Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации

2019-08-03 146
Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Служба в органах внутренних дел выполняет свою социальную роль на основе ведущих положений - принципов, которые образуют определенную целостность, составляют единую систему. Анализ юридической литературы свидетельствует, что понятие принципов государственной службы - относительно устоявшееся в отечественной науке.

Принципы государственной службы:

во-первых, составляют ее определяющие начала;

во-вторых, имеют свое правовое закрепление (прямое либо косвенное);

в-третьих, являются всеобщими в рамках государственной службы;

в-четвертых, обязательны для всех участников государственно-служебных отношений;

в-пятых, тесно связаны с принципами государственного управления, основываются на них;

в-шестых, объективны по своей природе. Их объективные начала обусловлены сущностью реальных процессов развития общества, типом и формой государства, его устройством, компетенцией государственных органов, принципами организации государственного управления, закономерностями функционирования и организации государственной службы и т.д.

Если ранее принципы государственной службы рассматривались лишь в юридической литературе как сугубо теоретическая категория, то в 90-х годах двадцатого столетия они нашли свое правовое закрепление в законодательстве.

Их нормативное выражение способствует определенности и стабильности государственно-служебных отношений, позволяет правильно установить основные направления государственно-служебной деятельности. Юридическое закрепление принципов государственной службы означает их обязательность для всех субъектов, функционирующих в системе государственной службы Российской Федерации. Как верно подметил В.М. Манохин, "получив свое правовое закрепление, они призваны способствовать созданию прочной правовой основы развития законодательства в этой области".

Служба в органах внутренних дел, как одна из разновидностей федеральной государственной службы, строится на свойственных только ей, либо общих, с учетом специфики, либо самостоятельных принципах, которые, в конечном счете, и отличают ее от иной службы.

Следует заметить, что законодатель не дает понятия принципов государственной службы в органах внутренних дел, хотя некоторые принципы он перечисляет.

Хотелось бы обратить внимание на то, что основные исходные положения, составляющие содержание государственной службы в органах внутренних дел, смогут приобрести характер принципиальных только в том случае, если будут соответствовать следующим критериям.

Они должны:

1) объективно отражать наиболее важные аспекты государственно-служебных отношений;

2) обладать достаточным уровнем обобщенности, аккумулировать в себе основные идеи эффективного функционирования государственной службы;

3) прямо либо косвенно закрепляться в нормативных правовых актах;

4) взаимообусловливать друг друга, образуя единую систему - соблюдение одних принципов должно способствовать реализации других.

Систему принципов службы в органах внутренних дел необходимо рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, как соотношение части и целого она строится на конституционных принципах, принципах государственного управления, государственной службы, в том числе федеральной, а также на принципах, устанавливающих основополагающие начала службы в этих органах. Иными словами, можно говорить об общих и частных принципах.

Во-вторых, ее содержание охватывает организационные, правовые и нравственные стороны службы. Именно содержание государственно-служебных отношений должно быть положено в основу систематизации принципов службы в органах внутренних дел.

Таким образом, система принципов службы в органах внутренних дел включает в себя:

а) организационные принципы - определяющие построение организационной структуры самой службы в органах внутренних дел, порядок ее функционирования. Это:

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями;

обеспечение федеральных интересов;

осуществление государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации;

единство системы органов внутренних дел Российской Федерации;

единоначалие.

б) статусные принципы - устанавливающие ее содержание, а именно:

выявление, отбор, подготовку, карьеру, аттестацию;

права, обязанности, правоограничения, стимулирование и ответственность служащих органов внутренних дел (равный доступ граждан к службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; профессионализм сотрудников органов внутренних дел; единство квалификационных требований по государственным должностям; ответственность сотрудников органов внутренних дел за принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; стабильность кадров органов внутренних дел; обеспечение государственной защиты сотрудников органов внутренних дел);

в) нравственно-правовые принципы - составляющие основополагающие идеи, определяющие нравственные качества гражданина, находящегося на государственной службе (политическая нейтральность; соблюдение чести и достойности; сочетание гласности и служебной конфиденциальности в деятельности сотрудников).

Учитывая изложенное, можно дать следующее определение.

Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации представляют собой основные исходные положения, прямо установленные частью второй данной статьи, либо имеющие косвенное закрепление в иных нормах и концентрирующие в себе юридические требования к содержанию государственно-служебных отношений в органах внутренних дел. Они являются обязательными для всех участников данных отношений.

