Появление первобытного искусства — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Появление первобытного искусства

2019-08-04 138
Появление первобытного искусства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Появление первобытного искусства

1.1 Виды первобытного искусства

1.2 Анимизм в первобытной культуре

1.3 Синкретизм в первобытной культуре

2. Античная культура

2.1 Связь античного искусства с античной мифологией

2.2 Философы античности

2.3 Философия Аристотеля


Понятие генезиса культуры касается проблемы ее происхождения и становления в истории человечества. Как свидетельствует наука, был довольно длительный период в истории общества, когда ни культуры, ни искусства не существовало. По мнению ученых, искусство появилось в эпоху верхнего палеолита (поздний каменный век), который существовал примерно 40-14 тыс. лет тому назад. Этому историческому периоду принадлежит важная роль в становлении человека как биологического (антропогенез) и общественного вида (социогенез). Оба эти процесса были сопряжены и влияли друг на друга. Человек целенаправленно трудился и добывал средства к существованию. Преобразуя природу, человек преобразовывался и совершенствовался сам. В верхнем палеолите антропогенез и социогенез завершились образованием нового биологического вида homo sapiens, который вел социальный образ жизни.


Появление первобытного искусства

Накапливаемую социально-значимую информацию о взаимоотношениях человека с природной и общественной средой требовалось закрепить и передать последующим поколениям. Эту роль, по-видимому, и взяло на себя искусство. Предпосылкой для его появления явилось развитие всей материальной и духовной культуры первобытности. Вместе с совершенствованием орудий труда совершенствовались умения и навыки первобытного человека, развивалось его мышление и область чувств. Существуют концепции, которые связывают происхождение искусства с биологически врожденными у человека инстинктами. Однако человек является не только биологическим существом, но и социальным, поэтому объяснять природу искусства, исходя лишь из биологических мотивов человеческого поведения, означало бы значительно упростить проблему. Являясь продуктом человеческой деятельности, искусство неизбежно содержит в себе социальные характеристики.

Чувство красоты играет довольно важную роль в жизни животных и птиц. Известно, что самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками перед самками. В пору любви лес наполняется восхитительными звуками, которые, несомненно, не оставляют самок равнодушными. Однако, если у животных и птиц и существует нечто, подобное чувству красоты, то природа этого чувства совсем иная. Никто в мире, кроме человека, не относится к эстетическим чувствам столь бережно, стараясь их закрепить, материализовав в произведениях искусства. Никто, кроме человека, не создал мир культуры и мир искусства, где гармонически переплетаются индивидуальные и общественные интересы. Уже на ранних стадиях своего развития искусство и культура выполняли, наряду с прагматической целью (сохранить и передать социально-значимую информацию), и сугубо эстетические задачи, реализуя истинно человеческую потребность жить и творить «по законам красоты».

На основании этнографических данных ученые пришли к выводу, что искусство создавало у дикаря радость творчества в противовес тяготам жизни. Музыка и танец у охотников способствовали развитию согласованных действий, косметика устрашала неприятеля или свидетельствовала о знатности происхождения. Благодаря искусству старшие поколения наставляли младших, стараясь не только сохранить, но и расширить и упорядочить социально значимый для последующих поколений опыт, передать все возможные ситуации взаимодействия человека с природной и общественной средой.

Виды первобытного искусства

 

Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить безобидное и ужасное, лишая их ореола опасности, благодаря чему первобытный человек становился сильнее. Так, в процессе ритуального действия отрицательные эмоции (например, страх перед неизвестными силами природы) переводились в разряд положительных. Если туземец носил на шее ожерелье из когтей животных, то это означало, что он сильнее дикого зверя. Амулеты придавали веру в собственные силы. По мнению Г.В. Плеханова, утилитарное (т.е. полезное) исторически предшествовало эстетическому. В своей работе «Письма без адреса» он приводит примеры того, как австралийцы нередко украшали свое оружие географическими картами, хотя, на первый взгляд, это было не что иное, как декоративный орнамент. Нередко первобытные охотники оказывались умелыми живописцами и скульпторами, рисуя на песке различных животных и хорошо им знакомые сцены охотничьего быта.

