Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-03 | 265 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Часто звук [р] полностью отсутствует в речи детей или вместо него появляется призвук гласного. В данном случае обнаруживается полное отсутствие нужных артикуляционных движений.
2. Недостатки произношения звука [р] могут проявляться в виде горлового дрожащего звука. Первый тип подобной артикуляции — велярный [р] (от velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого нёба, образуя с ним щель. Проходя через эту щель, выдыхаемый воздух вызывает мелкую, беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате чего возникает шум, который, примешиваясь к тону голоса, сообщает специфическое дефектное звучание. При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язычок) — вибрирует только кончик мягкого нёба — в результате слышится отчетливый рокот.
3. Встречается двугубный [р]. Первый вариант — «кучерское» произношение, образуемое вибрацией обеих губ. Второй вариант — без вибрации — воспроизведение [р] с помощью образования двугубной щели, когда слышится нечто вроде английского «w».
4. При боковом произношении [р] вибрация присутствует, но место ее передвигается. В основе бокового произношения обычно лежат причины органического характера: парезы языка, массивная, короткая подъязычная связка, к наличию которой часто присоединяются узкое, высокое нёбо или неправильное расположение зубов верхней челюсти. Эти факторы мешают формированию эластичности кончика языка и поднятию языка кверху, что приводит к попыткам ребенка компенсировать свой дефект. Таким образом, смычка образуется следующими способами:
а) поднятая спинка языка + нёбо. При этом получается зву
чание [рл];
б) кончик языка или один из боковых краев языка + внут
ренняя поверхность щели: вибрация получается грубой, как ре
зультат — «щечный» звук [р];
|
"Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969. — С. 105-110.
в) язык + верхняя губа: вибрация грубая, и проскальзывает
звук [п];
г) смычка кончика языка или чаще одного из его боковых
краев с нёбом происходит или правее, или левее средней ли
нии — звучание [р] несколько смягченное.
5. Вместо [р] порой встречается носовой звук типа английского или немецкого «ng», образуемого путем смыкания корневой части языка с мягким нёбом при свободном проходе воздуха из глотки в нос.
6. В некоторых случаях приходится сталкиваться с так называемым одноударным [р], при котором передний край языка лишь один раз соприкасается с альвеолами, вибрация отсутствует, слышится звук, напоминающий английский (альвеолярный) «d». Попытки произнести длительный рокочущий звук не удаются.
7. Возможно и глухое произношение звука [р]. При одно-ударном и глухом произношении звука [р] артикуляция оказывается наиболее близкой к норме.
Кроме того, имеется несколько видов параротацизма.
У дошкольников часто наблюдается замена звука [р] — на [л] или [л'] и на [д]. В данных вариантах параротацизма место образования звука остается более или менее правильным, но изменяется способ произношения, звук перестает быть дрожащим. В случаях замен звуков: [р] => [j], [р] => [в], [р] => [г] — изменяется и место произношения: переднеязычный [р] заменяется среднеязычным [j], губно-зубным [в], заднеязычным [г], и способ произношения: дрожащий заменяется щелевыми или взрывными звуками. Возможна замена звука [р] парным мягким [р'].
В большинстве случаев тот или иной вид ротацизма охватывает как твердый [р], так и мягкий [р']. Нередко, однако, при нарушенном [р] отмечается сохранный [р']. Реже наблюдается обратное.
Отвечая на вопрос об исправлении ротацизма, обязательно учитывайте, что для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые позволяют получить правильное положение органов артикуляции, выработать вибрацию языка и, если необходимо, растянуть подъязычную связку.
|
Чтобы ускорить возможность ребенка почувствовать не испытанные им вибрационные движения языка, с одной сторо-
50
51
ны, и вызвать на основе взаимодействия раздражения в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибрационные движения — с другой, используют дополнительные упражнения (приемы).
1. Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ — сначала шепотом («фырканье лошади»), затем с голосом (акустически — тип кучерского «тпррр...»). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх — вниз, задевая губы — получается нужная вибрация губ.
2. Так же, но со свободным кончиком языка между зубами.*
Приемы постановки звука [р]
В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.
Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на «прилипший» к нёбу язык. При удачном приеме удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого «трр» или сочетания «дзз». Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат «тррр», а затем озвончить его — «дррр».
Другим приемом является постановка звука [р] от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд», «ддд» — с последующим более формированным произнесением последнего.
Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [д] и [т] ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.
Иногда вибрация возникает в результате выполнения упражнения «Болтушка»: высунутый широкий язык на звуке [а] быстро «болтается» сначала между губами, затем — между зубами и, наконец, — за альвеолами. Возникает одноударный звук [р], который произносится в слогах: «ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «РУ-РУ-РУ», «ры-ры-ры» с форсированным произнесением пос-
|
*Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 106.
леднего слога. Во время тренировки выдыхаемая струя должна быть сильной. После многократных повторений можно получить вибрацию: «ррра-ррра-ррра».
Однако эти приемы не всегда приводят к успеху. При заднеязычной артикуляции [р] или его велярном (увулярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.
Постановка звука [р] в два этапа
На первом этапе ставится фрикативный [р] от звука [ж] без вибрации при его протяжном произнесении, без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха.
Описанным приемом пользуются в тех случаях, когда шипящие звуки у ребенка не нарушены.
Во время длительного произнесения фрикативного [р] под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают механическое колебание языка. Вместо зонда можно успешно использовать чистый палец самого ребенка, медицинский шпатель, черенок чайной ложки.
