Организация и проведение телекоммуникационных проектов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Организация и проведение телекоммуникационных проектов

2019-08-03 400
Организация и проведение телекоммуникационных проектов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 Для успешного перехода к реализации учебных телекоммуникационных проектов необходимо предусмотреть свободный доступ участников проектов к компьютеру в телекоммуникационном центре. Это даст возможность каждому из участников отправить свое послание по сети в любое удобное для него время. Практика показывает, что своевременность ответов партнерам - одна из составляющих успеха. В тех случаях, когда ответ затягивается во времени без соответствующего предупреждения, ребята теряют интерес к проекту. Вместе с тем, участники проекта должны иметь возможность спокойно обсудить и подготовить материалы чтобы не портить впечатление партнеров сырыми, непродуманными ответами. Поэтому целесообразно составить четкий график доступа к компьютеру в телекоммуникационном центре для различных групп, если в школе несколько групп участвуют в телепроектах. Точно также по графику должна осуществляться работа в рамках телеконференций, а при необходимости и прямая связь с партнерами для обсуждения каких-то вопросов.

Следует иметь в виду, что телекоммуникационная связь в принципе может и должна использоваться не только в учебных целях, но и в административных и просто в информационных, как достаточно оперативная, надежная и дешевая. Именно поэтому также необходим четкий график доступа к компьютеру для всех заинтересованных сторон.

Если в школе предполагается вести работу с телекоммуникациями по двум направлениям сразу - проектном и информационном - необходимо составить специальный план развития телекоммуникаций. В этом плане следует учесть интересы всех желающих использовать телекоммуникационные каналы связи. Помимо отдельных учителей и их учащихся, это может быть администрация, библиотека (медиатека) со своими интересами. Конечно, охватить сразу всю школу и всех учителей не представляется возможным, если учесть, что технических ресурсов на первых порах будет явно недостаточно (это, как правило, один компьютер и модем на всю школу).

Работа над любым телекоммуникационным проектом включает определенные ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА, которые стоит учесть и четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

1 этап:

 организационный.

Включает представление и поиск партнеров. Как правило, занимает от одной до нескольких недель.

2 этап:

 выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта.

Он включает определение целей и задач (зачем я затеваю этот проект, что мои ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы будущих проектов помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной мною задачи). Этот этап проводится состоявшимися учительскими парами при участии координаторов с обеих сторон (если проект международный).

3 этап:

 обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

Предполагает работу координатора индивидуально с каждым учителем (лично или по сети). Если проект международный, то, учитывая разницу в методических подходах партнеров разных стран к решению одних и тех же учебных задач, этот этап можно опустить, поскольку непонимание предмета обсуждения с обеих сторон часто ведет к прекращению всяких контактов. Лучше предоставить каждому учителю действовать по своему усмотрению в рамках привычных для него методических концепций, если, разумеется, речь не идет о специально организуемом научном эксперименте, где необходимо учитывать вариативные и инвариантные компоненты.

4 этап:

 структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

Общий простой план становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.

5 этап:

 собственно работа над проектом.

Тщательно разработанные задания для каждой группы (по 2-5 человек) учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами между партнерскими группами разных школ.

6 этап:

 подведение итогов.

На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги,журнала, видеофильма.

Если Вы решили приступить к организации телекоммуникационных проектов, Вам следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.

Прежде всего следует определиться с интересами: должны ли они быть связаны в той или иной мере с Вашим предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов Ваших учащихся; как эти интересы должны соотноситься с практикой, т.е. насколько эти интересы могут оказаться актуальны для вашего региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей ваших учеников.

Если вы не хотите ограничиваться одним-двумя проектами, то это будет очень легко организовать, поскольку интересы ребят многообразны: кто-то увлекается Вашим предметом и с удовольствием откликнется на призыв углубить свои знания, другие, обладающие, например, литературными, музыкальными способностями, способностями к живописи и рисунку, захотят заняться творческой работой, третьи выразят готовность попробовать свои силы в решении каких-то насущных, актуальных проблем региона. Ваша задача, не отвергая с ходу ни одно из предложений ребят, постараться в каждом предложении увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.

