В поисках ответа. Посмертный опыт. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В поисках ответа. Посмертный опыт.

2019-08-03 294
В поисках ответа. Посмертный опыт. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждое десятилетие, почти каждый новый год даёт человечеству всё новые и новые открытия, отвечает на вопросы и загадки, мучившие людей в прошлом. Но один из самых первых вопросов, который задал себе человек, как только осознал себя человеком, - что происходит со всеми нами после смерти - до сих пор остаётся без ответа. Более того, в прежние времена под влиянием церкви люди были уверены, что знают ответ на этот вопрос, но с развитием науки, с распространением атеизма споры на этот тему разгорелись с новой силой.

Ответ на основной вопрос человечества в разных устах звучит по-разному. Церковь и секты трактуют его в собственных интересах, учёные пытаются, пока, к сожалению, безуспешно, докопаться до истины, а многие атеисты вообще отрицают какую-либо жизнь после смерти. Но атеисты находятся в меньшинстве. И в наше время большая часть человечества (и я в том числе) всё же уверены, что жизнь после смерти существует. Но вот что это за жизнь, сказать сложно.

Ещё задолго до Христа узкому кругу посвящённых была известна так называемая "Книга мёртвых", в которой рассказывалось, что смерть - вовсе не мгновенный акт, а определённой длительности сложный процесс. В Древнем Риме и Древней Индии функционировали школы мистерий, в которых посвященные постепенно постигали приёмы умирания, воспринимая последнее не как исчезновение человека вообще, а как его переход в иное качество. Позже эти знания распространились и по Европе. Посвященные в них люди были убеждены, что существование человека вовсе не заканчивается его смертью; физическая смерть - это совсем не конец бытия, а только освобождение души. Например, Гёте писал: "При мысли о смерти я совершенно спокоен, потому что убеждён: наш дух есть существо, природа которого остаётся неразрушимой и будет существовать вечно".

Вера в вечную жизнь не была привязана только к официальной религии. Так, отлучённый от церкви Лев Николаевич Толстой так же считал душу бессмертной, не имеющей ни начала, ни конца. Большинство великих мыслителей и учёных признавали бессмертие души и, в той или иной степени, существование Бога. Но далеко не все они считали, что в Священном Писании отображена несомненная истина.

Для того, чтобы убедиться, что существует вечная жизнь, думающему человеку нужны неопровержимые доказательства. Таким доказательством могли бы служить факты возвращения из потустороннего мира хотя бы на время каких-то людей, реально живших среди нас в прошлом.

Многие медиумы утверждают, что они могут вызывать фантомы умерших людей. Весьма прославился на этом поприще знаменитый бразильский медиум первой половины прошлого века Карлос Мирабели. При ярком дневном свете он умудрялся вызывать материальные фигуры давно умерших людей. При этом врачи и физиологи якобы исследовали их около получаса и находили у них все положенные человеку органы и функции. Затем фигуры всё же распадались на глазах изумлённых зрителей. Скептики к опытам К. Мирабели отнеслись с явным недоверием: уж очень они были похожи на дешёвую сенсацию, даже никаких фотографий Мирабели предъявить не мог. То ли дело, наш Юрий Лонго воскресил покойника в прямом телевизионном эфире! Но это другая история.

Впрочем, в легендах, имеющихся почти у всех народов, жрецам с помощью особых ритуалов удавалось поговорить с мертвыми, а иногда и воскресить умершего человека. Ученые считают такие легенды выдумками, мифами, красивыми сказками.

Но не будем ворошить далёкое прошлое. Довольно много свидетельств о посмертном опыте стало появляться после того, как медики научились в массовом порядке возвращать людей к жизни из состояния клинической смерти. Раньше люди понятия не имели о том, что такое клиническая смерть, и немногочисленные рассказы "об умирании" служили для них свидетельством существования потустороннего мира.

Один из великих учёных первой половины XVIII века физиолог Эммануэль Сведенборг, сам переживший состояние, называемое сейчас клинической смертью, писал: "Человек не умирает, он просто освобождается от физического тела, которое ему нужно было, когда он был в этом мире. Умирая, человек лишь переходит из одного состояния в другое. Особенно ясно я запомнил ощущение выхода сознания, то есть моего духа из тела".

