Особенности технологии модульного обучения — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности технологии модульного обучения

2019-08-03 1360
Особенности технологии модульного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модуль можно рассматривать и как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, темпу учебно-познавательной деятельности, уровню самостоятельности школьников, когда обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуализированной программой (П.А. Юцявичене).

Отличительные особенности модульного обучения по сравнению с другими системами обучения определяются такими общеизвестными параметрами обучения, как его цели и содержание, формы и методы, способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся. Эти параметры опреде­ляются, в свою очередь, принципами обучения.

В основе модульного обучения лежат как общедидактические принципы, так и специфические, присущие только модульному обучению, дидактические принципы.

Принципы модульного обучения выступают как руководящая идея, основное правило деятельности и поведения участников образовательного процесса в соответствии с установленными наукой закономерностями. К ним относятся следующие:

1) принцип модульности;

2) выделения из содержания обособленных элементов;

3) динамичности;

4) действенности и оперативности знаний и их системы;

5) гибкости;

6) осознанной перспективы;

7) разносторонности методического консультирования;

8) паритетности (по П.А. Юцявичене).

Принцип модульности определяет особенности модульного обучения в таких его аспектах, как содержание, организационные формы и методы. Обучение строится, в соответствии с этим принципом, по функциональным узлам-модулям, каждый из которых предназначен для достижения конкретных дидактических целей. Внутри блоков-модулей учебный материал структурируется в виде системы учебных элементов. Из блоков-модулей конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимосвязаны и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках каждого модуля как единую целостную систему, направленную на достижение интегрированной дидактической цели. Этот принцип имеет много общего с таким принципом программированного обучения, как деление учебного материала на небольшие части (шаги, порции), которые тесно связаны и излагаются в порядке постепенного усложнения. Перед каждым элементом ставится деятельностная дидактическая цель.

Принцип динамичности требует такого построения модуля, которое бы обеспечивало свободное изменение его содержания с учетом социального заказа, то есть возможность изменять, дополнять и развивать учебный материал конкретных разделов учебных дисциплин.

Принцип действенности и оперативности знаний и их систем предполагает такую организацию учебного процесса, когда учащиеся приобретают знания в неразрывной связи с умениями в ходе самостоятельного решения задач, проявляя инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в новых ситуациях.

Принцип гибкости требует такого построения модульной программы и модулей, при котором обеспечивается возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых. Реализация этого принципа обеспечивает индивидуализацию в двух аспектах: в аспекте осуществления индивидуального подхода к обучаемым, а также целостного охвата всех элементов педагогической системы, включая цели и содержание обучения. В последнем случае создается возможность индивидуализации темпа учения, выбора индивидуализированного пути, способа усвоения знаний из предлагаемой альтернативы.

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленных стимулов учения. Реализация его означает организацию такого управления учебным процессом, при котором учащиеся понимают и осознают цели (промежуточные и конечные) учения. Эти цели должны выступать в модульном обучении в качестве значимых результатов деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

Принцип разносторонности методического консультирования требует обеспечения профессионализма в познавательной деятельности обучаемого и в педагогической деятельности. Реализация его нацелена на совершенствование умений самостоятельного познания учащимися предметов и явлений окружающего мира, обеспечение соответствия содержания обучения возможностям обучающихся, совершенствование профессионального мастерства педагога.

Принцип паритетности требует активизации обучаемых в педагогическом процессе, развития управления обучением со стороны педагога в тесной взаимосвязи с развитием самоуправления своей учебной деятельностью со стороны обучаемых, обеспечения сотрудничества учащихся и педагога в образовательном процессе.

Принципы модульного обучения тесно связаны с общедидактическими принципами, а также между собой.

Рассмотренные принципы модульного обучения определяют его специфические особенности и отличие от других систем обучения в таких аспектах, как содержание, формы, методы обучения, способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, функции участников образовательного процесса.

Отличительные особенности модульного обучения по выделенным параметрам:

1. Содержание модульного обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах. Учебный материал каждого комплекса конструируется таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым школьником поставленных перед ним дидактических целей. При этом цель формулируется для учащегося таким образом, чтобы он мог понять и осознать ее как личностно-значимый и ожидаемый результат. Дидактическая цель содержит в себе указание на объем изучаемого материала и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый учащийся получает от педагога в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти учебный материал.

2. Модульное обучение предполагает изменение форм общения педагога с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым учащимся индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, когда учащийся максимально активен и занимает в учебном процессе позицию субъекта, а педагог выполняет консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому. Педагог и обучающийся совместно выбирают оптимальные пути обучения. Это обеспечивается тем, что учащийся в условиях модульного обучения может самостоятельно организовать усвоение нового материала и усвоить его до определенного уровня. На педагогическую встречу с педагогом он приходит уже с определенным уровнем подготовленности. Поэтому некоторые функции управления учебным процессом трансформируются в условиях модульного обучения в самоуправление. Отношения педагога и учащихся становятся паритетными.