Кроме того, если Вы стремитесь уделить значительно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, Вы встанете перед фактом, что в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Попробуйте обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, курсовых работ по отдельным вопросам Вашего предмета.

Пусть ребята, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически выполняют какую-то самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Пусть те учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить какие-то замеры, опыты и т.д. непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов и могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Это особенно оказывается полезно в научном и социальном плане, если речь идет об экологии, социологических проблемах. Когда Ваши ребята почувствуют вкус к таким поисковым, исследовательским, творческим работам, Вы сами осознаете необходимость расширения географии и форм сотрудничества.

Учащиеся сейчас живо интересуются политикой, социальными проблемами, экологией, историей своей страны. Посмотрите, образуются ли у Вас группы ребят по интересам, пусть и с различными точками зрения. Какие конкретно проблемы их интересуют?

 Если вы - биолог или географ, поговорите с учащимися и попытайтесь вместе с ними определить, что из проблем более актуально для вашего региона: организация лесозащиты, кислотность дождей, эрозия почв, загрязнение воздуха, защита животных, экологические катастрофы...?

 Если Вы историк, поcмотрите, какая тема в большей мере волнует ребят в это время: прошлое нашей страны, ее настоящее или будущее? Например, когда проводились телекоммуникационные проекты московских и американских школьников в 1988-1990 году, и тех и других интересовали в определенный период проблема отношения молодежи к войне в Персидском заливе, выборы президентов двух стран. В настоящее время не только наших школьников, но и школьников многих стран волнуют проблемы национальных военных конфликтов, в том числе и на территории бывшего СССР. Если вы литератор, опыт показывает, что ребята с удовольствием обращаются к современным творческим работам по созданию газет, куда помещают не только журналистские, репортерские работы, но и чисто творческие - стихи, рисунски, рассказы, памфлеты и пр. С удовольствием участвуют они в обсуждении известных классических литературных произведений с позиций современного человека.

Большой интерес вызывает участие школьников в решении каких-то вполне конкретных социальных проблем, например, решение проблемы улучшения качества дорожных покрытий, как помочь (какие следует разрабатывать меры) детям безработных, многодетным семьям? Как помочь музеям? Как уменьшить потери урожая, энергии, пр.пр. Проблем - великое множество, надо только уметь их увидеть.

При использовании телекоммуникаций в зарубежной школе хорошо себя зарекомендовали:

интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;

межшкольные литературные журналы, газеты, пр.;

совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных, пр.

Наши зарубежные коллеги (д-р Рос Кип, Австралия, проф.Б.Робинсон, из Кембриджского университета, Великобритания) предлагают ряд идей для использования телекоммуникаций в школьном образовании:

совместное написание стихов, рассказов, пр.;

сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии;

статистическая работа;

совместные проекты;

организация совместных полевых работ;

изучение и анализ спортивных результатов и спортивных мероприятий;

совместное решение разнообразных проблем;

совместная подготовка и издание газет и журналов;

разработка проектов путешествий, туристических походов с учетом расписания движений транспортных средств, правил обмена валюты, и т.п.;

школьные стенные газеты.

Шведские коллеги, проведя анализ телекоммуникационных учебных проектов, разрабатываемых учителями, пришли к выводу, что наиболее эффективным оказались совместные проекты, выполненные шведскими и английскими школьниками:

проект начальной школы по сравнительному изучению уровня жизни в двух странах;

совместное создание книги, в которой партнеры пишут каждую следующую главу;

использование одного пакета программ в классах двух стран с одинаковой методикой и последующим сравнением результатов работы;

совместные проекты в рамках естественно-научного цикла и общественных наук для проведения сравнительных исследований по двум странам.

