Автор: Ляпунова Елена Ивановна, — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автор: Ляпунова Елена Ивановна,

2019-08-03 165
Автор: Ляпунова Елена Ивановна, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор: Ляпунова Елена Ивановна,

Учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: «Картины природы в лирике Лидии Тепловой»

Место урока в программе: урок включён в программу 6 класса в рамках регионального компонента в тему «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 20 века», УМК В.Я.Коровиной.

Усть-Цилемский район с его богатейшими нравственными и эстетическими традициями, пятивековой книжно-письменной культурой, широкими языковыми контактами являет собой феноменальный культурологический объект, изучение которого предусмотрено региональной составляющей Закона РФ «Об образовании».

Урок раскрывает поэтический мир одного из представителей поэтической «элиты» Руси Печорской поэтессы Лидии Тепловой, малой родиной которой является Усть-Цилемский район. Здесь она начала писать свои первые стихи, Усть-Цилемскому району посвящены её стихи. На уроке учащиеся познакомятся с лирикой Лидии Тепловой и проанализируют одно из стихотворений поэтессы.

 

Цели урока:

1. Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике Лидии Тепловой

2. Научить определять способы создания образов

3. Помочь понять настроение и чувство поэтессы

4. Выразительное чтение стихотворений Лидии Тепловой

5. Воспитать у учащихся чувство любви к родной природе

6. Пробудить интерес к поэзии

 

Оборудование урока: портрет Лидии Тепловой, фотографии пейзажей усть-Цилемского района, сборник стихотворений Лидии Тепловой, компьютер, проектор, презентация.

 

Методические приёмы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сообщение учащегося, работа в парах.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы познакомимся в нашей землячкой, поэтессой Лидией Тепловой. Её стихи очень близки и понятны нам. Давайте попытаемся проникнуть в мир её творчества.

Вступительное слово о поэтессе.

Лидия Теплова родилась в деревне Медвежка Усть-Цилемского района Республики Коми, расположенной на печорских берегах. Здесь сформировалась её волнующая рифма. Отсюда она послала свои первые стихи, надеясь на подсказку и совет. Она сама не верила в силу своего дарования. Но стихи напечатали. И волнующие слова Лидии Тепловой пришлось читателю по душе, нашли отклик у любителей поэзии. В Медвежке она работала учителем рисования, раскрывала юным душам красоту окружающего мира. Стихи Лидии Тепловой раздумчивы и прозрачны, как наши белые ночи, порой грустны, как солнечный закат в предвесенний вечер, иногда озорны, освещены чисто женской улыбкой. Они были сразу замечены, но встречены по-разному. А сейчас «ворожея» из Медвежки живёт в г.Сокол Вологодской области.

 

Из-за речки, из-за леса

Поднялась Луна.

Красным бакеном по небу

Поплыла она.

Ветер спит, устав немного,

На ветвях берез.

Снится старенькой дороге

Перестук колес.

Сонно ручеек лопочет,

Потемнев до дна,

Горизонт окрашен ночью

В синие тона.

Вдруг туман лохматым боком

Выполз из кустов,

Всхлипнул куличок в осоке

От тревожных снов.

А Луна плывет над лесом,

Освещая путь...

Я сегодня, как невеста,

Не могу уснуть.

Вопросы к анализу стихотворения «Из-за речки, из-за леса…»

1. Чтение стихотворения про себя.

2. Каким чувством проникнуто стихотворение?

3. От чьего лица идёт повествование?

4. Что видит героиня? Какую картину рисует поэтесса в этом стихотворении?

(речка; на небе Луна красного цвета; нет ветра; лес, рядом бежит дорога; тихо журчит ручеек; вдалеке синий горизонт; вдруг из кустов выполз куличок, он всхлипнул от тревожных снов)

5. Что испытывает героиня?

(Её сердце встревожено. Она как невеста, которая волнуется перед свадьбой)

6. Какие художественные приёмы оживляют картину?

- метафоры (поднялась Луна, ветер спит, снится дороге, ручеёк лопочет, Луна плывёт)

- сравнения (красным бакеном, как невеста)

- эпитеты (старенькой дороге, лохматым боком, от тревожных снов)

- наличие глаголов действия (поднялась, поплыла, спит, снится, лопочет, выполз, всхлипнул, плывёт, не могу уснуть)

7. Почему Луна – это собственное имя?

(Возможно, это ещё одна героиня, которая помогает другой героине найти дорогу, освещая ей путь)

8. Какова особенность пейзажа, изображённого Лидией Тепловой?

(Пейзаж лишь повод для выражения чувств героини)

9. Выразительное чтение стихотворения.

 

Автор: Ляпунова Елена Ивановна,


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.