Однако многие современные ученые считают свидетельства Сведенборга и одновременно древние римские, индийские, египетские и тибетские тексты о бессмертии души плодом фантазии. Яростные споры вокруг "посмертного опыта" с новой силой возобновились в последней четверти прошлого века, после выхода в свет в 1976 году книги американского психиатра Раймонда Моуди "Жизнь после жизни. Вечность души" (в нашей стране была более известна книга этого автора "Жизнь после смерти", написанная в 1980-х годах). Книга Моуди наделала много шума. Моуди собрал свидетельства примерно 150 человек, которые либо сами перенесли клиническую смерть или близкое к смерти состояние, либо сообщили Моуди о переживаниях других лиц во время умирания. Моуди продолжил свои исследования и вскоре издал ещё несколько книг на эту тему.

Надо ли говорить, что книги Р. Моуди о "жизни после смерти" имели оглушительный успех? Что и неудивительно. Интерес к этому вопросу в той или иной степени проявляют практически все жители земли.

В книжках Моуди собраны многочисленные свидетельства людей, выведенных врачами-реаниматологами из состояния клинической смерти. Эти рассказы, по выводам Моуди, совпадали в основных деталях. Умирая, в момент крайнего физического изнеможения, человек слышит, как врач констатирует его смерть. До умирающего доносится громкий звон или гул. Одновременно он чувствует, что несётся по длинному темному туннелю, и вдруг ощущает себя вне собственного тела, которое он может видеть со стороны. Его встречают какие-то доброжелательные создания, среди которых человек узнаёт своих умерших родственников и друзей. Затем возникает существо из света - добрый любящий дух, которого умирающий никогда раньше не видел. Это существо без помощи слов просит человека оценить свою жизнь, моментально воспроизводя перед ним главные события его жизни. Затем умирающий замечает, что приближается к чему-то похожему на стену или линию, и осознаёт, что это граница между земной и загробной жизнью. Однако перейти эту границу не удаётся. Человек чувствует, что должен вернуться назад, что время его смерти ещё не пришло.

Свидетельства людей, перенёсших клиническую смерть, записывали и другие исследователи. Так, ещё до выхода первой книги Р. Моуди главный специалист общей реаниматологии РАМН Галина Владимировна Алексеева начала регулярно фиксировать "посмертные" воспоминания своих пациентов. Врач сразу же обратила внимание на то, что в рассказах "воскресших" есть много общего. Более того, как оказалось впоследствии, многие рассказы совпали в основных чертах со свидетельствами, собранными Р. Моуди. Помимо тоннеля и яркого света люди говорили об одних и тех же ощущениях в первые мгновения после остановки сердца: человек как бы раздваивается, "выходит" из своего тела и наблюдает за происходящем на операционном столе. Затем больные видели таинственное светящееся существо. Именно это существо и решало судьбу умирающего. От существа веяло теплом и добротой. Голос у него был мужской, всегда спокойный и ласковый. Некоторые пациенты рассказывали Алексеевой, что голос настойчиво советовал им вернуться назад, чтобы выполнить перед родственниками долг либо завершить свою незаконченную миссию на земле.

Точно так же некоторые люди рассказывали Моуди, что существо из света иногда говорило им: "Тебе ещё рано покидать этот мир, но ты должен задуматься, как ты живёшь". Религиозные христиане считают, что светящееся существо - и есть Иисус Христос. В Индии же думают, что к умирающему приходит Кришна.

Что говорит наука.

Совпадения сведений о клинической смерти, собранные Р. Моуди, Г.В. Алексеевой и другими исследователями, казалось бы, свидетельствуют о достоверном факте загробной жизни и подтверждают идею посмертного существования, которую уже много веков проповедуют все религии.

А что считает наука? Что не всё так просто. Большинство серьёзных исследователей отмечают, что ни один из приведённых рассказов нельзя достоверно считать свидетельством, поступившим именно из загробного мира, оттуда, "откуда не возвращаются". Рассказы притянуты, обработаны таким образом, чтобы сделать сенсацию и заработать на ней.

