Повесть “Уездное” (1913), “Алатырь” (1914) — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Повесть “Уездное” (1913), “Алатырь” (1914)

2019-08-03 111
Повесть “Уездное” (1913), “Алатырь” (1914) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема - состояние неосознанного бытия, жизни инстинктами, гротескные персонажи

Вырисовывается стиль Замятина:

Орнаментальная проза: затрудненная манера для восприятия читателем (использование архаизмов, форм народной речи, обращение к древнерусской литературе, использование авантюрных повестей 17в, сказаний, легенд).

 

Уездное - антижанр антижитие: читаем об истории жизни великого грешника. Композиция схожа с житийной иконой(несколько эпизодов жизни святого на иконе). Главный герой Анфим - грешник. “Четырехугольный” - первая глава. Четырехугольный - эпитет который используется при описании рта Анфима и вообще описание рта есть у каждого героя. Рот - метонимическая деталь, отсылающая к желанию есть. Тема одичания была характерна для раннего творчества Замятина.

 

16-17гг - маленькие сказки, сюжет = переосмысление шаблонов

 

Сказка Бог

Мизумин чтобы купить калоши вяжет чулки, но вместо калош купил щегла, из-за чего невеста ему отказывает.(невеста сказала что выйдет за него если ото приоденется) Мизюмин смахивает таракана Сеньку и достает его снова. Таракан думает: могущественный Бог и милосердный.

 

Замятин отправляется в командировку в Англию, он был очень увлечен англ литературой (поехал туда как инженер). Сначала Англия поразила его своими новшествами но затем замечает что прогресс может вытеснить человеческое начало в человеке.

 

Рассказ Мамай

Дома-корабли плывут по Петербургу, в одном из которых живет Петр Петрович Мамай – филолог, который гоняется за книгами. Дежурит по дому вместе с бывшим швейцаром Малафеев. Решает спрятать деньги на книги и кладет у входа. Во время дежурства выяснятся, что М был на войне и убивал, “сначала твердо, как арбуз, а потом - мягко”. Мамай решает достать деньги, а там труха, и оттуда выбегает мышка, которую он “сначала туго, а потом мягко”. Стиль импрессионистского письма, ритмическая проза

                                   

Рассказ Пещера

Ледники, мамонты, пустыни. Дело происходит в 19г в Петрограде, когда люди, как древние, теперь ценят огонь, печь, и дома напоминают пещеры. Мартын Мартыныч и Маша. Главный бог - печка, пользуются одной комнатой. Должны быть Машины именины, а она уже не встает. Она думает о том, чтобы растопить жарко печь и сделать настоящий чай. ММ идет за водой к соседу и крадет у того несколько дров. Схватились два ММ - тот, который знал, что нельзя, и тот, пещерный, который знал, что нужно. Сосед подал заявление в полицию. Маша просит ММ отдать ей яд, а самого выйти прогуляться. Используются поэтические приемы.

 

Роман “Мы”

История создания

 

Публикация

Завершил написание в 20г, сначала читал роман в институте истории искусств, в кружках и думал о публикации. НО историческая ситуация быстро стало меняться и после 24г невозможно было говорить о публикации.

Хотел публиковаться в Берлине, но не стали публиковать.

В 24г в Нью-Йорке выходит на английском языке.

В 27г - на чешском в Брнуро в газете (помог Р.Якобсон); в пражском журнале “Воля России” выходи на русском, но в сокращенном виде. В предисловии: якобы обратный перевод с чешского, чтобы обезопасить Замятина (на самом деле был оригинальный текст).“Воли России”, журнала эмигрантов.

 

Замятина обвинили в сотрудничестве с белой иммигрантской прессой, стали требовать публичного признания своих ошибок

Вышел из Союза Писателей, требует разрешения для выезда из страны. Написал письмо Сталину: либо дайте уехать, либо печатайте. 31г - уехал в Ригу, Берлин, Париж. Писал прозу и киносценарии

37г - умер в Париже

 

Роман

Единое государство, 26-ой век. Юнифы наподобие туник, бляхи с номерами. Пища - нефтяная. Брак упразднен. D-503, строитель корабля Интеграл, пишет дневник. Свою жизнь не отделяет от жизни государства. Называет свой дневник поэмой под названием “Мы”. В поэме 40 записей, каждая подразделена на 3 части. Пишет для предков (идеи Николая Федорова).