Если наметились небольшие группы ребят (большие группы нецелесообразны), объединенных какой-то идеей, намечены возможные результаты, следует приступать к поиску партнеров.

 По-видимому, еще до изучения интересов учащихся учитель наметил для себя, какой характер будет носить будущий проект: региональный, межрегиональный или международный. При этом не стоит забывать, что поиск тематики проектов, изучение интересов школьников следует вести с учетом выбора типа проекта. Необходимо, чтобы была ориентация не только на интересы своей группы учащихся, но и их потенциальных партнеров (своего региона, другого региона или другой страны).

Для этого Вам необходимо достаточно хорошо ориентироваться в ситуации не только у себя в школе, в своем регионе, но и в том регионе или стране, где могут оказаться ваши потенциальные партнеры.

Итак, мы приступаем к поиску партнеров по отобранным идеям (это еще не сформулированные темы, а только идеи, реализация которых может привести к определенным результатам). Как найти партнера по сети?

Вы когда-нибудь в своей жизни попадали в незнакомую компанию? Вот и новичок, попадающий в новое для себя телекоммуникационное окружение, не сразу может сориентироваться и определить "кто есть кто", тем более, что в сети пользователи не видят друг друга, а воспринимают информацию о другом человеке лишь в эпистолярной форме.

Вы можете посидеть несколько часов за компьютером, посещая телеконференции и просматривая все сообщения в поисках нескольких, вам интересных. Затем написать письмо - рассказ о себе и своих интересах (ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ ПИСЬМО), идеях, проектах и отправить его по найденному адресу, а затем терпеливо ждать ответа. Может, кто и откликнется.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЕ ПИСЬМО

Для налаживания контактов между пользователями сети, для их знакомства друг с другом, в сети принято обмениваться представительскими письмами, в которых авторы рассказывают о себе, о своих увлечениях и профессиональных интересах. Цель таких писем - не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнера по переписке, вызвать у него желание ответить на Ваше письмо. Поэтому, чем ярче и интереснее будет Ваше письмо, тем у Вас больше шансов получить на него отклик.

По сложившейся в сети традиции при переписке учителей их представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

Что из себя представляет Ваша школа: ее специализация и наиболее интересные черты?

Где находится Ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?

Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?

Ваши личные и профессиональные интересы? Ваше хобби?

Также Вы можете разместить свое сообщение под грифом "Ищу партнера" во всех доступных вам конференциях и ждать откликов. Как правило, долго ждать не приходится.

 Можно отправить свое представительское письмо непосредственно ведущему той конференции, которая вас заинтересовала. Вполне возможно, что после такого письма координатор проекта быстро предложит вам партнера и вы станете участником какого-либо сетевого проекта или программы. Далее вы обменяетесь первыми приветственными письмами со школой-партнером. Дайте возможность найти друзей по переписке и своим учащимся, предложив им оформить аналогичные приветственные письма (см. Приложение 2).

Когда вы получите ответное письмо-приветствие, тщательно спланируйте работу, поставив четкие задачи для каждого этапа работы и определив конкретные даты обмена письмами. Скорректируйте свои планы с партнерской школой. Дальнейшее же зависит от вашей фантазии и инициативы.

Стоит обратить внимание на то, что при общении с зарубежными партнерами вся переписка будет вестись на английском или каком-либо другом иностранном языке. Кроме того, вы можете столкнуться с такими проблемами, как: различие учебных программ отечественных и зарубежных школ, трудности в нахождении общих тем для переписки, несовпадение по срокам каникул.

 Если же Вы заинтересованы в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одними представительскими письмами Вы не обойдетесь. Вам потребуется подготовить так называемый КУЛЬТУРНЫЙ ПАКЕТ (термин, принятый в международной практике). Что это такое? Это ваши предложения партнеру в отношении выдвинутой вами идеи: в чем суть идеи, ее содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какие-то наработки, можно тоже включить их в Ваш "культурный пакет" (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися - план-проспект, слайды, видео, пр.)

