Роль Ковальченко в разработке теоретических вопросов источниковедения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Роль Ковальченко в разработке теоретических вопросов источниковедения

2019-08-03 633
Роль Ковальченко в разработке теоретических вопросов источниковедения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выдающийся советский ученый, чья научная деятельность пришлась на 50-80-е гг. прошлого века. Ковальченко был одним из ведущих советских историков-аграрников, занимался проблемами аграрной истории России первой половины XIX в. С его именем связаны радикальные изменения в методологии источниковедческой науки.

- основатель российской клиометрической школы. Ковальченко первым в нашей науке начал широко внедрять массовые источники в историческое исследование (прежде всего в исследования по аграрной истории России 19 века) и методы математической статистики в историю, положив начало количественным методам в исторических исследованиях. Изучение исторических явлений и процессов на основе измерения - количественной меры. Использование компьютерных технологий, применение массовых данных, принципы обобщения, систематизации. Новые методы: кластер-анализ, моделирование.

- новая классификация исторических источников на основе учения об информации (Клод Шеннон). Формирование исторического источника - это информационный процесс. Информацию (отраженное разнообразие явлений объективного мира) в источнике можно рассматривать в трех аспектах: прагматическом (цель создания и источника и фиксирования информации), семантическом (содержание источника) и синтаксическом (форма фиксирования информации). На основе этого деления Ковальченко дал собственную классификацию ист. источников.

- новый подход к критике исторических источников. Благодаря учению об информации Ковальченко обосновал информационную неисчерпаемость источника. Он утверждал, что главная практическая задача источниковедения - повышение информационной отдачи источников и внедрение новых массивов и типов источников - прежде всего массовых. Массовые источники - те, которые содержат массовые данные о присущих действительности общественных структурах и взаимосвязях. Они более других неисчерпаемые.

Повышение информационной отдачи Ковальченко связывал с наличием в источнике информации явной и скрытой (структурной). Последняя представляет собой информацию, которая фиксировалась в источнике неосознанно, без желания автора. Она более объективна, нежели выраженная информация. Умение извлечь эту информацию должно было решить проблему повышения отдачи источника.

6. Литературно-юридический и формулярный анализ законодательных актов XX в. на примере Конституций СССР и РФ.   

 

Законодат. акты - вид письменных историч. источников, кот. фиксируют в юридических формулах нормы, обязательные в пределах юрисдикции государства.
Законодательство эволюционировало по мере изменения государственного строя в стране:
До марта 1917 года. Самодержавие, закон - все, что утверждено монархом.
Март - октябрь 1917 года. Юридически неопределенный образ правления - власть Временного правительства + царское законодательство.
Октябрь 1917 - 1991 год. Советский строй. Конституции 1918, 1924, 1936, 1977 гг.
1991 - по наст. время. Конституция 1993 г.
Исследователь законодат. акта исходит из трех вопросов: 1) какие задачи создателей закона? 2) какова причина создания закона? 3) какую информацию можно получить из источника?
Эти вопросы исследователь решает в процессе анализа источника на основе методов литературно-юридического и формулярного анализов.
Общая направленность закона раскрывается в результате литературно-юридического анализа.
Л.-ю.а. - это изучение включенных в текст норм и формулировок, лексических, грамматических форм, выявление их роли в данном законе (в законе каждое слово и знак препинания имеют свою роль!). Благодаря л.-ю.а. историк может распознать мотивы составителей закона, понять, о чем он умолчал, а на чем, наоборот, акцентировал внимание, а также сравнить акты одного периода, но разного времени (например, Конституции советского периода по-разному формулируются нормы права, они носят разную идеологические цели и т.п.), сделать заключения о характере законодательства.

Определенная, ясная и туманная, неопределенная лексика, ее сочетание в тексте законов -> историк должен уметь видеть скрытый смысл, правильно истолковать его, несмотря на возможность разночтения и смысловой неопределенности.
Формулярный анализ применяется при изучении таких источников, которые имеют формуляр - устоявшуюся модель построения. Смысл анализа заключается в том, чтобы определить части акта и извлечь из них информацию. После определения формуляра текст источника делится на более мелкие единицы - статьи, предложения, обороты, элементы, и на их основе проводится анализ формуляра: выявляются соответствие или несоответствие конкретному периоду, клаузулы (юридические формулы), устанавливаются время и место совершения сделки, определяется характер акта (частно- или публично-правовой).
Четыре основных типа формуляра: Условный формуляр – это идеальная модель акта, в которую вписывали 12 основных частей. Абстрактный формуляр – это формуляр какой-либо большой группы актов. Конкретный формуляр – это формуляр, касающийся небольшой группы актов. Индивидуальный формуляр – это формуляр конкретного акта. Части условного формуляра: 1. Протокол (начальный протокол) – вводные положения. 2. Текст – основная часть акта. 3. Эсхатакол (конечный протокол) – заключительные положения.

