Типовое проектирование в строительстве — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типовое проектирование в строительстве

2019-08-03 475
Типовое проектирование в строительстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внедрение системы управления жизненным циклом объекта капитального строительства с использованием технологий информационного моделирования, возрастающая потребность в специалистах, имеющих квалификацию и опыт в области проектирования объектов промышленного и гражданского назначения, в том числе в рамках реализации национальных проектов, обусловили необходимость поддержания высокого темпа качественного проектирования при больших объемах работ, а также повышения экономической (в том числе бюджетной) эффективности процесса проектирования и строительства различных ОКС, включая социальные объекты. Эти тенденции обусловили значительный рост актуальности создания института типового проектирования.

В настоящее время создан и функционирует институт повторного проектирования в форме реестра экономически эффективной документации повторного использования. За год работы в этом реестре собраны более 1000 проектов в области гражданского строительства. Наиболее ценным достижением является то, что исключительные права на эти проекты принадлежат Российской Федерации, что подразумевает возможность безвозмездного получения права на использование этих проектов в государственном секторе. Однако этот инструмент не покрывает всех потребностей субъектов градостроительных отношений не только в частном секторе, но и в бюджетной сфере в связи с практическими трудностями с «привязкой» проектов и фактической необходимостью их корректировки в существенном количестве случаев.

Создание института типового проектирования предполагает нормативно-правовое и методологическое создание института типовых проектных решений, который позволит формировать как типовые проекты зданий и сооружений, так и их частей, в том числе каталогов типовых проектных решений для тех или иных типов зданий для повторного многократного использования без необходимости прохождения экспертизы. Модель типовых проектных решений, к которым могут относиться и элементы зданий, выполненные с использованием технологий информационного моделирования (тим-элетенты), позволяет особенно эффективно задействовать этот инструмент при проектировании с использованием технологий информационного моделирования.

Ключевыми принципами внедрения типового проектирования являются:

- создание библиотек типовых проектных решений, в том числе в формате информационных моделей, для многократного использования при проектировании объектов капитального строительства различного функционального назначения;

- обоснованность прогнозных оценок по всем этапам жизненного цикла объектов капитального строительства;

- возможность внедрения гибких технологий для учета изменений в области ценообразования строительной отрасли;

- вариативность выбора наиболее экономически- и энерго-эффективных решений с учетом особенностей планируемого строительства;

- применение инновационных методик и продуктов автоматизированного проектирования и экспертного контроля качества выпущенных проектов.

Принципиально новый подход к созданию института типового проектирования как сущности состоит из двух основных этапов.

1. В соответствии с необходимостью решения тех или иных задач на основании технического задания создается базовое типовое проектное решение здания или сооружения. Вместе с ним могут быть созданы каталоги отдельных элементов здания (фасады, кровли, заполнение проемов, наборы оборудования, типы отделки и др.) для вариативного использования при «привязке» типового проектного решения к конкретным условиям земельных участков с учетом климатических, сейсмических, градостроительных и иных особенностей места размещения. Это типовое решение проходит проверку на возможность считаться типовым (эффективность, современность решений) учреждением подведомственным Минстрою России органом, экспертизу проектной документации по специальной процедуре, исключительные права на него передаются Российской Федерации, после чего типовое решение размещается в публичном реестре для возможности дальнейшего использования.

2. Проектная организация на основании задания на проектирование здания (сооружения), воспользовавшись информацией из реестра, подготавливает проектную документацию на основании выбранного типового проектного решения соответствующего функциональному назначения и применительно к конкретному земельному участку, выделенному для строительства, природно-климатическим условиям района строительства. Проведение экспертизы проектной документации такого «привязанного» проектного решения осуществляется по упрощенной процедуре, при этом само типовое проектное решение экспертизе не подлежит.

На первом этапе инструмент типовых проектных решений предлагается использовать в основном в целях реализации задач исполнения национальных проектов, в дальнейшем распространив его на проекты, финансируемые за счет частных инвестиций.

Стратегической целью развития типового проектирования является повышение эффективности государственных и частных инвестиций в объекты капитального строительства, в частности — введение институциональной среды типового проектирования и создание реестра объектов капитального строительства различного функционального назначения, конструкций, изделий и технологического оборудования, в том числе с применением технологий информационного моделирования.

