Автор № 5 Наталья Аркадьевна Гордок. г. Кемерово — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автор № 5 Наталья Аркадьевна Гордок. г. Кемерово

2019-08-03 168
Автор № 5 Наталья Аркадьевна Гордок. г. Кемерово 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

От ученичества к творчеству

Эссе

Вот уже пятый год я постигаю азы литературного мастерства в литстудии. Мои встречи с самодеятельными авторами, а также и с профессиональными литераторами заставляют задуматься и поразмышлять над некоторыми вопросами нашего литературного бытия.

А виновником моих размышлений стал Михаил Александрович Небогатов, известный кузбасский поэт, столетний юбилей которого мы будем отмечать в 2021 году. Это его стихотворения, переписанные от руки, я нашла в своём дневничке семиклассницы.

Много в мире прекрасного,

Что сравнится с тобой.

Вроде солнышка ясного

Ты мне светишь порой…

 

Или вот это:

 

Откуда начинается Россия?

Одни поэты пишут: от села,

От дедовской околицы; другие:

От заводской заставы, мол, пошла…

И ещё одно рядышком, но без имени автора:

 

Шёл человек полями и лесами,

Смотрел на мир влюблёнными глазами…

 

Сейчас-то я знаю, что такие строки мог написать только Михаил Небогатов – это его почерк!

 

Опыт жизни – горный перевал,

На котором с грустью и тревогой

Не один под старость горевал

Оттого, что шёл не той дорогой.

 

Можно и дальше листать и мой дневничок, и сборники поэта. И кому же это пришло в голову назвать замечательного лирика «Датским поэтом»?! Да, конечно, и я помню его стихи на первых страницах областных газет «Комсомолец Кузбасса» и «Кузбасс». У других не писалось, вот у него получалось и к месту, и ко времени!

А, если бы этот критик заглянул хоть в один сборник Михаила Александровича, вряд ли он остался бы при своём мнении. Сегодня многие с гордостью называют Михаила Небогатова не только поэтом-лириком, но и «Учителем» кузбасских поэтов.

Среди них и мы – авторы литстудии. Свой литературный ликбез мы начинали с его «Факультета молодых литераторов», который жил на страницах «Комсомольца Кузбасса» почти три десятка лет.

Его напутствия до сих пор перед глазами:

- искать своё слово...;

- воспринимать окружающий мир возвышенно, поэтически...;

- заставить читателя волноваться..;

- уходить от декларативности..;

- опасаться выспренности интонации..;

- писать искренне, просто и без выкрутасов…

Эти узенькие памятки-тропки в непроходимых литературных дебрях помогают нам, самодеятельным авторам, выбрать правильный ориентир. И, работая над своими «шедеврами», мы не забываем обращаться к его, небогатовским урокам. Но вот беда – не у всех получается «причесать» свои вирши по-небогатовски. Ещё одна закавыка на пути самоделкиных.

Читаю снова небогатовские строчки –

Будь то стихи или советы, как писать.

Рождаются мои на скромненьком листочке…

Не знаю, можно ли поэзией назвать…

А, если это не поэзия, то что же это такое, - размышляю я. И надо ли нам учиться быть поэтами или согласиться с Хлебниковым:

«Стихотворочка» я, «Стихотворка»

Облекаю чувства в слова…?

 

Последние два года перед выпуском из средней школы мои учителя спорили, кем же мне стать. То, что я буду учителем, не подвергалось никакому сомнению. А вот математиком или филологом – это вопрос. Каждый предметник тянул одеяло на себя. А мне интересна была и литература, и математика. Но, как всегда, нашёлся и третий вариант. Мне, деревенской девчонке не захотелось отрываться от своей референтной группы, и я решилась на инженера АСУ (автоматизированных систем управления). За что судьба и ткнула меня носом в мою первую жизненную проблему. Во время сдачи экзаменов болезнь встала на моём пути. А через год выбор пал на математический факультет. И, тем не менее, всю свою трудовую биографию мне приходилось сочинять и писать справки, отчёты, планы…

И, наконец-то, уже на пенсии я ударилась в стихотворчество. Сказать, что раньше я этим не занималась, значит покривить душой. Были и газетные публикации, и сценарии митингов, капустников, слётов, поздравлялки и пожелайки, усыплялки и затевайки для разных возрастов. Были и девичьи дневники со стихами и песнями, были начатые и недописанные «романы», только не было времени этим заняться всерьёз. Служба не отпускала.

А сейчас это зачем? Нужно это кому-нибудь? Мне-то самой – нужно, ведь любой ликбез – это новая ступенька на пути совершенствования, очередная радость достижения. А где эта планка успеха-неуспеха в стихотворчестве? Один пишет запоем и днём, и ночью, не соблюдая никакие правила стихосложения, выступает, ему хлопают, рвут черновики из рук… Он для себя уже – звезда! В стихи.ру – одни хвалебные рецензии. А в шедеврах – ноль поэзии, чувства подменяются рифмами в ущерб смыслу, да и рифмы-то самые банальные, замученные веками «рифмоплётства».  Так и хочется прошептать этому автору на ушко – хватит «графоманить». А имею ли я право давать такие оценки? Ведь написал же кто-то: «Поэт лишь Господу подсуден». Не пора ли напомнить человеку об этом суде, если он сам с себя снимает ответственность за свои слова? Но не всякий прислушается.

У другого автора – зачатки поэзии налицо, но не хватает грамотности выразить словами чувства, малый словарный запас, корявость изложения мыслей. И здесь-то, наверняка поможет корректорско-редакторское причёсывание, если автор согласится на правки и сам доработает свои вирши. Чаще же бывает по-другому. Такие авторы, обычно, просят: «Да, вы поправьте, как вам надо». И  принимают под своё авторство подработанное стихотворение. Мне на первых порах казалось, что я помогаю такому автору своими подсказками. Надеялась, что ему захочется когда-нибудь и самому потрудится. Сейчас уже уверена, что если не хватает элементарной грамотности и словарного запаса, о каком писательстве можно говорить?! Только в кавычках – такое «писательство» не для публикации даже во внутристудийном журнале, не говоря уже о «толстых».

И надо отдать должное нашей редакционной группе, участники которой уже могут не только указать автору на ошибку, но и предложить своё видение этой строчки. А, уж дело автора, принимать правку или упрямо держаться за то, «что пришло». Во втором случае приходится отказывать в публикации и отправлять текст в «жданки», вдруг что-то «придёт» поскладнее.

А есть и третьи, такие как я и мои коллеги по литстудии. И мы в литстудии продолжаем учиться. Кажется, задатками не обижены, словарного запаса хватает, чувств и эмоций – через край. Критики пишут, что нам мешает жизненный опыт, какие-то штампы заученной речи, установившиеся традиции и т.п. Однако, прислушиваясь к небогатовским критериям, мы стали замечать, что наши строчки уже сдвинулись с мёртвой точки в лучшую сторону. А это значит, что последователи Михаила Александровича перестали быть самоучками, обрели своего учителя.

Второе место


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.