Логопедическое сопровождение лиц с билингвизмом — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Логопедическое сопровождение лиц с билингвизмом

2019-08-03 288
Логопедическое сопровождение лиц с билингвизмом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С БИЛИНГВИЗМОМ

 

Направление: 44.04.03

Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования:  магистратура

Направленность (профиль): «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

 

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... ……………………………………………………………………………………………………13

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 14

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 21

6 ПЕРЕЧЕНЬ образовательных ТЕХНОЛОГИЙ.. 23

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 24

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 24

 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 25

 


 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.

В рабочей программе дисциплины дано описание содержания  курса, вопросы к зачёту. Дисциплина изучается в течение 2 семестра.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области основ медицинских знаний, анатомии и физиологии человека, возрастной и специальной психологии, лингвистических наук, полученные в ходе изучения дисциплин: «Специальная психология», «Основы нейрофизиология», «Невропатология», «Современный русский язык с основами языкознания», «Специальная педагогика», «Логопедия».

У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах психофизического развития ребёнка в норме и патологии; строении и функционировании речевого аппарата, основных анализаторов, обеспечивающих речевую деятельность, этапов речевого развития человека; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

На дневной форме обучения трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа), из них 28 час. – аудиторная (8 часов – лекционные занятия, 20 часов – семинарские занятия,) и самостоятельная работа студентов (44 часов). Дисциплина изучается в течение 2-го семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом во 2-м семестре.

На заочной форме обучения трудоемкость дисциплины составляет 2 ЗЕТ (72 часа), из них 16 часа – аудиторная (4 часа – лекционные занятия, 12 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (52 часа); 4 часа отводится на подготовку и сдачу зачета. Дисциплина изучается на II курсе в 4 семестре. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачетом на II курсе.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». В данной дисциплине предусмотрено изучение студентами речевых расстройств, определяющих сущность данной патологии,  особенностей логопедической работы с лицами, овладевающими русским (неродным) языком, рассматриваются теоретические и практические вопросы организации логопедической помощи, различные подходы к анализу речевой патологии. Изучение данной дисциплины создает основу для дальнейшего усвоения психолого-педагогического сопровождения лиц с разными формами речевой патологии.

1.4. Цели дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний об особенностях овладения детьми русским (неродным) языком, об организации и содержании                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           логопедической помощи направленной на формирование, коррекцию и совершенствование русского языка у детей с билингвизмом.

Задачи дисциплины:

- усвоить современные аспекты изучения проблемы развития речи у детей, овладевающих русским (неродным) языком;

- познакомить с основными подходами к организации и определению содержания логопедической помощи лицам с билингвизмом;

 - обобщить знания о специфике дифференциальной диагностики речевых нарушений у детей с билингвизмом.

Содержание курса по выбору включает два раздела.

В первом разделе изучаются теоретические вопросы изучения влияния билингвизма на развитие речи ребёнка, билингвизм как комплексная научная проблема, особенности двуязычного воспитания.

Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

 

  1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

 

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

 

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать уметь владеть
1 ОПК-3 готов к самостоятельному освоению и применению новых методов и технологий исследования З.1 знать основные положения теории билингвизма как комплексной научной проблемы;     У.1 уметь анализировать особенности двуязычного воспитания детей     В.1 владеть основами психолого-педагогического  диагностики детей с билингвизмом;  
2 ПК-2 способен к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ З.2 знать теоретико-методолог ические основы психолого-педагогического сопровождения детей с билингвизмом; З.3                           знать методологические основы организации и содержания коррекционно-педагогической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком;   У.2 уметь анализировать результаты логопедического обследования детей с билингвизмом; У.3 определять методы коррекционно-педагогической работы с детьми с билингвизмом с учётом структуры речевого дефекта;   В.2 владеть навыками определения влияния билингвизма на речевой онтогенез В.3 владеть навыками организации специальных условий коррекционно-педагогческой работы с детьми дошкольного и школьного возраста с билингвизмом

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I Теоретические вопросы изучения влияния билингвизма на развитие речи ребёнка                                           
1.1 Феномен билингвизма 2 0 2 6 10
1.23 Влияние билингвизма на речевой онтогенез 2 0 2 10 14
  ИТОГО 4 0 4 16 24
2 Раздел II. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению речевых нарушений у детей с билингвизмом          
2.1 Психолого-педагогическая диагностика детей с билингвизмом. 2 0 6 8 16
2.2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с билингвизмом в процессе овладения основной образовательной программой 2 0 10 20 32
  ИТОГО 4 0 16 28 48
  ВСЕГО: 8 0 20 44 72

 

Раздел 1

Теоретические вопросы изучения влияния билингвизма на развитие речи ребёнка

Требования к результатам освоения раздела

ОПК -3: З.1, У.1

ПК-2: З.2; У.2; В.2

Содержание раздела

Кол-во часов: 2 часа   

План:

1. Понятие и концепции билингвизма.

