Тема: «Синтаксические особенности письменной и устной деловой речи» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема: «Синтаксические особенности письменной и устной деловой речи»

2019-08-03 1167
Тема: «Синтаксические особенности письменной и устной деловой речи» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретическая часть

1. В чем заключаются синтаксические особенности официально-делового стиля?

2. Что такое синтаксическая норма?

3. Порядок слов и его роль в организации речи. Порядок слов стилистически нейтральный и стилистически значимый.

4. Какие ошибки могут быть вызваны неправильным порядком слов?

5. Какие трудности возникают при согласовании сказуемого с подлежащим в предложении?

6. Какие трудности возникают при согласовании определений, приложений с определяемыми словами?

7. Каковы формы управления в языке права?

8. Особенности управления при однородных членах предложения.

9. Чем вызваны ошибки в управлении? Приведите примеры.

10. Каковы синтаксические и коммуникативные функции однородных членов в тексте юридических документов?

11. В чём особенности употребления причастных и деепричастных оборотов в речи?

12. Чем вызвано использование сложных предложений в письменной юридической речи?

13. Какие придаточные предложения характерны для уголовного, уголовно-процессуального законов?

14. Каковы функции сложных предложений в процессуальных актах?

15. Что является причиной ошибок в употреблении сложных предложений?

16. Что такое параллельные синтаксические конструкции, их функции в языке права?

17. Трудности в употреблении конструкций с отглагольными существительными.

 

Практическая часть

1. Исправьте, если необходимо, ошибки в следующих предложениях

1.Прошу уволить вас по собственному желанию.2. Искаров ударил по лицу соседа. 3. Выплатит премию в размере 0,5 оклада за качественный ремонт следующих товарищей.4. Осмотр места происшествия был произведён 15 мая т.г., где было совершено убийство с участием понятых.5. Шум шагов заглушал вой ветра.6. В результате небрежного хранения тары свалившийся металлический сосуд со стеллажа причинил телесные повреждения пострадавшим.7. Предъявленное обвинение нашло в суде подтверждение.8. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.9.На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую республику.10. Статья 108, часть 1 УК РСФСР требует наличия тяжких телесных повреждений, относясь к категории тяжких. 11. Изучая материалы дела, мне даже в голову не приходило лично поговорить с братом подозреваемого.12.Лицо, которое совершившее преступление, должно быть привлечено к уголовной ответственности.13.Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым. 14.Затем Петрикин назначается начальником отдела продаж, работая в этой должности полтора года.15. Подъезжая к дому, он быстро достал ключи и открыл дверь.16. Лица, привлекающиеся в качестве свидетелей, обязаны давать правдивые показания.17.Нетрезвый организм Тушина, свалившись с лесов на Барсукова, придавив ему собой ногу. 18. На допросе Аскин показал, что он с оставшимися членами компании направились пешком на Васильевский остров. 19.Часть депутатов городской думы перешла на работу в областное правительство. 20. Потерпевшему было нанесено семь огнестрельных ранений, повлекшие потерю крови, приводящую к смерти. 21. Карпов с Васильевым трижды нарушил правила дорожного движения за последний месяц. 22. Он систематически избивал жену, нанося удары кулаками, ногами и другими предметами домашнего обихода. 23. Гребнев организовал и постоянно следил за сетью сбыта контрабанды. 24. При осмотре трупа следов ранения, кроме свидетельства о смерти жены, обнаружено не было.

2. Определите, какие ошибки допущены в предложениях с однородными членами предложения. Исправьте ошибки.

