Программа развития группового взаимодействия для подростков — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программа развития группового взаимодействия для подростков

2019-08-03 162
Программа развития группового взаимодействия для подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная программа представляет собой системный взгляд на проблему развитиягрупповоговзаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.
Пояснительная записка содержит обоснование актуальности и практической значимости специально организованных занятий со школьниками в сфере общения.
В программе определены цель, задачи, гипотеза, план реализации программы, ожидаемые результаты.
Автор представила 7 подробно разработанных конспектов занятий.
Сильной стороной программы является ее глубокая разработанность автором.
Ярко выраженная практическая направленность позволяет ее рекомендовать к внедрению в практику педагогами- психологами города.

Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.

Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта.

Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.

Подростковый коллектив – это своеобразный социальный “полигон”, на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение. В группах подростками отрабатывается также и умение разрешать конфликтные ситуации. Конфликты с ровесниками в основном являются проявлением борьбы: у мальчиков за лидерство, за успехи в физической или интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек – за представителя противоположного пола.

Всё вышесказанное говорит о важности и необходимости оказания своевременной помощи в развитии навыков общения и группового взаимодействия со стороны взрослых – родителей, педагогов, психологов. Наиболее приемлемой и эффективной формой работы психолога в этом направлении считаем тренинг.

Цель: развитие группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.

Задачи:

1. Диагностика группового взаимодействия.
2. Развитие у подростков навыков рефлексии.
3. Развитие у подростков коммуникативной компетентности, освоение разных форм и методов общения.
4. Развитие навыков работы в коллективе.

Среди критериев достижения цели можно выделить следующие:

1. Понимание подростками самих себя и выяснение того, как другие знают и понимают их.
2. Повышение результативности работы в группах.
3. Уменьшение числа конфликтов в школьном коллективе.

Тренинг рассчитан на 7 занятий по 40-60 минут (1 раз в неделю).

З А Н Я Т И Е 1.

Цель: диагностика групповой сплочённости, развитие навыков совместной работы.

Ход занятия.

Объяснение цели тренинга и правил работы во время него.

Упр. “Степень включённости в коллектив”.

Встаньте, не разговаривая друг с другом, в одну линию по ощущению включённости в коллектив. Кто чувствует себя полностью включённым - встаньте к двери, кто слабо включённым или совсем не включённым – к противоположной стене. Все остальные должны распределиться на линии, соединяющей двух крайних участников – в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включённости.

Оказался ли результат неожиданным? Что мешает чувствовать себя более включённым? Что для этого делали? Что ещё можно сделать? Как могут помочь одноклассники?

Упр. “Я тебе доверяю”.

Закройте глаза и представьте, на сколько баллов от 1 до 10 вы можете доверять друг другу. 1 – совсем не доверяете, 10 – можете доверить всё. Не открывая глаз, поднимите соответствующее число пальцев. Держите пальцы до моей команды. Я скажу открыть глаза, когда покажут все. Откройте глаза и посмотрите, сколько пальцев показывает каждый.

Почему поставили именно этот балл? Что объединяет тех, кто поставил одинаковое количество? Чья оценка оказалась неожиданной? Что может изменить класс, чтобы каждый его член чувствовал себя более комфортно?

Упр. “Правила класса”.

Проясним явные и неявные правила, действующие в классе. Работать будем в группах по 4-6 человек. Каждая группа напишет по 2 варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений:

В нашем классе нежелательно…
В нашем классе опасно…
В нашем классе можно…
Из коллектива класса будет исключён тот, кто…

Все ли правила ясны? Какие из них полезны, а какие обременительны? Какие правила принимает класс?

Рефлексия занятия.

З А Н Я Т И Е 2.

Цель: развитие мотивации к позитивным изменениям в классе, умения выражать свои потребности и принимать потребности окружающих.

Ход занятия.

1. Объяснение цели занятия.

Упр. “Золотой стул”.

Все ученики класса по очереди садятся на “золотой стул”. Про того, кто сидит, все говорят только хорошее.
Что чувствовали, когда сидели на стуле? Приятнее слушать или говорить? Что нужно сделать, чтобы человек не забывал, какой он хороший?


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.