2. Лингвистическое и социологическое толкование билингвизма.

3. Компоненты билингвизма

4. Национально-русское двуязычие как основной тип билингвизма в Российской Федерации

Список литературы:

[7, 9, 15, 19, 27]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие и концепции билингвизма»

Кол-во часов: 2 часа

Форма проведения:

развернутая беседа на основе плана занятия;

устные доклады с последующим обсуждением.

Изучаемые вопросы:

1. Понятие и концепции билингвизма.

2. Виды билингвизма.

3. Билингвизм и диглоссия, их критерии.

4. Родной язык как первый компонент билингвизма.

5. Второй компонент билингвизма.

6. Русский язык как язык-посредник в Российской Федерации.

Список литературы:

[1, 4, 5, 7,11, 14, 15, 19, 26, 30]

Информационное сопровождение:

Схема «Виды билингвизма»

Тема I.2 Влияние билингвизма на речевой онтогенез

Кол-во часов: 2 часа

План:

1. Билингвизм как комплексная научная проблема.

2. Нейропсихологический аспект билингвизма.

3. Особенности двуязычного воспитания.

4. Особенности формирования речи у детей-билингвов.

Список литературы:

[1, 4, 5, 7,11, 14, 15, 19, 26, 30]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Особенности формирования речи у детей-билингвов»

Тема I.2 Влияние билингвизма на речевой онтогенез

Кол-во часов: 2 часа

Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением, дискуссия

Изучаемые вопросы:

1. Билингвизм как комплексная научная проблема.

2. Нейропсихологический аспект билингвизма.

3. Особенности двуязычного воспитания.

4. Особенности формирования речи у детей-билингвов.

Список литературы:

[1, 4, 5, 6, 7,10, 13, 15, 20, 24, 26, 27, 31, 33, 34]

Информационное сопровождение:

1. Схема «Билингвизм как комплексная научная проблема»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема I.1 Сущность билингвизма (10 часов)

1. Составление таблицы по теме: «Сопоставительный анализ билингвизма и диглоссии»

5 баллов

2. Аннотирование литературы по теме «Компоненты билингвизма»

5 баллов

Тема I.2 Влияние билингвизма на речевой онтогенез (6 часов)

1. Составление мультимедийной презентации по теме «Билингвизм как комплексная научная проблема»

5 баллов

2. Обзор материалов сайтов по проблеме «Особенности двуязычного воспитания»

5 Баллов

3. Контрольная работа по разделу 1

10 баллов

1.Составление схемы «Виды билингвизма»».

5 баллов

2.Составление схемы по теме «Нейропсихологический аспект билингвизма»

5 баллов

3.Реферат «Особенности формирования речи у детей-билингвов».

10 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ОПК–3 З.1

знать основные положения теории билингвизма как комплексной научной проблемы;

ПК-2 З.2

знать теоретико-методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей с билингвизмом;

1. Составление мультимедийной презентации по теме «Билингвизм как комплексная научная проблема» 2. Составление схемы по теме «Нейропсихологический аспект билингвизма» 3. Контрольная работа по разделу 1  

ОПК-3: У.1

уметь анализировать особенности двуязычного воспитания детей

ПК-2: У.2

уметь анализировать результаты логопедического обследования детей с билингвизмом;

1. Составление таблицы по теме: «Сопоставительный анализ билингвизма и диглоссии» 2. Составление схемы «Виды билингвизма»». 3. Составление схемы «Виды билингвизма»». 4. Контрольная работа по разделу 1

ПК-2: В.2

владеть навыками определения влияния билингвизма на речевой онтогенез

1.Аннотирование литературы по теме «Компоненты билингвизма» 2.Обзор материалов сайтов по проблеме «Особенности двуязычного воспитания» 3.Реферат «Особенности формирования речи у детей-билингвов». 4.Контрольная работа по разделу 1

Раздела 1

Кол-во часов: 2 часа

План:

1. Современные аспекты изучения устной и письменной речи у детей-билингвов.

2. Особенности устной и письменной речи у детей с билингвизмом.

3. Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений.

Список литературы:

[1, 2, 3, 9, 12, 17, 18, 21, 28,32, 34,35, 36]

Информационное сопровождение:           

Мультимедийная презентация «Особенности логопедического обследования детей с билингвизмом»

Тема II.1 Особенности логопедического обследования детей с билингвизмом.

