Программа вступительных испытаний — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Программа вступительных испытаний

2019-08-03 88
Программа вступительных испытаний 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Поступающему на образовательную программу академической магистратуры (направление 46.04.01 История) в ходе собеседования предлагается ответить на два блока вопросов:

-   Блок 1: теоретический вопрос по направлению подготовки (История) (см. п. 3.1.1);

-  Блок 2: вопросы о сфере научных интересов, научных намерениях и предполагаемой научно-исследовательской работе (см. п.3.1.2).

Во время проведения собеседования поступающим запрещается использовать справочные материалы (учебники, учебные пособия, справочники, любого вида записи, электронные средства запоминания и хранения информации, и т.п.), использовать мобильные телефоны и другую радиоэлектронную аппаратуру.

При ответе на вопросы Блока 2 поступающий имеет право опираться на заранее подготовленный им «Примерный план описания научно-исследовательской работы» (см. Приложение 1).

При проведении вступительного испытания в форме собеседования поступающий в магистратуру должен продемонстрировать:

· умение сформулировать проблему в рамках поставленного вопроса;

· логично выстроенное содержание ответа;

· знание основных фактов, отражающих исторические явления и процессы;

· умение обобщать изложенный материал;

· умение изложить материал лексически и стилистически грамотно.

 

3.1.1 Блок 1. Теоретические вопросы по направлению подготовки (История) для поступающих на обучение по программе академической магистратуры

1. Древнерусская государственность: ключевые проблемы, дискуссионные вопросы. 2. Русь и монголы: итоги изучения, дискуссионные проблемы. 3. Образование единого Московского государства во второй половине XV – первой трети XVI в. (проблематика, дискуссионные вопросы). 4. Основные этапы внутренней и внешней политики Ивана IV (итоги изучения). 5. Смута в России начала XVII в.: исторические предпосылки, этапы, последствия 6. Внешняя политика России в XVII в. (проблемы изучения) 7. Предпосылки и основные этапы реформ Петра I. 8. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. 9. «Эпоха дворцовых переворотов» (1725–1762 гг.). 10. Внутренняя политика в первой четверти XIX в. Проблема либеральных, консервативных и революционных путей развития. 11. Внешняя политика России в начале. Война 1812 г. 12. Внутренняя политика в годы правления Николая I. 13. Внешняя политика России в первой половине XIX в. 14. Крымская война: причины, периодизация, ход военных действий, итоги. 15. Крестьянская реформа 1861 г.: предпосылки, подготовка, основные положения, историческое значение. 16. Александр III и внутренняя политика царизма в 1880-е – начале 1890-х гг. 17. Внешняя политика России во второй половине XIX в. 18. Внутренняя политика самодержавия в 1894-1904 гг. 19. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности, этапы. 20. Участие России в Первой мировой войне. Ход военных действий. 21. Февральская революция 1917 г.: предпосылки и исторические последствия 22. Гражданская война в России, иностранная интервенция. Политика «военного коммунизма». 23. Внешняя политика СССР в 1920-е гг. НЭП. 24. Общественно-политическое развитие и внешняя политика в 1930-е гг. Формирование и сущность сталинского режима. 25. Великая Отечественная война (июнь 1941– май 1945 г.). Историческое значение и цена Победы. 26. Причины и характер «холодной войны» 27. Социально-экономическое развитие страны в послевоенные годы (1945–1953 гг.). 28. Политическое развитие СССР в годы «позднего сталинизма» (1945–1953 гг.). 29. Социально-экономическое развитие и внешняя политика СССР в период «оттепели» и «Застоя». 30. «Перестройка»: причины, основные этапы, исторические последствия. 31. Социально-экономическое развитие и политическая жизнь России в посткоммунистический период.
  3.1.2.  Блок 2. Вопросы о сфере научных интересов, научных намерениях и предполагаемой научно-исследовательской работе Вопросы, предлагаемые поступающему на втором этапе Собеседования, помогают выявить степень его мотивации при поступлении на программу академической магистратуры по направлению 46.04.01 История, определить сферу научных интересов, включая предыдущий опыт научно-исследовательской работы, а также предполагаемое направление научно-исследовательской работы в случае поступления на образовательную программу.   Список примерных вопросов о сфере научных интересов, научных намерениях и предполагаемой научно-исследовательской работе: 1. Какие подходы к изучению российской истории привлекают ваше внимание? 2. Какие исследовательские проблемы ставятся в рамках лингвистического поворота? 3. Как вы понимаете историческую компаративистику? 4. Объясните некоторые разные определения слова «империя». 5. Опишите конструктивистский подход к изучению нации. 6. С какой целью применяется сравнительный метод в изучении империи? 7. Назовите несколько работ по истории культурной памяти. 8. Объясните разные подходы к определению памяти (коллективная, культурная, социальная и т.д.) 9. Опишите основную проблематику в исследованиях культурной памяти. 10. Опишите сферу своих научных интересов. 11. Опишите причины выбора темы предыдущей научно-исследовательской работы. 12. Назовите несколько работ по истории или другим социально-гуманитарным дисциплинам, оказавшие влияние на вашу научно-исследовательскую работу. 13. Назовите и кратко охарактеризуйте несколько работ по теме предполагаемой научно-исследовательской работы. 14. Опишите методологию предполагаемой научно-исследовательской работы. Укажите причины выбора данной методологии. 15. Назовите работы, выполненные в русле избранной вами методологии. 16. Назовите возможные источники предполагаемой научно-исследовательской работы. 17. Опишите возможные пути поиска новых источников по избранной теме. 18. Расскажите о своем опыте работы с разными видами исторических источников/разными методами научного исследования.