О-90 — подруга.

I-330 — ведет в Древний Дом за стеклянной стеной (портрет Пушкина, вино…) Корень из минус единицы - это число которое нельзя вычислить (это душа)

Антиутопия раскрывает полную невозможность, иллюзорность построения идеального общества.

Тема свободы и счастья: библиейские мотивы. Образ Эдемского сада = Единое Государство. Человек обрел свободу и разум, но потерял счастье. Сопоставление Дня Единения с Пасхой.D-503 называется новым Адамом.

   1.Символы - Стекло. Отсылочка к литературной полемике между Чернышевским и Достоевским. Чернышевский - четвертый сон Веры Павловны про идеальное будущее и хрустальный дворец. Замятин на позиции Достаевского (считал что человек не может быть удовлетворен жизнью муравейника)

1. 2.Цвета. Цвета застывшие, цвета зимы- зеленый, серый, голубой; цвета чувственные, которые говорят о подсознании героя, когда он начинает видеть сны. - оранжевый, красный, желтый

2. 3.Идея революции. Революция происходит всегда, и ее закон не социальный, а космический, тк всегда есть две силы - энтропия (стремится к покою) и энергия — которые сменяют друг друга. Еретики приводят силы энергии в движении и сталкивают человечество из режима покоя в режим революции (Христос, Толстой, Мефистофель). Персонажи-еретики — I-330 (группа Мефи - Мефистофель). Знак интеграла похож на змея. Захватить Интервал - захватить знание и вывести человечество на новую ветвь развития.

3. 4.Синтетическая форма. Динамический сюжет, математические формулы, уровень символики цвета, уровень звуковой (ритмическая проза, звуковые повторы).

4. 5.Дружил со Скрябиным, у которого была поэма “Прометей”, где была отдельная партия для светомузыки. S-4711 с толстой губой - мб Скрябин.

 

Андрей Платонов.

 

Родился в 1899 году в Воронеже. Ушел из жизни в 1951 г.

Платонов это псевдоним. Настоящее имя - Андрей Платонович Климентов.
Биография очень интересная: он был инженер конструктор, изобретатель, писал публицистику и философские трактаты, работал мелиоратором. Среди его наследия есть социальные и экономические расчеты результатов индустриализации, много технических записей и чертежей, технические работы привлекают для исследования худ-ых текстов. Исследователи увидели в них зачатки будущих произведений.

 

3 этапа творчества: 1) Воронежский период - 1917-1927 гг (“Епифанские шлюзы”, “Эфирный тракт”, “Город Градов”)

2) Московский - 1927г. переехал в Мск (“Чевингур”, “Котлован”, “Усомнившийся Макар”)

3) 19 30-40 гг - третий период (“Ювенильное море”, “Джан”, рассказы на военную тем, Роман «Счастливая Москва»)


C 1918 по 19 21 работал в Воронеже в газете, готовит репортажи и передовые статьи, и опубликовал более 200 статей. Статьи о революции, искусстве, политике, морали. 
Увлечен идеями пролеткульта, идеями Гастева, Александра Богданова.
Темы и термины рассказов характерные для Гастина: механизация, регламентация индивудуальной жизни, почитание механизмов. В машине видели разум более разумее, чем создателей машин.
 1921г. «Электрификация» – первая книга публицистических статей.

Пишет стихи, хар-ые для пролеткульта. Книга стихов «Голубая глубина» вышла в 22г. 
 С 1923-1926, увлечение философией «общего дела» Николая Федора про воскресение предков.

Рассказы 20х годов – фантастические(научно-фантастический жанр) «Лунная бомба», «Потомки солнца», «Сатана мысли». Так же философского характера.