 

 7. Общее и особенное в Основных законах Российской империи 1906 г., Советских Конституциях и Конституции РФ.

Конституция - это документ, имеющий высшую юридическую силу. Именно Конституция определяет юридическую и идеологическую конструкцию верховной государственной власти. Также, она юридически закрепляет изменения в государстве и обществе, которые произошли на определенном историческом этапе развития государства.

На протяжении второй половины XIX —XX вв. Россия была: самодержавной монархией (по февраль 1917 г.); государством с юридически неопределенным «образом правления» (март —октябрь 1917 г.); республикой Советов (октябрь 1917 г. — 1922 г.), а затем Союзом Советских Социалистических Республик (1922 — 1991 гг.). В настоящее время Россия — парламентская республика.

1. Основные законы РИ 1906 г. 23 апреля 1906 г. были изданы Основные государственные законы, опубликованные 24 апреля 1906 г., определившие создание в стране двухпалатной парламентарной системы при сохранении весьма широких пределов для императорской власти.

По Основным государственным законам Российская империя представляла собой наследственную монархию, глава которой «есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной власти его, не токмо за страх, но и за совесть, сам бог повелевает». В 1906 г. были утверждены новые Основные государственные законы, в которых характеристика существа верховной самодержавной власти не изменилась за исключением того, что определение «неограниченный» было снято. (СЗ. Изд. 1906 г. Т. I. Ч. 1. Ст. 4.). Отмечалось, что император вместе с Думой и Государственным Советом осуществляет законодательную власть. Законопроекты, не принятые законодательными установлениями, признавались отклоненными. Однако ст. 87 Основных законов предоставляла возможность императору по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда имелась такая необходимость, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но меры, принимаемые правительством во время прекращения занятий Государственного совета и Государственной думы вследствие «чрезвычайных обстоятельств», теряли силу без одобрения их обеими палатами. Кроме того, эти меры не могли вносить изменения ни в «Основные законы», ни в учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в положения о выборах в эти учреждения. Вместе с тем исключительной прерогативой царя оставались: почин пересмотра «Основных законов», высшее государственное управление, назначение и увольнение министров, верховное командование вооруженными силами, объявление местностей на военном или исключительном положении, право чеканки монеты, руководство внешней политикой, вопросы войны и мира. От имени императора осуществлялась судебная власть, ему принадлежало право помилования заключенных и объявления общей амнистии.

2. Конституция РСФСР 1918 г. В октябре 1917 г. в результате победы революции Россия была провозглашена республикой Советов, образующих единую систему органов государственной власти трудящихся в центре и на местах. Высшую власть в государстве осуществлял Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Для управления страной было образовано рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК). Однако, После победы "Октября" возник вопрос о юридических аспектах нового государственного строя в России. Первая Советская Конституция (Конституция РСФСР 1918 г.) была принята Пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Вместе с утвержденной Третьим Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа она составила единый основной закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Конституция закрепила систему сложившихся к этому времени в РСФСР органов государственной власти и предоставила законодательную власть Всероссийскому съезду Советов, ВЦИК и СНК РСФСР, которые в пределах своей компетенции издавали законодательные акты в форме декретов, постановлений, распоряжений, инструкций и т.п. В литературе законодательные акты первых лет Советской власти получили собирательное наименование — декреты (от латинского decretum — постановление, решение). Конституция отражала реальное соотношение классовых сил в стране. В ней закреплены коренные принципы советской демократии.

Статья 10 Основного Закона гласила: "Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах". Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции.