Клинические наблюдения реаниматологов действительно дают ряд случаев предсмертных видений, которые сторонники религиозного мировоззрения пытаются выдать на несомненные свидетельства существования загробного мира. Но учёные связывают околосмертельные видения с галлюцинациями на фоне лихорадочной активности головного мозга, вызванной гипоксией - кислородным голоданием клеток мозга. Физиологи и нейрохирурги установили, что угнетение жизнедеятельности нервных клеток в теменной и теменно-затылочной областях коры головного мозга приводит к острому расстройству пространственной ориентации и появлению "симптома двойника": больному кажется, что он раздваивается и видит себя со стороны. Поэтому, по мнению ученых, видения и галлюцинации, возникающие на пороге жизни и смерти, не могут быть свидетельством существования загробного мира. Ученые вскрыли вполне естественный физиологический и психологический механизм этих явлений.

Впрочем, видения бывают, по разным данным, только от 10-15 % до 35 % из числа всех людей, перенёсших клиническую смерть. Остальные говорят, что вообще ничего не видели. При этом описания посмертного опыта, предсмертные видения всё же различаются. Некоторые люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают, как "выходили из физического тела" и наблюдали за действиями врачей или путешествовали по знакомым местам, но чаще умирающие видели туннель, по которому летели, или равнину, над которой они парили, или океан, по которому плыли. Одни "умершие" и затем "воскресшие" рассказывали о ярком свете в конце туннеля (равнины, океана) и встрече со светящимся существом или ангелами, другие видели уже умерших родственников и друзей, у третьих остались воспоминания об отдельных эпизодах Страшного Суда.

Воспоминаний людей, находившихся на грани жизни и смерти, анализировались и задолго до Моуди, например, в царской России. Есть описания, в которых вернувшиеся к жизни люди рассказывают, что тоже куда-то "летали", где "наблюдали" "темных духов", или падших ангелов, которые истязали души умерших людей.

Причина разногласий с описаниями Моуди понятна. На территории богослужения Православной церкви проповедовалось учение о мытарствах. Когда душа человека начинает восходить к небу, при переходе из временной жизни на земле в вечную в царстве небесном, она должна очиститься от грехов, пройти по мытарствам, каждое из которых отвечает за свой вид греха. Духи, служащие в мытарствах, - мытари - истязают душу, очищая её от определённого вида греха. Истязания носят суровый характер, и только люди, получившие от Бога прощение своих грехов, проходят мытарства безбедственно. Если же душа оказывается настолько грешной и мерзостною перед Богом, что ей не остаётся никакой надежды на спасение, она тотчас же низводится в бездну, где содержится там до второго пришествия Христа, после которого душа соединится с телом и вместе с ним будет мучиться в гиене огненной.

Очень похоже, что православные наблюдали мытарства, обещанные им сразу после смерти, а люди, опрашиваемые Моуди, о мытарствах ничего не знали.

Действительно, в книгах Моуди приведены свидетельства людей, в той или иной степени находившихся под влиянием религиозных представлений. При этом содержание видений зависит от принадлежности умирающего к той или иной национальной культуре и степени его религиозности. Так, большинство американцев летят по туннелю, видят родственников и друзей, в то время как большинство индусов наблюдают религиозные обряды. Никто из христиан в своих видениях не видел индийских обрядов, никому из индусов не явился Иисус Христос.

Многие учёные полагают, что на смертном одре человек видит то, чему его учили, что он надеется и ожидает увидеть. Поэтому в сознании некоторых людей могут появляться мистические картинки.

Известно, что "полёты и наблюдения" могут быть вызваны даже обычным наркозом, когда наш мозг не получает достаточного количества кислорода и в результате возникают галлюцинации.

Более того, душа может "покидать" тело и совершать астральные путешествия во сне. Медики связывают это с расстройствами сна. Болезнь получила название "нарколепсия". Разработана даже техника астральных путешествий. Нужно удобно лечь, настроиться на предстоящее "путешествие", затем достигнуть путём замедления дыхания искажённой работы мозга. Впрочем, не рекомендую осваивать подобные техники, особенно под "мудрым руководством наставников", которые могут заложить в мозг выгодные им видения, выгодную им программу. Подобное может плачевно закончиться и для вашего кошелька, и для психического здоровья.

В любом случае, сознание сразу после смерти продолжает функционировать, а в момент смерти, как установили петербургские медики с помощью приборов инфракрасного видения, от тела человека отделяется некий энергетический объект в форме эллипсоида.