Аналогично можно получить вибрацию с механической помощью при быстром произнесении на выдохе звука [д] («ддддд...»). Движения языка, сливаясь с быстрыми движениями зонда (шпателя, пальца), переходят в вибрацию: «дррр...».
Иногда при недостаточно пластичном языке длительное время звук [р] не звучит изолированно, а появляется только в комплексе: «др» или «тр». В данном случае необходимо начать работу над автоматизацией звука [р] в словах и слогах, начинающихся с сочетаний «тр», «др» (трава, дрова и т.д.), а затем, когда звук [р] достаточно проявит свою речевую типичность в этих сочетаниях, следует использовать приемы по выделению его из комплекса: «др» и «тр».
В этом случае можно предложить ребенку в звук [д] ([т]) и [р] вставлять редуцированный (неясный) гласный звук: «дыр-
|
52
53
pa», «тырра», что достигается некоторой задержкой дыхания при произнесении первых звуков [д] и [т]. Или, произносятся слоги и слова с сочетанием «хр» в начале слова: «хррр», «хррра», «хрррап» и т.п.
В отличие от автоматизации всех звуков, которую рекомендуется начинать после того, как изолированное произношение звуков полностью сформировано, автоматизация звука [р] должна быть начата, как только достигнуто приблизительное, неполноценное звучание звука [р] (с механической помощью, од-ноударное, глухое или в неразрывном сочетании с согласными звуками [т] и [д]).
Звук [р'] требует более низкого положения кончика языка (у верхнего края зубов). Если вначале ребенок овладел произношением только твердого [р], то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким [р']. Рекомендуется предварительно разъяснить разницу в артикуляции при звуке [р] и [р'], а затем произносить слоги: «ари», «аря», «арю». Иногда (в частности, при массивной подъязычной связке) легче удается поставить звук [р']. В этих случаях следует автоматизировать звук [р'] и одновременно продолжать постановку звука [р]. В результате в большинстве случаев оказывается необходимым провести дифференциацию между звуками [р] и [р'].
Дифференциация звука [р] и его заменителя необходима во всех случаях параротацизма.
Дополнительные вопросы
1. Какие анатомические аномалии в строении артикуляционного аппарата могут стать предрасполагающими факторами к возникновению ротацизма?
2. Какова правильная артикуляция звуков [р], [р']?
3. Объясните, к артикуляции каких звуков близка артикуляция звука [р]. В чем сходство и различие между этими звуками?
4. В каком возрасте при нормальном речевом развитии появляется у детей звук [р]? Почему он формируется позднее других звуков?
5. Назовите фонетические и фонетико-фонематические дефекты произношения звука [р]. Раскройте различие между ними.
54
6. Сравните правильный механизм образования звука [р] и его нарушение при различных видах ротацизма.
7. Опишите приемы, которыми можно добиться правильного произношения звука [р].
8. Как поставить звук [р] с механической помощью? Какими зондами и другими приспособлениями при этом можно пользоваться?
9. Отличается ли процесс автоматизации звука [р] от процесса закрепления других звуков?
10. Ответьте на вопросы, поставленные в карточках програм
мированного контроля.
Карточка 8.1.
По способу образования звук [р] является: 1) щелевым;
2) смычно-взрывным;
3) смычно-щелевым;
4) смычно-проходным;
5) дрожащим.
Карточка 8.2.
По месту образования звук [р] является: 1) губно-губным;
2) губно-зубным:
|
3) переднеязычным;
4) среднеязычным;
5) заднеязычным.
Карточка 8.3.
Опорными для звука [р] являются звуки: 1. [ж];
2. [с];
3. [д];
4. [з];
5. [т].
Карточка 8.4.
Фонетическим дефектом звука [р] 1) горловой;
являются: 2) одноударный;
3)глухой;
4)боковой;
5) замена на [j].
55
Карточка 8.5.
Фонетико-фонематическим дефектом звука 1) замена на [в];
[р] являются: 2)двугубный;
3) замена на [л];
4)горловой;
5) замена на [г].
Практические задания
1. Изобразите графически и сопоставьте профили артикуляции звуков [р] и [р'], охарактеризуйте их различия.
2. Дайте характеристику звуков [р], [р'] по следующей схеме:
Рекомендуемый библиографический список
1. Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь для де
тей 5-7 лет с нарушениями произношения звуков речи. — М.,
2000.
2. Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —
М., 2002.
3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1989.
4. Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969.
5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 1989.
6. Филичева Т.Б., Чевелева НА., Чиркина Г.В. Основы логопедии. — М., 1989.
7. Хватцев М.Е. Логопедия. — М., 1996.
по наличию или отсутствию преграды в ротовой полости
по участию в артикуляции мягкого нёба
по работе голосовых складок
по способу образования
по месту образования
по степени напряжения средней части языка
3. Заполните таблицу.
Виды ротацизма | Виды параротацизма |
4. Из книги В.И. Селиверстова «Речевые игры с детьми» (М., 1989) подберите игры для автоматизации звука [р].
5. Раскройте последовательность работы по закреплению и дифференциации звуков [л] и [р]. Подберите речевой материал для дифференциации этих звуков.
56
Семинарское занятие № 9
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [Л] И [Л']
План
1. Правильная артикуляция звука [л].
2. Нарушения произношения звуков [л] и [л'].
3. Методы исправления ламбдацизма.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!