Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов

2019-08-04 184
Тема современного промышленного города в творчестве импрессионистов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

18-19 вв. обозначились периодом расцвета европейского искусства. Во Франции, император Наполеон III приказал приступить к реконструкции Парижа, после военных действий во время Франко-прусской войны. Париж быстро стал тем же «сияющим городом», каким он был при Второй Империи и вновь провозгласил себя центром европейского искусства. Поэтому многие художники – импрессионисты обращались в своих работах к теме современного города. В их работах современный город не чудовище, а место родины, где живут люди. Многие работы пропитаны сильным чувством патриотизма.

Особенно это можно проследить в картинах Клода Моне. Он создал более 30 картин с видами Руанского собора при самом различном освещении и состоянии атмосферы. Например, в 1894 году Моне написал две картины - «Руанский собор в полдень» и «Руанский собор вечером». Обе картины изображают один и тот же фрагмент собора, но в разных тональностях – в теплых желто-розовых тонах полуденного и в холодно-голубоватых оттенках гаснущего сумеречного света. В картинах красочное пятно полностью растворяет линию, художник передает не материальную тяжесть камня, а как бы легкую красочную завесу.

Импрессионисты стремились к тому, чтобы сделать картину подобной открытому окну, сквозь которое виден реальный мир. Зачастую они выбирали точку зрения из окна на улицу. Представленный знаменитый «Бульвар Капуцинок» К. Моне, написанный в 1873 году, а показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 году, является прекрасным примером этого приема. Здесь много новаторского – мотивом для пейзажа выбран вид большой городской улицы, но художника интересует ее облик в целом, а не ее достопримечательности. Вся масса людей изображена скользящими штрихами, обобщенно, в которых трудно разобрать отдельные фигуры.

Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих вглубь улицы, людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.

Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющие солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. Солнечную сторону Моне дает оранжевой, золотисто-теплой, теневую - фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.

В 1872 году в Гавре Моне пишет «Впечатление. Восход солнца» - вид Гаврского порта, представленный потом на первой выставке импрессионистов. Здесь художник, как видно, окончательно освободился от общепринятого представления об объекте изображения как некоем объеме и всецело посвятил себя передаче сиюминутного состояния атмосферы в голубых и розово-оранжевых тонах. В самом деле, все как будто становится нематериальным: гаврский мол и корабли сливаются с разводами на небе и отражением в воде, а силуэты рыбаков и лодок на первом плане - это всего лишь темные пятна, сделанные несколькими интенсивными мазками. Отказ от академической техники, живопись на пленэре и выбор непривычных сюжетов в штыки воспринимались критикой того времени. Луи Леруа, автор яростной статьи, появившейся в журнале «Шаривари», впервые, в связи именно с этой картиной, употребил термин «импрессионизм» как определение нового течения в живописи [6, с. 50].

Еще одним выдающимся произведением, посвященным городу, стала картина Клода Моне «Вокзал Сен-Лазар». На мотив вокзала Сен-Лазар Моне исполнил свыше десяти картин, семь из которых, были выставлены на 3-ей выставке импрессионистов в 1877 г.

Моне снял крохотную квартирку на улице Монси, расположенной неподалеку от вокзала. Художнику была предоставлена полная свобода действий. Движение поездов на время приостанавливалось, и он мог хорошо видеть платформы, топки дымящих паровозов, которые были заполнены углем — чтобы из труб валил пар. Моне прочно «обосновался» на вокзале, пассажиры наблюдали за ним с почтением и трепетом.

Поскольку облик вокзала постоянно менялся, на «натуре» Моне делал лишь эскизы, а по ним в мастерской писал уже сами картины. На полотне мы видим большую железнодорожную станцию, покрытую навесом, укрепленным на железных столбах. Слева и справа находятся платформы: один путь предназначается для пригородных поездов, другой — для поездов дальнего следования. Особая атмосфера передается через контраст тусклого освещения внутри станции и яркого ослепительного уличного света. Клубы дыма и пара, рассеянные по всему холсту, уравновешивают контрастные полосы освещения. Дым просачивается повсюду, сияющие облака клубятся на фоне едва различимых силуэтов зданий. Густой пар словно придает форму массивным башням, прикрывая их легкой вуалью, подобной тончайшей паутине. Картина написана в нежных приглушенных тонах с тончайшими переходами оттенков. Стремительные точные мазки в форме запятых, характерные для того времени, воспринимаются как мозаика, у зрителя создается впечатление, что пар то рассеивается, то сгущается.

Другой представитель импрессионистов, К. Писсарро, как и все импрессионисты, любил рисовать город, который пленил его своим бесконечным движением, течением потоков воздуха и игрой света. Он воспринимал его как живой, беспокойный организм, способный изменяться в зависимости от времени года, степени освещенности.

Зимой и весной 1897 года Писсарро работал над серией полотен «Бульвары Парижа». Эти работы принесли художнику известность и привлекли внимание критики, связывавшей его имя с движением дивизионизма. Наброски для серии художник делал из окна номера в парижской гостинице, а завершал работу над картинами в своей студии в Эраньи в конце апреля. Эта серия — единственная в творчестве Писсарро, в которой художник стремился с максимальной точностью запечатлеть различные состояния погоды и солнечного освещения. Так, например, художник написал 30 картин с изображением бульвара Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна.

В картинах «Бульвар Монмартр в Париже» мастер К. Писсарро виртуозно передал богатство атмосферных эффектов, красочную сложность и тонкость пасмурного дня. Динамика городской жизни, столь убедительно воплощенная быстрой кистью живописца, создает образ современного города - не парадного, не официального, а возбужденного и живого. Городской пейзаж стал главным жанром в творчестве этого выдающегося импрессиониста – «певца Парижа» [11, с. 67].

Особое место занимает в творчестве Писсарро столица Франции. Художник постоянно жил за городом, но Париж настойчиво притягивал его.
Париж пленяет его непрекращающимся и всеобщим движением - ходьбой пешеходов и бегом экипажей, течением потоков воздуха и игрой света. Город Писсарро - не перечень достопримечательных домов, попавших в поле зрения художника, а живой и беспокойный организм. Захваченные этой жизнью, мы не осознаем банальности строений, составляющих бульвар Монмартр. Неповторимое очарование находит художник в неугомонности Больших бульваров. Утренним и дневным, вечерним и ночным, залитым солнцем и посеревшим запечатлел Писсарро бульвар Монмартр, рассматривая его из одного и того же окна. Ясный и простой мотив уходящей вдаль улицы создает четкую композиционную основу, не меняющуюся от холста к холсту. Совершенно иначе строился цикл холстов, написанных в следующем году из окна Луврского отеля. В письме к сыну во время работы над циклом Писсарро подчеркивал отличный от Бульваров характер этого места, то есть площади Французского театра и прилегающего района. Действительно, там все устремляется вдоль оси улицы. Здесь - площадь, служившая конечной остановкой нескольких омнибусных маршрутов, пересекается в самых различных направлениях, и вместо широкой панорамы с обилием воздуха нашим глазам предстает замкнутое пространство переднего плана.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.