Это тоже очень интересный факт. Может быть, этот энергетический объект и есть наша душа, отделяющаяся от тела? Многие так и считают.

Не так давно группа американских врачей-реаниматологов объявила, что им удалось с помощью сверхточных весов измерить вес души. Оказалось, что в момент смерти человек скачком теряет в весе от 2,5 до 7 граммов и эту потерю списывают на вышедшую из тела душу. Подобную потерю веса при смерти отмечали и учёные других стран. Но лично я считаю "дутой" сенсацией все заявления о весе души. Незначительная потеря веса в момент смерти - естественный процесс. Лично я, работая в конце 80-х годов прошлого века в институте Онкологии, наблюдал совсем незначительную потерю веса в момент умирания у лабораторных крыс. У меня даже в мыслях не было, что потеря веса может быть связана с уходом души животного из тела (кстати, довольно интересный вопрос: а есть ли у животных душа? Интеллект, я уверен, есть, может быть, есть и душа?). Мне было очевидно, что разница в весе связана с остановкой дыхания и сердца, прекращением кровообращения. Воздух, а, тем более, пульсирующий в лёгких воздух, как известно, также имеет свой вес. Можно даже измерить массу воздуха. Надутый шар с воздухом весит больше, чем без воздуха. Но в момент смерти лёгкие освобождаются от воздуха. Прекращается и пульсация сердца, останавливается кровоток. Они также незначительно увеличивают действующую массу тела, измеряемую с помощью весов. Я вполне допускаю, что душа вовсе не имеет массы. Разговоры же о её массе льют воду на мельницу атеистов, разоблачителей сенсаций.

Ну да ладно, в процессе познания существования нашей души очень много неясностей. Но большинство учёных всё же признают её факт. Известный знаток мозга человека академик Н.П. Бехтерева рассказывала, что по долгу службы она довольно часто сталкивалась с явлениями, которые не могла объяснить. Бехтерева была уверена, что в организме есть что-то способное отделяться от тела и даже пережить самого человека. Это непонятное она и называла "душой".

"Связь" с мертвыми.

В последнее время с развитием науки и техники то и дело появляются сообщения о связи с мертвыми. Началось всё с малоизвестного певца из Швеции Фридриха Юргенсона, который объявил всему миру, что он записал голоса мертвых на магнитофон. В 1963 году Юргенсон выпустил книгу "Голоса Вселенной", а в 1967 году "Радиоконтакт с мёртвыми". Книги произвели сенсацию не только среди читающей публики, но и в научном мире. Ведь подлинность записей могла бы свидетельствовать о реальности существования потустороннего мира. Учёные тщательно изучили предъявленные Юргенсоном доказательства; серьёзные люди никогда не отмахиваются от интересных фактов. Они эти факты проверяют. Однако, ознакомившись с записями Юргенсона, учёные пришли к выводу, что голоса, записанные на магнитофон, - это случайно уловленные волны радио и телевидения.

Проводились опыты по методикам Юргенсона, а затем и его последователей с использованием специальной аппаратуры, перекрывавшей любое случайное попадание волн радио и телевидения. В этом случае никто из присутствующих в студии во время записи не услышал ни одного необычного звука.

Анализ феномена голосов на магнитофонах позволил учёным сделать вывод о том, что никакой записи голосов не происходит, если аппаратура работает в пустой комнате. Для получения положительного результата в комнате должны присутствовать люди.

Получается, что потусторонние голоса - обычные манипуляции заинтересованных в сенсации людей либо сами люди являются невольными проводниками этих голосов.

Несмотря на раздутую сенсацию интерес к голосам умерших постепенно затих. Но в наше время газеты разных стран стали публиковать сообщения о телефонных звонках из мира иного, которые, якобы, случаются всё чаще. Большинство телефонных разговоров происходит между людьми, у которых при жизни была тесная эмоциональная связь, - между мужем и женой, родителями и детьми. Как правило, такие разговоры вызваны желанием умершего человека сказать что-то важное живым. Но как проверить сообщения людей, получивших телефонные звонки с того света? И почему о таких звонках не сообщалось, например, в середине прошлого века?