Гончарному искусству предшествовало плетение, и когда помнились глиняные изделия, то им стали придавать форму и вид плетеных сосудов, изображая на их поверхности ряды параллельных линий. Такое украшение глиняной посуды сохранилось даже у цивилизованных народов. Предметы и изделия, используемые первобытными народами в быту, значительно позднее стали считаться красивыми. Их потребительская ценность предшествовала эстетической. Не сразу зародилась любовь к металлическим украшениям, а лишь после того, как люди научились обрабатывать металлы. Ношение столь «дорогих» украшений свидетельствовало о состоятельности того, кому они принадлежали. Охотничий трофей уже сам по себе являлся предметом гордости и характеризовал силу иловкость его обладателя. Позднее он сделался объектом эстетического созерцания. Лишь со временем приобрели самостоятельное эстетическое значение цвет и форма ярко окрашенных птичьих перьев, которыми украшают головные уборы краснокожие племена Северной Америки. Таким образом, первоначально неэстетические элементы переходили в разряд эстетических. Из фактов действительности они превращались в факты новой, создаваемой человеком»художественной реальности, становясь предметами искусства.

Первобытной культуре были свойственны характерные черты и закономерности. В понимание человеческой истории и культуры постепенно проникали идеи развития. Коснулись они и изучения этого исторического периода. В 1768 г. шотландский философ Адам Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации, различающиеся между собой характером хозяйства и степенью развития отношений собственности. Эти идеи в дальнейшем получили развитие у французских просветителей. В первой половине XIX в. такие же идеи получили подтверждение благодаря открытиям в области археологии и антропологии. С помощью археологического материала была обоснована смена трех этапов и развитии человеческой культуры - каменного, бронзового и железного. В этнографии стал утверждаться эволюционистский подход, сторонником которого стал известный английский этнограф и историк культуры XIX в. Э. Тайлор.

Античная культура

 

Античная культура представляет собой единство двух культур древнегреческой и древнеримской. В ней выделяют три основных периода архаики (VII - VI вв. до н.э.), классики (V - IV вв. до н.э.) и эллинизма (III в. до н.э. - IV в. н.э.). Если в эпоху архаики античная культура переживает период своего становления, не имея еще завершенных форм, то эпоха ранней и зрелой классики по праву считается «золотым веком» античного искусства, в лучших произведениях которого форма и содержание пребывают в гармонии. В то время как эпоха эллинизма характеризуется утратой былого великолепия, что постепенно приводит к упадку античной культуры. Но уже в I в. до н.э. появляются образцы римской античной культуры, зародившейся в недрах греческой. По мнению историков, переломным событием, во многом решившим судьбу Греции, явилось падение Карфагена (146 г. до н.э.). В отличие от стран Древнего Востока в Греции сложился не монархический, а республиканский образ правления. Правил не единоличный властелин, которого поддерживала родовая аристократия, а рабовладельцы и свободные граждане греческого города-государства (полиса). Своеобразие исторической обстановки не могло не сказаться на формировании у греков особого мировосприятия, повлиявшего в конечном итоге на всю греческую культуру и искусство. Политическим, а затем и эстетическим идеалом античности являлся образ свободного и активного гражданина. Если у египтян и ассирийцев герои мифов были причастны к миру природных стихий и выражали в своих поступках волю божеств, то греческие герои в земной жизни руководствуются также своей человеческой волей.

 

Философы античности

 

Одним из первых, кто органично вписал эстетические взгляды в свою философскую систему, был Пифагор. Создавая космологическую теорию, он обратил внимание на порядок и гармонию Вселенной. Понятие гармонии Пифагор исследовал на примере музыки, отметив, что своеобразие музыкального тона зависит от длин звучащей струны, тем самым был впервые поставлен вопрос о объективности эстетического. При исследовании музыки пифагорейцы уделяли много внимания ее воспитательному воздействию, которое она оказывает на человека, врачуя нравы и страсти и восстанавливая гармонию душевных сил.