1. Жмыхов организовал и руководил бандой. 2. Все эти показания говорят о невиновности моего подзащитного и что он не принимал участия в разбойном нападении. 3. Милованов имеет гордую осанку и упитанность. 4. Мне сказали, что намечается вылазка в лес с детьми, женами, удочками и другим спортинвентарем. 5. Лескин сказал" студенческий коэффициент можно применять и к рабочим, не имеющим специальности и которые приобретают специальность непосредственно на месте работы. 6. В кювете обнаружены две пуговицы: женская и одна черная. 7. Кроме огрызка малосольного огурца, доку- ментов у задержанного не обнаружено. 8. Власов совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 206 УК РФ и которое представляет серьезную общественную опасность. 9. Рассмотрев в открытом cyдeбном заседании дело Рукосуевой Елены Марковны, 1949 года рождения, уроженки с. Ентоль Большемуртинского р-на Красноярского. русской, из рабочих, не замужем, беспартийной, ранее не судимой, работает варщицей в колбасном цехе Красноярского мясокомбината, проживает по ул. Кольцевая, N 2, кв. 61, суд установил... 10.Лицо, находясь в состоянии алкогольного опьянения, нарушив правила дорожного движения и совершил наезд. 11. У щкафа на полу стоят две хрустальные вазы, один графин, флакон одеколона и женская юбка. 12. Он систематически избивает жену, нанося побои кулаками, ногами и другими предметами домашнего обихода. 13. Человек, находившийся в комнате и который видел всех присутствовавших, не мог не заметить, кто первый ударил потерпевшую. 14. Бурдина находилась в сильной степени опьянения и, кроме того, направлялась в больницу на стационарное лечение. 15. На основании изложенного и принимая во внимание указанные обстоятельства, следователь постановил. 16. Он предложил обвиняемому Войтенко Б. С. показать дом, квартиру и женщину, которой он продал две хрустальные вазы. 17. Афнина по- казала, что Агеева, вызвав Франкину с урока, и предложила" написать заявление. 18. Муж ушел на станцию, чтобы купить водки и еще кое-что для детей. 19. От испуга и других телесных повреждений пало 62 куры-несушки. 20. Новые препараты не являются содержащими ядовитых веществ и поэтому не опасны для окружающих. 21. Антохин организовал и постоянно занимался сбытом «левого» железа, 22.При задержании у гр-на Борисова имеется запах алкоголя, покраснение кожного покрытия лица, заплетание языка.

3. Определите, какие ошибки допущены в сложных предложениях. Исправьте ошибки.

1.Меркурьев в своих показаниях пояснил, что взял нож из газона, которым ударил студента. 2. Ответчику направлена претензия, на которую получен ответ, в котором ответчик старается оправдаться. 3. Таким образом, подсудимым совершены злостные хулиганские действия, отличающие по своему содержанию особой дерзостью, поскольку события происходили в общественном месте на ул. Пугачева, следовательно, был грубо нарушен общественный порядок, проявлено явное неуважение к гражданам и причинено физическое насилие над потерпевшим, т. е. совершил преступление, предусмотренное ч. 1 СТ. 213 УК РФ. 4. 18 сентября 2004 года в вечернее время около клуба деревни Кулаково началась взаимная драка между Милюковым, Вагиным и Сычевым, которая продолжалась продолжительное время и затем прекратилась, после чего Милюков ушел к своеи теще и вскоре вернулся назад, где вновь началась ссора с Вагиным и Сычевым, где вытащил из кармана нож и бросился за Вагиным, который побежал от него, тогда Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, здесь же подбежал Вагин, и они стали бить Милюкова. 5. Власова была задержана 10 апреля 1999 года в Игарске, при задержании у которой было обнаружено 700 тысяч рублей. 6. Затем, когда Рукосуев хотел пойти в милицию и заявить о действиях подсудимой и как только направился к двери, подсудимая его оттолкнула. 7. Во время осмотра члены семьи в составе трех человек находились в квартире, двери открыты, которые все плакали. 8. Потерпевшая пояснила, что подсудимый, будучи в тот момент незнакомым для нее лицом, около подъезда дома N2 8 по ул. Володарского угрожал ей словесно, нецензурно, а также ножом, приставив конец его к боку ее, что она основывает на том, что почувствовала прикосновение постороннего предмета, но не имела возможности обозреть данный предмет, поскольку отсуствовало соответствующее освещение ввиду испорченной лампочки. 9. Считая, что Сухарев должен нести уголовную ответственность по Ч. 2 СТ. 105 УК РФ, так как его действия нашли полное подтверждение в суде и они доказаны полностью. 10. Петрова ломиком нанесла несколько ударов по двери, которая не была подвергнута экспертизе на предмет определения степени опьянения. 11. В результате небрежного хранения стеклотары и нарушения техники безопасности свалившийся металлический сосуд со стеллажа нанес телесный ущерб кладовщику, который получил вмятину в боку и оказался непригодным для дальнейшего использования по назначению. 12. Власов совершил преступление, которое представляет серьезную опасность и предусмотренное Ч. 2 СТ. 213 УК РФ. 13. В шестом часу вечера они возвратились домой, где находился брат Рукосуевой с семьей, чтобы угостить своего брата, Рукосуева дала мужу 100 рублей на водку. 14.Кирпич, брошенный Дзюбой, стукнул Жилина по голове, совершив тем самым дерзкое хулиганство. 15.Хищение произведено путем выдавливания стекла, влезания в окно, открывания шкафа, собирания вещей в узел и вылезания обратно. 16. срыв шапки осуществлен подсудимым с помощью тихого подкрадывания, незаметного протягивания руки, резкого снятия и быстрого бега. 17. Нарушив правила дорожного движения, пострадало три человека.