КУЛЬТУРНЫЙ ПАКЕТ

"Культурный пакет" - это сообщение, передаваемое по сети с целью найти партнера по переписке. Обычно включают не только текстовое приглашение к переписке с краткой информацией об отправителе, но и приложение, содержащее наиболее яркие материалы выполненных ранее проектов.

Такие "культурные пакеты" можно направить одновременно нескольким адресатам по обычной почте, либо по местным средствам массовой информации (в местной печати, радио, телевидении). Эти пакеты можно направлять либо конкретным адресатам, либо в органы народного образования с просьбой передать ваши предложения каким-либо школам, заинтересованным в подобной работе. В каких-то случаях "культурные пакеты" могут быть отправлены и по телекоммуникациям, если вы располагается современным программным обеспечением, например, средой мультимедиа (программой "Мозаика", гипертекстом, пр.).

 Если вы получите встречные предложения, можно приступать к следующему этапу работы: назначить встречу ребят для обсуждения уже конкретных вопросов. На этой встрече необходимо договориться о конкретной формулировке темы проекта с учетом интересов партнера, уточнить методы совместной работы, наметить этапы, точное время первой связи и возможное содержание первого диалога. Желательно здесь же выбрать лидера группы с каждой из участвующих сторон.учащимися абсолютно самостоятельно с учетом знаний в этой конкретной области, личных качеств, требуемых для организации и координации совместной деятельности.

Когда наметились исследовательские группы, найдены партнеры, отобраны темы, т.е. стало совершенно очевидно, что ваши совместные с учащимися намерения вести телекоммуникационные проекты обретают реальные очертания, можно обратиться к следующему организационному вопросу - знакомству с партнерами, их окружением, интересами и пр.

Подготовка текстов для партнеров, их редакционная обработка проводятся непосредственно участниками проекта желательно на отдельном компьютере, но, разумеется, совместимом с компьютером, с которого осуществляется связь.

 Параллельно с работой по отбору идей, тематики проектов, следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором Вы достаточно подробно расскажете ребятам о специфике подлинно научного поиска, о том, как и где можно искать информацию по данной теме в вашем регионе, как ее следует анализировать.

 

 Возможно, в вашем регионе есть какой-то научный методический центр, творческое объединение, которые могут заинтересоваться работой ваших учащихся, подсказать им интересные вещи, может быть, даже дать конкретное задание в рамках выбранной темы, вместе подумать, как с пользой для дела реализовать полученные результаты, если речь идет о научном поиске и творческой работе.

Надо обязательно показать учащимся, какие существуют способы обработки результатов, в том числе современными средствами новых информационных технологий. Следует иметь в виду, что телекоммуникационные проекты, помимо прочего, имеют целью приобщить учащихся к современным технологиям, широко используемым в цивилизованном обществе как в сфере науки, производства, так и в быту, в творческой деятельности. Ребята должны научиться пользоваться многообразными возможностями компьютерной техники для подготовки текста, обработки данных, вычислений, построения графиков, хранения информации, обращения к базам данных.

На этих же семинарах следует также целенаправленно вести обучение учащихся навыкам коммуникации. К этой работе можно привлекать специалистов по другим предметам, прежде всего словесников, которые профессионально владеют многими приемами развития речи, коммуникации как устной, так и письменной (причем эта работа может вестись в рамках уроков, не обязательно на семинарах.) Важно не забывать о правилах хорошего тона, о чем будет уместно систематически напоминать ребятам, моделируя различные дискуссии, беседы, диспуты и пр.

В ходе работы над проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовали себя такой метод как МОЗГОВАЯ АТАКА.

МОЗГОВАЯ АТАКА

Метод "мозговой атаки" очень популярен у пользователей сети, поскольку позволяет быстро принять решение по какому-либо актуальному для всех вопросу или быстро решить проблему.