Объективность прекрасного подчеркивали также Гераклит, Эмпедокл и Демокрит. Прекрасное, считали они, присуще самому космосу, который является воплощением стройности, порядка и гармонии. В основе космоса и искусства они видели одни и те же закономерности. Поэтому, подражая природе, искусство стремится запечатлеть в себе симметрию и гармонию частей, присущих самому миру и составляющих сущность прекрасного.

Сократ поставил вопрос о связи прекрасного с нравственным. Главным предметом в искусстве и философии является, по его мнению, не просто человек, а человек разумный и добродетельный. Что касается красоты, то ее Сократ считал относительной - то, что хорошо в одном отношении, может быть безобразным в другом, и наоборот (золотая ложка не более прекрасна, чем деревянная, ибо они одинаково целесообразны).

Под влиянием идей Сократа сформировался его ученик Платон. Подлинно прекрасное, согласно Платону, не принадлежит миру единичных чувственных вещей, а лишь идеям, которые существуют вне времени. В отличие от чувственных вещей, которые постоянно изменяются и не содержат в себе ничего истинного, идеи неизменны и прекрасны сами по себе. Постичь прекрасное, согласно Платону, можно лишь на пути отвлеченного умозрения путем интеллектуального экстаза. А поскольку искусство есть лишь подражание чувственным вещам, которые, в свою очередь, являются копиями идей, то оно только копирует их, создавая копии с копий, тени теней. По мнению философа, искусство не дает нам подлинного знания, оно далеко отстоит от истины, нередко провоцирует в человеке дурные страсти и наклонности, является обманчивым, поэтому недостойно граждан идеального государства, о котором мечтал Платон. В его взглядах ярко выражен аристократизм и нетерпимость ко всему неистинному, не влияющему достойным образом на природу человека.

Философия Аристотеля

 

В понимании природы искусства и его общественной роли Аристотель расходится с Платоном, являясь одним из основных его критиков. Аристотель рассматривает искусство как важнейшее средство познания мира и человека. Сравнивая историю и поэзию, философ пишет, что задача поэта сводится не к тому, чтобы говорить о случившемся, а к тому, чтобы говорить о том, что могло бы случиться. Если историк судит о единичном, то поэт - об общем. Отсюда Аристотель заключает, что поэт «философичнее» и глубже отражает действительность, он познает все богатство чувственного мира. Рассматривая искусство как «мимезис», т.е. подражание природе и человеку, он считает, что не каждый человек может стать предметом искусства, а лишь гармоничный и пропорционально сложенный. Подражание, по мнению Аристотеля, присуще людям с детства и благодаря этому человек познает мир. Произведение искусства является продуктом подражания, доставляющим удовольствие от радости «узнавания». Источник эстетического удовольствия кроется в реальном интересе людей к познанию.

Аристотель против натуралистического копирования реальности, он за творческое ее отражение. Чтобы подчеркнуть большую выразительность, он считает возможным отойти от точного воспроизведения фактов. Но всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано. Таким образом, Аристотель одним из первых ставит вопрос о художественной правде в искусстве.

Принцип подражания распространяется им не только на изобразительные искусства (живопись, скульптуру), но и на музыку, поэзию и др. В зависимости от различных видов подражания Аристотель строит классификацию видов искусства. Музыка в качестве средства подражания использует звук, живопись и скульптура -краски и формы, танец - ритмические движения, а поэзия - слова. Особенность музыки он видел в том, что она способна воспроизводить внутренние переживания людей (гнев, кротость, мужество и др.), в то время как изобразительные искусства воспроизводят лишь внешние отображения нравственных переживаний. Названные виды искусства Аристотель разделил на искусства движения - танец, музыку и поэзию, и искусства покоя - живопись и скульптуру. Классификация видов искусства дополняется делением их на роды и виды. Так, словесное искусство Аристотель подразделяет на эпос, лирику и драму, а ее, в свою очередь, на трагедию и комедию.