3.2. Программа письменного экзамена по направлению подготовки 46.04.01 История.

 

3.2.1. Задания письменного экзамена ориентированы на содержание рабочих программ курсов, составленных с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.01 История (уровень бакалавриата).

3.2.2. Письменный экзамен проводится на русском языке с использованием компьютерной техники. Время, отведенное на выполнение заданий: не более 180 минут. Итоги письменного экзамена оформляются в виде протокола заседания экзаменационной комиссии, в котором обосновываются выставленные оценки. 3.2.3. На экзамене абитуриенту будет предложено выполнить два задания из четырех предложенных. При выполнении задания абитуриент имеет право использовать принесенные с собой записи, печатные материалы, электронные устройства, а также пользоваться сетью Интернет.

3.2.4. Выполненные задания принимаются в объеме от 10 000 знаков до 40 000 знаков (включая знаки препинания, цифры и пробелы между словами и до полей).

3.2.5 Порядок прохождения вступительных испытаний иногородними поступающими с применением дистанционных технологий (при условии идентификации личности):

  • Задания письменного экзамена сообщаются поступающим электронным письмом за 10 минут до начала письменного экзамена в день письменного экзамена.
  • Выполненные задания должны быть отправлены на электронный адрес [email protected] строго в течение 180 минут после начала письменного экзамена.
  • В случае технического сбоя иногородний поступающий должен немедленно связаться с секретарем приемной комиссии. Приемная комиссия оставляет за собой право принять результат письменного экзамена по окончанию 180 минут с момента начала экзамена, в случае если иногородний поступающий своевременно сообщил о техническом сбое и предоставил подтверждающий документ.

 

3.3. Примерные задания письменного экзамена для поступающих на направление подготовки 46.04.01 История

 

  1. Изложите наблюдения и выводы проведенного вами ранее исследования.
  2. Сделайте обзор источников, которые вы использовали или собираетесь использовать в своей исследовательской работе.
  3. Какой исследовательский вопрос вы планируете поставить в своей будущей работе?
  4. Приемы и методы, которые вы планируете использовать в своем исследовании.
  5. Какие книги по истории вы намерены использовать в качестве образца или ориентира в вашей исследовательской работе и почему?
  6. Историография по теме вашей будущей работы.
  7. Охарактеризуйте одно из влиятельных современных направлений исторических исследований.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

Кром М.М. Введение в историческую компаративистику: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

Потапова Н.Д. Лингвистический поворот в историографии: учебное пособие. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015.