4. Прочитайте ст.37, 235, 236, 308, УПК РФ. Установите, чем осложнен каждый однородный член предложения: причастным оборотом или придаточным предложением. Обратите внимание, насколько цифровое обозначение однородных членов помогает выразить мысль.

5. Обратите внимание на правильное использование причастных и деепричастных оборотов в отрывке из обвинительного заключения. Определите их функции. Выделите в отрывке параллельные синтаксические конструкции.

Будучи привлеченным и допрошенным в качестве обвиняемого Сидоров В.В. Виновным себя признал полностью и показал, что 18 декабря 2010 года в 17 часов, будучи в нетрезвом состоянии, в районе остановки «Нефтебаза» он остановил такси и попросил подвезти его к дому по ул. Игарской. По приезде на ул. Игарскую он вышел из такси и пошел к своей бывшей жене, проживающей в доме № 13. Угрожал ли он ножом водителю такси, он не помнит. Но помнит, что в такси доставал нож. Побыв некоторое время у жены, он поехал к себе в общежитие. Подъезжая к автовокзалу, он попросил остановить такси и зашел на автовокзал, чтобы продать свой складной нож. Но находившийся там работник милиции отобрал у него нож, после чего он уехал к себе домой и лег спать.

6. Определите значения следующих слов и составьте с ними словосочетания.

Абонент, абонемент, альманах, амплуа, апогей, глашатай, имитация, колосс, кредо, лейтмотив, маринист, меморандум, мораторий, нивелировать, огульный, оснастка, острастка, постскриптум, ратификация, фиктивный, эквивалент, эксцентричный, эффективный, эффектный.

7 .Составьте с данными предлогами предложения.

- Ввиду-вследствие-в силу-в связи-по причине-благодаря-в результате.

- О-про-насчет-относительно.

- С помощью- при помощи.

- В меру- по мере.

- В отношении-по отношению.

- С целью- в целях.

- Между- меж.

- Через-сквозь.

- По-после.

- У-около-близ.

- Несмотря на- невзирая на.

8. Выберите нужную форму. Объясните свой выбор.

1.Большинство произведений Куприна (заканчивается, заканчиваются) трагично. 2.В течение трех последних лет руководство Центрального и районного рынков неоднократно (обращались, обращалось) с жалобами в вышестоящие организации. 3.Ровно в 6 часов вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать выстрелов. 4.В нынешнем году в столице (открылось, открылись) десять новых школ. Три школы (закрыты, закрыто) и три (переименованы, переименовано). 5.Для них несколько столичных фабрик (шьют, шьет) костюмы. 6.В конкурсе участвовал(о,и) тридцать один школьник. 7.Три скамейки стоял(о,и) у стены. 8.Большинство произведений поэта посвящен(о,ы) теме любви. 9.Не то снег, не то град выпад(ет,ут) завтра. 10.Любопытство, а не жажда познания взял(о,и) верх.