Раскроем некоторые наиболее важные принципы.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами и должностными инструкциями носит универсальный характер и отражает требования статьи 4 Конституции, в которой указывается, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Безусловно, федеральному законодательству должны соответствовать все правовые акты, регламентирующие различные стороны государственно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. В случае же их противоречия применяются нормы федерального законодательства.

Учитывая важность данного принципа, полагаем, что регулирование государственно-служебных отношений в органах внутренних дел должно осуществляться единым нормативным актом, а не несколькими, как это имеет место в настоящее время. В качестве такого документа должен выступить Федеральный закон "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации".

Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с принципом обеспечения приоритета федеральных интересов. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации" к федеральным интересам относит конституционные права и свободы граждан, обеспечение их личной безопасности, повышение качества и уровня жизни, незыблемость конституционного строя, суверенитет и территориальную целостность России, обеспечение законности и поддержание правопорядка и др. Они обеспечиваются институтами государственной власти, к коим относится и государственная служба в органах внутренних дел.

Сотрудники органов внутренних дел, наряду со служащими других территориальных федеральных органов исполнительной власти, обеспечивают выполнение задач и функций, находящихся в ведении России, а также в ее совместном ведении с субъектами Российской Федерации. Их реализация является государственным интересом.

Анализ конституционных норм позволяет обозначить приоритеты Российской Федерации в сфере внутренних дел. Это обеспечение законности, поддержание правопорядка и общественной безопасности; защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов власти; уголовное, уголовно-процессуальное, административное и административно-процессуальное законодательство; федеральная государственная служба; кадры правоохранительных органов.

Обеспечивая реализацию единых государственных интересов, служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципом осуществления государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации. Ярким примером реализации данного принципа являются так называемые "уличные" обязанности и права милиции. Так, сотрудники милиции на территории России независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязаны оказывать помощь, в том числе и первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни; принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в их совершении и др. Для выполнения этих обязанностей они могут использовать предоставленные им законом права, вплоть до применения физической силы, специальных средств принуждения и огнестрельного оружия. Кроме того, сотрудники органов внутренних дел могут быть перемещены на службу в другую местность, а также откомандированы в интересах службы по предписанию министра внутренних дел в любой регион страны, и везде они осуществляют свою деятельность как представители федеральной исполнительной власти.

Безусловно, выполнение государственно-служебной деятельности в масштабе Российской Федерации тесно связано с принципом единства системы органов внутренних дел.

МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет возложенные на него функции через создаваемые в субъектах Российской Федерации территориальные структурные подразделения (Министерства внутренних дел, Главные управления внутренних дел и Управления внутренних дел субъектов Российской Федерации и др.) либо региональные - охватывающие несколько субъектов. Актуальным в этой связи представляется Указ Президента РФ от 4 июня 2001 года № 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" о создании главных управлений МВД России в соответствии со схемой размещения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Таким образом, органы внутренних дел сами представляют собой определенную целостность. Осуществляя функции обеспечения безопасности, они объединены в систему, где отдельные ее элементы взаимосвязаны между собой. Такая связь может конструироваться на основе функциональных признаков (криминальная милиция, милиция общественной безопасности, вневедомственная охрана и т.д.), а также исходя из территории деятельности (МВД России, федеральные округа МВД России, министерства, главные управления, управления, отделы внутренних дел субъектов РФ и т.д.).

Единая система органов внутренних дел обусловливает и единое руководство федерального центра. Поэтому принцип обязательности решений вышестоящих в порядке подчиненности федеральных государственных органов и должностных лиц, принятых в пределах их компетенции, для нижестоящих государственных органов и должностных лиц, свойственный государственной службе в целом, в органах внутренних дел обретает иную форму и характеризуется как принцип единоначалия.

Служба в органах внутренних дел осуществляется в условиях жесткой подчиненности, что свойственно для любой так называемой "силовой" структуры. Сама правоохранительная деятельность, функции по охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности требуют от сотрудников соблюдения строгой служебной дисциплины, а также беспрекословного исполнения приказов и распоряжений вышестоящих органов и должностных лиц, принятых в соответствии с законодательством в рамках их компетенции.

Соблюдение принципа единоначалия призвано способствовать обеспечению нормальной деятельности органов внутренних дел с учетом их системного построения, которое выражается в иерархичности структуры, разделении компетенции и полномочий органов и их служащих, учете территориальных особенностей, сочетании с коллегиальностью в принятии решений, построении системы управления по линейному и функциональному принципам.