Рассказ «О многих интересных вещах» в соавторвстве с Михаилом Бахметьевым. 
Опубликовал в газете «Наша газета».- Стал эскизом многих последующих произведений. 
 Персонажи (имена всегда важны): Иван Копчиков/Кобчиков. Кобчик – охотничья птица, копчик – позвоночник, сидение на земле. Мотив – взлетать вверх или прочно сидеть на земле. 
 Сюжет: Гроза разрушает деревню(связано с понятием энтропии, разрушения, природного хаоса, который хотят усмирить герои), в живых остаются два мужика: Иван и Кузьма. – Сюжет природной стихии. Иван задумывается о смысле жизни, о несовершенстве человека, и о том, что такое электричество. Для разрешения вопроса о секрете электричества странствует по миру и попадает в Америку. Там постигает секрет эл-ва, как построен из него мир. Второй элемент для создания нового мира - вода. Иван начинает строить новую Cуржу (название разрушенной деревни). Построена, но нет людей. Кто будет населять? Зовет нищих странников, которые встретятся ему на дороге. Дает им смысл жизни. Мотивы для Платонова: Люди, которые не знают для чего живут, люди странники, бредущие, не знающие кто они. 
Из биографии Платонова: Как из пустыни сделать живую землю. Тема песка и пустныи. Познавалась через библейские мотивы, земля странствия, обитания, и как то, что дает чел-ку приложить свою энергию, и как оживить пустыню – мотив оживления. 
Иван направляется к Солнцу, чтобы очеловечить весь мир – идея от космической философии, повлиявшая и на идеи пролеткульта. Для создания нового человека должна возникнуть новая наука – антропотехника. Наука по созданию новых людей. Тема поиска счастья, счастье понимается как нахождение секрета жизни.

Энтропия — мера необратимого рассеивания энергии, мера отклонения реального процесса от идеального. Термодинамическая энтропия — функция состояния термодинамической системы Энтропия Вселенной

 

Поздний рассказ 40е г. «Цветок на земле». 
Тема начатая в 20 годы, воплотилась в позднем тв-ве П.
 Главный герой – ребенок. Мальчик Афоня (знач.щедрый, благодарный). И дед Тит (почтенный). Сюжет: Афоня растет один, отец на войне, мать в колхозе на молочной ферме целый день, а дед спит. Мотив сна от части связан с людьми, которые не понимают для чего живут и связано с мотивом смерти. Так же с забывчивостью. Афоне скучно жить – состояние одиночества и сиротства. Афоня замечает, что борода деда – вместилище для насекомых. Дед превращается постепенно в дерево. Кожа похожа на кору, а глаза «выцвели, и смотрели равнодушно». 
Все детали значимы. Образ часов: ход часов становится традиционной метафорой течения жизни. Если остановит часы, то и дедушка проснется. Платонов пишет, что дедушка «очнулся», хотя слово не очень подходит, тк он спал, можно было сказать, что проснулся. 
Использует глагол «опомнился» - тоже означает как жить. Это черта очень характерна для произведений Платонова. 
Почему Голубой цветок? Цветок из песка. Цветок знает, как вырасти из мертвого, из песка.

Почему ребенок? Надежда на то, что он научится оживлять умерших людей, (из песка). Дети носители знания, они узнают как это сделать. 


Рассказ «Железная старуха».Герои: Мальчик Егор. Образ ребенка, как и в предыдущем произведении. 
 Композиция: Рассказ строится на повторе. 
Егор обращается к тому что его окружает, к ветру, листьям, червякам, деревьям итд. Один вопрос задает: Ты кто? Что ты мне говоришь? Вглядывается в разные формы жизни и пытается постичь жизнь. ≈ «Тектология» Богданова. Нужно познать природу, разные формы, суммировать опыт природы и тогда человечество может прыгнуть в будущее. Идея познания разных форм жизни. 
День и ночь/спать и жить – опозиции. «Спать во тьме». «Егор не любил спать – он любил жить без перерыва». 
Обращение к жуку: жук знает, то что не знает Егор.

Забирает червя. Отсылает к библейскому символу – змея. Символ познания. Егор предлагает червю поменяться местами. Егору важно познать формы жизни.

Мать рассказывает страшилку о Железной старухе. Типа уводит тех, кто не спит. Ждет пока все помрут и она одна будет жить. Егор решается ночью выйти во двор и увидеть старуху.

 

•    ïУ Платонова много персонажей роются в земле, или роют ямки и сидят там – уединение с землей это мифологический мотив. Мб некий библейский мотив глины. Глиняный человек – первый человек -уподобление Адаму.