Для реализации поставленных целей требуется выполнение следующих задач:

- формирование организационно-административной и программно-технической инфраструктуры для перехода на типовое проектирование;

- создание актуализированной нормативно-правовой базы, создание правового поля для развития и эффективного функционирования института типового проектирования;

- разработка новых нормативно-правовых и методических документов, определяющих правовое поле для типового проектирования;

- создание нормативно-технической и сметной баз для типового проектирования в том числе с применением технологий информационного моделирования;

- совершенствование и упрощение механизма экспертизы типовых технических и проектных решений;

- наполнение библиотеки типовых проектных решений, в том числе из двух источников:

· специально разработанные в соответствии с техническим заданием типовые проектные решения для зданий и сооружений, сходных по своим признакам (функциональному назначению, мощности и др.), в определенных границах проектирования для их многократного применения;

· проектная документация из числа экономически эффективной проектной документации повторного использования с наиболее выигрышными показателями в части технических решений, энергоэффективности, технологии, экономики, а также территориальной принадлежности, подлежащая последующей переработке методом гильотины и, в соответствии с техническим заданием, доведенная до уровня нового типового проекта — базовой информационной модели многократного использования объекта капитального строительства различного функционального назначения.


Таблица 14. Целевые показатели по направлению «Типовое проектирование»

№ п/п

Показатель

Краткосрочный период Среднесрочный период Долгосрочный период
2020–2021 2022–2024 2025–2030
1 Количество типовых проектов в библиотеке (накопленным итогом), шт.: детские сады школы поликлиники административные здания жилье ФОК стадионы бассейны кинотеатры 20 20 15 15 20 5 5 7 7 30 30 25 25 35 15 12 15 12 50 50 40 40 50 30 20 40 20
2 Доля построенных объектов капитального строительства, с применением типовых проектов, разработанных на основе базовых информационных моделей многократного использования для объектов капитального строительства различного функционального назначения, содержащихся в библиотеке, в рамках государственного финансирования, % не нормируется 30% 75%

 


3.13. Территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, комплексное развитие территории

Градостроительным кодексом Российской Федерации определены виды, состав и содержание, порядок подготовки, согласования и утверждения документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории (далее в тексте — документы градостроительного проектирования (ДТП), или градостроительная документация). В настоящее время ДТП разработаны для 95% муниципальных образований, в том числе для 1500 городских поселений, 544 городских округов, 14617 сельских поселений. Практически для всех муниципальных образований утверждены правила землепользования и застройки.

Основной целью разработки градостроительной документации является определение территориальных пропорций, видов, характеристик и параметров планируемого строительства, соответствующих принципам устойчивого и комплексного развития территорий.

Градостроительная документация представляет собой результат работы системы территориального планирования и градостроительного проектирования.

ООН определяет систему территориального планирования и градостроительного проектирования как «больше, чем технический инструмент, это комплексный, партисипативный процесс принятия решений, который учитывает конфликтующие между собой интересы и связан с общим видением, общей стратегией развития и национальной, региональной и местной политиками развития городов»[9].

Новая программа развития городов, принятая в 2016 году на Конференции ООН по жилью и устойчивому развитию (ХАБИТАТ III), отмечает необходимость добиваться коренных изменений в городской среде, для чего будут пересмотрены способы планирования, финансирования, развития, управления и регулирования городов и других населенных пунктов при признании устойчивого городского и территориального развития в качестве необходимого условия достижения устойчивого развития и процветания для всех[10].

Система территориального планирования и градостроительного проектирования включает в себя:

- органы власти, выступающие заказчиками градостроительной документации и утверждающие (либо осуществляющие согласование) разработанную градостроительную документацию и обеспечивающие ее реализацию;

- разработчиков градостроительной документации;

- население (жители населенных мест), проживающее на территории, на которую разрабатывается градостроительная документация;

- собственников объектов недвижимости и иных участников экономической деятельности, заинтересованных в развитии территории, на которую разрабатывается градостроительная документация.

Сегодня в российском законодательстве стратегическое пространственное планирование регулируют два документа: на федеральном уровне — Стратегия пространственного развития Российской Федерации[11]; на региональном — схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Законодательство допускает разработку муниципальными образованиями стратегий социально-экономического развития, но не предусматривает возможность подготовки ими документов стратегического пространственного планирования.