Есть сведения о том, что с миром умерших стали сталкиваются с помощью телевидения и Интернета. Например, жительница Новороссийска Е. Никифорова рассказала СМИ о своей встрече с покойным братом. Смотрела она телевизор как-то вечером. Неожиданно экран покрылся полосами, передача прервалась, а на экране появилось мужское лицо как бы в дымке. Лицо было неподвижное, как будто на фотографии. Женщина вгляделась в лицо и закричала от ужаса. С экрана на неё в упор смотрел Миша, её брат, скончавшийся почти пять лет назад. Спустя несколько секунд по экрану опять побежали полосы, и передача возобновилась.

Могут ли подобные истории однозначно свидетельствовать, что мир мёртвых существует и что с помощью технических средств возможно установить с ним контакт? Конечно, нет. И дело даже не только в том, что многие люди способны банально врать, в надежде прославиться или заработать денег. Некоторые исследователи считают, что можно дать другое объяснение всем этим рассказам. Голоса и изображения на экране телевизора могут не принадлежать миру мёртвых. Они являются информацией, запечатлённой в мозге живых людей. На подсознательном уровне эта информация может передаваться на экран или мембрану телефона. Иными словами, человек уверен, что он общается с мертвым, но это общение происходит только в его мозгу.

В связи с этим мне вспомнился рассказ наркомана, случайно услышанный недалеко от Новороссийска, в заказнике Утриш, где я отдыхал с палаткой в своё время. Как-то раз возле моей палатки присели отдохнуть два друга. Один рассказывает другому, как принял недавно наркотик и пришли к нему "глюки" в образе зелёных человечков. Наркоман воспринял их совершенно реально, словно наяву к нему с небес спустилась пара злых инопланетян. О чём-то поспорили они, поссорились, поругались. Зелёные человечки улетели, но вскоре вернулись, волоча с собой родителей наркомана. Приволокли, запрягли бедных пожилых людей в телегу и стали на них пахать пляж.

Ясно, что эта мистическая ситуация могла возникнуть только в больном воображении наркомана, который, впрочем, воспринимал её вполне реально.

В любом случае, все рассказы про общение с миром мёртвых нельзя принимать строго на веру. Проблема существования потустороннего мира, которая мучает человечество с момента его появления на планете Земля, так и остаётся загадкой, которую многие люди трактуют в соответствии с собственными интересами.

Религия о загробном мире.

В разных религиях понятия о жизни после смерти различны. Теория о бессмертии души пришла в христианскую веру из язычества. Эта теория является фундаментом нашей религии. Учение о бессмертии праведных во все времена пользовалось особым вниманием у верующих и священников. Это учение было ожиданием человека, надеждой, даром Божьим за жизнь по его законам. На протяжении многих веков проповедники распространяли идею загробной жизни на небесах, блаженства, райского наслаждения в награду за правильную жизнь и вечные муки за прегрешения. Согласно учению христианской церкви когда дыхание оставляет тело, нераскаянная душа попадает в пламя ада. Душа же умершего праведника оказывается спасенной на небе, в раю.

А вот в индуизме и буддизме господствуют идеи реинкарнации. Прежде чем соединиться с Богом, человек должен пройти ряд перевоплощений. Его деяния, поступки нынешней жизни определят, кем он будет в следующем своём воплощении. Это знаменитый закон "кармы", который Христианство отрицает, как и саму реинкарнацию.

Тем не менее, богословы всех религий утверждают, что знания о загробном мире даны людям Богом непосредственно или через своих посредников, пророков и святых. А раз так, значит - эти знания носят характер истины.

Теория бессмертия - основной жизненный ориентир для верующего, во многом определяющий его поступки. Все основные мировые религии обещают человеку продолжение его жизни после физической смерти, утверждая, что судьба любого из нас будет предопределена нашей жизнью на земле. Земной мир не совершенен, учат священники, зато за его пределами - совершенный и справедливый мир. Сейчас тебе плохо, зато потом, в загробной жизни, будет хорошо. Смерть - это избавление в том числе и от изнурительного труда, побоев, унижений. Но чтобы попасть в справедливый мир, получить состояние вечного блаженства после смерти, нужно соблюдать правила, определённые церковью. Рай - награда для верующего человека, но пропуск в рай необходимо заслужить. В то время, как жизнь является наследием праведных, смерть есть удел нечестивых. "Возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем" (Послание к Римлянам 6:23). Все будут судимы в соответствии со своими делами.

