназначение. Тогда нельзя исключить, что главе государства потребуется какая-то иная политическая сила в качестве точки опоры.

«Весь центризм "Единой России" покоится на популярности президента Путина, который как глава государства не может


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.