В целом сегодня механизмы и система территориального планирования и градостроительного проектирования не отвечают современным вызовам и не обеспечивают необходимые согласованность и качество градостроительной документации, что, в свою очередь, становится препятствием для сбалансированного, комплексного и устойчивого развития территорий, снижает их инвестиционную и туристическую привлекательность и не отвечает потребностям развития высокотехнологичных и интеллектуально емких секторов национальной экономики.

Цель Стратегии в сфере территориального планирования заключается в повышении эффективности территориального планирования и градостроительного проектирования с учетом актуальных задач устойчивого развития территорий и повышения качества среды жизни и деятельности граждан.

Главной задачей на ближайшие 10 лет является создание действенных инструментов согласования публичных и частных инструментов, в том числе, вовлечение населения в процесс согласования градостроительной документации на как можно более ранних этапах для создания документов территориального планирования, не только отвечающего обязательным требованиям, но и являющейся общественным договором консенсусного характера. Это позволит на этапе реализации конкретных инвестиционных проектов градостроительное решение в отношении которых принято, существенно повысить прогнозируемость и сэкономить время. Наибольшее значение данных подход имеет в случае с развитием застроенных территорий. Это позволит снизить количество согласований, расширить и упростить применение инструмента изъятия земельных участков.

Стратегическими задачами, которые необходимо решить в целях повышения эффективности системы территориального планирования и градостроительного проектирования, являются:

- развитие компетенций и профессионального потенциала основных участников разработки градостроительной документации, включая заказчиков и разработчиков, в том числе на базе крупнейших федеральных научно-исследовательских институтов;

- формирование доступного для всех участников градостроительной деятельности (в том числе населения и инвесторов) понятийного аппарата;

- вовлечение стейкхолдеров: населения, собственников и иных заинтересованных сторон в согласование документов территориального планирования, воспринимая градостроительную деятельность как общественный консенсус с использованием более технологичных способов общественных обсуждений и публичных слушаний, увеличение инструментов взаимодействия стейкхолдеров, в том числе через градостроительные советы, общественные и экспертные сообщества, политические движения и партии;

- разработка алгоритмов синхронизации документов территориального планирования и документов стратегического планирования всех уровней (в части целеполагания, горизонта планирования, набора мероприятий и целевых показателей);

- повышение качества градостроительной документации, в том числе путем нормирования планировочной структуры и природного, транспортного и историко-культурного каркаса городов, балансовых показателей развития инфраструктур и планируемых нагрузок на них исходя из целевых показателей развития жилищного строительства, создания мест приложения труда, общественных и озелененных пространств;

- развитие нормативной базы градостроительства;

- развитие системы градостроительной документации;

- обеспечение непрерывности, цикличности процесса разработки, реализации и актуализации градостроительной документации с учетом фактической и прогнозируемой динамики развития территории.

 

Для решения этих задач необходимо:

˗ ввести в правовое поле в качестве объектов планирования социально-экономического развития и объектов территориального планирования понятие агломерации, а также другие виды межмуниципальных (межрайонных) систем расселения, и стимулировать совместную разработку таких документов субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления;

˗ дифференцировать состав и содержание генеральных планов городов с учетом особенностей типологических групп городов, в том числе по численности населения и видам урбанистических ситуаций (рост, управляемое сжатие и др.);

˗ включить в состав генеральных планов городов положения, включающие определение целей и задач территориального планирования, описание функционально-пространственной структуры территории и городской среды, а также целевые показатели планируемого развития территории, в том числе показатели качества городской среды;

˗ обеспечить гибкость и устойчивость закрепляемых в генеральных планах решений путем совершенствования и генерализации системы градостроительного зонирования;

˗ обеспечить аттрактивность градостроительной документации путем установления нормативных технических требований к визуализации соответствующих проектных материалов.