Осуществляется данный метод следующим образом. С помощью телекоммуникационной связи партнеры каждой группы передают лидеру свои идеи. Эти идеи фиксируются на компьютерах партнеров, запоминаются и, после окончания связи, распечатываются на принтере в нужном количестве экземпляров для дальнейшего обсуждения в группах. Во время сеанса высказываемые идеи не обсуждаются, а просто фиксируются.

После окончания "мозговой атаки" участники группы под руководством своего лидера собираются и обсуждают выдвинутые идеи, отбирая из их числа наиболее рациональные с точки зрения большинства участников. Если при этом присутствует автор идеи, он имеет возможность пояснить свою мысль. Вот когда пригодятся коммуникационные навыки всем участникам проекта, в первую очередь, лидеру.

Очень большое значение имеют в таких дискуссиях личные качества лидера, который должен придерживаться тактики "доброжелательного наблюдателя". Так, если на Ваш взгляд ребята принимают не те решения, Вам не следует их "исправлять". Может еще оказаться, что правы в конечном счете они. Поэтому дайте им полную свободу ошибаться и самим находить и исправлять свои ошибки. Отобранные идеи с обоснованием группы готовят в виде отредактированного текста на компьютере и затем пересылают по электронной почте партнерам. То же делают и партнеры. В ходе последующих обсуждений партнеры приходят к консенсусу и договариваются о совместном решении.

Приступая к переписке по электронной почте с другими школами, не забудьте про ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ общения школ в телекоммуникационных проектах, которые помогут Вам и Вашим учащимся избежать многих проблем в ходе проведения телекоммуникационного проекта.

ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ

Отвечайте на пришедшее вам письмо сразу же после его получения.

Когда вы отправляете подтверждение о получении письма,не забудьте сообщить в нем о том, когда вы собираетесь отправить свой ответ.

После приветственного письма пошлите школе-партнеру список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между учащимися.

Постарайтесь сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнер по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, объедините их в небольшие группы по 2-3 человека.

Дайте учащимся возможность обменяться информацией о себе, своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. Однако следите за тем, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся обменялись своими фотографиями.

Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о своих планах и работе.

Ответственным координаторам проекта стоит обменяться своими домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.

Позаботьтесь о наглядности! В школе должен быть специальный стенд, на котором будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту, с которой смогут в любое время познакомиться учителя и учащиеся школы.

Если вы подготовили вопросник или викторину, не посылайте своим партнерам слишком много вопросов за один раз. Иначе ответы на эти вопросы будут односложные и неинтересные для вас.

Не пускайте работу по телекоммуникационным проектам на самотек, разбивайте работу на отдельные этапы и всегда подводите итоги этой работы.

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации работы учащихся. Эти формы могут быть различны:

индивидуальные проекты (внутри другого проекта),

парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры в паре,

групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться в рамках электронной почты или в телеконференциях. Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут и быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников с обеих сторон.

Важно, чтобы, договорившись с партнерами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом проекте (в целом или его части), значимую для себя, для своего региона, а, может быть, и для всего человечества. Очень существенно, чтобы участники проекта не замыкались личностными интересами, а сумели увидеть проблемы и интересы своих партнеров, всего человечества в целом, если таковые просматриваются в данном проекте. Это и есть путь к формированию глобального мышления.

Если проблема всего проекта сформулирована (под наблюдением учителя), можно переходить к определению гипотезы ее решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая им наводящие вопросы. Например, допустим что учащиеся решили работать над проектом "Планирование семьи". Это демографическая тема, исследовательский проект. В зависимости от возраста учащихся, принимающих участие в проекте, он может быть структурирован различным образом. В любом случае при введении темы учитель может представить проблемную ситуацию в виде рассказа, фильма, драматизации, серии картин и т.д. На основе увиденного, услышанного ребята и формулируют проблему. А учитель, помогая им вычленить гипотезы, задает вопросы: "Как вы считаете, желание родителей иметь непременно сына (или дочь) может повлиять на количество детей в семье? Влияет ли количество детей в семье на: бюджет семьи, здоровье родителей, детей? Влияют ли на состав семьи национальные, религиозные обычаи? Влияют ли на состав семьи сложившиеся традиции данной местности, политика администрации региона, государства?"