Принцип профессионализма государственной службы в органах внутренних дел в условиях становления правового государства приобретает особое значение. Профессионализм, как принцип, означает, что приоритет при комплектовании должностей рядового и начальствующего состава отдается, прежде всего, профессиональным, компетентным лицам. Важнейшим средством обеспечения профессионализма является отлаженная система комплектования и подготовки кадров.

Безусловно, высокий уровень профессионализма достижим лишь в условиях, когда каждый служащий будет уверен, что государство гарантирует надежную защиту его прав как человека, занятого опасным тяжелым трудом, и как авторитетного представителя федеральной исполнительной власти.

Принцип обеспечения государственной защиты предполагает осуществление мер безопасности, правовую и социальную защищенность сотрудников органов внутренних дел и их семей, гарантированность им достойного уровня жизни.

Принцип обеспечения государственной защиты предполагает соблюдение предусмотренных законодательством гарантий правовой и социальной защищенности служащих органов внутренних дел в целях их эффективной деятельности, а также повышение престижа службы в этих органах. Он означает, во-первых, создание на федеральном уровне необходимых условий для нормальной оперативно-служебной деятельности персонала органов внутренних дед, при неукоснительном соблюдении каждым служащим российского законодательства. Во-вторых, обеспечение служащих всеми видами довольствия, предоставления им и их семьям со стороны государства социальных гарантий и льгот.

Правовая защита сотрудников органов внутренних дел предполагает юридическую ответственность лиц за посягательство на их честь и достоинство. Также реализация данного принципа предоставляет сотрудникам право на обжалование незаконных действий прямых начальников, разрешение в правовом порядке других споров (конфликтов), связанных с приемом на службу, ее прохождением, увольнением или переводом на другую должность, дисциплинарной ответственностью, соблюдением гарантий правовой и социальной защиты, вплоть до обращения к министру внутренних дел, а в установленных законодательством случаях - и в судебном порядке.

Государственная служба в органах внутренних дел строится на принципе соблюдения чести и достойности. На сегодняшний день, данный принцип не имеет своего прямого закрепления. Вместе с тем анализ законодательства о службе в органах внутренних дел (присяга сотрудника органов внутренних дел, суды чести и др.) позволяет говорить о косвенном его установлении.

Честь, как моральная ценность, призвана поднять нравственный авторитет сотрудников, а следовательно, повысить уважение к органам внутренних дел. В то же время не следует забывать, что честь служащего органов внутренних дел - это не только его личная честь, но и честь конкретного носителя государственной власти.

Нравственные нормы и правила поведения служащих органов внутренних дел с учетом исторических традиций Российского государства основываются на положениях Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией № 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года. Тогда же Ассамблея обратилась ко всем правительствам стран - членов ООН с рекомендацией рассмотреть вопрос о его использовании в рамках национальных законодательств.

Нельзя согласиться с позицией некоторых ученых, что нравственные принципы, как внутреннее состояние человека, предполагают их свободное, добровольное исполнение, а всякое принуждение - и физическое, и психологическое - здесь невозможно. Детальный анализ законодательства о службе в органах внутренних дел свидетельствует, что одним из оснований для увольнения является совершение проступка, не совместимого с требованиями, предъявляемыми к личным нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел, либо порочащего честь сотрудника милиции. Это позволяет констатировать факт правовой ответственности за нарушение принципов морали.

Моральные качества, необходимые служащим органов внутренних дел для выполнения возложенных на них обязанностей - это честность, внимательное, четкое и своевременное реагирование на обращения и жалобы граждан, взаимопомощь, верность служебному долгу и др. Гражданин Российской Федерации, избравший профессию сотрудника органов внутренних дел, возлагает на себя ответственную обязанность следовать требованиям присяги, служебного долга, дорожить честью представителя федеральной власти, соблюдать высоконравственные нормы поведения.

Таким образом, необходимо сделать следующие основные выводы:

1) принципы службы в органах внутренних дел представляют собой основные исходные положения, прямо или косвенно установленные в правовых нормах и концентрирующие в себе юридические требования, обязательные для всех участников государственно-служебных отношений;

2) государственная служба в органах внутренних дел, как разновидность федеральной государственной службы, проявляет себя через свойственные только ей (либо общие, со спецификой данного вида государственной службы, либо самостоятельные) принципы, которые, образуя определенную систему, отличают ее от других видов государственной службы;

3) система принципов службы в органах внутренних дел представляет собой определенную совокупность организационных, статусных и нравственно-правовых начал, устанавливающих ее сущность. Она выражается в соединении общих для всей государственной службы принципах, принципах федеральной государственной службы и принципах собственно службы в органах внутренних дел.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.