˗ применительно к крупным городам перейти к двухстадийной разработке генерального плана: на первой стадии должна разрабатываться стратегия градостроительного развития, на второй — генеральный план как документ, положения которого имеют юридическую силу;

˗ осуществлять реализацию генерального плана в соответствии с комплексной программой (планом) реализации генерального плана;

˗ дополнить систему документов территориального планирования документом краткосрочного планирования — мастер-планом, как дополнительной возможностью для тех муниципальных образований, кто сочтет целесообразным ей воспользоваться;

˗ создать систему мониторинга и актуализации документов территориального планирования. По результатам мониторинга и итогов выполнения программы (плана) реализации осуществлять актуализацию генерального плана с пролонгированием его расчетного срока и разработкой нового плана реализации;

˗ дифференцировать по составу и содержанию материалы проектов планировки территорий в зависимости от масштаба и характера планируемых изменений, вида объекта капитального строительства (локальные, радикальные, впервые застраиваемые, виды линейных объектов и т.д.);

˗ обеспечить более активное вовлечение населения, собственников и иных заинтересованных сторон в обсуждение документов территориального планирования на начальных стадиях подготовки проектов для достижения общественного консенсуса через более технологичные способы проведения общественных обсуждений и публичных слушаний, расширение видов инструментов взаимодействия с жителями соответствующих территорий, территориальными сообществами и группами специальных интересов.

 

Врезка Стандарт комплексного развития территорий (далее — Стандарт) — методический документ, основная задача которого заключается в формировании комплексного подхода к целостному развитию территорий, отвечающей современным социальным и экономическим условиям, интересам жителей, бизнеса и городских властей, и повышению качества жизни горожан. Реализация заложенных в Стандарте подходов к разработке и реализации проектов жилищного строительства при реконструкции или освоении застроенных территорий, а также при комплексной застройке новых территорий будет осуществляться через модернизацию нормативной базы в области градостроительства, которая станет фундаментом для формирования и развития современной системы нормативно-технических требований, обеспечивающих системное повышение качества градостроительных решений развития территорий.  Стандарты будут устанавливать основополагающие принципы, методологические подходы, требования и рекомендации ко всем видам деятельности, связанным с принятием градостроительных решений, а также к процессам и работам по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий. Основными объектами стандартизации создаваемой системы стандартов по градостроительству являются: - термины и определения в области градостроительства и устойчивого и жизнеспособного развития городов и иных населенных мест; - основные положения, которые следует применять при разработке и принятии градостроительных решений; - содержательные, технологические и организационно-методические аспекты разработки документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий; - положения и требования к информационному моделированию городов и иных населенных мест, положения по реализации подхода «умный город» и цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования; - требования к планированию и развитию инфраструктуры городов и иных населенных мест; - основные положения национальной системы оценки соответствия в градостроительстве.

 

В целях радикального повышения качества градостроительной документации необходимо:

- разработать индекс качества градостроительной документации как интегральный показатель, измеряющий оптимальность принимаемых градостроительных решений, включая соответствие их установленным законодательством и нормативными техническими документами требованиям обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий, технологический уровень разработки градостроительной документации, качество исходных данных, степень участия населения, уровень цифровизации и др.;       

- реализовать задачу цифровой трансформации системы территориального планирования и градостроительного проектирования путем «бесшовного» прохождения всех этапов территориального планирования и обмена информацией за счет дальнейшего развития и единой информационной системы градостроительной деятельности, в том числе за счет интеграции различных информационных систем в сфере территориального планирования и обеспечения градостроительной деятельности;

- разработать комплекс стандартов в области географической информации, городского информационного моделирования, совместимых с нормативными техническими документами, разрабатываемыми в области применения технологии информационного моделирования в строительстве.

В целях обеспечения единого научно обоснованного подхода к модернизации и развитию нормативной базы в области градостроительства необходимо сформировать на базе РААСН национальный центр компетенций в области развития нормативной технической базы по градостроительству.

Сформировать систему мониторинга и анализа разработки и реализации документов градостроительного проектирования, включая выявление лучших практик в проблемных областях, а также систему прогнозирования размещения объемов и видов строительства на территории Российской Федерации в целом и в разрезе территорий макрорегионов, субъектов Российской Федерации, агломераций, городских округов и муниципальных районов.

В целях развития компетенций и профессионального потенциала системы территориального планирования и градостроительного проектирования необходимо:

- создать систему профессиональной аттестации физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность по разработке и приемке со стороны заказчиков градостроительной документации (по аналогии с аттестацией экспертов в системе государственной и негосударственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства);

- создать систему допуска юридических лиц на рынок выполнения работ (оказания услуг) по разработке градостроительной документации, предусмотрев соответствующие требования к профессионализму и качеству выполнения работ.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.