Теория трагедии Аристотеля оказала огромное воздействие на всю художественную практику вплоть до XVIII в. Аристотель подробно описал все составные компоненты трагедии (фабулу, характеры, мысль, словесное выражение, музыкальную композицию, сценическое решение). Целью трагедии, по его мнению, является «катарсис», т.е. очищение человеческой души от ненужных страстей. К катарсису ведет развязка, которая должна органично следовать из развития фабулы и характеров.

В «Поэтике» - своем главном эстетическом произведении, Аристотель обобщает художественную практику своего времени и вырабатывает правила художественного творчества. Он был хорошо знаком с греческой драмой, эпосом, архитектурой, скульптурой, музыкой, театром, живописью. В своих рассуждениях об искусстве он постоянно ссылается на конкретные художественные произведения. Прекрасным для Аристотеля является нечто объективное и абсолютное, оно содержится в реальных предметах, их свойствах и отношениях, в нем заложена мера, порядок и гармония. Подражая прекрасному, искусство само уподобляется ему, и поэтому оно выполняет огромную воспитательную роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом. Искусство, по мнению Аристотеля, способствует улучшению нравственной жизни человека, оно подчинено задаче «усовершенствования в добродетели».

Духовно насладиться искусством можно лишь созерцая прекрасное, не думая в этот момент ни о каких практических целях. Такое свободное созерцание, считает Аристотель, родственно божественному, ибо оно обращено только само на себя. Однако далеко не всякое искусство способно облагородить душу. Поэтому, по мнению Аристотеля, необходим строгий контроль за тем, какое искусство человек воспринимает. В этом вопросе Аристотель солидарен с Платоном. Считая музыку важнейшим средством эстетического воспитания, он обращает внимание на то, что существует три типа мелодий: этические (воздействующие на моральные чувства человека), практические (возбуждающие в нем активность), энтузиастические (вызывающие экстаз).

Аристотель отдает предпочтение этическим мелодиям, поскольку те благотворно влияют на человеческую душу. К такого рода мелодиям он относит дорийский лад, способствующий воспитанию мужественного характера, а также лидийский, содействующий развитию благопристойности и благовоспитанности. Неподходящим для воспитания философ считает фригийский лад, ибо ему свойственен страстный, оргиастический характер. Воздействие такого рода искусства сказывается на человеке весьма неблагоприятно, вызывая ненужные эмоции.

Теория воспитания Аристотеля была связана с его учением о трех частях человеческой души - растительной, животной и разумной. Первая часть души определяла физическое воспитание человека, вторая - нравственное, третья - умственное. Таким образом, цель воспитания, согласно Аристотелю, - в развитии высших сторон души и формировании всесторонней и гармонически развитой личности.

Идеи эстетического воспитания, выдвинутые Аристотелем, по-прежнему звучат актуально, органично вписываясь в его философию и эстетику. Безусловно, что на его взглядах не могла не сказаться та уникальная историко-культурная и художественная атмосфера классического периода античности, в которой жил и творил Аристотель. Все последующие мыслители античной эпохи уже не могут сравниться с Аристотелем по глубине его эстетической концепции и широте материала искусства, который он сумел охватить. Эстетические взгляды Аристотеля по праву можно считать вершиной античной эстетики. К его идеям будут обращаться вновь и вновь в более позднее время, критикуя или объявляя себя их последователями.