Учение Христианства о вечных муках для грешников и вечном блаженстве для праведников очень часто подвергается критике. Согласно учению, праведники, прославляя Бога бессмертными устами, знают и обо всём, что происходит на земле, знают о жизни своих родственников и друзей, оставленных ими. Каким образом, спрашивают противники этого учения, умершие, наблюдая невзгоды живых, будучи свидетелями грехов, совершаемых их близкими, видя, как они переносят страдания, могут чувствовать себя счастливыми. И какую душевную агонию должны пережить те, кто видит своих друзей, умирающих неподготовленными к смерти и попадающих на вечные муки в ад.

Противники официальной Церкви находят много противоречий в Писании относительно этого вопроса. Например, Давид говорит, что человек не имеет сознания в смерти: "Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его" (Псалтирь 145:4). Соломон также подтверждает эту мысль: "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают" (Екклесиаст 9:5). "В могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екклесиаст 9:10).

Раскольник по понятиям официальной Церкви, но реформатор, борец со злоупотреблениями по понятиям своих сторонников священник и философ Мартин Лютер считал теорию о бессмертии души "нелепой басней, принадлежащей к навозной куче римских постановлений".

Комментируя слова Соломона, Мартин Лютер писал о том, что мертвые ничего не чувствуют: "Там нет чувства долга, нет науки, знания и мудрости. Поэтому Соломон говорит, что они спят и ничего не знают. Они спокойно лежат, не имея никакого представления о счёте времени; и когда они будут пробуждены, им будет казаться, что они уснули только на одно мгновение".

Протестанты отвергают идею преддверия ада и чистилища. Они ссылаются на те строки Библии, где говорится об умерших, как о спящих до Воскресения.

Не состыковки теории рая и ада с теорией Страшного Суда и теорией реинкарнации вызывают ожесточённые споры об истинности христианской веры. Но эта идея остаётся частью официальной религиозной теологии.

Ещё одна не всем понятная и часто критикуемая теория - учение о Святой Троице. Христианская церковь утверждает, что Божество существует как три лица: Отец, Сын и Святой Дух. И всё же это один Бог. Согласно учению все эти три лица одинаково всемогущи, "равносущи и несотворенны", все существуют вечно в Божестве. Некоторые люди находят такое учение слишком запутанным, не понимают, как Бог может существовать одновременно в трёх лицах. Священники говорят, что это "выше человеческого понимания".

Историки церкви считают, что Троица перешла в христианскую веру из языческих религий. Славянские язычники верили в Триаду: бог луны, бог неба, бог солнца. Представления о троичности божества существовали в Древнем Египте и Древней Индии задолго до Христа. В Египте верили в Триаду: Гор, Осирис, Исида. Трёх богов объединяли и поклонялись им как одному существу и в Индии. Там один из богов Троицы - Шива - считался богом разрушающим. Другие два бога - это Брахма, бог созидающий, и Вишну, бог охраняющий. Многие в Индии до сих пор верят в единство этих трёх богов.

Христианство имеет общие корни с древними религиями, но очень многие вещи пришли к нам после рождения Христа. В то же время, отрицая Троицу, Мытарства, давая более простую трактовку другим непонятным вещам, противники официальной церкви переманивают к себе людей сомневающихся.

Вера в то, что духи умерших людей знают о том, что происходит на земле и могут возвращаться к нам, для того, чтобы просвещать и наставлять живых, открыла дорогу спиритизму. Как учат популярные богословы, духи умерших витают над их родственниками и друзьями, предостерегая их от несчастий.

Однако спиритические сеансы яростно критикуются церковью. Священники утверждают, ссылаясь на Библию, на те её места, в которых говорится о состоянии человека после смерти, что духи умерших людей возвращаться не могут ни при каких обстоятельствах. Нельзя вызвать дух человека из рая и, тем более, из ада. По мнению священников, можно поговорить только с падшими ангелами, которые, исполняя повеление сатаны, являются людям на сеансах спиритизма как вестники из загробного мира. Через общение с падшими ангелами князь тьмы подвергает людей своему магическому влиянию.

Спиритизм, безусловно, противоречит и религиям, признающим реинкарнацию. Как можно разговаривать с духом того, кто реинкарнирован в другую жизнь?