 

Дополнительная литература:

Вовина - Лебедева В.Г. История России XVI - XVII веков. М., 2012.

 

Вспомогательная литература:

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

Андреева Т.В. Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная политика и общественное мнение. СПб., 2009.

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Военно-исторические очерки: В 4-х тт. М., 1995-1999. Кн. 1-4.

Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований / Пер. с нем. М., 1996.

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996 (2-е изд. 2007).

Выскочков Л.В. Император Николай I. Человек и государь СПб., 2001.

Ганелин Р.Ш., Куликов С.В. Основные источники по истории России конца XIX - начала XX в. СПб., 2000.

Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. М., 1995.

Горский A.A. Москва и Орда. М., 2000.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М., 2001.

Денисова JI.H. Исчезающая деревня. Нечерноземье России в 1960- 1980 гг. М., 1996.

Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе: 1861-1880. М., 1978.

Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 18581861. М., 1984.

Зимин A.A. Россия на пороге нового времени. М., 1972.

Каменский А.Б. От Петра 1 до Павла I: Реформы в России XVIII века: Опыт целостного анализа. М., 2001.

Каштанов С.М. Социально-политическая история России конца XV - первой половины XVI в. М., 1967.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ХУШ-Х1Х вв. СПб, 1994.

Колоницкий Б.И. «Трагическая эротика». Образы императорской семьи в годы первой мировой войны. М., 2010.

Кром М. М. «Вдовствующее царство»: политический кризис в России 30 -40-х годов XVI века. М., 2010.

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей XI - XII вв. М., 2001.

Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945-1991. М., 1998. Политическая история современной России. 1985-1999. В 2-х тт. М.,2000.

Поликарпов В.В. От Цусимы к Февралю. Царизм и военная промышленность в начале XX в. М., 2008.

Правилова Е.А. Финансы и империя. Деньги и власть в политике России на национальных окраинах. 1801-1917 гг. М., 2006.

Правящая элита Русского государства IX - начало XVIII в. Очерки истории. СПб., 2006.

Рабинович А. Большевики у власти. М., 2007.

Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII вв. СПб., 2003.

Седов П.В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб., 2006.

Скрынников Р.Г. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. М.,

1988.

Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учебное пособие. 3-е изд. М., 2010.

Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980.

Уортман Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии М., 2004. Т.2.

Фирсов C.JI. Православная Российская церковь накануне перемен. Конец XIX в.-1918 г. М., 2002.

Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизмы политической власти в 1930-е годы. М., 1996.

Христофоров И.А. «Аристократическая оппозиция» великим реформам (конец 1850-х - середина 1870 гг.). М., 2002.

Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства. М.; Л., 1960.

Шапиро А.Л. Проблемы социально-экономической истории Руси XIV- XVI вв. Л., 1977.

Яров С.В. Пролетарий как политик: Политическая психология рабочих Петрограда в 1917-1923 гг. СПб., 1999.

 


Приложение 1.

Примерный план описания научно-исследовательской работы

1. Темой научно-исследовательской работы я предполагаю выбрать…….

2. После прочтения работы (автор, название) меня заинтересовали вопросы……

3. За время обучения по программе бакалавриата меня привлекала история……

4. Знакомство с публикацией источников (название) сфокусировало мой интерес на….

5. Я предполагаю, что моя будущая магистерская диссертация имеет отношение к….

6. Меня заинтересовал метод или подход (название) и я хочу его опробовать в работе над магистерской диссертацией…

Текст должен давать максимальное возможное представление о том, какая тематика, проблематика, какой исторический период Вас наиболее привлекают.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.