9. Выберите нужную форму и объясните свой выбор.

1.Музей-квартира художника (закрыт, закрыта) на реставрацию. 2.Плащ-палатка (был, была) (сложен, сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак. 3.«Известия» уже неоднократно поднимал(а,и) эту проблему. 4.Озеро Ильмень расположен(о) недалеко от Новгорода. 5.Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день. 6.Женщина-врач дал(а) направление в больницу.

7.Два (лучшие, лучших) друга уехали учиться в другой город. 8.За три послед(них, ние) месяца в городе побывали многие артисты. 9.Поступили в продажу две (новые,новых) модели автомобиля. 10.(Целые, целых) два месяца мы готовились к этому экзамену. 11.Три (наши, наших) спортсмена вышли в финал соревнований.

10. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

1.Согласно (распоряжение, приказ, решение, постановление, желание, указание).

2.Благодаря (выступление, успех, знание, предупреждение).

3.Вопреки (просьба, предложение, уговор, усилие).

 

Задания для самостоятельной работы

(темы рефератов и сообщений)

1. Иностранные слова в юридических документах.

2. Выразительные возможности русского синтаксиса.

3. История русской пунктуации

Занятие № 3 (2 часа)

Тема: «Структура и содержание служебных документов и официальных писем»

Теоретическая часть

1. Каковы особенности языка служебных документов? Что такое стандартизация деловой речи?

2. Что такое документ? Каковы общие и специальные функции документа? Что такое реквизиты документа? Какие требования предъявляются к составу и оформлению реквизитов документов? Какие Вам известны виды классификаций документов? Назовите и охарактеризуйте основные типы служебных документов?

3. Чем оправдано стремление к унификации языка и формы служебных документов?

4. Что такое констатирующая, что такое распорядительная часть служебного документа?

5. Какие вам известны виды распорядительных документов?

6. Что такое справочно-аналитические и справочно-информационные документы?

7. Какие вам известны виды служебных записок?

8. Что входит в содержание договора?

9. Какие виды доверенностей вам известны? Что входит в их содержание?

10. Что такое аспект документа? Какие документы называются одноаспектными, какие — многоаспектными? Какие аспекты содержания документа могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей? Приведите примеры.

11. Каковы этапы подготовки служебного документа?

12. Охарактеризуйте композиционные части известных вам процессуальных документов.

13. Какие вам известны разновидности официально-делового стиля речи?

14. Назовите документы собственно законодательного и административно-канцелярского подстилей.

15. Охарактеризуйте основные типы деловых писем. Что такое композиция делового письма? Как проявляются правила этикета в практике делового письма? Назовите стандартные выражения и формулы вежливости. Что вам известно об истории русской школы делового письма?

16. Дайте определение понятия «культура официальной переписки». Как сочетаются такие требования к деловому письму, как лаконизм и достаточность информационного сообщения? Что означают понятия достоверности и убедительности информационного сообщения?

17.Расскажите об унификации сокращений, широко используемой в деловых письмах.

18. Расскажите о содержании и оформлении резюме.

 

Практическая часть

1. Определите лексическое значение слов.

Адресат, адресант, апелляция, бюллетень, декларация, коммюнике, меморандум, петиция, прокламация, реквизит, ходатайство.

2. К словам из левой колонки подберите антонимы из правой колонки.

Получить Письмо-запрос Удовлетворить Вышеизложенный Назначение Входящий документ Разрешить Импортёр Присутствие Отставка Отсутствие Отказать Запретить Исходящий документ Экспортёр Отправить Письмо-ответ Нижеизложенный

 

3. Найдите в приведённых фразах канцелярские штампы. Исправьте предложения.