Ответы на каждый из поставленных вопросов могут служить гипотезой решения общей проблемы. Когда все они сформулированы при общих усилиях всего класса, учитель разбивает класс на подгруппы (учитывая интересы ребят) и каждой подгруппе дает задание исследовать одну из сформулированных ими гипотез.

Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается исследовать данный вопрос. Свои подходы к выполнению задания группа защищает перед всем классом и, если весь класс вместе с учителем решают, что избранные методы достаточно надежны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, их подход утверждается. Только после того, как подходы всех групп, участвующих в данном проекте, оказываются утвержденными в ходе общей дискуссии, участники проекта могут приступать к работе.

 

 Эта работа не обязательно должна проходить на уроке. Она может предусматривать работу в медиатеке, в музее, проведение социологического опроса, интервью, работы с удаленными базами данных, запросы информации у своих зарубежных партнеров, другими словами, самых разнообразных способов поиска нужной информации по данному вопросу. Группа решает также, как она собирается оформить готовый материал. Это должно быть самостоятельным решением группы совместно со своими зарубежными партнерами или партнерами из других регионов. Разумеется, в ходе анализа информации ребята могут обращаться к учителю за помощью, советом, консультацией.

Когда материал собран, проанализирован и партнеры пришли к обоюдно приемлемому аргументированному выводу, они вновь обращаются к общему проекту и устраивают презентацию своей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к выводу, что приведенные данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую ранее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так далее со всеми группами, участвующими в данном общем проекте.

В итоге, все группы договариваются со своими партнерами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы, какой практический выход это решение может иметь для данной школы, для школы партнеров, для каждого участника, для каждой из стран, для всего человечества (если тематика проекта позволяет делать такие выводы).

 Таковы принятые формы работы над достаточно сложным исследовательским проектом. Выше мы показали этапы работы над любым проектом. Соответственно формы работы варьируются в зависимости от специфики самого проекта, но использование исследовательских методов, которые мы в кратком изложении показали здесь, могут быть приемлемы для многих и многих проектов, предусматривающих ту или иную форму исследования.

Важно каждый раз искать наиболее приемлемые формы работы и осознавать, что новые педагогические и информационные технологии не вписываются однозначно в традиционные формы и методы обучения. Поэтому следует каждый раз искать пути и формы интеграции их в учебно-воспитательный процесс.

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

При разработке телекоммуникационного проекта очень важно четко знать и представлять его цели и задачи, которые каждый учитель определяет для себя сам. Иными словами, прежде чем приступить к разработке проекта, учитель должен ответить на вопрос: "А зачем мне и моим учащимся все это нужно? Какие профессиональные проблемы я смогу решить,применяя эту технологию? Какие знания, умения и навыки приобретут мои ученики? И нельзя ли достичь того же результата, не используя столь сложные технологии?

Когда вы придете к выводу, что без телекоммуникаций поставленных проблем не решить, главной задачей станет поиск партнеров. Большинство учителей, начинающих работать в сетях, жалуются на то, что не могут найти себе единомышленника, учителя, который бы интересовался теми же вопросами, имел бы такие же интересы. Проблема скорее не в отсутствии потенциальных партнеров, а в методике поиска или в неудачном описании проекта.

Опыт показывает, что описание не должно быть длинным, перегруженным деталями. Это важно для проекта, который никогда и нигде еще не проводился и является абсолютно новым. Под "не-новыми" я имею в виду проекты, методика проведения которых хорошо известна учителям, работающим в ИНТЕРНЕТе, такие как "Кислотные дожди", "Загрязнение водоемов" и т.д. Эти проекты общеизвестны, всегда вызывают интерес у учителей и учащихся и нет нужды их рекламировать.