Егор забирается в пещеру,встречает старуху. Спрашивает у старухи кто она, она вроде как не говорит ему. Хочет стать железным стариком, но потом снова стать мальчиком с мамой.


•    ïМотив метампсихоза – жизнь возникающая в разных формах, перерождение. Тема ведущая от Николая Федорова - возвращение к жизни. Так же есть противопоставление дня и ночи.

•    ïВлияние идей Константина Циолковского: Органическая материя и неорганическая – нельзя так подразделять, это просто разные ступени жизни. Все живое, только есть маложизненная. Материя способна чувствовать и горе, и радость. 


 Статья «Ремонт Земли» 20е гг. 
 Вопрос Что такое земля? Земля – это весь мир, с реками, людьми, пашнями, от куда мы вышли и куда уйдем. С лексической т.зр. – много синонимов по отношению к земли. Каждый син. определяет определенную стадию земли: земля, почва//песок, глина, каменная крошка, камень. Определение – от живого к мертвому.

Эксплуатация человека или земли – уничтожает мир, вводит в «замусоренное состояние». 

Значение Земли у Замятина. Энтропия и энергия -в основе эволюции. Энтропия – нет революций, восстаний, а новый период новый уровень. И ур-ни повторяются. Так происходит эволюция по Замятину.

У Платонова энтропия – это хаус. Связана с явлениями природными, которыми сложно управлять: гроза, огонь. Явления разрушительные. А энергия считается энергией сознания, которая является самым высшим сознанием. Когда человек противостоит энтропии природного разрушения. И можно спасти человечество от разрушения. 
Противопоставление природного и сознательного (то, что чел-к мастерит) важно для Платонова. 
В «Ювенильном море» есть описание страдания природы, энтропии. По Платонову земля больна от войн, и неправильной эксплуатации человеком.

Платонов говорит о Живом и мертвом инвентаре. Но инвентарь не характеризуется как живой. Инвентарь(по Платонову): голая горелая трава, худые деревья.

Когда человек выполняет земляные работы, он ремонтрует землю и это может сделать только человек – побороть энтропию.

 

«Ч евенгур». 
По П. человек проживает две жизни:

Первая: Временное существование. Другое название - Производствено-пищевая история человечества. 
 Вторая: Главная жизнь, которая назначена и вручена человеку как наказ. Люди забывают о второй жизни в угоду первой жизни. 


Композиция повестей Платонова.

Многие строятся как путешествия, находятся в процессе движения. Чел-к живет от одной точки истины к другой – так устроена жизнь чел-ка. Герои находятся в пути (жизненного), где даются определенные точки, когда он что-то узнает.

Мифологический мотив: Герой идет по земле босиков – это слияние с землей, чувствует свое родство с ней. 

 Система персонажей в повести «Котлован». Есть 4 разных подхода, о том где находится истина и как ее добиться:
1 подход в лице Прушевского – Истина вне человека, за пределами нашего мира и она не достижима
2 подход, Пашкин – Истина находится в животной телесности человека

3 подход, Вощев – Истина в сознании человека, чел-к носитель истины
4 подход, Чеклин – Истина в теле человека, затем переходит в землю и поэтому можно добыть ее из земного праха.

Как считает сам Платонов? Исследователи считают, что в разные периоды жизни, он полагал по-разному. 

 Финал трактовки повести «Котлован». Вощев уволен за задумчивость. Отправляется в путь за истиной. Попадает на стройку здания будущего. Вместо здания остается только котлован. Котлован – как могила светлого будущего. Там хоронят мертвую девочку Настю, вместе с умирающей матерью нашли на фабрике. Настя – символ строительства будущего. 
Нес-ко интерпретаций. В повести есть аллюзии на «Божественную комедию» Данте. Повесть начинается как путешествие, углубление страданий, обращается внимание на возраст Вощева. Но воскрешения нет, как в БК. Анастасия (знач. воскресение). На Настю возлагались надежды будущего воскрсения (видно по тексту) автором. 
Платонов решил пояснить финал. Для Платонова Настя – идея нового поколения. Год написания «Котлована» 29-30г. -год перелома, всеобщая коллективизация. Впервые опубликована в 1989 году. 



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.