3. Конституция СССР 1924 г. В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные представителями четырех республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию. В следствии этого, у нового государства возникла потребность в новой общей Конституции. Конституцию Союза Советских Социалистических Республик (СССР) принял Второй съезд Советов СССР 31 января 1924 г. Текст Конституции состоял из двух разделов: Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Верховным органом власти СССР являлся съезд Советов, а в период между съездами — Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоявший из двух равноправных палат — Союзного совета и Совета национальностей. ЦИК СССР издавал законодательные акты в форме кодексов, декретов, постановлений и распоряжений. В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, распорядительным и исполнительным органом был Президиум ЦИК. В пределах своей компетенции он принимал декреты, постановления и распоряжения. РСФСР как союзная республика имела свою Конституцию, утвержденную съездом Советов республики и издавала законодательные акты, утверждавшиеся ВЦИК и Президиумом ВЦИК. Согласно Конституции СССР все законодательные акты, принятые высшими органами власти союзного государства, «обязательны к непосредственному исполнению на всей территории Союза Советских Социалистических Республик» (ст. 19). Эта норма определяла верховенство союзного законодательства над республиканским. Поэтому для периода 1924 — 1990 гг. (до принятия Декларации о государственном суверенитете России) законодательство РСФСР, составляющее органическую часть законодательства СССР, специально не рассматривается.

4. Конституция СССР 1936 г. Новую Конституцию СССР утвердил 5 декабря 1936 г. Чрезвычайный Восьмой съезд Советов СССР. Принятию Конституции предшествовало ее всенародное обсуждение, длившееся более пяти месяцев. Текст Конституции отразил коренные социально-экономические изменения, произошедшие а стране за время после принятия Конституции СССР 1924 г. В Конституции 1936 г. проведено строгое разделение между законодательной и исполнительной функциями власти. В связи с этим право законодательной инициативы, разработки и обсуждения законопроектов, утверждения законов было закреплено только за высшим органом государственной власти в стране — Верховным советом СССР, состоящим из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Ст. 32 Конституции гласила: «Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным советом СССР». Устанавливалась единая форма законодательного акта — закон. Аналогичные изменения были внесены в Конституции союзных республик. Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение 11 республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия остались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.

5. Конституция СССР 1977 г. Третья Конституция СССР была утверждена 7 октября 1977 г. Внеочередной седьмой сессией Верховного совета СССР девятого созыва. Как и в 1936 г. принятию решения предшествовало всенародное обсуждение текста законопроекта. Констатировалось построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении». Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы — Советы. В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии. Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии» — всенародное обсуждение и референдум; а также новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Основными чертами Конституции являются наличие преамбулы (вводной части) и расширение в ней прав и обязанностей гражданина СССР. В 1988 г. в Конституцию СССР были внесены изменения. Учреждался новый высший орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР. В период между съездами высшая власть в государстве осуществлялась Верховным советом, со-став которого избирался на съезде из числа народных депутатов. В отличие от Съездов народных депутатов, работавших сессионно, Верховный совет должен был осуществлять свою деятельность постоянно. Право принимать законодательные акты имели и Съезд, и Верховный совет. Аналогичные изменения были внесены в Конституции союзных республик. Первый Съезд народных депутатов СССР собрался в Москве в марте 1989 г. Съезд сформировал Верховный совет и избрал его председателем генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева. В ходе дальнейшего реформирования политической системы СССР в марте 1990 г. М.С.Горбачев был избран президентом СССР.

6. Конституция РФ. После развала СССР в 1991 г. в РСФСР (с 1992 г. - Российской Федерации), признанной правопреемницей СССР, государственные институты советской республики сохранялись по 1993 г. включительно. В Конституции Российской Федерации (РФ), принятой в декабре 1993 г., 1993 г. Конституция зафиксировала новые реалии, сложившиеся в Российском государстве после развала СССР. Советы как институт государственной власти не упоминаются. Согласно ст. 1 «Российская Федерация — Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления». Законодательную власть в РФ осуществляет парламент — Федеральное Собрание (ст. 94). Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы (ст. 95). Государственная дума является низшей, а Совет Федерации — высшей палатами парламента.

Основными особенностями этих Конституций являются: особые социальные, политические и экономические условия (причины создания), идеологическая функция (например К.1918 и 1924 - диктатура пролетариата, К.1936 - построение социализма в общем, К.1977 - развитой социализм), стиль написания Конституций, юридическая терминология. Историк, при изучении данных документов должен учитывать эти особенности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.