Краткое описание, о котором идет речь, по сути своей является аннотацией проекта, описанием ИДЕИ возможного проекта. Такое описание целесообразно отправить координаторам образовательных сетей, разместить в конференциях, или сделать целенаправленный поиск пользователей по базе данных вашей сети и направить заявку по конкретным адресам. В качестве примера такого описания, приведем аннотацию проекта составленную учителем физики Технологической школы ОРТ в Москве к.п.н. З.И. Батюковой.

Пример 1. Проект "Электростанции будущего"

Цель проекта

ознакомить школьников с технологическими и экологическими проблемами работы электростанций;

создать и запустить в школьную сеть школьный журнал "Электростанции будущего глазами сегодняшних школьников"

В журнале предлагаются следующие рубрики:

источники электрической энергии сегодня и в ХХ1 веке;

электричество и электрическая энергия - как они используются сегодня и как будут использоваться в ХХ1 веке;

как работает электростанция.

Пример 2. Проект "Солнце - источник жизни на Земле"

Цель проекта - создать школьную базу данных "Все о Солнце," включающую литературную, научную, техническую информацию о Солнце как источнике духовной, нравственной и физической энергии на планете. В литературную часть могут войти отдельные отрывки из произведений художественной литературы и собственные сочинения школьников, посвященные Солнцу.

В научную часть может войти фантастика и научная информация в форме рассказа, эссе, реферата, отдельной статьи.

В технической части дается описание устройств, приборов, систем, использующихся или возможные (гипотетически, теоретически) к использованию энергии солнца и защищающие от солнечных лучей.

Здесь могут быть материалы с историческим содержанием, краткие описания, технические проекты, осмысление имеющихся устройств и фантастичекие проекты будущего.

Информационная часть должна содержать справочную информацию о Солнце как звезде, как центре солнечной системы (расстояния, размеры, современные исследования, учреждения, занимающиеся проблемами Солнца, солнечные затмения, их история, современные знания).

 По результатам работы можно будет издать печатный вариант, провести заочную сетевую конференцию, организовать международную конференцию.

По такому описанию Вы сможете найти себе партнера среди тысяч учителей, работающих в сетях. Но это пока только набросок проекта. Далее Вам необходимо познакомиться с коллегой поближе, более четко сфомулировать цели и задачи, этапы, сроки, результаты работы, способы и методы обработки информации (если это необходимо), методику проведения лабораторных работ или наблюдений. Некоторые учителя предпочитают давать сразу такую развернутую информацию о затеваемом проекте. Это целесообразно в том случае, если такой или подобный проект уже проводился в сетях. Пример 3 как раз и содержит описание такого проекта, составленный учителем Е.П.Снисаренко.

Пример 3. Проект: "Россия глазами наших ровесников из-за рубежа"

Уважаемые коллеги, школьные учителя!

Меня зовут Елена Снисаренко. Я учитель географии и биологии Московской Технологической Школы УВК N326. Моим ученикам 15-16 лет. Нас очень интересует представление о нашей стране молодежи других государств. Для этого мы приглашаем вас принять участие в проекте, который мы разработали сами.

Проект: "Россия глазами наших ровесников из-за рубежа".

Автор проекта Е.П. Снисаренко

Цели проекта:

Получить представление о том, насколько хорошо известны за пределами страны традиции, культура, история, география России; выяснить насколько верны представления российских участников проекта о культуре, традициях, истории и природных условиях партнеров из других регионов и стран.

Изучить географическое положение стран-участников проекта, аспекты культуры, традиций, быта и истории партнеров по проекту путем составления анкет и вопросников для участников проекта, использования различных источников информации, включая ИНТЕРНЕТ.

Задачи проекта:

научить школьников четко и ясно ставить вопросы, составлять анкеты и опросные листы;

научить школьников собирать, классифицировать и критически оценивать большие объемы информации;

научить школьников пользоваться новыми информационными технологиями для получения и обработки необхдимых данных;

научить школьников формулировать проблему и нам


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.