Ученые стараются объяснить спиритические проявления, полностью приписывая их мошенничеству и ловкости рук медиума. Многие медиумы действительно были пойманы за руку.

К спиритизму мы ещё вернёмся. В любом случае, спиритические сеансы и рассказы людей, перенёсших клиническую смерть не могут служить достоверным доказательством существования загробного мира и не дают чёткий ответ на основной вопрос человечества.

В то же время замечено, что клиническая смерть, как правило, меняет психику и поведение оживших покойников. После клинической смерти люди по-другому начинают относиться к жизни. Они становятся доброжелательнее, щедрее. У них появляется трепетное отношение ко всему, что их окружает - к людям, животным, растительному миру. При этом исчезает страх смерти, ибо они уже не сомневаются, что со смертью тела жизнь как таковая не прекращается. На основании своего многолетнего опыта Г.В. Алексеева также пришла к выводу, что после смерти остаётся всё же душа человека, то есть его "овеществлённые" мысли. Алексеева предположила, что души умерших людей могут собираться в иных мирах, "хотя бы в ноосфере, о которой говорил Вернадский, в неком чистилище, где они совершенствуются, чтобы обновлёнными вернуться на землю и воплотиться в других телах".

Предположение Алексеевой близко к теории реинкарнации, которую категорически отвергает наша церковь. Кто же прав? Об этом мы еще поговорим. Но прежде попробуем разобраться, какую роль играет религия в жизни общества.

 

ГЛАВА 2.

РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО.

Роль религии в нашей жизни.

Роль религии в нашей жизни неоднозначна. Не вызывает сомнений, что первоначально религии возникли как результат бессилия человека перед силами природы. Древние люди были бессильны перед стихией и боялись ураганов, наводнений, болезней, засух. Не понимая причин природных явлений, они объясняли эти явления действием сверхъестественных сил, гневом высших существ - богов, которые, по их мнению, создали человека и окружающий мир. За много тысяч лет до нашей эры возникли культы, основанные на вере в злых и добрых богов, каждый из которых якобы покровительствовал какому-либо роду человеческой деятельности. Многобожие было развито и в античной Греции, и в Древнем Риме. Со временем оно уступило место религиям, основанным на вере в единого бога.

Постепенно была найдена и схема: "Бог на небе, а царь (фараон) - правитель на земле". Такая схема долгие годы помогала держать в повиновении эксплуатируемый класс. Считалось, что Бог поставил царя (фараона), а царь назначает своих представителей - знатных рабовладельцев, князей, графов, помещиков, - чтобы они следили за порядком и людьми. Пойти против воли царя (или фараона) и его представителей - значит пойти против воли Бога. Ещё в Древнем Египте жрецы - "служители богов" - требовали покорности фараону и рабовладельцам, пугая простой народ гневом богов, установивших такой порядок.

Индийские жрецы (брахманы) учили, что Бог разделил людей на касты и установил законы, определившие, чем люди разных каст должны заниматься и как им подобает вести себя. Люди низших каст должны служить высшим. При этом страдания человека, уверяли брахманы, предопределены прошлой жизнью. Все события и явления находятся во власти Бога - создателя Вселенной. От судьбы не уйти. Но кто терпеливо переносит нынешние страдания - будет вознаграждён в будущей, новой жизни; кто нарушает законы - будет осуждён. Индийские брахманы учили отверженных: будешь хорошо работать и выполнять волю брахманов и власть имущих - в следующей жизни сам будешь принадлежать к высшей касте, станешь богатым человеком, а если будешь лениться, плохо работать, нарушать общественные и нравственные законы - перевоплотишься в несчастную собаку. Кто ж хочет быть собакой? Вот и старались бедняки жить так, как требовали брахманы.

Возникновение Христианства было связано с верой в более доброго Бога, который освободит от гнёта. Однако и Христианство проповедует терпение, помогает держать в повиновении народ, обещая награду за покорность, но только после смерти.

Любая официальная религия является опорой государственной власти. Но об этом как-то не принято сейчас говорить. Религия занимается нравственным воспитанием человека, но направляет его поведение в определённое русло.