Однако были последователи и у Платона. Философ Плотин, живший в III в. н.э. в эпоху разложения античной культуры, не только имел имя, созвучное своему учителю, но также и во многом сходные идеи. Являясь представителем неоплатонизма, он считал, что мир является эманацией (истечением) божественной полноты, а цель человека возвращение к Богу. По мнению Плотина, «Первоединый есть все и вместе с тем ни одно из существ. Начало всего не может быть совокупностью всех существ, начало есть все лишь в том смысле, что все к нему сводится, из него исходит».

 Проблему прекрасного Плотин мистифицирует, рассматривая красоту вещи «через приобщение идее». При этом «сияние» добродетели, справедливость и умеренность он ставит выше красоты практических занятий. И чем больше душа освобождается от телесного, тем она становится прекраснее. Высшей красотой Плотик считал Добро. Лицезреть такую красоту - наивысшее благо, ради которого можно отказаться и от власти, и от богатства. Так же как и Платон, Плотин считает красивые вещи лишь отблеском высшей духовной красоты. Высшую красоту можно созерцать только духовным зрением, а для этого необходимо освободить, очистить душу от телесной скверны. По мнению Плотина, душа человека никогда не узрит прекрасного, не став сама прекрасной. А чтобы созерцать божественную красоту, ей необходимо сделаться богоподобной. Но человек забывает о Боге, как только душа его вкусила сладость самостоятельного бытия и дала полную волю своим прихотливым желаниям. Став на путь, противоположный своему первоначалу, душа человека отдалилась от Бога до степени полного забвения о том, что она «суть Его создание и Его достояние...», писал Плотин в 5-й «Эннеаде». Проповедуя аскетизм и презрение к чувственному миру, отказ от разума и мистическое созерцание высшей красоты, которая есть Бог, Плотин своей философской и эстетической концепцией предвосхищает взгляды теологов средневековья.


Содержание

1. Появление первобытного искусства

1.1 Виды первобытного искусства

1.2 Анимизм в первобытной культуре

1.3 Синкретизм в первобытной культуре

2. Античная культура

2.1 Связь античного искусства с античной мифологией

2.2 Философы античности

2.3 Философия Аристотеля


Понятие генезиса культуры касается проблемы ее происхождения и становления в истории человечества. Как свидетельствует наука, был довольно длительный период в истории общества, когда ни культуры, ни искусства не существовало. По мнению ученых, искусство появилось в эпоху верхнего палеолита (поздний каменный век), который существовал примерно 40-14 тыс. лет тому назад. Этому историческому периоду принадлежит важная роль в становлении человека как биологического (антропогенез) и общественного вида (социогенез). Оба эти процесса были сопряжены и влияли друг на друга. Человек целенаправленно трудился и добывал средства к существованию. Преобразуя природу, человек преобразовывался и совершенствовался сам. В верхнем палеолите антропогенез и социогенез завершились образованием нового биологического вида homo sapiens, который вел социальный образ жизни.


Появление первобытного искусства

Накапливаемую социально-значимую информацию о взаимоотношениях человека с природной и общественной средой требовалось закрепить и передать последующим поколениям. Эту роль, по-видимому, и взяло на себя искусство. Предпосылкой для его появления явилось развитие всей материальной и духовной культуры первобытности. Вместе с совершенствованием орудий труда совершенствовались умения и навыки первобытного человека, развивалось его мышление и область чувств. Существуют концепции, которые связывают происхождение искусства с биологически врожденными у человека инстинктами. Однако человек является не только биологическим существом, но и социальным, поэтому объяснять природу искусства, исходя лишь из биологических мотивов человеческого поведения, означало бы значительно упростить проблему. Являясь продуктом человеческой деятельности, искусство неизбежно содержит в себе социальные характеристики.