Кол-во часов:6 часов

Форма проведения:

колоквиум;

решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Современные аспекты изучения устной и письменной речи у детей-билингвов.

2. Особенности устной и письменной речи у детей с билингвизмом.

3. Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений.

Список литературы:

[1, 2, 3, 9, 12, 17, 18, 21, 28,32, 34,35, 36]

Информационное сопровождение:

Схема «Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений».

Тема II.2 Коррекция речевых нарушений у лиц с билингвизмом

Кол-во часов: 2 часа

План:

1. Организация логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с билингвизмом.

2. Общедидактические и специальные принципы логопедической работы.

3. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

4. Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в образовательных учреждениях.

      

Список литературы:

[1, 2, 5, 8, 9,2, 23, 28, 29, 32, 33, 35, 36, 37 ]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в образовательных учреждениях».

Тема II.2 Коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом в процессе овладения основной образовательной программой

Кол-во часов: 2 часа

План:

1. Организация логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с билингвизмом.

2. Общедидактические и специальные принципы логопедической работы.

3. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

4. Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в образовательных учреждениях.

      

Список литературы:

[1, 2, 5, 8, 9,2, 23, 28, 29, 32, 33, 35, 36, 37 ]

Информационное сопровождение:

2. Мультимедийная презентация «Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в образовательных учреждениях».

Тема II.2 Коррекция речевых нарушений у лиц с билингвизмом

Кол-во часов: 10 часов

Форма проведения:

коллоквиум;

решение практических задач

Изучаемые вопросы:

1. Организация логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с билингвизмом.

2. Общедидактические и специальные принципы логопедической работы.

3. Программа логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком.

4. Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в образовательных учреждениях.

5. Восстановление речи у больних-полиглотов.

Список литературы:

[1, 2, 5, 8, 9,2, 23, 28, 29, 32, 33, 35, 36, 37 ]

Информационное сопровождение:

1. Схема «Организация логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с билингвизмом».

2. Схема «Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в образовательных учреждениях».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема II.1 Особенности логопедического обследования детей с билингвизмом. (8 часов)

1. Составление мультимедийной презентации «Современные аспекты изучения устной и письменной речи у детей-билингвов»

5 баллов

2. Составление схемы «Обследование речи детей-билингвов».

5 баллов

Тема II.2 Коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом в процессе овладения основной образовательной программой  (10 часов)

1. Составление схемы «Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в школьных образовательных учреждениях».

5 баллов

2. Аннотирование по теме «Коррекция письменной речи у детей, овладевающих русским (неродным) языком»

5 баллов

3. Контрольнаяработа по разделу 2

10 баллов

1. Составление таблицы «Клинико-психологическая характеристика лиц с билингвизмом»

1. Эссе:  «Готовность детей-билингвов к обучению в школе».

7 баллов

2. Составление схемы «Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений».

5 баллов

3. Составление схемы «Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста с билингвизмом».

5 баллов

4. Составление схемы «Организация логопедической работы с детьми школьного возраста с билингвизмом»

5 баллов

 

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ПК-2: З.3 знать методологические основы организации и содержания логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком;

1. Составление мультимедийной презентации «Современные аспекты изучения устной и письменной речи у детей-билингвов»

2. Эссе: «Готовность детей-билингвов к обучению в школе».

3. Контрольнаяработа по разделу 2

 

ПК-2: У.3 определять методы логопедической работы с детьми с билингвизмом с учётом структуры речевого дефекта

1. Составление схемы «Обследование речи детей-билингвов».

2. Составление схемы «Основные направления логопедической работы с детьми-билингвами   в школьных образовательных учреждениях».

3. Составление схемы «Специфика дифференциальной диагностики речевых нарушений».

4. Контрольнаяработа по разделу 2

ОПК-3: В.1 владеть основами психолого-педагогического диагностики детей с билингвизмом; ПК-2: В.3 владеть навыками организации специальных условий логопедической работы с детьми дошкольного и школьного возраста с билингвизмом

1. Аннотирование по теме «Коррекция письменной речи у детей, овладевающих русским (неродным) языком»

2. Составление схемы «Организация логопедической работы с детьми дошкольного возраста с билингвизмом».

3. Составление схемы  «Организация логопедической работы с детьми школьного возраста с билингвизмом»

4. Контрольнаяработа по разделу 2

         

Максимальное количество баллов по дисциплине 80 баллов (60 баллов – самостоятельная работа, 20 баллов – выступление на практическом занятии, участие в коллоквиуме, дискуссии)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Круглякова Т.А. Проблемы изучения билингвизма [Электронны


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.164 с.