С возникновением классового общества, расслоением людей на господ и плебеев, богатеев и бедняков религия стала одним из самых мощных средств воздействия на эксплуатируемые классы. Вера в сверхъестественные силы, в справедливого и доброго Бога, в предстоящее блаженство после смерти сделалась для бедных людей возмещением за жизнь, наполненную тяжелым трудом и страданиями.

Принцип бессмертия души - основа всех религий. В религии люди ищут защиту от несправедливости и зла. В тяжёлых жизненных ситуациях человека спасает только вера. Вера даёт нам психологическую устойчивость, избавляет от стрессов и страхов.

Страх - самая распространённая эмоция человека. Религия же снимает страхи и самый страшный из них - страх смерти. Учёные считают, что страх смерти заложен природой в сознание каждого человека, страх смерти изначально присущ каждому из нас. Однако в тех религиях, где к смерти относятся спокойно, рассматривая её как часть процесса жизни, страх смерти может отсутствовать. Если человек верит в вечную жизнь, страх смерти уходит. И вместе с ним уходят многие проблемы и внутренние конфликты.

Религия успокаивает человека. Обычно она обращается к чувствам людей, утешает обездоленных и страдающих. Церковь разработала целую систему эффективных средств воздействия на человеческие чувства. Церковная музыка, живопись оказывают сильное эмоциональное влияние на психику верующих. С помощью культовых обрядов церковь удерживает людей в сфере своего влияния. Но любая религия многие века выполняла и до сих пор выполняет функцию примирения трудящихся, бедных людей с господствующими социальными порядками и несправедливостью общества, обещая награду на том свете за земные страдания.

Мне могут возразить: церковь всегда выступала и выступает сейчас против социальной несправедливости. Но давайте посмотрим Библию, что написано там: "Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение..." (I послание апостола Павла к Тимофею 6: 1).

Вспомним, что до революции основным предметом в школах был Закон Божий. Изучая Закон Божий и читая приведённый выше текст, дети простых людей так или иначе воспитывались в духе рабского послушания, что в итоге делало их социально пассивными, психологически беззащитными гражданами.

О рабах говорится и в многочисленных библейских пророчествах. Вот, например, в пророчестве из 13 главы книги Откровение говорится о поклонении зверю с агнчими рогами, который повелит всем "малым и великим, богатым и бедным, свободным и рабам " принять начертание зверя (стих 16).

Это пророчество часто цитируется, так как многие узрели начертание зверя, его символ, правда, в разных областях.

Так, протестанты углядели символ зверя в папской власти, многие мусульмане уверены, что именно Соединенные Штаты представляют собой власть, изображенную в символе зверя. А многие наши соотечественники нашли начертание зверя в ИНН, введённом повсеместно в стране. Многочисленные исследователи, разные современные религиозные организации толкуют одни и те же пророчества с разных, иногда совершенно противоположных точек зрения, в соответствии с собственными представлениями о мире, в соответствии с собственной выгодой. Происки сатаны видят в разных, порой противоположных вещах.

Но я не об этом. Я говорю о том, что во всех странах и во все времена власть опиралась и до сих пор опирается на церковь, а церковь - служит власти. И такое положение было, да и остаётся сейчас в подавляющем большинстве стран мира.

Прошлое России, как, впрочем, и прошлое других стран, неразрывно связано с религией. На протяжении многих веков в глазах народа церковь была носителем истинных знаний. На православной вере держалось русское государство. Весь образ жизни русского мужика был пронизан христианской верой, православные почитали и исполняли заповеди Иисуса Христа, ходили на исповедь, соблюдали посты, усердно молились, прощали господам все свои унижения, своей жизнью стараясь заслужить себе пропуск в рай. Вера в Бога помогала русским людям переносить любые беды и невзгоды, принимая их за испытания, посланные свыше. И эту веру несла в народ церковь, которая занималась нравственным воспитанием человека на религиозной основе.

Верующие воспринимали жизнь так, как учили их священники. А христианское учение подразумевало наличие наместников Бога на земле. На папской митре написано выражение, в переводе с латинского означающее "Наместник сына Божия". Православная же церковь объявила наместником Бога на земле царя, поэтому все люди должны были безоговорочно подчиняться царю и людям, наделённым им властью.

Подобное, вроде бы, противоречит Священному Писанию. "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" сказано в Евангелие от Луки


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.