Чувство красоты играет довольно важную роль в жизни животных и птиц. Известно, что самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками перед самками. В пору любви лес наполняется восхитительными звуками, которые, несомненно, не оставляют самок равнодушными. Однако, если у животных и птиц и существует нечто, подобное чувству красоты, то природа этого чувства совсем иная. Никто в мире, кроме человека, не относится к эстетическим чувствам столь бережно, стараясь их закрепить, материализовав в произведениях искусства. Никто, кроме человека, не создал мир культуры и мир искусства, где гармонически переплетаются индивидуальные и общественные интересы. Уже на ранних стадиях своего развития искусство и культура выполняли, наряду с прагматической целью (сохранить и передать социально-значимую информацию), и сугубо эстетические задачи, реализуя истинно человеческую потребность жить и творить «по законам красоты».

На основании этнографических данных ученые пришли к выводу, что искусство создавало у дикаря радость творчества в противовес тяготам жизни. Музыка и танец у охотников способствовали развитию согласованных действий, косметика устрашала неприятеля или свидетельствовала о знатности происхождения. Благодаря искусству старшие поколения наставляли младших, стараясь не только сохранить, но и расширить и упорядочить социально значимый для последующих поколений опыт, передать все возможные ситуации взаимодействия человека с природной и общественной средой.

Виды первобытного искусства

 

Потребность в искусстве существовала на уровне необходимости, формируя человека из предчеловека. На заре своего становления искусство явилось одним из средств гармонизации человека и мира. Оно оказалось способным художественно изобразить безобидное и ужасное, лишая их ореола опасности, благодаря чему первобытный человек становился сильнее. Так, в процессе ритуального действия отрицательные эмоции (например, страх перед неизвестными силами природы) переводились в разряд положительных. Если туземец носил на шее ожерелье из когтей животных, то это означало, что он сильнее дикого зверя. Амулеты придавали веру в собственные силы. По мнению Г.В. Плеханова, утилитарное (т.е. полезное) исторически предшествовало эстетическому. В своей работе «Письма без адреса» он приводит примеры того, как австралийцы нередко украшали свое оружие географическими картами, хотя, на первый взгляд, это было не что иное, как декоративный орнамент. Нередко первобытные охотники оказывались умелыми живописцами и скульпторами, рисуя на песке различных животных и хорошо им знакомые сцены охотничьего быта.

Гончарному искусству предшествовало плетение, и когда помнились глиняные изделия, то им стали придавать форму и вид плетеных сосудов, изображая на их поверхности ряды параллельных линий. Такое украшение глиняной посуды сохранилось даже у цивилизованных народов. Предметы и изделия, используемые первобытными народами в быту, значительно позднее стали считаться красивыми. Их потребительская ценность предшествовала эстетической. Не сразу зародилась любовь к металлическим украшениям, а лишь после того, как люди научились обрабатывать металлы. Ношение столь «дорогих» украшений свидетельствовало о состоятельности того, кому они принадлежали. Охотничий трофей уже сам по себе являлся предметом гордости и характеризовал силу иловкость его обладателя. Позднее он сделался объектом эстетического созерцания. Лишь со временем приобрели самостоятельное эстетическое значение цвет и форма ярко окрашенных птичьих перьев, которыми украшают головные уборы краснокожие племена Северной Америки. Таким образом, первоначально неэстетические элементы переходили в разряд эстетических. Из фактов действительности они превращались в факты новой, создаваемой человеком»художественной реальности, становясь предметами искусства.

Первобытной культуре были свойственны характерные черты и закономерности. В понимание человеческой истории и культуры постепенно проникали идеи развития. Коснулись они и изучения этого исторического периода. В 1768 г. шотландский философ Адам Фергюссон разделил историю на эпохи дикости, варварства и цивилизации, различающиеся между собой характером хозяйства и степенью развития отношений собственности. Эти идеи в дальнейшем получили развитие у французских просветителей. В первой половине XIX в. такие же идеи получили подтверждение благодаря открытиям в области археологии и антропологии. С помощью археологического материала была обоснована смена трех этапов и развитии человеческой культуры - каменного, бронзового и железного. В этнографии стал утверждаться эволюционистский подход, сторонником которого стал известный английский этнограф и историк культуры XIX в. Э. Тайлор.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.