3. Высокий уровень самоорганизации учебно-познавательной деятельности учащегося. Она основана на самостоятельной постановке цели, умении выбрать способы деятельности, согласовать и координировать свои действия и отношения с другими, на самоконтроле. Это обеспечивается тем, что в условиях модульного обучения, когда каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учебно-познавательная деятельность становится предметом его осознания и воли. Учащийся учится целеполаганию, организации, контролю и оценке своей деятельности. В результате каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях.

Безусловно, педагог тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащегося через модуль и непосредственно, но это не жесткое, авторитарное, а более мягкое, сугубо целенаправленное управление.

4. Наличие модулей с печатной основой позволяет педагогу индивидуализировать работу с отдельными учащегося путем дозированной персональной помощи, а также консультирования каждого из них. Необходимой основой индивидуализации учебного процесса при модульном обучении является осознанность перспективы обучения каждым учащимся. Начало модуля содержит описание интегрированной цели; программа намечает близкие, средние и дальние перспективы.

Осуществление модульного обучения требует разработки модульной программы. Она может составляться преподавателями-предметниками, другими специалистами или централизованно. Модульная программа учебной дисциплины структурно состоит из комплексной дидактической цели (КДЦ) и системы модулей.

Можно выделить следующие этапы деятельности преподавателей (коллектива специалистов) по составлению модульной программы:

· выделение основных идей курса;

· структурирование учебного содержания вокруг этих идей в определенные блоки;

· формулирование комплексной дидактической цели (КДЦ)1;

· выделение из комплексной дидактической цели интегрирующих дидактических целей (ИДЦ) и формирование соответственно им модулей (каждый модуль имеет свою интегрирующую дидактическую цель);

· подразделение каждой интегрирующей дидактической цели на частные дидактические цели (ЧДЦ), в связи с тем, что в модули входят крупные блоки содержания учебного материала;

· выделение на основе частных дидактических целей учебных элементов (УЭ). Частной дидактической цели соответствует в модуле один элемент обучения.

В результате создается «дерево целей» (П.А. Юцявичене): вершина дерева – комплексная дидактическая цель для модульной программы; средний слой – интегрирующие дидактические цели для построения модулей и нижний слой – частные дидактические цели для построения учебных элементов (см. рис. 1).

Условные обозначения:

КДЦ – комплексная дидактическая цель;

ИДЦ – интегрирующая дидактическая цель;

ЧДЦ – частная дидактическая цель;

К, L – порядковые номера учебных элементов;

№ – продолжение порядкового номера

Согласно рисунку 1, модульная программа учебной дисциплины состоит из системы модулей. Число модулей определяется целями обучения и объемом учебного материала. Модульный подход позволяет структурировать модульные программы по циклам дисциплин и отдельным учебным дисциплинам. При этом модульные программы и модули строятся в соответствии со следующими общими принципами, модульных программ рекомендуется дидактически правильно формулировать интег­рирующие цели. Слишком узкая интегрирующая цель обучения таит в себе опас­ность усвоения фрагментарного материала, а чересчур обширная — может вызвать затруднения при реализации принципа модульности.

· Принцип обратной связи:

Реализация этого принципа ориентирует на анализ, контроль и коррекцию учебного процесса, что обеспечивает возможность управления. Причем в модульном обучении управление, осуществляемое педагогом, сочетается, как уже упоминалось выше, с самоуправлением со стороны учащихся.

· Принцип оптимальной передачи информационного и методического материала:

Реализация этого принципа требует структурирования материала модуля в такой форме, чтобы обеспечивалось наиболее эффективное усвоение его в конкретных условиях. В результате каждый модуль имеет четко определенную структуру, в основе которой лежит структура его элементов.

Содержание каждого модуля формируется в соответствии с общими критериями. Эти критерии определяются на основе анализа и учета специфики модульного обучения и его принципов, принципов построения модулей и модульных программ, а также закономерностей образовательного процесса. В теории и практике модульного обучения выделены следующие общие критерии формирования содержания модуля.

 

 

Рис.1. Структура модульной программы

 

1. Учет внутрипредметных и межпредметных связей, обеспечивающих интегрирование учебного содержания модуля при формировании его в логике содержания ведущего учебного предмета.

2. Дифференциация учебного содержания, ориентирующая на двухуровневый подход к его конструированию (нижний и высший уровни): нижний уровень соответствует обязательному минимуму (стандарт образования), высший включает сверх того дополнительные сведения, расширяющие и углубляющие материал.

3. Построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности школьников. В русле этого утверждения важным критерием построения модуля является структурирование деятельности учащегося в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Здесь есть большая возможность применять проблемное обучение.

4. Модуль должен предоставлять учащимся возможность для повторения основного содержания, что является одним из условий достижения каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей. Повторение основного содержания осуществляется через учебный элемент–резюме, в котором обобщение материала может быть представлено в различной форме (словесной, сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.).

В целом при конструировании программного содержания модуля ученые рекомендуют составителям модульных программ использовать следующий алгоритм.

1. Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды.

2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе конкретных законов (частных и общих).

3. Проектирование и организация практической деятельности учащихся по установлению границ применения законов (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.