1. В деле получения высоких результатов по раскрытию преступлений первостепенное значение имеет наличие квалифицированных специалистов. 2. Уголовное дело прекращено в силу отсутствия улик. 3. В отделе по борьбе с экономическими преступлениями со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своей работе. 4. В своем выступлении прокурор области отметил, что на высоком уровне находится количество нераскрытых преступлении.5. В этом году многое было сделано по части удовлетворения культурных запросов населения нашего города. 6. В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплаты и пенсии необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий и коммерческих структур. 7. На заседании учебно-методического совета академии было принято решение о необходимости поднять на должную высоту уровень преподавания специальных дисциплин в Институте прокуратуры. 8. По линии культурно-массовой работы актива академии намечено проведение конкурса «Студенческая весна». 9. В редакции студенческой газеты «Юрист» ощущалась нехватка художественных материалов, способных приковать внимание молодёжного читателя.

 

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Русский язык в деловой документации»

 

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы относятся:

- предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

- чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с ресурсами сети интернет;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;

- выполнение тестовых заданий;

- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

- подбор документальных источников по теме практического занятия;

- написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;

- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.

- подготовка к сдаче зачета;

- иные виды самостоятельной работы студента.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

 

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Русский язык в деловой документации»

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

В образовательной программе по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) определяются планируемые результаты обучения - знания, умения и навыки характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

Компетенции формируются в рамках следующих этапов:

Этап 1

Этап 2 и т.д.

Перечень компетенций с указанием

этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

 

Код компетенции Этапы формирования компетенции Характеристика этапов формирования компетенций

ОК-10 способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке

 

1. Этап (начальный) Знать. Уметь. Знать. Основы Русского языка в деловой документации, необходимые для способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане, для решения стандартных профессиональных задач.  Владеть. Навыками принятия решений в стандартных ситуациях,  навыками применения знаний русского языка в деловой документации для осуществления письменной и устной коммуникации на русском языке  
2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. Теоретические положения Русского языка в деловой документации, необходимые для способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане для решения профессиональных задач и практических заданий по осуществлению письменной и устной коммуникации на русском языке.  Владеть.  Навыками принятия решений в новых и нестандартных ситуациях, навыками применения знаний русского языка в деловой документации для осуществления письменной и устной коммуникации на русском языке
3. Этап (практико-ориентированный) Знать. На концептуальном уровне принципы Русского языка в деловой документации, необходимые для способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке. Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения любых профессиональных задач и практических заданий Владеть. Навыками принятия решений в новых и нестандартных ситуациях, объективно оценивать эффективность и качество имеющихся знаний, умений и навыков, необходимых для способности осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке.
ПК-1 способность разрабатывать нормативные правовые акты   1. Этап (начальный) Знать. Основы Русского языка в деловой документации, необходимые для способности разрабатывать нормативные правовые акты.  Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане, для решения стандартных профессиональных задач.  Владеть. Навыками принятия решений в стандартных ситуациях, навыками применения знаний русского языка в деловой документации для способности разрабатывать нормативные правовые акты.
  2. Этап (продуктивно-деятельностный) Знать. Теоретические положения Русского языка в деловой документации, необходимые для способности разрабатывать нормативные правовые акты. Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане для решения профессиональных задач и практических заданий Владеть. Навыками принятия решений в новых и нестандартных ситуациях, навыками применения знаний русского языка в деловой документации для способности разрабатывать нормативные правовые акты.
  3. Этап (практико-ориентированный) Знать На концептуальном уровне принципы Русского языка в деловой документации, необходимые для способности разрабатывать нормативные правовые акты. Уметь. применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения любых профессиональных задач и практических заданий Владеть. Навыками принятия решений в новых и нестандартных ситуациях, объективно оценивать эффективность и качество имеющихся знаний, умений и навыков при разработке нормативных правовых актов.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.